Грустная новость пришла из Грузии: в Тбилиси на 90 году жизни скончался знаменитый режиссер и сценарист Отар Иоселиани.
Отар родился в 1934 году. После окончания школы Иоселиани поступил на механико-математический факультет МГУ. Интерес к кино оказался сильнее: вернувшись в Тбилиси, парень устроился на студию «Грузия-фильм». В начале 60-х Отар начал снимать короткометражные ленты. Чтобы поднять профессиональный уровень, Иоселиани съездил в Москву и окончил режиссерские курсы ВГИКа. В 1966 году он выпустил свою первую полнометражную картину. Драма «Листопад» получила хорошие отзывы в прессе и выиграла сразу две награды Каннского фестиваля — премию ФИПРЕССИ и приз Жоржа Садуля за лучший дебют.
В московском государственном театре «Русская песня» прошла 32-я церемония вручения премии «Ника» за достижения в области кинематографа в 2018 году.
Лидером по числу номинаций, оглашенных еще в конце февраля, стала биографическая драма «Лето». Картина Кирилла Серебренникова получила рекордное количество упоминаний — двенадцать. Следом за ней шла «Война Анны» с десятью номинациями. Она же и была названа лучшим фильмом 2018 года. Любопытно, что жюри так и не смогло определиться с победителем в категории «Лучшая мужская роль», а потому крылатые статуэтки получили сразу двое — Алексей Серебряков и Евгений Цыганов. Примечательной прошедшая церемония стала еще и потому, что впервые в истории «Ники» одну из главных кинонаград в российском кино вручали режиссерам монтажа.
Десять фильмов, которые вы могли пропустить в 2016 году
LostFilm.INFO представляет вашему вниманию подборку фильмов, которые вышли в отечественный прокат в 2016 году, но без особой шумихи, а потому могли быть упущены киноманами из виду. Между тем критики о представленных ниже проектах отзывались в основном восторженно, а некоторые из попавших в наш список картин даже были удостоены различных престижных наград.
Здесь вы не найдете ни одного сиквела, триквела или перезагрузки — только оригинальные, по большей части авторские ленты, каждая со своим характером и настроением, затрагивающие по-настоящему важные для современного человека вопросы.
Грустная новость пришла из Грузии: в Тбилиси на 90 году жизни скончался знаменитый режиссер и сценарист Отар Иоселиани.
Отар родился в 1934 году. После окончания школы Иоселиани поступил на механико-математический факультет МГУ. Интерес к кино оказался сильнее: вернувшись в Тбилиси, парень устроился на студию «Грузия-фильм». В начале 60-х Отар начал снимать короткометражные ленты. Чтобы поднять профессиональный уровень, Иоселиани съездил в Москву и окончил режиссерские курсы ВГИКа. В 1966 году он выпустил свою первую полнометражную картину. Драма «Листопад» получила хорошие отзывы в прессе и выиграла сразу две награды Каннского фестиваля — премию ФИПРЕССИ и приз Жоржа Садуля за лучший дебют.
Отар снял на родной для себя студии «Грузия фильм» еще две ленты — «Жил певчий дрозд» и «Пастораль». Последняя принесла режиссеру приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале. В начале 80-х Иоселиани переехал во Францию. Этот этап творческой жизни Отара оказался очень успешным. В 1984, 1989 и 1996 годах его фильмы «Фавориты луны», «И стал свет» и «Разбойники, глава VII» получали специальные награды жюри Венецианского фестиваля. В 2002 году Отар закрепил статус любимца европейских киносмотров, выиграв «Серебряного медведя» Берлинале за «Утро понедельника».
В 2006 году Отар получил одну из высших наград Франции — Орден Почетного легиона. На счету режиссера также несколько престижных российских кинонаград.
Источник: ТАСС...подробнее
Десять фильмов, которые вы могли пропустить в 2016 году
LostFilm.INFO представляет вашему вниманию подборку фильмов, которые вышли в отечественный прокат в 2016 году, но без особой шумихи, а потому могли быть упущены киноманами из виду. Между тем критики о представленных ниже проектах отзывались в основном восторженно, а некоторые из попавших в наш список картин даже были удостоены различных престижных наград.
Здесь вы не найдете ни одного сиквела, триквела или перезагрузки — только оригинальные, по большей части авторские ленты, каждая со своим характером и настроением, затрагивающие по-настоящему важные для современного человека вопросы.
«Холодный фронт»
Пожалуй, нет в России ни одного киномана, которому не было бы известно имя Романа Волобуева — критика, достигшего небывалых высот в рецензировании фильмов любых жанров и бюджетов. В уходящем году Роман Олегович преподнес своим почитателям невиданный сюрприз — собственный режиссерский дебют. «Холодный фронт» — это мультижанровая камерная история о паре, выясняющей отношения перед третьим, бисексуальным лицом в сизой французской глубинке. Герои говорят, ссорятся, переодеваются, слушают местное радио — в общем, ведут себя как персонажи типичного независимого европейского кино. Соответственно, и смотреть эту картину надо, фокусируясь не на сюжете, а на визуальной составляющей, музыкальном оформлении и психологизме. А с этим у Волобуева все в порядке: «Холодный фронт» буквально пронизан мрачной меланхолией, свойственной людям, которые живут вроде бы неплохо, что где-то что-то упустили и теперь никак не могут найти. Кроме того, давние читатели Романа наверняка оценят то, как он вплел в сценарий свои фирменные колкости кинокритика, которому, видимо, все же не дает покоя приставка «экс».
