







Мастерство, как известно, не пропьешь, а неповторимый авторский почерк не затрешь. Обладатель одного из самых безошибочно узнаваемых стилей в современном кино Уэс Андерсон вряд ли смог бы познать радость анонимного творчества, даже радикально сменив направление деятельности и переключившись, например, на производство санфаянса. Что уж говорить о втором за карьеру скачке из игрового кино в анимационное, который зафиксировал смену инструментария режиссера и настроенческого окраса, но не подхода — основательного, заботливого и, самое главное, ручного. Этакий мастер по валянию эксклюзивных игрушек в мире Hasbro, Lego и Mattel. Охват ощутимо меньше, чем у конкурентов-гигантов, зато аудитория преданнее.
В Штатах молодых талантливых постановщиков, чьи сделанные от души фильмы гремят на «Сандэнсе» и в прокате, очень быстро привечает Голливуд. В обмен на славу, почет и тугие пачки долларов Фабрика звезд «заставляет» их снимать блокбастеры, которые почему-то получаются гораздо лучше, чем у тех, кто с этим жанром на ты. У нас, видимо, все работает как-то иначе: молодой талантливый Ким Дружинин после своих от души воспевших настоящий подвиг «28 панфиловцев» угодил прямиком под крылышко скандально известного министра культуры РФ Владимира Мединского. Как писали в пресс-релизах, министр «принял активное участие» в съемках его нового фильма «Танки» (и даже записал себя в титры). Что скрывается за этой фразой, все примерно догадываются. В итоге мы, конечно, получили заявленный приключенческий блокбастер, но за что с нами, доверчивыми, поступили именно так, никто теперь не скажет.
Данила Козловский выпустил фильм, где все — от сценария до постпродакшена — сделал сам. Себе же он оставил и главную роль, а партнершей по фильму выбрал свою возлюбленную — актрису Ольгу Зуеву. Столь авторитарный подход к картине по-хорошему интриговал. Было интересно, что же это за священная корова, которую Козловский никому не доверил. Оказалось, актер давно мечтал снять кино про спорт, точнее, про российский футбол. Так что замахнулся Данила Валерьевич даже не на корову, а на целого мифического единорога.
Создатели хорроров из года в год переносят на экраны кинотеатров привычные наборы штампов и клише. Последнее сколько-нибудь оригинальное решение было показано в «Паранормальном явлении», вышедшем больше десяти лет назад, где весь фильм строился на визуальном отсутствии того самого явления. Пожалуй, именно этот жанр кинематографа больше всего нуждается в талантливых творцах и свежих идеях. Тем более что в наше время уже просто так никого не напугаешь: страшные и зловещие чудища остались в прошлом веке, а новых средств запугивания еще не изобрели.
Кажется, что главная история современной цивилизации, записанная в Книге книг, уже изжила себя, и вряд ли кто-то сможет подать зрителю ее оригинальную трактовку. Иисус всегда был в первую очередь каноничным мучеником и сверхъестественным пророком, но не единожды его показывали и отступником, едва ли не сравнивая с падшим Люцифером. В разной степени авторы и режиссеры ставили в своих произведениях акценты на апостолов, от Петра до Иуды, но никогда толком не была поведана история самого выделяющегося персонажа из сугубо мужской группы последователей Христа — Марии Магдалины.
Как правило, если крупная корпорация практикует дресс-код, то его рамки весьма узки, а максимальной вольностью оказывается отсутствие галстука по пятницам при сохранении прочих элементов футляра. Профессиональный гардероб Стивена Спилберга его обобщенным работодателем, то бишь Голливудом, по счастью, никак не регламентируется. Именно поэтому в шкафу кинематографиста на вешалках примерно в равном соотношении присутствуют строгие «тройки» (военные/политические/биографические драмы) и легкомысленные костюмы попугайчатых расцветок, которые подошли бы Харри Данну и Ллойду Крисмасу из «Тупой и еще тупее» (шумные и яркие блокбастеры). Пополнив серьезную часть своей фильмографии злободневным и статусным «Секретным досье», именитый режиссер отправился восстанавливать баланс инь и ян развлекательным «Первому игроку приготовиться». Точнее не отправился, а буквально понесся, как мальчишка на дворовый футбольный матч после урока игры на скрипке. Энтузиазма и куража у Спилберга действительно набралось с лихвой, и это чувствуется даже через экран.
Шотландский режиссер Линн Рэмси нечасто радует зрителей своим творчеством: за без малого двадцать лет она сняла всего четыре фильма, перемежая их короткометражками. Киноманам Линн известна в первую очередь как сценарист и режиссер драмы с Тильдой Суинтон и Эзрой Миллером «Что-то не так с Кевином». Премьера ее последней работы, «Тебя никогда здесь не было», состоялась на кинофестивале в Каннах почти год назад, тогда как у нас картина вышла совсем недавно. Лента победила в номинациях на лучшую мужскую роль и лучший сценарий.
Психологические триллеры, как правило, привлекают к себе большой интерес в среде киноманов. Особенно если речь идет о новом творении именитого режиссера. Не избежала локального ажиотажа и свежая работа Стивена Содерберга «Не в себе». Повышенное внимание вызвано еще и форматом съемки, которая полностью выполнена на камеру обычного «айфона».
Новый фильм режиссера Йоргоса Лантимоса российский зритель ждал, кажется, слишком долго и успел прокиснуть в своем ожидании. Почти год лента была в пути из Канн, где забрала «Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий, к отечественным кинотеатрам, но наши прокатчики, будто сговорившись, решили сильно урезать сеансы. Так было в свое время и с «Меланхолией» Ларса фон Триера, что не помешало ей стать признанной удачей в карьере экстравагантного датчанина и поводом для светского обмена мнениями среди киноманов.
Вуди Аллен — киностахановец, делает по фильму в год, что знает каждый, кто знаком с его творчеством. Снятые им картины сродни записям в дневнике в конце суматошного дня, зависят от настроения: с какой ноги встал мэтр, насколько питательным был его завтрак, шел ли в Нью-Йорке дождь или поджаривало люто нелюбимое им солнце, удался ли джазовый пассаж на кларнете, выиграла ли бейсбольная команда, за которую он болеет. От этих слагаемых зависит, обрушит режиссер на голову зрителя ад психоанализа или подарит, будучи в благостном расположении духа, легкие комические зарисовки из жизни городских неврастеников. Зарисовки случаются чаще, но в тот день, когда Вуди Аллен решился снимать «Колесо чудес», в городе явно нестерпимо палило, в бакалейной лавке ему отдавили ногу, а из-под носа увели такси. Как итог — новая картина получилась на редкость злобной. Драма четырех людей, в финале которой никого не жалко.