Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Эрик Айдл

Eric Idle
Эрик Айдл
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Композитор, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Lyn Ashley (00.00.1969) (детей: 1), Tania Kosevich (00.00.1981)
Рост: 185
Родился: 29 марта 1943, Овен (74 лет)
Последний фильм: 2015
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Эрик Айдл известен по фильмам


Фото: Эрик Айдл

Фото Эрик Айдл Фото Эрик Айдл Фото Эрик Айдл

Новости: Эрик Айдл

22.11.2015 18:10

Капитан Хаос и «гиллиамески»

Пожалуй, из всех современных режиссеров сложно выделить хотя бы одного настолько же культового, как старина Терри Гиллиам, которого с одинаковой силой обожали бы зрители и прессовали бы продюсеры. На счету этого англичанина американского происхождения — самые рискованные, дерзкие и вызывающие проекты, ни один из которых не имел безоговорочного успеха сразу по выходу на экраны. Каждый выпущенный хулиганом Терри фильм так или иначе встречал возражения, будь то мрачная антиутопия, выносящая приговор обществу потребления («Бразилия»), или гротескная притча о современной Алисе, необъяснимым образом занесенной на территорию хичкоковского «Психо» («Страна приливов»).

Этот интеллектуальный маргинал, в чьей голове роятся миллионы образов, рождаются фантастические типажи и возводятся целые города, то и дело принимает на себя роль самого болезненного нарыва Голливуда. И хотя ему поклоняются синефилы со всего мира, Гиллиам периодически становится мишенью для критиков и студийных боссов. Их раздражает его наплевательство на общественные запреты и безудержная фантазия, плоды которой иногда оказываются настолько уродливыми, что могут существовать лишь на грани фола. После выхода на экраны «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» профессиональная тусовка вообще задалась целью раз и навсегда потопить выскочку, который производит на свет «фальшивку, выданную за авторское кино».
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.64

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография: Эрик Айдл

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Ратлз: Всё, что тебе нужно - бабки
Ратлз: Всё, что тебе нужно - бабки (1978)

The Rutles: All You Need Is Cash (7.30)

What About Dick?
What About Dick? (0)
(7.80)

Сценарист [ скрыть ]


Советы образования №41: Выбор дорогой школы
Советы образования №41: Выбор дорогой школы (2003)

Education Tips No. 41: Choosing a Really Expensive School (7.70)

Пираты: 3D Шоу
Пираты: 3D Шоу (1999)

Pirates: 3D Show (6.10)

Перепутанные наследники
Перепутанные наследники (1993)

Splitting Heirs (5.30)

Смысл жизни по Монти Пайтону
Смысл жизни по Монти Пайтону (1983)

The Meaning of Life (7.50)

Монти Пайтон: Голливудское выступление
Монти Пайтон: Голливудское выступление (1982)

Monty Python Live at the Hollywood Bowl (7.70)

Лучшее шоу Стива Мартина
Лучшее шоу Стива Мартина (1981)

Steve Martin's Best Show Ever (7.20)


Ратлз: Всё, что тебе нужно - бабки
Ратлз: Всё, что тебе нужно - бабки (1978)

The Rutles: All You Need Is Cash (7.30)


Монти Пайтон и Священный Грааль
Монти Пайтон и Священный Грааль (1975)

Monty Python and the Holy Grail (8.40)

Монти Пайтон: Летающий цирк в Германии
Монти Пайтон: Летающий цирк в Германии (1971)

Monty Python's Fliegender Zirkus (8.20)

Монти Пайтон: А теперь кое-что...
Монти Пайтон: А теперь кое-что... (1971)

And Now for Something Completely Different (7.50)


Монти Пайтон: Летающий цирк
Монти Пайтон: Летающий цирк (сериал) (1969)

Monty Python's Flying Circus (9.30)


What About Dick?
What About Dick? (0)
(7.80)

Актёр [ скрыть ]


Все могу
Все могу (2015)

Absolutely Anything (0.00)
Extraterrestrial (голос)

Wolf Sheep
Wolf Sheep (2010)
(0.00)

Baritonish / Stan / Loretta / Bob Dylan / Ben

Various (хроника) (в титрах отсутствует)

Дельго
Дельго (2008)

Delgo (4.40)
Spig (голос)

Шрэк Третий
Шрэк Третий (2007)

