Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Харрисон Форд

Harrison Ford
Харрисон Форд
Профессии: Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Beatrice Prentice
Рост: 180
Родился: 00 1884 (134 лет назад)
Умер:: 00 1957 (72 лет)
Первый фильм: 1915
Последний фильм: 1932
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Харрисон Форд известен по фильмам


Новости: Харрисон Форд

05.01.2018 21:10

Лучшие фильмы 2017 года по версии LF

2017 год уже завернул за угол, чтобы навсегда скрыться из виду. Самое время выяснить, насколько кучевым получилось облако тегов, которое он оставит после себя киноманам. Есть ли в нем безоговорочные шедевры с неограниченным сроком годности, или ветер истории первым же дуновением безжалостно развеет все эти заключенные в кавычки слова и словосочетания? Какие-то из фильмов снискали признание зрителей и критиков, попутно нахватав престижных премий и набив для своих создателей мешки со значком доллара. Другие же незаслуженно остались на обочине всеобщего внимания. Но каждый из них убивал в нас губительное равнодушие, заставляя смеяться, плакать, пугаться, удивляться и в целом наслаждаться чувством причастности к прекрасному. Итак, настало время воздать должное лучшим фильмам 2017 года...

Читать полностью
Поделиться:

13.10.2017 18:04

Красота среди бегущих

Я видел такое, что вам, людям, и не снилось: светящиеся небоскребы, что подпирают затянутые смогом небеса, величественные города, погребенные в отходах цивилизации, задыхающиеся от радиации мегаполисы, чей вечный покой охраняют застывшие колоссы… Должно быть, именно эти мысли лихорадочно проносились в голове отчаянного режиссера Дени Вильнева, взвалившего на свои плечи тяжкую ношу. Два года назад канадец, чье имя было известно разве что тем, кого слово «артхаус» не заставляет включать в голове белый шум, подписался на съемки сиквела культового киберпанка «Бегущий по лезвию». За отведенное время он успел не только покорить вершину, на которую классику сай-фая водрузила фанатская любовь, но и навсегда закрыть вопрос «Кто такой Дени Вильнев.

Оказалось, прошлогодний триумф с мудреной, напряженной фантастикой «Прибытие» в техническом плане был лишь разминкой перед основным ударом, как пристрелка перед ковровыми бомбардировками. Впрочем, такое сравнение не совсем уместно — «Бегущий по лезвию 2049» медитативен, его повествование поступательно и осторожно, его картинка торжественна и спокойна, а звуки пронзительны и протяжны, как гул фабричных сирен и песни китов на глубине. Все говорит о том, что режиссер жонглирует ценной и хрупкой конструкцией, балансируя на плечах у гиганта — фильма Ридли Скотта, на сей раз ограничившегося лишь креслом продюсера.
Читать полностью
Поделиться:

15.11.2016 18:46

Меняющий реальность. Как Филип Дик Голливуд кормит

Современное кино щедро на ремейки и сиквелы. Вот и культовый фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» ждет своего продолжения от канадца Дени Вильнева в следующем году. Поклонники неповторимого нуара и киберпанка «Бегущего» одновременно и рады продолжению истории, и обеспокоены возможностью провала.

Именно «Бегущий» принес славу (хоть и уже посмертно) одному из самых странных и плодовитых фантастов XX века — Филипу Киндреду Дику. Автор более 30 романов и 110 рассказов, он вдохновил своим творчеством, образами и идеями не один десяток режиссеров. Оно и неудивительно: сюжеты фантаста в основном динамичны, воссоздаваемые миры будущего и других измерений невероятно причудливы, а образы персонажей вызывают комплекс эмоций от восхищения до отвращения. Какими-то нитями он явно был связан с другими реальностями: многие из его поздних романов воспринимаются как откровения и некоторого рода предсказания.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.53

Все | Актёр | Главные роли

Фильмография: Харрисон Форд

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Актёр [ скрыть ]


Love in High Gear
Love in High Gear (1932)
(6.80)
Donald Ransome

The Flattering Word
The Flattering Word (1929)
(0.00)

Her Husband's Women
Her Husband's Women (1929)
(0.00)

Блондинка на ночь
Блондинка на ночь (1928)

Warcraft (0.00)
Bob

Golf Widows
Golf Widows (1928)
(0.00)
Charles Bateman

Just Married
Just Married (1928)
(0.00)
Jack Stanley

Let 'Er Go Gallegher
Let 'Er Go Gallegher (1928)
(0.00)
Henry Clay Callahan

The Rush Hour
The Rush Hour (1928)
(8.20)
Dan Morley

Three Weekends
Three Weekends (1928)
(0.00)
Turner

Женщина против мира
Женщина против мира (1928)

Warcraft (0.00)
Schuyler Van Loan

No Control
No Control (1927)
(0.00)
John Douglas Jr

The Girl in the Pullman
The Girl in the Pullman (1927)
(7.70)
Dr. Donald A. Burton

Night Bride
Night Bride (1927)
(0.00)
Stanley Warrington

Jack Watkins

Rubber Tires
Rubber Tires (1927)
(7.50)
Bill James

The Nervous Wreck
The Nervous Wreck (1926)
(0.00)
Henry Williams

Sandy
Sandy (1926)
(0.00)
Ramon Worth

The Song and Dance Man
The Song and Dance Man (1926)
(0.00)
Joseph Murdock

Up in Mabel's Room
Up in Mabel's Room (1926)
(8.60)
Garry Ainsworth

Almost a Lady
Almost a Lady (1926)
(7.00)
William Duke

Hell's Four Hundred
Hell's Four Hundred (1926)
(0.00)
John North

Lovers in Quarantine
Lovers in Quarantine (1925)
(0.00)
Anthony Blunt

The Mad Marriage
The Mad Marriage (1925)
(0.00)

The Marriage Whirl
The Marriage Whirl (1925)
(0.00)
Tom Carrol

Proud Flesh
Proud Flesh (1925)
(7.60)
Don Jaime

Sally of the Sawdust
Sally of the Sawdust (1925)
(6.80)
(в титрах отсутствует)

That Royle Girl
That Royle Girl (1925)
(0.00)
Fred Ketlar

The Wheel
The Wheel (1925)
(0.00)
Ted Morton

Zander the Great
Zander the Great (1925)
(8.50)
Dan Murchinson

The Average Woman
The Average Woman (1924)
(0.00)
Jimmy Munroe

A Fool's Awakening
A Fool's Awakening (1924)
(0.00)
John Briggs

Janice Meredith
Janice Meredith (1924)
(8.50)
Charles Fownes

The Price of a Party
The Price of a Party (1924)
(0.00)
Robert Casson

Three Miles Out
Three Miles Out (1924)
(0.00)
John Locke

Maytime
Maytime (1923)
(0.00)
Richard Wayne

Ярмарка тщеславия
Ярмарка тщеславия (1923)

Vanity Fair (0.00)
George Osborne

Thomas Drake

Little Old New York
Little Old New York (1923)
(8.50)
Larry Delevan

Find the Woman
Find the Woman (1922)
(0.00)
Philip Vandevent

Глупые жены
Глупые жены (1922)

Foolish Wives (7.40)
Rude Soldier / Armless Soldier (в титрах отсутствует)

Her Gilded Cage
Her Gilded Cage (1922)
(0.00)
Lawrence Pell

The Old Homestead
The Old Homestead (1922)
(0.00)
Reuben Whitcomb

The Primitive Lover
The Primitive Lover (1922)
(8.30)
Hector Tomley

Тени
Тени (1922)

