Корпорация Universal не спешит учиться на своих ошибках. Несколько лет назад студия заплатила более $400 млн на права на киносерию «Изгоняющий дьявола». Попытка перезагрузить хоррор-франшизу закончилась неудачей и дала понять, что громкое название не гарантирует никакого успеха. Тем не менее Universal решила продолжить эксперименты с сиквелами, перезагрузками и ремейками.
Руководство компании решило возрождать старые бренды не только в кино, но и на телевидении. Недавно компания подписала контракт с известным продюсером и сценаристом Кевином Уильямсоном. Как оказалось, автор оригинального «Крика» разрабатывает для телеотдела Universal сразу четыре любопытных проекта.
Плохой Санта и сиамские сестры возьмутся за старое
Недавно мы сообщали, что новая версия «Ворона» наконец-то нашла прокатчика и готовится отправиться на экраны. Похоже, студия Pressman Film уже посмотрела картину, осталась довольна увиденным и решила запустить в производство еще пару ремейков своих старых хитов.
Глава студии Сэм Прессман проговорился, что вслед за «Вороном» на экраны могут отправиться новые версии слэшера «Ты лучше смотри в оба» и психологического триллера «Сестры». Первый вышел в прокат в 1980 году и рассказал о сошедшем с ума американце, который нарядился в костюм Санты и устроил резню в родном городе. Картина получила неплохие отзывы в прессе и обрела культовый статус у поклонников черных комедий.
Найт объединится с актрисой и продюсером Сарой Ланкашир для создания пока безымянного сериала о жизни и творчестве Уильяма Шекспира. Проект хотят приурочить к 400-летию со дня публикации первого собрания пьес одного из величайших драматургов в истории.
Ровно 115 лет назад в лондонских предместьях произошло знаменательное событие: в семье зеленщика Уильяма Хичкока появился третий ребенок. Через несколько десятилетий этому мальчику было суждено стать одним из лучших режиссеров мирового кинематографа.
Сэр Альфред Джозеф Хичкок не нуждается в нудных биографических справках. Даже те, чей интерес к кино ограничен плоскими комедиями и дешевыми боевиками, хоть раз слышали это имя. Фильмы «Психо», «К Северу через северо-запад», «Головокружение», «Птицы» стали эталонами психологического триллера. Именно они — источник множества формальных приемов, к которым до сих пор прибегают современные режиссеры.
Мы не будем баюкать вас летописью жизни Хичкока. Вместо этого мы попытаемся раскрыть секрет тяжелой и завораживающей притягательности его работ. Начать нужно с того, что режиссер осознал и использовал в своих картинах простую истину: ожидание трагедии может быть намного страшнее самой трагедии.
Мастер саспенса
Первая ассоциация с именем Альфреда Хичкока — страх. Но страх особый.
Основы своей эстетики режиссер заложил, снимая фильм «Убийство!». Здесь, по словам самого Хичкока, ему впервые удалось достичь предельного саспенса — состояния тревожного ожидания. Именно этот художественный прием стал визитной карточкой режиссера. В работах Хичкока эмоциональное напряжение создается за счет музыки, крупных планов, дробного монтажа с большим количеством склеек. Кроме того, зритель должен знать больше, чем герои. Тогда он самостоятельно начнет готовить себя к восприятию чего-то жуткого.
Так, в фильме «Саботаж» мальчику дали задание доставить посылку с бомбой ровно к 13:30. Если он сделает это вовремя, то успеет уйти (таймер стоит на 13:45). Но мальчишка не знает, что находится в свертке, зато об этом знает зритель. Мальчик спокойно едет в автобусе, прижимая к себе смертельный груз. Хичкок намеренно делает акцент на часы. Зритель находится в страшном напряжении. И вот, когда настает время Ч, взрыва нет. Недолгое спокойствие. Затем снова акцент на часы, и в 13:46 — взрыв.
Напряжение может нарастать весь фильм. Например, почти в самом начале картины «Человек, который слишком много знал» мы обнаруживаем, что готовится покушение. Но выстрел прогремит только в конце. В результате вся картина пронизана натянутым, как струна, ожиданием.
Но, пожалуй, лучше всего прием саспенса реализован в фильме «Птицы». Название картины и предельно тревожные вступительные титры дают понять, что от птиц исходит угроза (то есть, мы снова знаем больше, чем герои). Затем Хичкок как бы дразнит зрителя, тут и там затрагивая птичью тему. Стая, кружащая над площадью в первых кадрах, зоомагазин, где в клетках сидят канарейки и зяблики, напавшая на Мелани (Типпи Хедрен) чайка — все это заставляет нас оставаться в состоянии тревоги и беспокоиться за героев.