Shrek the Third (6.10)
Merlin (голос)

Various Characters (хроника) (в титрах отсутствует)

Гитлер: Годы комедии
Гитлер: Годы комедии (2007)

Hitler: The Comedy Years (6.20)
Mr. Johnson (хроника) (в титрах отсутствует)

Various (хроника) (в титрах отсутствует)

Комедии комиков
Комедии комиков (2005)

The Comedians' Comedian (6.70)
(хроника)


Щелкунчик и мышиный король
Щелкунчик и мышиный король (2004)

The Nutcracker and the Mouseking (4.90)
Drosselmeier (voice: English version)

Заколдованная Элла
Заколдованная Элла (2004)

Ella Enchanted (6.20)
Narrator

Scrapperton (3 episodes, 2004-2005)


Голливудские копы
Голливудские копы (2003)

Hollywood Homicide (5.20)
Celebrity

Призрачная команда
Призрачная команда (2002)

The Scream Team (6.40)
Coffin Ed

Narrator / Dirk McQuickly / Lady Beth Mouse-Peddler

Пиноккио
Пиноккио (2002)

Pinocchio (3.70)
Medoro (voice: English version)

Pluto Angel

Brightness
Brightness (2000)
(6.60)
Mr. Bix

102 далматинца
102 далматинца (2000)

102 Dalmatians (4.40)
Waddlesworth (голос)

Геркулес: Из нуля в герои
Геркулес: Из нуля в герои (1999)

Hercules: Zero to Hero (5.90)
Parenthesis (голос)

Dr. Vosknocker (голос)

Дадли справедливый
Дадли справедливый (1999)

Dudley Do-Right (3.60)
Prospector

Путешествие в твоё воображение
Путешествие в твоё воображение (1999)

Journey Into Your Imagination (5.60)
Dr. Nigel Channing

SNL: 25 Years of Music
SNL: 25 Years of Music (1999)
(6.10)
Justin (хроника)

Pluto Angel

Пираты: 3D Шоу
Пираты: 3D Шоу (1999)

Pirates: 3D Show (6.10)
Pierre

Волшебный меч
Волшебный меч (1998)

Quest for Camelot (5.20)
Devon (голос)

Олененок Рудольф
Олененок Рудольф (1998)

Rudolph the Red-Nosed Reindeer: The Movie (4.90)
Slyly the Fox (голос)

Геркулес
Геркулес (сериал) (1998)

Hercules (6.20)
Parenthesis / ... (5 episodes, 1998-1999)

Секрет Н.И.М.Х. 2
Секрет Н.И.М.Х. 2 (1998)

The Secret of NIMH 2: Timmy to the Rescue (3.40)
Evil Martin (голос)

Гори, Голливуд, гори
Гори, Голливуд, гори (1997)

An Alan Smithee Film: Burn Hollywood Burn (3.50)
Alan Smithee

"Recess"
"Recess" (сериал) (1997)
(8.50)
Galileo (2 episodes, 1998-1999)

Various (хроника)

Rincewind (голос)

Historyteller / Dead Collector / Peasant 1 / Sir Robin the Not-Quite-So-Brave-as-Sir Launcelot / Concorde / Roger the Shrubber / Brother Maynard / Advisor of King Brian / Herald (хроника)

Ian Maxtone-Graham (22 episodes, 1999-2000)

Ветер в ивах
Ветер в ивах (1996)

The Wind in the Willows (6.10)
Rat

Discworld
Discworld (1995)
(8.50)
Rincewind (голос)

Каспер
Каспер (1995)

Casper (5.70)
Paul 'Dibbs' Plutzker

Various (хроника)

Дорогая, я уменьшил зрителей
Дорогая, я уменьшил зрителей (1994)

Honey, I Shrunk the Audience (7.10)
Dr. Nigel Channing (в титрах отсутствует)

Перепутанные наследники
Перепутанные наследники (1993)

Splitting Heirs (5.30)
Tommy Butterfly Rainbow Peace Patel

Недостающие звенья
Недостающие звенья (1992)

Missing Pieces (5.10)
Wendel



David Croft (хроника) (в титрах отсутствует)

Всё, что нужно знать о покупке и продаже машин, но вы боялись спросить
Всё, что нужно знать о покупке и продаже машин, но вы боялись спросить (1990)