Shadows (6.30)
John Malden

Smilin' Through
Smilin' Through (1922)
(7.30)
Kenneth Wayne / Jeremiah Wayne

When Love Comes
When Love Comes (1922)
(0.00)
Peter Jamison

A Heart to Let
A Heart to Let (1921)
(0.00)
Burton Forbes

Love's Redemption
Love's Redemption (1921)
(0.00)
Clifford Standish

Passion Flower
Passion Flower (1921)
(0.00)
Norbert

Wedding Bells
Wedding Bells (1921)
(0.00)
Reginald Carter

The Wonderful Thing
The Wonderful Thing (1921)
(0.00)
Donald Mannerby

Food for Scandal
Food for Scandal (1920)
(0.00)
Watt Dinwiile

Easy to Get
Easy to Get (1920)
(0.00)
Bob Morehouse

Her Beloved Villain
Her Beloved Villain (1920)
(0.00)
Martinot

A Lady in Love
A Lady in Love (1920)
(0.00)
Brent

Miss Hobbs
Miss Hobbs (1920)
(0.00)
Wolff Kingsearl

Oh, Lady, Lady
Oh, Lady, Lady (1920)
(0.00)
Hale Underwood

Young Mrs. Winthrop
Young Mrs. Winthrop (1920)
(0.00)
Douglas Winthrop

Experimental Marriage
Experimental Marriage (1919)
(0.00)
Foxcroft Grey

Girls
Girls (1919)
(0.00)
Edgar Holt

Happiness a la Mode
Happiness a la Mode (1919)
(0.00)
Richard Townsend

Hawthorne of the U.S.A.
Hawthorne of the U.S.A. (1919)
(6.90)
Rodney Blake

The Lottery Man
The Lottery Man (1919)
(0.00)
Foxhall Peyton

Romance and Arabella
Romance and Arabella (1919)
(0.00)
Bill

The Third Kiss
The Third Kiss (1919)
(0.00)
Oliver Cloyne

The Veiled Adventure
The Veiled Adventure (1919)
(0.00)
Richard Annesly

Who Cares?
Who Cares? (1919)
(0.00)
Martin Grey

Eric Burgess

Gilbert Byfield

Good Night, Paul
Good Night, Paul (1918)
(0.00)
Paul Boudeaux

A Lady's Name
A Lady's Name (1918)
(0.00)
Noel Corcoran

Mrs. Leffingwell's Boots
Mrs. Leffingwell's Boots (1918)
(0.00)
Mr. Leffingwell

A Pair of Silk Stockings
A Pair of Silk Stockings (1918)
(7.00)
Sam Thornhill

A Petticoat Pilot
A Petticoat Pilot (1918)
(6.60)
Crawford Smith

Sauce for the Goose
Sauce for the Goose (1918)
(0.00)
John Constable

Such a Little Pirate
Such a Little Pirate (1918)
(0.00)
Rory O'Malley

Unclaimed Goods
Unclaimed Goods (1918)
(0.00)
Danny Donegan

Viviette
Viviette (1918)
(0.00)
Austin Ware

Raymond Van Seer

On the Level
On the Level (1917)
(0.00)
Joe Blanchard

The Crystal Gazer
The Crystal Gazer (1917)
(0.00)
Dick Alden

The Sunset Trail
The Sunset Trail (1917)
(0.00)
Kirk Levington

The Tides of Barnegat
The Tides of Barnegat (1917)
(0.00)
Sidney Gray

Molly Entangled
Molly Entangled (1917)
(0.00)
Barney Malone

A Roadside Impresario
A Roadside Impresario (1917)
(0.00)
Craig Winton

Anton the Terrible
Anton the Terrible (1916)
(0.00)
David Burkin

Excuse Me
Excuse Me (1915)
(0.00)
Lt. Harry Mallory

Играл себя [ скрыть ]


Personality Parade
Personality Parade (1938)
(6.30)
Himself (в титрах отсутствует) (хроника)

Премьеры
17.05
Звезда родилась
A Star Is Born
17.05
За бортом
Overboard
17.05
Дэдпул 2
Deadpool 2
17.05
Конченая
Terminal
17.05
Слендермен
Slender Man
все премьеры

Топ 250
97
Большой побег
The Great Escape (8.30)
98
Убить пересмешника
To Kill a Mockingbird (8.30)
99
Мстители
The Avengers (8.20)
100
«V» значит Вендетта
V for Vendetta (8.20)
101
Шестое чувство
The Sixth Sense (8.20)
102
Старикам тут не место
No Country for Old Men (8.20)
103
Большой Лебовски
The Big Lebowski (8.20)
104
Умница Уилл Хантинг
Good Will Hunting (8.20)
105
Карты, деньги, два ствола
Lock, Stock and Two Smoking Barrels (8.20)
106
В диких условиях
Into the Wild (8.20)
весь топ
05.01.2018
Лучшие фильмы 2017 года по версии LF