Хичкоковский саспенс превращает зрителя в марионетку или, лучше сказать, в бабочку, наколотую на булавку эмоционального напряжения. Но нам приятен этот плен.
«Вот что мы делаем с плохими мальчиками»
По собственному признанию, Альфред Хичкок боялся детей, овальных предметов и полицейских. Две первые фобии не нашли отражения в его работах. Зато полицейские (или даже абстрактный образ закона) мелькают почти в каждом фильме режиссера, и далеко не всегда они несут справедливость.
Корни фобии Хичкока, как это не банально, уходят в детство. Отец режиссера был суровым человеком, и однажды, когда сынишка в очередной раз провинился, отправил его в полицейский участок, предварительно снабдив запиской, в которой просил служителей закона припугнуть мальчика. Альфред отдал записку дежурному полицейскому, а тот посадил Хичкока на десять минут в камеру, выпустив его со словами: «Вот что мы делаем с плохими мальчиками».
Этих детских впечатлений оказалось достаточно, чтобы закрепить в ребенке страх перед полицией. Кроме того, с десяти до тринадцати лет Альфред учился в иезуитском колледже Святого Игнатия в Лондоне, где практиковались телесные наказания. По словам режиссера, из порки делали целый ритуал: провинность записывали в специальную тетрадь, и целый день студент должен был ожидать неотвратимой расплаты за свои прегрешения.
Все это позднее вызвало у Хичкока интерес к теме преступления и наказания. Часто его герои — невиновные люди, которых по ряду обстоятельств преследует полиция («Жилец», «Не тот человек»). В некоторых фильмах присутствует мотив несоответствия провинности и возмездия. Например, в признанной многими лучшей картине Хичкока «Головокружение» главная героиня Джуди Бартон (Ким Новак) расплачивается жизнью за то, что притворялась другой женщиной. В фильме «Психо» протагониста Мэрион (Джанет Ли), пытающуюся скрыться с украденными деньгами, угроза поджидает в забытой богом гостинице. Женщина погибает от рук безумца — слишком суровая плата за кражу.
Несоответствия преступления и наказания за него важны для понимания эстетики Хичкока. Действительность в его картинах не гармонична, а, напротив, всегда враждебна. Кажется, что в окружении его персонажей есть какой-то надлом, но на самом деле надлом кроется в них самих.
Фобия фобий
Альфред Хичкок не просто заставляет зрителя бояться — его работы препарируют страх, раскрывают его природу. В картине «Убийство!» Хичкок впервые ввел в кино поток сознания (мы слышим внутренний монолог главного героя). Режиссер часто использовал съемку с точки зрения персонажа. Эти приемы позволяют зрителю встать на место героев, ощутить их страхи и безумие.
В фильме «Головокружение» мы смотрим вниз с большой высоты глазами детектива Скотти (Джеймс Стюарт), нам дают почувствовать его страх с помощью сочетания оптического зума с откатом камеры. Пространство при этом одновременно и приближается, и удаляется. В картине «Марни» героиня (Типпи Хедрен) боится красного цвета, мужчин и грозы. Когда ее захлестывает ужас, вся сцена погружается в красный, придавая ситуации оттенок кошмарного сна.
Многие фильмы Хичкока чем-то похожи на сны. Герои находятся в пограничном состоянии, и уже нельзя сказать, безумны они или нормальны. Часто в реалистичное, казалось бы, повествование вкрадываются никак не объяснимые сцены. Например, в «Головокружении» Скотти видит Мадлен в окне гостиницы. Но когда детектив поднимается проверить, оказывается, что ее там не было и не могло быть — ключ все время находился на стойке портье. В «Птицах» причина нападения пернатых также остается неясна. Сам режиссер комментировал такие моменты фразой: «Абсурд — мое кредо».
Альфред Хичкок прилег отдохнуть на берегу Темзы.
Хичкок и в жизнь стремился добавить немного абсурда. Он любил злые шутки над своими коллегами и друзьями. Если режиссер узнавал, что кто-то боится пауков, он мог отправить этому человеку коробку, до отказа набитую пауками. Однажды, поссорившись на съемках с Типпи Хедрен, режиссер подарил ее пятилетней дочке куклу с лицом матери, лежащую в гробу. А в замечательном фильме «Окно во двор» Хичкок создал образ убийцы, полностью списанный с известного продюсера Дэвида О. Селзника. До этого они довольно долго сотрудничали, и Селзник постоянно вмешивался в работу Альфреда.