Everything You Need to Know About Buying and Selling a Used Car, But Were Afraid to Ask (0.00)
Car Salesman

Mervyn Whale

Монашки в бегах
Монашки в бегах (1990)

Nuns on the Run (5.80)
Brian Hope

Слишком много солнца
Слишком много солнца (1990)

Too Much Sun (4.00)
Sonny

Вокруг света за 80 дней
Вокруг света за 80 дней (1989)

Around the World in 80 Days (6.90)
Jean Passepartout (3 episodes, 1989)

Grant Pritchard

Симпсоны
Симпсоны (сериал) (1989)

The Simpsons (8.70)
Declan Desmond (4 episodes, 2003-2012)

Шаг, ещё шаг и тогда...
Шаг, ещё шаг и тогда... (1989)

Um Passo, Outro Passo e Depois... (6.10)
Actor on TV (в титрах отсутствует)

The Ruttles narrator (хроника) (в титрах отсутствует)

Приключения барона Мюнхаузена
Приключения барона Мюнхаузена (1988)

The Adventures of Baron Munchausen (7.00)
Desmond / Berthold

Микадо
Микадо (1987)

The Mikado (7.60)
Ko-Ko

Трансформеры
Трансформеры (1986)

The Transformers: The Movie (7.10)
Wreck-Gar (голос)

Европейские каникулы
Европейские каникулы (1985)

European Vacation (6.10)
The Bike Rider

Смысл жизни по Монти Пайтону
Смысл жизни по Монти Пайтону (1983)

The Meaning of Life (7.50)
Gunther / Fish #3 / Gaston / 'Meaning of Life' Singer / Mr. Moore / Mrs. Blackitt / Watson / Blackitt / Atkinson / Perkins / Victim #3 / Front End / Mrs. Hendy / Man in Pink / Noël Coward / Angela

Желтая борода
Желтая борода (1983)

Yellowbeard (5.70)
Commander Clement

Narrator / ... (2 episodes, 1982-1985)

Монти Пайтон: Голливудское выступление
Монти Пайтон: Голливудское выступление (1982)

Monty Python Live at the Hollywood Bowl (7.70)
Michelangelo / Bruce #1 / Judge #1 / 'World Forum' Host / Arthur Nudge / Yorkshireman #1 / Mr. Smoketoomuch / Husband / Lumberjack

Лучшее шоу Стива Мартина
Лучшее шоу Стива Мартина (1981)

Steve Martin's Best Show Ever (7.20)
Reporter

Mr. Cheeky / Stan (Loretta) / Harry the Haggler / Culprit Woman / Warris / Intensely Dull Youth / Jailer's Assistant / Otto / Lead Singer Crucifee

Ратлз: Всё, что тебе нужно - бабки
Ратлз: Всё, что тебе нужно - бабки (1978)

The Rutles: All You Need Is Cash (7.30)
Dirk McQuickly / Narrator / Stanley J. Krammerhead III,Jr.,Occasional visiting professor of applied narcotics at the University of Please Yourself Ca.

Лаверна и Ширли
Лаверна и Ширли (сериал) (1976)

Laverne & Shirley (6.90)
 Derek DeWoods (1 episode, 1981)

Монти Пайтон и Священный Грааль
Монти Пайтон и Священный Грааль (1975)

Monty Python and the Holy Grail (8.40)
Dead Collector / Peasant 1 / Sir Robin the Not-Quite-So-Brave-as-Sir Launcelot / First Swamp Castle Guard / Concorde / Roger the Shrubber / Brother Maynard


Монти Пайтон: А теперь кое-что...
Монти Пайтон: А теперь кое-что... (1971)

And Now for Something Completely Different (7.50)
Prosecutor / Marriage Counselor / Arthur Nudge / Self-defence student #4 (interested in pointed sticks) / 'Hell's Grannies' analyst / Arthur Wilson / Arthur Wilson Two / Nightclub Emcee / Linkman / First General / Restaurant Manager / Linge

Монти Пайтон: Летающий цирк в Германии
Монти Пайтон: Летающий цирк в Германии (1971)

Monty Python's Fliegender Zirkus (8.20)
Various Roles

Еврошоу 71
Еврошоу 71 (1971)

Euroshow 71 (0.00)
Various (как Montypython Flyingcircus)