2017 год уже завернул за угол, чтобы навсегда скрыться из виду. Самое время выяснить, насколько кучевым получилось облако тегов, которое он оставит после себя киноманам. Есть ли в нем безоговорочные шедевры с неограниченным сроком годности, или ветер истории первым же дуновением безжалостно развеет все эти заключенные в кавычки слова и словосочетания? Какие-то из фильмов снискали признание зрителей и критиков, попутно нахватав престижных премий и набив для своих создателей мешки со значком доллара. Другие же незаслуженно остались на обочине всеобщего внимания. Но каждый из них убивал в нас губительное равнодушие, заставляя смеяться, плакать, пугаться, удивляться и в целом наслаждаться чувством причастности к прекрасному. Итак, настало время воздать должное лучшим фильмам 2017 года... «Ла-Ла Ленд» (Дэмьен Шазелл) Бодрый старт нашему списку задает 128-минутный сеанс чистой магии, который хочется поставить на повтор и никуда от себя не отпускать, тщетно надеясь, что уж на этот раз у героев Райана Гослинга и Эммы Стоун точно все сложится. Но мечте и любви, увы, не всегда суждено идти рука об руку, а выбор на развилке неизбежно горек. Пошумев четыре года назад наэлектризованной и также пронизанной любовью к джазу драмой «Одержимость», Дэмьен Шазелл выбил разрешение на выпуск такого редкого зверя, как оригинальный мюзикл. В результате он не то что поравнялся с образчиками жанра, но и сам стал таковым. Вот увидите, теперь ни одна видеонарезка канонических экранных лавстори не обойдется без Мии и Себастьяна. Главным же секретом прилипшего к «Ла-Ла Ленду» статуса мгновенной классики стала идеальная трактовка мистером Шазеллом хорошо знакомого хозяйкам словосочетания «по вкусу». По-другому это можно назвать чувством меры. Там, где более прямолинейный кинематографист, вылил бы ведро патоки, Дэмьен будто бы по маячкам расставил остринки, кислинки и горчинки, причем последняя, самая ощутимая нота осталась припасена на грандиозный финал. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — «Ла-Ла Ленд»: куда приводят мечты «Молчание» (Мартин Скорсезе) Просмотр иных фильмов превращается для зрителей в тяжелый труд. Проект мечты Мартина Скорсезе «Молчание», растянувшийся на 30 лет и убивший у него немало нервных клеток, безусловно, можно отнести к таковым. Поэтому рекомендуем во время просмотра полностью отдать ленте свои разум и чувства, воздержавшись от хрустящих закусок и болтливой компании. После финальных титров гарантированно захочется поберечь слова. Время и место, в котором оказались два молодых священника-иезуита (XVII век, Япония) в исполнении Эндрю Гарфилда и Адама Драйвера, с нарастающей жестокостью проверяют на прочность их веру. Каждое следующее испытание оборачивается новой трещинкой в стоицизме миссионеров, и в какой-то момент даже зарождается сомнение — действительно ли кто-то наверху слышит их молитвы? И если слышит, то почему хранит молчание? Мудрое, важное и своевременное высказывание, армию почитателей которого возглавил не кто-нибудь, а сам папа римский, после просмотра удостоивший Мартина Скорсезе аудиенции. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — В чужой монастырь. Рецензия на «Молчание» «Голос монстра» (Хуан Антонио Байона) Одинокий и печальный мальчик по имени Коннор оказывается на пороге самой большой утраты в своей жизни и из последних сил цепляется за ложные надежды. Принять непростую правду, в том числе о себе, и открыть глаза на многие важные вещи герою помогает гигантский древоподобный монстр. «Голос монстра» Хуана Антонио Байоны являет собой эмоциональное сотрясение иного, нежели «Молчание», калибра, но не меньшей силы. Сквозь призму трансформирующихся отношений Коннора и оживающего тиса мы постранично наблюдаем доходчивый и красочный мануал по правилам выбора между горькой правдой и сладкой ложью — отталкиваться от существительных, а не от прилагательных. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Монструозная психотерапия. Рецензия на «Голос монстра» «Патерсон» (Джим Джармуш) Парень по имени Патерсон живет в одноименном городе вместе со своей переменчивой по части увлечений девушкой, работает водителем автобуса, а в свободное время заполняет блокноты стихотворными конструкциями. Вот, собственно, и весь сюжет самого свежего творения одного из мэтров американского независимого кинематографа Джима Джармуша. Никакой традиционной драматургической композиции, никакого ярко выраженного конфликта, никаких сумасшедших сюжетных твистов, но при этом два часа смотрятся на одном дыхании. Появление столь прекрасного поэтичного гимна повседневности в эпоху битв перенаселенных героями и событиями киновселенных сродни глотку свежего воздуха. Причем «Патерсон» ни в коей мере не фильм-мотиватор, которых в сетке премьер всегда было с избытком, а скорее отрезвлятор, поскольку он учит ценить и хранить то, что уже есть. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Человек рулит и улыбается. Рецензия на «Патерсона» «Тони Эрдманн» (Марен Аде) Словно гиппогриф в традиционном зоопарке, гротескная драмеди Марен Аде о пенсионере-выдумщике, решившем замаскироваться под эксцентричного бизнесмена, чтобы наладить отношения с дочерью, не может не обратить на себя особое внимание. Остроумие, эпатажность и абсолютная нетипичность, ставящие картину примерно в равной удаленности от коммерческого жанрового кино и радикального арт-хауса, настолько полюбились критикам, что некоторые из них наперебой спешили предъявить ленту в качестве доказательства жизнеспособности кинематографа как такового. А хитросплетения сюжета оказались столь магнетичны, что заставили Джека Николсона повременить с объявленным уходом на пенсию и схватиться за главную роль в американском ремейке «Тони Эрдманна». «Логан» (Джеймс Мэнголд) Будучи главным столпом супергеройского ответвления студии Fox, Росомаха, он же Логан, никак не мог получить достойного сольника, оказываясь в пестрой компании то недоДэдпула с зашитым ртом, то Гадюки в исполнении Светланы Ходченковой. Однако когда настала пора провожать когтистого мутанта на покой (по крайней мере, в обличье Хью Джекмана), это удалось сделать по уму. В ленте Джеймса Мэнголда Логан предстает не боевым и бесстрашным, каким зрители привыкли его видеть, а измотанным жизнью и изрядно ослабевшим. Чтобы финансово помогать находящемуся в еще более плачевном состоянии Профессору Икс, Росомаха вынужден работать таксистом. Но однажды в его депрессивный и беспросветный жизненный уклад вмешивается 11-летняя мутантка Лора. От всех своих предшественников «Логан» отличается как жанром (назовем его неовестерн), так и серьезностью подачи материала. Недаром среди источников вдохновения при создании картины значился «Непрощенный» Клинта Иствуда. Сверхъестественная составляющая ушла далеко на второй план, выдвинув на авансцену простые чувства и эмоции. Пожалуй, никогда еще цветные картинки с облаками текста не воплощались в столь искреннее и живое кино. Третий акт о Росомахе, безусловно, заслуживает оглушительных оваций. «Т2 Трейнспоттинг» (Дэнни Бойл) Долго готовившийся сиквел фильма «На игле» поначалу должен был следовать букве литературного романа «Порно» Ирвина Уэлша. Но чем ближе дело двигалось к производству, тем более вольный характер принимала экранизация. Оно и понятно: представьте, что у вас намечается долгожданная встреча одноклассников, и для нее определена некая тематика. Собравшись, вы поначалу пытаетесь придерживаться ее, но затем посылаете все к чертям и просто наслаждаетесь обществом друг друга. «Т2 Трейнспоттинг» выглядит именно как веселая сходка старых соскучившихся по совместному времяпрепровождению приятелей. И зритель на этом празднике всевозможных излишеств отнюдь не чужой. Для всех тех, кто много лет назад проникся историей Рентона, Кочерыжки, Кайфолома и Бегби, будет особым удовольствием засвидетельствовать тот факт, что спустя 20 лет они остались все такими же раздолбаями, добивающимися успеха не благодаря, а вопреки. Хотя, надо признать, один компонент, отсутствовавший в оригинальном фильме, в «Т2» таки обнаружился, и имя ему — надежда. Финал сиквела оставляет куда больший простор для оптимизма и пусть зыбкое, но все же чувство спокойствия за этих непутевых, но уже таких родных парней. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Укол молодости. Рецензия на «Т2 Трейнспоттинг» «Сплит» (М. Найт Шьямалан) Пока «Таинственная история Билли Миллигана» Дэниела Киза в очередной раз блуждает на пути к киноадаптации, ее свободные трактовки проявляют несколько большую топографическую грамотность. Вот и М. Найт Шьямалан, вышедший из затянувшегося творческого пике с позапрошлогодним «Визитом», обратился в коменданта общежития личностей, умещающегося в голове одного человека. Внутри черепной коробки главного героя «Сплита» ютятся сразу 23 персоны: от несмышленого 9-летнего мальчугана Хедвига до степенной пожилой женщины Патриции. Скоро к этой компании должна присоединиться 24-я, самая мощная и разрушительная, сущность под кодовым именем Зверь. Вместе с будущими соседями по сознанию Зверя дожидаются три девушки, приглашенные на банкет в качестве угощения. Самая смелая из них, Кейси (Аня Тейлор-Джой), бросает маньяку вызов, пытаясь найти подход к каждой из его личностей. Когда у тебя на руках есть столь лихо закрученный сюжет и полный сил Джеймс МакЭвой, то, считай, полдела уже сделано. Осталось должным образом расставить акценты, и тут Шьямалан тоже не сплоховал, заслужив определение «старый добрый» и заочное похлопывание по плечу. Как и во времена «Шестого чувства» и «Неуязвимого», кинематографист виртуозно дозирует уровень саспенса, держа публику в напряжении до последней секунды. Ну а финал «Сплита» с неожиданным выходом из-за печки другого персонажа вселенной М. Найт Шьямалана (и, собственно, сам факт существования этой вселенной), пожалуй, установил рекорд 2017 года по количеству эмоций формата «WTF?». Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — По прозвищу Зверь. Рецензия на «Сплит» «Манчестер у моря» (Кеннет Лонерган) Тихая, лишь изредка срывающаяся на крик драма Кеннета Лонергана абсолютно по делу оказалась одним из основных магнитов для наград в сезоне 2016-2017 годов. В этой истории утраты и ее последовательного преодоления на фоне провинциальных, будто замерших в сепии декораций нашлось место и умелому нагнетанию драмы, и глубокомысленным посылам, и неожиданным всполохам юмора и оптимизма. Отдельного потока хвалебных речей в свой адрес заслужил Кейси Аффлек. Он создал на первый взгляд неброский, но при наведении резкости многослойный образ слесаря по имени Ли, вынужденного вернуться в родной город по дороге из еще не высохших слез, чтобы похоронить брата и приноровиться к роли опекуна 16-летнего племянника. Долгое время Кейси несправедливо воспринимался Голливудом исключительно как «второй Аффлек», но благодаря роли в «Манчестере у моря» и приложившемуся к ней «Оскару» эти дни ушли в небытие. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Жить. Рецензия на «Манчестер у моря» «Король бельгийцев» (Петер Бросенс и Джессика Хоуп Вудворт) Незаметная жемчужина европейских артхаус-глубин. Едкая политическая комедия Петера Бросенса и Джессики Хоуп Вудворт поднимает на смех европейский тренд на независимость, пропуская идею микрогосударства сквозь несколько фильтров абсурда. Главный герой картины, король Бельгии Николас III, едет в Турцию вместе со съемочной группой, чтобы снять духоподъемный фильм о собственной персоне. В процессе производства неожиданно приходит новость о том, что страна вот-вот распадется на Фландрию и Валлонию. Его Величество не может такого допустить и инкогнито отправляется в Бельгию по суше через Балканы. Зацепившись за благодатную тему монаршей персоны в окружении простолюдинов да еще и на чужбине, Бросенс и Вудворт по полной выжимают из нее весь комический потенциал, при этом не скатываясь в плоскую гэговость. Ну а демонстрация балканского колорита у дуэта бельгийских постановщиков получилась в лучших традициях Эмира Кустурицы. «Салют-7» (Клим Шипенко) В этом году отечественный кинопром дважды обратился к нашей национальной гордости — былым космическим успехам. «Время первых» Дмитрия Киселева поведало о полете Павла Беляева и Алексея Леонова, что ознаменовался первым в истории выходом в открытый космос. «Салют-7» Клима Шипенко рассказал о случившейся спустя 17 лет поисково-спасательной экспедиции на одноименную станцию. Назревает резонный вопрос: почему же мы решили отметить именно вторую ленту? Прежде всего, «Салют-7» обходит «Время первых» по зрелищности (редкий российский фильм, выглядящий дороже, чем он есть на самом деле) и увлекательности сюжета. Еще одним немаловажным преимуществом творения Шипенко является его способность вызывать искренние патриотические чувства. Именно вызывать, а не выжимать. Наконец, «Салют-7» просто более крепко сбит драматургически. Конечно, в картине присутствуют исторические неточности, но приятное послевкусие и ощутимо приподнятое настроение во время титров с легкостью покрывают эту погрешность. «Нелюбовь» (Андрей Звягинцев) «Жаль, что твои родители не чайлдфри. Гори в аду, в аду гори!» — эти строки из хита Noize MC и Монеточки идеально описывают ситуацию, в которой оказался 12-летний Алеша. Его родители находятся в процессе развода и допивания последних миллилитров крови друг друга. В этой череде споров и препирательств совместный ребенок оказывается менее интересен обеим сторонам конфликта, чем чайный сервиз. В результате Алеша, чувствуя абсолютную ненужность, решает сбежать из дома. Андрей Звягинцев снова очень точно поймал дух времени, сняв тяжелую и непролазную в плане надежд на лучшее драму о том, что жизнь — это перманентный поиск меньшего зла. Получилось у него это более герметично и камерно и менее выпукло, чем в «Левиафане». Общенациональные червоточины свелись до кивков на заднем плане. Финал же оставляет нас в пугающей растерянности, предлагая широкий выбор из оттенков серого. В общем, Звягинцев вновь убедительно подтвердил свое право находиться в пантеоне больших европейских мастеров. «Манифесто» (Джулиан Розефельдт) Если вы когда-нибудь смотрели игру «Что? Где? Когда?», то наверняка знаете про раунд «Суперблиц»: за столом остается только один, самый сильный в команде, знаток, отвечающий на несколько вопросов в течение минуты. «Манифесто» Джулиана Розефельдта — своего рода актерский «Суперблиц», где в течение 95 минут необходимо воплотить 13 максимально отличных друг от друга образов, для каждого из которых режиссер приготовил знаменитый художественный манифест. Посему неудивительно, что с глазу на глаз с камерой осталась невероятная Кейт Бланшетт, чья фильмография включает и королеву Елизавету I, и голливудскую приму Кэтрин Хепберн, и даже поющего бунтаря Боба Дилана. Двукратная обладательница премии «Оскар» оказывается образцовым проводником в путешествии по истории искусства XX века. Она пропускает через себя и озвучивает идеи Ги Дебора, Василия Кандинского, Андре Бретона, Казимира Малевича, Джима Джармуша и других экспериментаторов и новаторов. Помимо очевидной арт-ценности, «Манифесто» обладает еще и важной образовательно-просветительской функцией. Какой-нибудь крупный музей современного искусства (например, нью-йоркский MoMA) просто обязан раскошелиться на права на показ «Манифесто» и транслировать его в своих стенах в режиме нон-стоп. «Дюнкерк» (Кристофер Нолан) В последние 10 лет маршрут творческого следования Кристофера Нолана представлял собой скитания между Готэмом и исследовательским центром пространства и времени. И вот наконец грянул первый в его карьере фильм, основанный на реальных событиях — удивительном спасении более трехсот тысяч британских солдат и союзников в ходе Дюнкеркской операции в начале Второй мировой войны. Ступив на территорию военной драмы, Нолан не стал играть по уже существующим правилам и принялся писать свои. В «Дюнкерке» вы не встретите выразительных героев или индивидуальных подвигов. Здесь коллективное все: страх, растерянность, храбрость и, по итогу, триумф. Какими-то историческими справками и преамбулами постановщик себя тоже не утруждает, сразу же швыряя неразогретую публику в жерло событий. В результате придания актерским работам почти что декоративного характера полноправными творцами успеха «Дюнкерка» вместе с Ноланом стали его постоянные оператор Хойте Ван Хойтема и композитор Ханс Циммер. Первый вырисовывает холодные пейзажи потрясающей красоты, а второй поддерживает необходимую частоту зрительского сердцебиения своими фирменными басами. Сам же Кристофер Нолан как никогда близок к получению долгожданного режиссерского «Оскара». Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Новые каноны военного кино. Рецензия на «Дюнкерк» «Оно» (Андрес Мускетти) Кто бы мог подумать, что результатом позапрошлогодней режиссерской замены Кэри Фукунаги на Андреса Мускетти, вызвавшей не один разочарованный вздох Интернет-пользователей, станет лучший хоррор года и один из лучших в XXI веке. Вообще, починка того, что не сломано, то бишь экранизация того, что уже блестяще экранизировано, — это всегда рисковое предприятие. Но творческая группа во главе с Мускетти умудрилась переплюнуть культовую телеадаптацию 1990 года, а Билл Скарсгард оказался гораздо более пугающим Пеннивайзом, чем Тим Карри. Если большинство современных собратьев по жанру уповают на самый простой и дешевый прием получения необходимой реакции публики — джампскейр, то «Оно» действует тоньше и изощреннее. Лента столь мастерски играет на нервах, что в какой-то момент начинаешь чувствовать потенциальную угрозу со стороны каждого дверного косяка. Помимо наведения жути, «Оно» преуспело и в создании иных эмоций — смеха, удивления или же умиления ностальгической теплотой и крепкой дружбой между участниками «Клуба неудачников». Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Раз, два, клоун заберет тебя. Рецензия на фильм «Оно» «Твое имя» (Макото Синкай) Умение найти новые грани и смыслы в набившем оскомину сюжетном каркасе выдает большого мастера. Макото Синкаю, будущему наследнику короны Хаяо Миядзаки, удалось провернуть такой финт с темой обмена телами между главными героями. В его анимационной ленте «Твое имя» метаморфоза случается с парнем из Токио Таки и девушкой из провинции Мицухой, которые во сне проживают жизни друг друга. Однажды эта способность внезапно пропадает, и Таки решает отправиться на поиски Мицухи. Если вы являетесь фанатом аниме, то просто растворитесь в картине «Твое имя». Если же не являетесь, то после просмотра практически гарантированно сделаете шаг навстречу этой эндемичной мультпороде. Произведение Синкая обезоруживает и не оставляет иного выбора, кроме как влюбиться в него: и глазами (благодаря преступно красивой анимации), и сердцем (благодаря искренней и трогательной истории первой любви). Недаром «Твое имя» установило новый рекорд внутренних кассовых сборов в Японии — $355 млн., обогнав «Унесенных призраками» Миядзаки. Как говорится, пост сдал — пост принял. «Квадрат» (Рубен Эстлунд) Наблюдая за современным искусством, порой понимаешь, что в нем есть место для всего, чего угодно, кроме непосредственно искусства. Собственно, для Рубена Эстлунда в его увенчанном Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля «Квадрате» арт-мир — лишь театр действий, отправная точка для высказывания на более обширные темы. Режиссер проходится по свободе слова, политкорректности, границам дозволенного, кризису доверия, эгоизму и лицемерию, нанизывая свои соображения на условный сюжетный стержень. У куратора галереи средь бела дня крадут телефон и бумажник, он отправляется на поиски обидчиков, а дальше начинается такая изобретательная и головокружительная круговерть перфомансов, что боишься лишний раз моргнуть, дабы не пропустить очередной сокрушительный панч от Эстлунда. Что и говорить — кинематографическая вивисекция удалась не славу. «мама!» (Даррен Аронофски) После нескольких маловразумительных работ, когда рояль застрял в кустах, а Бог не вышел из машины, Даррен Аронофски наконец-то сумел удивить. Правда, удивление это идет под руку не с восторженным возгласом «Ничего себе!», а с недоумением, которое испытываешь за секунду до попадания в твои глаза перцового газа. «мама!», на стадии трейлеров преподносившаяся как история появления незваных гостей в доме молодой пары, оказалась крайне смелым и резким высказыванием о том, что путь от творческого гения до мессии — всегда безвозвратный и ведущий к апокалипсису. Библейские аллегории, естественно, приложены. И очень жестко предподнесны. Это тот самый случай, когда о просмотре фильма ни капли не жалеешь, но повторно пережить свой зрительский опыт вряд ли захочешь. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Страшный сон Сэлинджера. Рецензия на фильм «мама!» «Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнев) Если вы хотите знать, как выглядит идеальный исход операции «Преемник», то «Бегущий по лезвию 2049» продемонстрирует вам это. Дени Вильнев столь ловко подхватил знамя у Ридли Скотта, при этом сохранив свой авторский стиль, что не остается сомнений — студия Warner Bros. сделала лучший из возможных выборов. То же самое можно сказать и о приглашении на роль охотника на репликантов Райана Гослинга, убедительного в экшен-сценах, трогательного в романтических эпизодах и гипнотически прекрасного даже в моменты экранного бездействия. В техническом плане «Бегущий по лезвию 2049», в отличие от оригинального фильма, инноватором не выглядит. Просто в силу того, что сейчас другое время, и чтобы произвести революцию, надо быть как минимум «Аватаром». А вот по части сторителлинга сиквел выигрывает, особенно преуспевая в протаптывании для зрителя ложных троп. Отдельным же удовольствием становится наблюдение за Харрисоном Фордом в его одиссее по иконическим ролям: Хан Соло, Рик Декард, на очереди Индиана Джонс. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Красота среди бегущих «О теле и душе» (Ильдико Эньеди) Вот и еще одна восхитительная экранная встреча двух одиночеств. Чудаковатые главные герои покорившей Берлинский кинофестиваль драмы «О теле и душе» работают на скотобойне и сторонятся друг друга, пока однажды не узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны. Эту историю сближения и пробивающейся любви не назовешь глянцевой и причесанной — по искренности и душевности она заткнет за пояс несколько десятков голливудских мелодрам. Каждый кадр картины Эньеди говорит о том, что она всем сердцем любит своих героев, а посему не скрывает их странностей. Венгерский режиссер, до этого не снимавшая полный метр целых 18 лет, перемешивает забавное с печальным, жизнеутверждающее с гнетущим, а нежное с жестким. В результате получается разнородная мозаика, которая надолго западает в память. «Прощай, Кристофер Робин» (Саймон Кертис) Детская книга «Винни Пух» никогда больше не будет восприниматься, как раньше. Несколько поколений читателей, с увлечением поглощавших приключения плюшевого медведя и его лесных приятелей, вряд ли могли представить, что за оглушительным общемировым успехом этой серии рассказов стоит одна искореженная судьба — сына Алана Александра Милна, послужившего прототипом для Кристофера Робина. В руках Саймона Кертиса история монетизации отцовско-сыновьих отношений принимает необычайно пронзительный и проникновенный характер, заставляя расплавиться любой айсберг равнодушия. Хотя пострадавшая сторона здесь очевидна, режиссер ни в коей мере не демонизирует старшего Милна и находит оправдания его действиям, ведь писателем двигали благие намерения. Он хотел вернуть надежду и радость в дома англичан, недавно оправившихся от Первой мировой войны, но за сиянием чужих детских улыбок упустил затухание самой главной. Мятущийся образ Алана Милна выше всяких похвал воплотил Донал Глисон, а на роль юного Кристофера Робина удалось найти, пожалуй, самого обаятельного паренька во всей Великобритании (прости, принц Джордж!) по имени Уилл Тилстон. «Тайна Коко» (Ли Анкрич и Эдриан Молина) Разговор с детьми на взрослые темы — испытание не из легких, в большинстве случаев обреченное на провал. Но только не для Pixar. Легендарная анимационная студия безо всякого надлома в голосе и звучащей фоном барабанной дроби решила поведать своей юной аудитории, что такое смерть, и сделала это максимально деликатно и с верной интонацией. Ключевой посыл «Тайны Коко» — пока вы помните о своих умерших родных, в ином мире они живы. Недаром самая запоминающаяся песня в саундтреке к мультфильму называется «Не забывай». Между тем «Тайна Коко» — это не только триумф гуманизма, но еще и фееричное буйство красок, взятие очередной запредельной планки в прорисовке и детализации, яркие персонажи и уместный фирменный юмор. В общем, очередное пиршество для глаз и ума от флагмана анимационной продукции. «Звездные войны: Последние джедаи» (Райан Джонсон) Перефразируя знаменитую цитату Оскара Уайлда, можно сказать, что в жизни фанатов «Звездных войн» есть только две настоящие трагедии: одна — когда новая часть не оправдывает ожидания, а другая — когда оправдывает. В случае с «Пробуждением силы» обе кривые недовольств двигались по графику реакций с равной степенью активности. Поклонники по разные стороны баррикад даже сошлись в том, что ленту Джей Джея Абрамса слишком клонило в ностальгию и навязчивое потакание желаниям олдскульной фанбазы. «Последних джедаев» в таком чрезмерном усердии не упрекнешь. В отличие от Абрамса, Райан Джонсон не боится удивлять и ходить нехожеными дорогами. В результате его эпизод выглядит свежее, бодрее и драйвовее предшественника. И, что немаловажно, он нацелен не на укрепление связей с уже лояльной аудиторией, а на привлечение новой, даже если той пока не доводилось наведываться в далекую-далекую галактику. Учитывая, что «Последние джедаи» носят переходный характер, без горького прощания с некоторыми полюбившимися героями не обошлось. Ну а последние экранные секунды Кэрри Фишер точно не оставят ваши глаза сухими. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Джедаи-неудачники. Рецензия на «Звездные войны: Последние джедаи» Что ж, именно такие очертания оставил 2017 год в контурных картах киноманов. Посмотрим, что принесет нам 2018-й, а через год вновь соберемся здесь и обсудим его итоги.... подробнее
13.10.2017
Красота среди бегущих