Кинореальность по Хичкоку абсурдна так же, как и действительность, из которой она рождается. Мир человека исчерпывается его психикой, а психика — штука хрупкая. На самом деле герои Хичкока боятся не высоты или мужчин — они боятся враждебной реальности, от которой бегут в спасительную иллюзию.
Эрос и танатос
Одна из самых поразительных особенностей фильмов Хичкока — тесное переплетение тем секса и смерти. «Снимайте убийства как постельные сцены, а постельные сцены как убийства», — советовал режиссер и сам же первым следовал своей рекомендации.
Его излюбленный тип героини — хрупкая «холодная» блондинка (Ингрид Бергман, Грейс Келли, Вера Майлз, Типпи Хедрен, Ким Новак). Хичкок говорил, что они — превосходные жертвы, «первый снег, на котором отпечатываются кровавые следы». Однако в то же время героини Хичкока влекут мужчину к пропасти, и этот момент придает многим его лентам терпкий аромат нуара. Что притягивает детектива Скотти в Мадлен: ее загадка, красота, недоступность? Все варианты верны, но за ними стоит еще один: его влечет пустота, скрытая в женщине. Другими словами, его влечет ничто, то есть смерть.
Альфреду Хичкоку всегда изумительно удавалось передать скрытое сексуальное напряжение, возникающее между героями. Отличный пример — сцена в «Психо», в которой героиня каким-то неосознанным полужестом приглашает безумца Нормана Бейтса (Энтони Перкинс) к себе в комнату, а он хочет, но не смеет войти. Режиссеру удается, обойти цензуру, и на большом экране показать гомосексуальный подтекст, существующий между героями «Веревки», а также страстную любовь экономки к своей мертвой госпоже в фильме «Ребекка».
Особенно остро в его работах звучит тема довлеющего материнского суперэго. Мать подавляет личность главного героя и не дает ему построить отношения с другими женщинами. Яркое выражение этот мотив получил в четырех фильмах: «Легкое поведение», «К северу через северо-запад», «Психо» и «Птицы». Известно, что в юности Хичкока связывали с матерью близкие, но тоталитарные отношения. Можно предположить, что, создавая подобные образы, режиссер отчасти опирался на собственный опыт.
К психоанализу можно относиться неправильно двумя способами: полностью игнорировать его или воспринимать слишком серьезно. Как правило, Хичкок не впадал ни в одну из крайностей. Его работы — попытка зафиксировать скрытые от самого себя мотивы, желания и страхи нашего «Я», уловить его тончайшие и тишайшие движения.
Жизнь через кино
Триллеры дарят зрителям возможность почувствовать опасность, находясь в полной безопасности. В эпоху тотально агрессивного комфорта такая возможность — огромная ценность. Но подобные ощущения может дать даже самый нелепый фильм ужасов с монстром, неожиданно выскакивающим из-под кровати. Почему работы Хичкока всегда будут стоять на сто ступеней выше?
Они прекрасно сняты. Каждая лента — это несомненное качество исполнения. Режиссер контролировал все: от мельчайших нюансов актерской игры до интерьеров и костюмов. К примеру, чтобы точно воспроизвести образы жителей Бодега-Бей в фильме «Птицы», Хичкок сфотографировал всех обитателей этого поселения и передал снимки в костюмерный отдел. Лучшие фильмы режиссера на 100 процентов воплощают его замысел. Но дело не только в этом.
Альфред Хичкок в прямом смысле слова отдал себя кино. За свою жизнь режиссер снял 55 полнометражных фильмов, а его камео есть в 37 его собственных картинах. По его словам, первое камео в фильме «Жилец» было сделано просто для заполнения кадра, а потом это превратилось в гэг. Но его появление в собственных фильмах представляется также и символом. В каждой работе Хичкока есть часть его личности. А ведь только отдав часть себя, можно создать что-то действительно стоящее.
За время своей карьеры режиссер не единожды номинировался на «Оскар». Его фильмы получали заветную статуэтку во многих номинациях, но никогда за режиссуру. Наконец, в 1967 году Альфред Хичкок получил премию Академии за вклад в киноискусство. Это награждение вошло в историю благодаря самой короткой речи, когда-либо звучавшей на церемонии вручения. Приняв почетный приз, Хичкок просто сказал: «Спасибо».