Монти Пайтон: Летающий цирк
Монти Пайтон: Летающий цирк (сериал) (1969)

Monty Python's Flying Circus (9.30)
Various / ... (46 episodes, 1969-1974)

Various

Various Characters / ... (21 episodes, 1967-1969)

What About Dick?
What About Dick? (0)
(7.80)
Piano

Продюсер [ скрыть ]


Перепутанные наследники
Перепутанные наследники (1993)

Splitting Heirs (5.30)

Лучшее шоу Стива Мартина
Лучшее шоу Стива Мартина (1981)

Steve Martin's Best Show Ever (7.20)

Композитор [ скрыть ]


Приключения барона Мюнхаузена
Приключения барона Мюнхаузена (1988)

The Adventures of Baron Munchausen (7.00)

Играл себя [ скрыть ]


(2013)
(0.00)
Себя

Автобиография лжеца: Правдивая история Грэма Чэпмена
Автобиография лжеца: Правдивая история Грэма Чэпмена (2012)

A Liar's Autobiography - The True Story of Monty Python's Graham Chapman (5.70)
Себя (хроника) (в титрах отсутствует)

Себя

Жизнь в материальном мире: Джордж Харрисон
Жизнь в материальном мире: Джордж Харрисон (2011)

George Harrison: Living in the Material World (8.00)
Себя

Себя / Various (хроника)

Кто такой Гарри Нильссон?
Кто такой Гарри Нильссон? (2010)

Who Is Harry Nilsson (And Why Is Everybody Talkin' About Him?) (7.50)
Себя

Himself

Себя (6 episodes, 2009)


The Seventh Python
The Seventh Python (2008)
(9.30)
Himself


The Secret Life of Brian
The Secret Life of Brian (2007)
(8.20)
Himself

Себя / ... (2 episodes, 2006)

Himself

Аристократы
Аристократы (2005)

The Aristocrats (6.40)
Себя



Himself - Nominee: Best Book of a Musical & Best Original Score

Himself (segment "Crackerbox Palace")

Концерт для Джорджа
Концерт для Джорджа (2003)

Concert for George (8.40)
Себя / Barber / Mountie


Himself

Himself

Himself

Himself (хроника)

Monty Python Live
Monty Python Live (2001)
(7.50)
Himself

Himself / Various Characters (хроника)

Himself (хроника)


It's Only Rock 'n' Roll
It's Only Rock 'n' Roll (2000)
(5.00)
Himself

The Beatles Revolution
The Beatles Revolution (2000)
(7.50)
Himself

Себя

From Spam to Sperm
From Spam to Sperm (1999)
(5.20)
Himself


Himself (хроника)

Pythonland
Pythonland (1999)
(5.70)
Himself


Монти Пайтон: Выступление в Аспене
Монти Пайтон: Выступление в Аспене (1998)

Monty Python's Flying Circus: Live at Aspen (7.70)
Себя / Various Roles (хроника)

Ежедневное шоу
Ежедневное шоу (сериал) (1996)

The Daily Show (8.90)
Себя (3 episodes, 2000-2005)

Себя (2 episodes, 1999-2000)

Life of Python
Life of Python (1990)
(7.60)
Himself / Various Roles (хроника)

The Movie Life of George
The Movie Life of George (1989)
(0.00)
Себя

Himself (cameo) / Various Roles (achive footage)

Himself

Himself


Group Madness
Group Madness (1983)
(4.40)
Himself

Himself (хроника)

Himself

To See Such Fun
To See Such Fun (1977)
(6.70)
Himself (хроника)

Себя - Host / ... (7 episodes, 1976-1986)

Side by Side
Side by Side (1975)
(6.20)
Himself


Himself

 Сегодня
Сегодня (сериал) (1952)

Today (5.30)
 Себя (1 episode, 1990)


Себя



Очень позднее шоу с Джеймсом Корденом
Очень позднее шоу с Джеймсом Корденом (0)

The Late Late Show With James Corden (6.90)
 Себя (1 episode, 2015)