Я видел такое, что вам, людям, и не снилось: светящиеся небоскребы, что подпирают затянутые смогом небеса, величественные города, погребенные в отходах цивилизации, задыхающиеся от радиации мегаполисы, чей вечный покой охраняют застывшие колоссы… Должно быть, именно эти мысли лихорадочно проносились в голове отчаянного режиссера Дени Вильнева, взвалившего на свои плечи тяжкую ношу. Два года назад канадец, чье имя было известно разве что тем, кого слово «артхаус» не заставляет включать в голове белый шум, подписался на съемки сиквела культового киберпанка «Бегущий по лезвию». За отведенное время он успел не только покорить вершину, на которую классику сай-фая водрузила фанатская любовь, но и навсегда закрыть вопрос «Кто такой Дени Вильнев. Оказалось, прошлогодний триумф с мудреной, напряженной фантастикой «Прибытие» в техническом плане был лишь разминкой перед основным ударом, как пристрелка перед ковровыми бомбардировками. Впрочем, такое сравнение не совсем уместно — «Бегущий по лезвию 2049» медитативен, его повествование поступательно и осторожно, его картинка торжественна и спокойна, а звуки пронзительны и протяжны, как гул фабричных сирен и песни китов на глубине. Все говорит о том, что режиссер жонглирует ценной и хрупкой конструкцией, балансируя на плечах у гиганта — фильма Ридли Скотта, на сей раз ограничившегося лишь креслом продюсера. По всему видно: съемки сиквела походили даже не на игру с огнем и спичками, а на поджигание петарды М-80 у себя на заднем дворе. Того и гляди палец оторвет. Поэтому держать маэстро Скотта за руку в мыслях — реакция даже для самого талантливого художника вполне оправданная. Собственно, с этого Дени и начал: изучив матчасть с усердием прилежного школьника, он открыл фильм сценой, которую сэр Ридли придумал для собственного «Бегущего» 35 лет назад, да так и не использовал в финальной версии. Кипящее на плите варево, прячущийся в тени комнаты агент, ожесточенная драка и минимум слов — не просто эффектное начало, но и сигнал того, что Вильнев намерен придерживаться эстетики оригинала, бережно перенося его романтику дождя и грязи в собственный фильм. Кроме самого Скотта, новичка этой вселенной поддержал Хэмптон Фэнчер: автор сценария первого «Бегущего по лезвию» выступил в этой роли и сейчас. Хотя, как и в прошлый раз, его текст был подвергнут переработке — чистовую версию представил Майкл Грин, сериаломанам известный по противоречивой экранизации «Американских богов», а в мире большого кино отметившийся работой над приземленным по меркам комиксов «Логаном» и сомнительным «Заветом». Вместе они создали еще более далекий от романа Филипа К. Дика сюжет, будто бы призванный ответить на все оставшиеся после оригинала вопросы. Даже на те, что ответов и вовсе не требовали. Вот у них уже и Рик Декард не сомневается в том, кто он такой, и у него на это есть серьезные основания… Через тридцать лет мы по-прежнему будем слушать Фрэнка Синатру и Элвиса Пресли — на этом хорошие новости для человечества заканчиваются. В 2049-м редкие пригодные для жизни города перенаселены настолько, что даже скромное жилье достается не всем. Большинство некогда процветавших мегаполисов погребены под душными облаками пыли, а воздух в них отравлен радиацией. Детский труд, граничащий с рабством, с молчаливого согласия власть имущих набрал новую силу. А одним из тех, кто имеет вес, оказался Ниандер Уоллес (Джаред Лето), пришедший на смену разорившемуся Элдону Тайреллу, благодаря технологиям спасший планету от голода и настоявший на возобновлении производства репликантов, которых сам называет ангелами. В этом обществе хорошая жизнь не светит ни влачащим жалкое существование людям, ни по-прежнему занимающимся черной работой андроидам нового поколения. Один из них — бегущий по лезвию с позывным К (Райан Гослинг) — едет на задание. Он должен выследить и «отправить в отставку» робота старой версии NEXUS. В ходе операции офицер обнаруживает находку, способную привести к восстанию машин и навсегда стереть грань между искусственным интеллектом и человеком. Предотвратить катастрофу поручено все тому же К, и он узнает, что в деле замешан Рик Декард (Харрисон Форд), некогда выполнявший его работу и пропавший много лет назад. Расследование выводит К на след предшественника, а между тем самого бегущего начинают мучить неуловимые и не дающие покоя сны-воспоминания о деревянной лошадке с высеченными на ней цифрами. Дени Вильнев создал идеальный сиквел — он не извращает классическую историю и не перезагружает ее, а потому никого не может покоробить. Более того, его фильм — такой же единорог, каким в свое время была лента Ридли. Лента вышла тягучей, философской, созерцательной, далекой от стандартов блокбастера, зато созвучной и своему предшественнику, и тому, что так дорого сердцу самого Вильнева. Сознательно делая картину такой некомфортной для массового зрителя, режиссер грамотно заимствует образы, созданные неутомимым мозгом новатора Скотта, и расставляет их по сюжету, как маяки, притягивающие на свой свет поклонников этого мира. Он делает ставку именно на визуальную составляющую, ведь и оригинальный «Бегущий» был силен не столько своим предвосхитившим время дистопичным сюжетом, и даже не элегантной финальной загадкой, нащупанной авторами случайно, но ставшей предметом жарких споров на долгие годы. Не так важно, репликант ли Декард или человек. Его историю нужно было переживать эмпатически, а не рационально, оттого самые яркие образы — изрыгающие огонь зиккураты компании Тайрелла, искусственные глаза мастера Ганнибала Чу, осиротевшие игрушки Себастьяна, забитые толпами улицы не просыхающего Лос-Анджелеса и те самые, почти хрестоматийные слезы под дождем Роя Бетти — считываются на каком-то подсознательном, генетическом уровне. Новый «Бегущий» не менее метафоричен, хотя часть его культурных кодов вроде томика Набокова «Бледный огонь» в квартире К, вероятно, останется неразгаданной. Даже российским зрителям будет трудно угадать строки из этой самой поэмы в тесте на психотравму, который проходит герой Райана Гослинга. Несмотря на столь явный источник вдохновения, «Бегущий по лезвию 2049» — абсолютно вильневский фильм. Мрачный и сдержанный, он прекрасен в своей аскетичной красоте и величественной неповоротливости. С одной стороны, в будущем Дени не хочется оказаться — состоящий из единичек и нулей мир будто чувствует присутствие хоть сколько-нибудь живого организма и сразу сажает его под