Корпорация Universal не спешит учиться на своих ошибках. Несколько лет назад студия заплатила более $400 млн на права на киносерию «Изгоняющий дьявола». Попытка перезагрузить хоррор-франшизу закончилась неудачей и дала понять, что громкое название не гарантирует никакого успеха. Тем не менее Universal решила продолжить эксперименты с сиквелами, перезагрузками и ремейками.
Руководство компании решило возрождать старые бренды не только в кино, но и на телевидении. Недавно компания подписала контракт с известным продюсером и сценаристом Кевином Уильямсоном. Как оказалось, автор оригинального «Крика» разрабатывает для телеотдела Universal сразу четыре любопытных проекта.
В их число входит сериал по мотивам остросюжетного триллера Альфреда Хичкока «Окно во двор». Оригинал вышел в 1954 году, получил четыре оскаровские номинации и по праву считается классикой мирового кино. Подробности ремейка не сообщаются. Известно лишь, что сериал готовится для онлайн-платформы Peacock. Уильямсон переосмыслит еще один культовый триллер, но уже из 90-х: в работе находится многосерийная версия «Игры» Дэвида Финчера. Фильм вышел в 1997 году и получил неплохие отзывы в прессе, но испытал серьезнейшие проблемы в прокате. Сегодня его вполне справедливо считают одной из самых недооцененных работ Финчера.
В планах Уильямсона также находится сериал по мотивам бестселлера Рут Уэйр «Та девушка» (The It Girl). Детектив с элементами триллера расскажет о женщине, начавшей расследование убийства десятилетней давности. Четвертый проект будет основан на оригинальной идее Кевина: многосерийная драма The Waterfront поведает о семье из Северной Каролины, которая пытается спасти свой рыболовный бизнес.
Источник: Deadline...подробнее
12.09.2023
Плохой Санта и сиамские сестры возьмутся за старое
Недавно мы сообщали, что новая версия «Ворона» наконец-то нашла прокатчика и готовится отправиться на экраны. Похоже, студия Pressman Film уже посмотрела картину, осталась довольна увиденным и решила запустить в производство еще пару ремейков своих старых хитов.
Глава студии Сэм Прессман проговорился, что вслед за «Вороном» на экраны могут отправиться новые версии слэшера «Ты лучше смотри в оба» и психологического триллера «Сестры». Первый вышел в прокат в 1980 году и рассказал о сошедшем с ума американце, который нарядился в костюм Санты и устроил резню в родном городе. Картина получила неплохие отзывы в прессе и обрела культовый статус у поклонников черных комедий.
Не меньшей популярностью у киноманов пользуются «Сестры» 1972 года. Создатели фильма вдохновлялись историей советских сиамских близняшек Кривошляповых и рассказали о модели Даниэль, которая прошла операцию по разделению от своей недружелюбной сестры Доминик. Картина заслужила сравнение с триллерами Альфреда Хичкока и сыграла важную роль в развитии голливудской карьеры режиссера Брайана Де Пальмы.
«Мы с удовольствием изучаем списки старых картин студии и обнаруживаем настоящие бриллианты, на основе которых можно создать киноремейки, сериалы и даже мультфильмы», — заявил Прессман. Похоже, в ближайшие годы нас ждет еще немало перезагрузок давних хитов Pressman Film.
Источник: Deadline...подробнее
23.04.2023
Не пора ли замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
Стивен Найт продолжает трудиться не покладая рук. За последний месяц стало известно, что создатель «Табу» и «Острых козырьков» пишет сценарии нового фильма космической саги «Звездные войны» и ремейкахичкоковского «Головокружения». Сегодня Стивен взял в разработку еще один любопытный проект.
Найт объединится с актрисой и продюсером Сарой Ланкашир для создания пока безымянного сериала о жизни и творчестве Уильяма Шекспира. Проект хотят приурочить к 400-летию со дня публикации первого собрания пьес одного из величайших драматургов в истории.
Сериалом уже заинтересовались несколько телесетей и онлайн-сервисов во главе с британским медиагигантом BBC. Пока сложно сказать, ограничится ли Ланкашир продюсерскими и сценарными функциями. Не исключено, что она исполнит в многосерийном байопике одну из центральных ролей.
Источник: Deadline...подробнее