Премьеры
08.06
Жмот
Radin !
08.06
Он и Она
Mr & Mme Adelman
15.06
Тачки 3
Cars 3
15.06
Синяя бездна
47 Meters Down
все премьеры
Топ 250
107
Убить Билла
Kill Bill: Vol. 1 (8.20)
108
Донни Дарко
Donnie Darko (8.20)
109
Казино
Casino (8.20)
110
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
111
Нечто
The Thing (8.20)
112
На игле
Trainspotting (8.20)
113
День сурка
Groundhog Day (8.20)
114
Охотник на оленей
The Deer Hunter (8.20)
115
Останься со мной
Stand by Me (8.20)
весь топ
22.11.2015
Капитан Хаос и «гиллиамески»

Пожалуй, из всех современных режиссеров сложно выделить хотя бы одного настолько же культового, как старина Терри Гиллиам, которого с одинаковой силой обожали бы зрители и прессовали бы продюсеры. На счету этого англичанина американского происхождения — самые рискованные, дерзкие и вызывающие проекты, ни один из которых не имел безоговорочного успеха сразу по выходу на экраны. Каждый выпущенный хулиганом Терри фильм так или иначе встречал возражения, будь то мрачная антиутопия, выносящая приговор обществу потребления («Бразилия»), или гротескная притча о современной Алисе, необъяснимым образом занесенной на территорию хичкоковского «Психо» («Страна приливов»). Этот интеллектуальный маргинал, в чьей голове роятся миллионы образов, рождаются фантастические типажи и возводятся целые города, то и дело принимает на себя роль самого болезненного нарыва Голливуда. И хотя ему поклоняются синефилы со всего мира, Гиллиам периодически становится мишенью для критиков и студийных боссов. Их раздражает его наплевательство на общественные запреты и безудержная фантазия, плоды которой иногда оказываются настолько уродливыми, что могут существовать лишь на грани фола. После выхода на экраны «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» профессиональная тусовка вообще задалась целью раз и навсегда потопить выскочку, который производит на свет «фальшивку, выданную за авторское кино». Соревнуясь в остроумии, критиканы доказывали, что увлеченность Гиллиама стилистикой выявляет в нем недостаток драматургического таланта, а его капризы и несговорчивость — лишь последствия скудности мышления. И это, возможно, сошло бы им с рук, если бы фильмы Терри не вызывали таких сильных эмоций, каких не дождешься от современного кинопродукта. Продюсеры, в свою очередь, боятся этого опасного, неконтролируемого режиссера с идеями, которые, согласно их маркетинговым схемам, плохо продаются. Так Капитан Хаос вечно оказывается чужим среди своих. По степени раскрутки его картин, привлечения к съемкам топовых актеров и вниманию прессы он определенно считается постановщиком высшей категории. При этом, будучи все-таки более мейнстримовым, нежели артхаусным, Терри зачастую остается в меньшинстве. Гиллиама ценят в профессиональной среде. Киношные «технари» — операторы, дизайнеры, художники — почитают за честь поработать со смелым выдумщиком. Перед ним благоговеют и актеры: уже прославленные Брюс Уиллис и Брэд Питт в свое время готовы были потакать любой прихоти визионера, лишь бы пройти кастинг в «Двенадцать обезьян». Однако Терри по сей день — самый феерический неудачник на Фабрике грез. Еще в юности испытав нежелание состыковываться с абсурдной американской бизнес-стратегией, Гиллиам переехал в Британию. Молодой парень родом из Миннеаполиса, «самого скучного места на Земле», к этому времени успел поработать в относительно свободных от официальщины лос-анджелесских журналах Help! и Mad. Там он был человеком-оркестром, хотя большинство знакомых считали трудягу легкомысленным бездельником. Не желающий никому ничего доказывать Гиллиам работал сутками напролет. Способности к рисованию у дипломированного политолога позже вылились в страсть к анимации. Вообще, воображению Терри всегда завидовали даже самые мощные художники — оно у будущего режиссера раскочегарилось с детства, в котором не было даже телевизора, не говоря о походах в кино. К фильмам Акиры Куросавы, Федерико Феллини, Сергея Эйзенштейна и, конечно, Стэнли Кубрика он пристрастился уже в студенчестве, хотя по сей день больше вдохновляется мальчишескими впечатлениями (например, собственными фокусами). Свобода мышления и способность к соображению пригодились американцу, когда он начал работать в Лондоне, который в конце 60-х считался богемной столицей