стеклянный колпак или вовсе отторгает. С другой стороны, стоит только оказаться в атриуме нового миллионера с причудами Ниандера Уоллеса в исполнении буквально ослепшего на время съемок Джареда Лето (актер носил контактные линзы с бельмами и на самом деле ничего не видел), как игра света и тени на стенах погрузит в нирвану физического удовольствия от увиденного. Едва ли кто-то из современных постановщиков, кроме Вильнева и разве что Дэвида Финчера, способен снимать тоску и пустоту так стильно и притягательно. Впрочем, еще в прошлом году мы предсказывали, что «Бегущий» не случайность в фильмографии канадца, а недостающее звено, призванное замкнуть элегантную последовательность: «Пленницы» — «Враг» — «Убийца» — «Прибытие». Теперь с титулом визионера согласятся не только умные коллеги по цеху — завсегдатаи Каннского фестиваля, но и синефилы. Однако, что еще важнее, «Бегущий», в отличие от старшего брата, — фильм своего поколения. Если картина Скотта была одним из последних аналоговых сай-фаев, то лента Вильнева — цифровой постмодернистский коллаж. Здешняя реальность отлично имитирует жизнь, которая для героев Дени — почти легенда. Говорят, когда-то люди обустраивали дома, ездили на пикники или просаживали деньги в Вегасе, смотрели кино и танцевали в клубах, влюблялись и занимались сексом. Все это — лишнее для офицера К, и не потому, что оно чуждо его природе (какой бы она ни была), а потому, что стало атавизмом в мире, где сама любовь переведена в двоичный код. Наиболее красноречивое воплощение эта мысль получила в бытовых сценах с участием К и его голографической возлюбленной Джой (Ана де Армас), сочетающей в себе функции умного дома и карманного психолога. Хотя квартира Декарда выглядела как неопрятная холостяцкая берлога, в ней действительно мог жить человек. Пожалуй, она даже идеально подходила такому циничному типу, не слишком уделяющему внимание уюту. Жилище же К минималистично и даже стерильно — тесная кухня с самым необходимым, двухминутный обеззараживающий душ, виртуальная любовь, которая растворяется, как слезы в дожде. Высказывание, конечно, не новое — все то же самое, даже полнее и оригинальнее, было представлено в ошеломляющем фильме Спайка Джонса «Она». Да и серии «Черного зеркала», пугающие неминуемой расплатой человечества за пристрастие к технологиям, давно подготовили публику к подобному зрелищу. Тем не менее, Дени Вильнев пошел еще дальше, показав не только взаимодействие человека с гаджетами, но и самих роботехнологий с электронными собратьями. Сцены с искусственным интеллектом, который у Дени выглядит куда более убедительным, чем у того же Скотта в «Чужом», — лучшее, что есть в фильме. Программный тест на психотравму взвинчивает уровень напряжения настолько, что по эффектности превосходит даже экшен-сцены. А любовная сцена вообще способна стать материалом для цитирования наравне с лучшими романтическими эпизодами «Титаника» или «Дневника памяти». Для пущего успеха Вильнев, всегда умело вписывающий своих актеров в нужный ему микроклимат, добивается от Райана Гослинга того, что раньше с ним проделывал только Николас Виндинг Рефн — невозмутимости на грани с нервным срывом. Второй раз за год любимец Голливуда возвращается в декорации Лос-Анджелеса. Вот только вряд ли он узнает Город звезд, которому пел гимн в «Ла-Ла Ленде». Это место теперь утопает в клубах дыма, снежных бурях и бликах неоновой рекламы, и под стать ему в глазах Гослинга появляется сталь и еще что-то едва заметное. Сомнение, жалость, разочарование? Главный герой хладнокровен и бесстрастен, но его спокойствие сродни океану перед штормом. Внутренний надлом офицера К закутанный в пальто до подбородка Райан играет одним взглядом да напряженными позами. В отличие от Рика Декарда, он не самоуверенный коп, без заминки стреляющий в спину жертве, он сам носит мишень, о чем не смеет забыть. И все же, когда уже начинает казаться, что мы стали очевидцами идеального технотриллера, хоть и разбавленного излишне театральными монологами героя Лето, фильм резко меняет курс, на глазах превращаясь чуть ли ни в библейскую притчу о рождении нового мессии. Махина оригинала дает знать о своей тяжести, и к концу второго часа (хронометраж «Бегущего» сопоставим с длительностью эпичного «Интерстеллара») приветы классике становятся все более формальными. У Вильнева даже есть свой Поцелуй Иуды, не обладающий и десятой долей того эффекта, какой произвел в оригинале. Под конец все снова спорят о человеческом естестве, выражая его метафизически (диалог о душе) и технически (азбука человека). Вот только не все ли равно, кем быть в выхолощенном мире? Кажется, настолько не все равно, как было Рою Бетти, никому уже не будет. Вряд ли в смене вектора развития сюжета, рушащей саму ткань повествования, виноват продюсер фильма Ридли Скотт, на чей счет удобно записывать все просчеты, держа в уме его непреклонность и деспотичность на съемочной площадке. Напротив, и в виртуозных пролетах камеры любимого оператора Вильнева, Роджера Дикинса, и в скрежещущем саундтреке Бенджамина Уоллфиша и Ханса Циммера, отдающего дань музыке Вангелиса, чувствуется почерк Дени. Просто эта история хоть и злободневна, но на самом деле она не про нас с вами, а про тех могучих стариков, которые 35 лет назад изменили само представление о возможностях научной фантастики. Это ясно читается в благоговейном взгляде Ниандера Уоллеса на Рика Декадра, который теперь стал выше всех споров о своем происхождении, заняв место Бога. Возможно, и сам Вильнев чувствует себя репликантом по отношению к демиургу Скотту, а потому заставляет своего бегущего через весь фильм пронести сакральное знание, в итоге оставшись в стороне. И тем не менее оба они сознательно или нет получают по заслугам. Офицер К через свое трагичное самоотречение становится тем самым «more human than human». Ну а Дени Вильнева вообще пора заносить в Красную книгу за верность себе даже под прессингом студийных бюджетов, зрительских ожиданий, фанатского высокомерия и изматывающих рекламных кампаний, превративших всех участников съемочного процесса в шпионов на допросе с пристрастием. Ну а что в сухом остатке имеет публика? Можно упрекнуть постановщика в том, что он снял стильную, дорогую, изящную пристройку к классике, как новое здание Мариинского театра, застывшее в тени старого. А можно просто насладиться красотой среди бегущих…... подробнее
15.11.2016
Меняющий реальность. Как Филип Дик Голливуд кормит