мира. Почти сразу после прибытия он познакомился с будущими «пайтонами» — прародителями британского телевизионного юмора. Роль Гиллиама в процессе создания комедийного проекта «Монти Пайтон: Летающий цирк» (Monty Python's Flying Circus), казалось, сводилась к минимуму — в основном он рисовал сюрреалистические анимационные вставки, созданные в духе поп-абсурдизма. Порой даже члены комик-группы не могли дать однозначной трактовки этим мультяшным связкам. Пока Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Джоунс, Майкл Пэйлин и Грэхам Чэпмен собирались вместе, чтобы обсудить будущие скетчи, Гиллиам был предоставлен самому себе. Но отщепенец тратил свободное от мозговых штурмов время с пользой — под шумок стал продвигать идею собственного полнометражного фильма под брендом «Монти Пайтон». К проекту о поисках королем Артуром и его рыцарями священного Грааля охотно присоединились остальные члены группы, а Терри Джоунс по факту стал сорежиссером своего тезки. На базе этого во всех смыслах экспериментального фильма выросла одна полезная, но нервирующая продюсеров рабочая черта Терри: Гиллиам просто обожает, когда съемки начинают идти не по плану или вообще грозят быть сорванными. При работе над малобюджетным «Священным Граалем» беды валились на команду одна за другой. В первый же день съемок сломалась камера, «пайтонов» под предлогом неблаговидности их намерений не пустили ни в один из прописанных в сценарии старинных замков, возникли проблемы с массовкой. Все эти трудности лишь подстегнули Терри на поиск неожиданных визуальных и концептуальных ходов, дав возможность поупражняться в смекалке. К примеру, нехватка финансирования спасла режиссеров от перспективы скатиться в банальность: в каком еще фильме рыцари обозначают езду на лошади клацаньем кокосовых скорлупок? С тех пор даже на крупных студийных проектах Терри молится о том, чтобы случился аврал. Это заставляет его выкручиваться, используя всю изворотливость и пробивной характер, пришпоривая фанатазию, которая порождает такие неожиданные решения, какие ни за что не пришли бы в голову режиссера, помещенного в тепличные условия. Несмотря на то, что созданные «пайтонами» образы были до нелепости карикатурными, а более осмысленно связанные скетчи оставались эклектичным набором тонких и едких каламбуров, уважение авторов к исторической эпохе и «поразительно осмысленная визуализация Средневековья» позволили им заявить о себе как о серьезных киноделах. Однако продолжать создавать фильмы под «пайтоновским» соусом Гиллиам не хотел — он стал специалистом в деле постановки кадров, поиска нужных локаций и работы с актерами, что порождало конфликты с тем же строптивым Джоунсом. Так что в последующие годы Гиллиам самостоятельно выпустил ленты «Джабервоки» и «Бандиты во времени», которые не имели большого успеха в странах, где ценилось творчество «Монти Пайтон». Люди жаждали очередного «Священного Грааля» или «Смысла жизни», а Терри все еще воспринимали как перебежчика из стана «пайтонов». Такая ситуация продлилась вплоть до выхода антиутопии «Бразилия», потрясшей зрителей своей бескомпромиссностью, красноречивостью изобразительных элементов и мрачной красотой. Ловко подхваченная атмосфера «1984» Джорджа Оруэлла и «Замка» Франца Кафки воцарилась в этой ленте с поправкой на склонность режиссера к фантазерству и сатире. Конечно, в фильмах Терри на общее дело начинает работать каждая деталь. Критики и коллеги по цеху ругают его за то, что форма у него частенько доминирует над содержанием и задает тон всему повествованию. Однако в «Бразилии» все пришло в идеальный баланс. По сути, 45-летний Терри собрал фильм по правилам искусства реди-мэйд: вторую жизнь у него обрели телетайпы, превращенные в компьютеры будущего, и военные агитплакаты. Главную роль в визуальном плане сыграли водосточные трубы, которые в реальности поражали Гиллиама тем, что могли быть проложены в самых неподходящих местах — прямо поверх ценной лепнины. Англичане были готовы принести искусство в жертву удобствам цивилизации. Однако Терри не положил проект на алтарь своей визионерской находчивости. Честно признав, что у него не очень хорошо выходят диалоги, он привлек к написанию сценария Тома Стоппарда и Чарльза МакКоуэна. Вместе они создали целую галерею харизматичных персонажей, во главе которой стоит типичный для Гиллиама средненький человечек, который получает то, чего не заслуживает, толком не успев осознать, о чем же он в принципе мечтает. Середнячка Сэма Лаури, на плечах которого лежит даже больший груз вины за происходящее, чем кажется на первый взгляд, по настоянию режиссера сыграл первоначально не подходивший на эту роль, но здорово преобразовавший ее Джонатан Прайс. К фильму проявил немалый интерес сам Роберт Де Ниро, специально приезжавший в Англию, чтобы сыграть небольшую, но важную с точки зрения центрального конфликта роль инженера Таттла. И хотя звездный актер извел всю съемочную группу, которая не привыкла работать в его размеренно-самокритичном стиле, он впоследствии стал чуть ли не самым важным бойцом в битве за «Бразилию». Война разгорелась между Терри Гиллиамом и студией Universal, владеющей правами на прокат ленты в Штатах. Главы кинокомпании никак не желали мириться с жестокой концовкой европейской версии картины, а постановщик не считал нужным уступать. В итоге обиженные продюсеры после длительных пререканий все-таки выпустили слегка видоизмененную «Бразилию» на экраны, обиженный же мастер хоть и отстоял свое творение по основным позициям, все же пострадал от нервов — на несколько месяцев утратил возможность ходить. Однако скандальная слава «Бразилии», вошедшая в историю кино наравне с самой антиутопией, оказалась по прошествии времени далеко не самым болезненным испытанием для этого провокатора с улыбкой Чеширского Кота. Неудачи следующего проекта выбили Терри из колеи. При том, что «Приключения барона Мюнхгаузена» собрали четыре технические номинации на «Оскар» в 1990 году, в обществе они были восприняты без особого энтузиазма. С некоторым разочарованием в киноиндустрии Гиллиам вошел в один из лучших периодов своей творческой биографии. Мы не говорим «в карьере», потому что, очевидно, Терри до старости не умел ею заниматься — с трудом шел на компромиссы, не понимал голливудской машинерии, отказывался от фильмов типа «Кто подставил кролика Роджера?», стремясь снимать только то, что было интересно ему. Это сейчас режиссер научился необходимому раздвоению сознания, сумел примирить в себе Терри-озорника и Терри-отличника, пришел к мысли о том, что интеллектуальный мейнстрим — меньшая из зол. А тогда, в начале 90-х, он в сердцах решил переложить ответственность за будущие проекты на плечи другого человека, придержать своих фирменных «гиллиамесок» (у режиссера к тому моменту окончательно сложился собственный стиль, который поклонники наградили термином “gilliamesque”). На деле же его энергия никуда не делась, а только обогатила фильмы так называемой Большой тройки — «Король-рыбак», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Сценарий первой картины за авторством Ричарда ла Гравенеса Гиллиам получил по почте вместе с текстом к «Семейке Аддамс». Историю о клане жутковатых фриков Терри сразу же отправил в измельчитель, а вот «Король-рыбак» заинтриговал его настолько, что режиссер, готовый было отойти ко сну, так и остался сидеть на кухне в одном халате и махровых носках. С вмешательством Терри легкая мелодрама превратилась в красивый терапевтический миф, который оказывал такое же чудодейственное влияние на зрителей, как и Грааль на героя Робина Уильямса. Проживший лучшие творческие годы в Англии и испытывающий смешанные чувства к родине, Терри умудрился заставить нью-йоркцев увидеть истинную магию их города, населить шумные кварталы Манхэттена благородными рыцарями и наделить его душой. Именно благодаря Гиллиаму кинематограф получил одну из самых трогательных сцен в своей истории — вальс на Центральном вокзале. Также Терри впервые позволил себе идти вслед за актерами и не стал выстраивать громоздкие, убивающие искренность этой картины декорации, тем самым доказав, что может развить богатый сюжет и без визуальных подпорок. В результате поучительная и добрая история покорила сердца киноманов и собрала хорошие отзывы прессы. И это, пожалуй, единственное исключение за всю гиллиамовскую фильмографию. Впрочем, это не совсем справедливое резюме, ведь грандиозный фурор произвел также фантастический триллер «Двенадцать обезьян», снятый по сценарию Дэвида и Джанет Пипплз и основанный на короткометражке Криса Маркера «Взлетная полоса». Со временем