Современное кино щедро на ремейки и сиквелы. Вот и культовый фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» ждет своего продолжения от канадца Дени Вильнева в следующем году. Поклонники неповторимого нуара и киберпанка «Бегущего» одновременно и рады продолжению истории, и обеспокоены возможностью провала. Именно «Бегущий» принес славу (хоть и уже посмертно) одному из самых странных и плодовитых фантастов XX века — Филипу Киндреду Дику. Автор более 30 романов и 110 рассказов, он вдохновил своим творчеством, образами и идеями не один десяток режиссеров. Оно и неудивительно: сюжеты фантаста в основном динамичны, воссоздаваемые миры будущего и других измерений невероятно причудливы, а образы персонажей вызывают комплекс эмоций от восхищения до отвращения. Какими-то нитями он явно был связан с другими реальностями: многие из его поздних романов воспринимаются как откровения и некоторого рода предсказания. Этому удивительному писателю сегодня и посвящен новый путеводитель по кино от LostFilm.INFO, и расскажем мы не только об экранизациях, но и о проектах, снятых под влиянием идей и творчества Дика. «Вспомнить все» (Пол Верховен) Фильм-легенда Пола Верховена с молодым Шварценеггером, в 1991-м получивший «Оскара» за особые достижения, и сейчас смотрится вполне впечатляюще. Пожалуй, это одна из наиболее удачных интерпретаций Дика: его стиль узнается моментально. Не обошлось, конечно, и без расширения сюжета, ведь оригинальный рассказ «Из глубин памяти» представляет собой нечто вроде наброска из резких сюжетных поворотов. Это рассказ-трюк об офисном клерке, мечтающем о путешествии на Марс, однако решающем взамен реального, но труднодостижимого опыта просто имплантировать себе несуществующее воспоминание, благо технологии позволяют. В киноверсии главный герой в исполнении могучего и одновременно милого в своей наивности Шварценеггера из клерка превратился в рабочего на стройке, уставшего от механической физической работы. Что происходит с ним дальше — это снятие покровов, личностное откровение и попытка отличить реальность от встроенной фантазии. Параноидальный стиль фантаста Верховен, безусловно, приправил собственными ингредиентами: юмором, яркими сценами насилия и сексуальностью на грани жестокости (не обошлось без любимой им коварной Шэрон Стоун). Проект, изначально прорабатываемый Дэвидом Кроненбергом, демонстрирует хорошие знания диковских текстов. Бессмысленный и беспощадный бизнес по продаже воздуха на колонизированном Марсе выглядит вполне убедительно, а сам Марс — одновременно пугающе и притягательно, как и завещал Филип Киндред. «Вечное сияние чистого разума» (Мишель Гондри) В самой технике манипулирования памятью современный зритель с легкостью угадает знаменитую работу французского режиссера Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума». Почерк сценариста Чарли Кауфмана можно назвать «постдиковским», так как идеи многих его работ ощутимым образом связаны с творчеством легендарного фантаста. Это и «Быть Джоном Малковичем» о множестве одинаковых сущностей, и «Адаптация», и «Нью-Йорк, Нью-Йорк». «Вечное сияние», в котором идея игр с памятью становится основой для трогательных размышлений о природе любви, конечно, заслуживает статуса жемчужины его творческой коллекции. И хотя этот фильм в полной мере нельзя назвать экранизацией какой-либо из книг Дика, но авторство оригинальной идеи принадлежит именно ему. «Матрица» (Лана Вачовски, Лилли Вачовски) Еще один фильм, вышедший из колыбели Дика, — это «Матрица» бывших братьев, а теперь уже сестер Вачовски. Писателя всю жизнь преследовало ощущение иной реальности, контролирующей человеческий мир. Он не единожды выразил эту идею в своих произведениях, например, в раннем романе «Око небесное» 1957 года. В первую очередь идея «мира матрицы» была связана для Дика с противопоставлением koinos kosmos (внешнего мира) и idios kosmos (мира внутреннего) Гераклита. Внутренний мир каждого человека — отдельная вселенная и неповторимое сознание, следовательно, мы окружены мультивселенными. Внешний же мир и есть та матрица, что объединяет множество человеческих сознаний. Ближе всего к «Матрице» позднее творчество Филипа, когда он уже окончательно погрузился в мрак снизошедшего на него религиозного откровения. Легендарный и один из лучших его романов — «Убик» 1969 года — яркий тому пример. Писатель изобразил виртуальный мир, что питается угасающим сознанием полуживых людей. Жители же сего мира и не подозревают, что, в отличие от кажущейся им реальности, на самом деле их мертвые тела погружены в пластиковые гробы, а души подключены к внешнему миру неким «переносным носителем». Узнаваемая картина из «Матрицы», не правда ли? После знакомства с творчеством Дика, а оно у многих современных читателей происходит уже после первого просмотра нетленки Вачовски, удивляешься еще больше: все это писатель уже видел лет за 40 до трилогии об избранном Нео. Правда, плагиатом здесь и не пахнет: режиссеры не раз восхищались творчеством автора, а в свои киноленты добавили и множество других его идей. При этом одна из самых известных сцен фильма, где Морфеус ставит Нео перед выбором, уже отсылает к картине Верховена, где перед таким же выбором оказывается герой Шварца, который разрешает вопрос более оригинальным способом, нежели Нео. «Меняющие реальность» (Джордж Нолфи) Упомянув «Матрицу», нельзя не сказать об относительно новой фантастической драме «Меняющие реальность» с Мэттом Деймоном и Эмили Блант, чьи герои в борьбе за свою любовь действуют против системы. Именно в рассказе 1954 года «Бюро корректировки», по мотивам которого и снимался фильм Джорджа Нолфи, главный герой становится свидетелем изменения или, на канцелярите, корректировки реальности. Ему это, правда, даже оказывается на руку и позволяет избавиться от любопытной и назойливой сами-догадайтесь-кого. Но динамичный и качественный фильм Нолфи создан именно по мотивам: хоть здесь и выступают на первый план вполне диковские идеи о свободе воли, главной все же становится романтическая линия, что значительно снижает философичность картины. «Особое мнение» (Стивен Спилберг) Творчество американского фантаста характеризуют разными терминами — от киберпанка и антиутопии до психоделики. Некоторые же его произведения можно причислить к speculative fiction («литературе размышлений»). Например, к такому направлению близок рассказ «Особое мнение», где писатель заглядывает в Вашингтон 2054 года — в дивный новый мир, в котором перестали убивать. Технология предсказаний ближайших преступлений для их предотвращения работает за счет искаженного наркотиками сознания странных мутантов. Начальник отдела предпреступлений Джон Андертон получает предсказание, согласно которому в течение короткого времени должен будет убить совершенно незнакомого ему человека. Команда фильма 2002 года внушает доверие: Том Круз прекрасно справляется со своим лучшим амплуа — человека в бегах, а Спилберг искусно «воссоздает» футуристические пейзажи. Правда, некоторые моменты этого будущего уже вполне применимы и к нашему настоящему, что привычно для провидческих произведений Дика. Если сравнивать экранизацию с оригиналом, то на уровне сюжета между ними остается не так уж много общего: с диковского конфликта полиции и армии режиссер смещает акцент на личные мотивы персонажей и в целом расширяет сюжетное пространство небольшого рассказа, что, в принципе, только идет ему на пользу. Но проблема остается общей — метафизической и этической: что есть предопределение, и наделен ли человек свободой воли? Может ли он, зная свое будущее, изменить судьбу и переломить ход событий? Все-таки, несмотря на довольно мрачную атмосферу многих своих произведений-фантазий, здесь можно заметить, что Филип Дик верил в разум человека и его возвышение над новыми технологиями, пусть и упрощающими жизнь. «Помутнение» (Ричард Линклейтер) Роман, по которому в 2006 году снял свою весьма оригинальную картину Ричард Линклейтер, — это психоделическое погружение в разрушающееся сознание наркомана. О Дике говорили: либо он употреблял наркотики и был просто талантливым писателем, либо все его трипы — плод гениального ума и воображения. Не будем слишком вдаваться в подробности, но, несмотря на поздние опровержения самого писателя, факт литературного марафона (написал 11 романов за пару лет) с помощью амфетаминов никто не отменял. Это, правда, ничего не говорит о том, гений ли Филип или просто талант — оставим этот вопрос для дискуссионных клубов. Одно здесь верно точно: с разрушительным влиянием наркотиков на сознание и личность Дик был знаком лично — как по своему опыту, так и по опыту своих знакомых. Им и их загубленным жизням и посвящена книга о странном тайном агенте Бобе Аркторе из отдела по борьбе с наркотиками. На какое-то достаточно неприятное время ни ему, ни читателям не будет понятно, кто он такой и против кого работает. Примечательно, что в экранизации Линклейтера снялись звезды первой величины — Киану Ривз, Вуди Харрельсон, Роберт Дауни мл. и Вайнона Райдер. В таком составе их, наверное, нигде больше и не встретишь. Но все они были привлечены Линклейтером не для заполнения дыр в сюжете, как порой случается. «Помутнение» — это идеальное воплощение параноидального, психоделического и одного из самых пронзительных произведений американского фантаста. Подобного эффекта режиссер добился не только за счет качественного сценария, но и с помощью техники ротоскопирования, когда рисунок наносится поверх реального изображения. Подобную технику постановщик уже использовал ранее в картине «Пробуждение жизни». Здесь же она позволила передать вечно меняющийся рабочий костюм Арктора и страшные трипы, а также пририсовать новые элементы, которых в реальной съемке быть не могло. Фантастика, как можно догадаться, здесь имеет иной характер, но вечно волновавшие Дика проблемы утраты личности и подавления ее властью остались на своем заслуженно главном для его творчества и миропонимания месте. «Человек в высоком замке» (Дэниел Персивал, Брэд Андерсон, Карин Кусама) Многие проблемы волновали Дика по той причине, что являлись частью его повседневной жизни. Оба его родителя были чиновниками, в сыне же это воспитало лишь отвращение к госаппарату и любой системе. Отвращение, смешанное с ужасом и страхом. Возможно, поэтому «Человек в высоком замке» кажется самым логичным произведением, вышедшим из-под его пера. После этой антиутопии к писателю пришло настоящее признание и почетная среди фантастов премия «Хьюго». О чем эта книга, не так давно стало известно всем сериаломанам благодаря стильному и мрачному шоу от Amazon. Это альтернативная история, предлагающая другую версию окончания Второй мировой войны для Соединенных Штатов: воцарение нацизма на всей территории, оккупированной странами «оси» — Японией и Германией. В книге Дика легко угадывается фирменный стиль: он предлагает не просто альтернативную историю, а роман о писателе, живущем в таком альтернативном мире, но пишущем фантастическое произведение о победе СССР и союзников в войне. «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт) Да, и наконец-то он — фильм, впервые и навсегда прославивший Филипа Дика среди киноманов. Писатель, к сожалению, до премьеры не дожил совсем немного, но с Ридли Скоттом затусить успел и просмотренные эпизоды с восторгом одобрил. В своих путешествиях по другим реальностям Филип часто видел мир, заполняемый созданиями-репликантами, внешне никак не отличающихся от человека. «Мечтают ли андроиды…?» — пожалуй, его самая пугающая фантазия на тему того, что такое человек, и что может ждать человечество в недалеком будущем. В мире высоких технологий, сосуществующих с нищетой и безумием, где людей и животных могут заменять электронные подделки, труднее становится определить, что есть человечность и сострадание. Несмотря на то, что более поздняя режиссерская версия фильма отменяет попсовый хэппи-энд и задает вопрос о происхождении главного героя, далеко не все из диковской идеологии попало в поле зрения известного фильммейкера. А ведь религиозное прозрение от мерсеризма, объединяющего людей через сострадание, — один из главных идеологических моментов книги и позднего творчества Дика в целом. Те самые электроовцы в фильме тоже где-то потерялись. Но, конечно, несмотря на все расхождения, картина одного из лучших фантастов больших экранов Ридли Скотта просто прекрасна, и не в последнюю очередь своей визуальной составляющей. Жанрово его можно охарактеризовать как future noir, балансирующий между мрачным киберпанком, приправленным нуарным цинизмом. А главные герои — «бегущий по лезвию» Ричард Декард в исполнении Харрисона Форда, синеглазый андроид Рой Батти (Рутгер Хауэр) и, конечно, железная Рейчел (Шон Янг) — пожалуй, навсегда останутся самыми яркими киновоплощениями героев Филипа Киндреда Дика.... подробнее