лента получила культовый статус, а ее загадки до сих пор многим не дают покоя. Однако весь успех картины руководство Universal списало на участие в ней звезд уровня Питта, не ведая, что сам Терри дал роль красавчику, страстно желавшему избавиться от приевшегося амплуа, в качестве большого аванса. Другое дело «Страх и ненависть» — фильм, которым Гиллиам хотел открыть для себя 90-е, а по факту весьма символично их закрыл. Многие идеи романа Хантера С. Томпсона в то время витали в воздухе, и кинематограф просто обязан был разродиться его экранизацией. Взошедший на борт проекта Терри с большим уважением к тогда еще живому, эмоционально неустойчивому и потенциально опасному автору доработал материал, сместив все расставленные до него акценты. У режиссера получилась современная версия дантевского ада и письма с передовой в одном флаконе. По сути, Томпсон действительно вел заметки с поля боя, вот только ареной военных событий был его собственный, погибающий под наркотическими бомбардировками мозг. Сочившаяся желчью критика тут же разнесла Гиллиама за чересчур эпатажные трипы героя Джонни Деппа, дьявольский образ Бенисио дель Торо, сцены со скрытой педофилией и за ощущение краха американской мечты. Произошло именно то, что предрекал Хантер, — в свои права вступила ханжеская, живущая по законам тотальной самоцензуры Америка, не простившая режиссеру того, что он вытащил на обозрение один из самых сомнительных и даже позорных периодов ее истории. Однако «Страх и ненависть» повторил судьбу «Бойцовского клуба», став хитом через годы после своего официального релиза. А дальше постановщик замолчал на семь лет. В муках вынашивались, но так пока и не появились на свет его давние проекты — «Дефективный детектив», «Повесть о двух городах» и «Человек, который убил Дон Кихота». Ненавидящий стагнацию Гиллиам в середине нулевых ввязался в очередную производственную канитель — на сей раз с Вайнштейнами и семейным фэнтези «Братья Гримм». Кульминацией постоянных вмешательств продюсеров стал эпизод с накладным носом для Мэтта Дэймона: режиссер хотел, чтобы Вильгельм сломал нос, заступаясь в детских драках за младшего брата, Боб же испугался, что со сломанным носом зрители не узнают актера на постерах. После этого Терри, кажется, стал проще относиться к дорогостоящему студийному детищу. Фильм получился масштабным и затейливым, но совершенно неповоротливым и бесхарактерным. В кинотеатрах он прошел очень ровно, что, по мнению Терри, является самым худшим результатом в его профессии — упаси боже любого режиссера угодить в трясину усредненности. Стремясь доказать свою независимость Голливуду и всему киномиру, Гиллиам в образовавшийся между съемками «Братьев Гримм» пятимесячный перерыв снял чудную малозатратную вещицу, фэнтези «Страна приливов». Фильм, большая часть сюжета которого разыгрывается над разлагающимся трупом отца маленькой девочки, вышел излишне демонстративным и отталкивающим даже для Терри. Он открылся в тот же год, что и принятые без нареканий и страстей «Гриммы», и вызвал сомнения относительно того, действительно ли две эти ленты сняты одним постановщиком. «Шизофрения — это проще, чем кажется», — отшучивался Гиллиам. Как бы то ни было, «Страна приливов» — последний на данный момент впечатляющий фильм 75-летнего чудака Гиллиама. Хорошо раскрученный «Воображариум доктора Парнаса» оказался яркой пустышкой, а добравшаяся до экранов этим летом «Теорема Зеро» хоть и блистала в частностях, сводилась к каким-то уж очень прямолинейным тривиальностям, когда дело доходило до обобщений. Собственно, у Терри внезапно получилась вариация его же «Бразилии», если бы ее переделали сиблинги Вачовски. Что ждет режиссера, празднующего сегодня свой юбилей и никак не желающего рифмоваться с сединой в волосах, сложно предугадать. «В моем возрасте уже неплохо бы впасть в детство», — комментирует ситуацию неутомимый борец с системой. Что ж, мы поняли, что путешествие за край фантазии всегда оборачивается для Терри Гиллиама самыми немыслимыми экспериментами, которые кто-то назовет дичью, другие же — откровением. Главное, чтобы фильммейкер поскорее возвращался из своей творческой отлучки, дабы снова нагло и невозмутимо, как только он умеет, потрясти красной тряпкой перед носом очередного бюрократического дурака.... подробнее