«Мистер Холмс»
В одном из своих интервью британский актер Иэн МакКеллен с горечью признался, что во время съемок «Хоббита» после многих дней изнурительной работы на фоне зеленого экрана задумался о том, чтобы уйти из кино навсегда. Как 77-летнему представителю старой школы, ему было чертовски некомфортно взаимодействовать с воображаемым партнером вместо живого человека. На съемочной площадке он чувствовал себя ужасно одиноким и переживал, что так и не сможет преодолеть эти трудности. Как хорошо, что сэра Иэна Маккелена иногда приглашают и в «нормальные» проекты. В полной мере раскрыть тему одиночества ему удалось в фильме Билла Кондона«Мистер Холмс». Эта экранизация романа Митча Каллина«Пчелы мистера Холмса» повествует о живущем в глуши престарелом Шерлоке, который пытается восстановить в памяти старое дело, собственно, и отправившее его на пенсию. Не ждите от этой картины внятной детективной интриги — это чистой воды драма. Драма о борьбе все еще очень умного человека с унизительной старческой деменцией, о правильном отпущении грехов, муках того самого одиночества и, в конце концов, о достойном переходе из бытия в небытие. «Мистер Холмс» — это в первую очередь колоссальная актерская работа, своеобразное «да пошли вы все со своим зеленым экраном» от обладателя двух номинаций на «Оскар» и почти пяти десятков профессиональных наград.
«Лайф»
Еще один проект, который вы могли пропустить, принадлежит авторству легендарного голландского фотографа, клипмейкера и режиссера Антона Корбейна. «Лайф» — это не просто фильм о том, как познакомились и подружились культовый американский актер Джеймс Дин и фотограф Дэннис Сток. И самого Корбейна в его проекте интересует не одна лишь профессиональная сторона вопроса. На первый план в этой ленте выходит то, как в принципе происходит зарождение мужской дружбы. Главные герои проходят все необходимые стадии — неловкое знакомство, недоверие, правда в лицо, совместное употребление спиртного и прочий чад кутежа, а также, разумеется, взаимные обиды и преодоление оных. Настоящему другу можно честно рассказать, как однажды тебя стошнило на сына, на что он тебе непременно ответит нечто в духе: «Зато у тебя фотографии хорошие», — вот о чем эта картина. Кроме того, Дэйн ДеХаан и Роберт Паттинсон на все 100 процентов оправдали выбор их персон на эти роли. Первый сыграл пока еще не легенду, а живого мятущегося человека, второй — того, кто увидел в молодом Джеймсе Дине огромный потенциал и не смог пройти мимо, оставив его без своей профессиональной помощи, несмотря на многочисленные трудности и препятствия.
«Каждому свое»
Этот фильм-настроение режиссера Ричарда Линклейтера снят в присущей пятикратному номинанту на «Оскар» манере легкой ироничной зарисовки, на сей раз из жизни студенчества 80-х. Группа обаятельных усачей в обтягивающих шортиках весело проводит время перед учебой, обсуждая либо женский пол, либо бейсбол. Главные герои — подающие надежды игроки, для местной тусовки почти что боги, так как уводят всех девушек. Но это даже близко не похоже на современные молодежные комедии с их пошловатыми гэгами и спекуляцией на человеческих недостатках. «Каждому свое» — очень светлое, лиричное кино, абсолютный летний дзен, каким его может показать только Линклейтер. Мир, говорит нам режиссер, такой огромный и гостеприимный, в нем столько всего интересного и красивого. Столько безмятежной радости может подарить тебе любое событие — от вовремя поданной другом бутылки пива до свидания с самой милой студенткой кампуса. Тебе же остается только вдохнуть полной грудью и раскрыть объятия навстречу этому волшебству.
«Сын Саула»
Режиссер Ласло Немеш решил обратиться к такой исследованной кинематографистами со всех сторон теме, как Холокост, однако использовал при этом оригинальный прием — в кадре почти все время находится затылок главного героя. Благодаря этому эффект присутствия зрителя в настоящем аду на Земле усиливается стократно. Кроме того, венгерский еврей Саул не просто один из заключенных — он является членом зондеркоманды. Именно его глазами мы наблюдаем за тем, как узников концлагеря отправляют в газовые камеры. Прошлогодний обладатель«Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», «Сын Саула» не спекулирует на благодатной теме, не пытается выдавить из нас слезу или, наоборот, смягчить ужас происходящего. Его также нельзя причислить к категории кино не для всех — у Немеша все предельно понятно, нет длительных статичных сцен и красивых кадров, снятых исключительно ради пущего эффекта. Саул проводит нам честную экскурсию по аду, и для истинного киномана это невеселое мероприятие не должно остаться факультативом, который можно прогулять.
«Коммуна»
Знаменитый датский режиссер-провокатор и один из единомышленников Ларса фон Триера, Томас Винтерберг, в своей новой работе устроил жестокую расправу над ностальгией по традиционным семейным ценностям и собственной юности, а заодно признал все попытки человека избежать черной бездны одиночества бесперспективными. Хотя начинается кино довольно оптимистично: преподаватель архитектуры Эрик получает в наследство огромный дом и, поскольку не может оплачивать квартплату сам, устраивает в своем семейном гнезде настоящую коммуну. Однако все жильцы уже немолоды и больше напоминают карикатуры на самих себя, да и формат веселого общежития давно списан в утиль, а потому впереди героев ленты ждут только взаимные претензии и неизбежный разлад. Поклонников Винтерберга «Коммуна» может заинтересовать тем фактом, что постановщик отошел от социальной сатиры и ударился в чистую драму, а незнакомого с творчеством датчанина киномана — своей мягкой ретро-стилистикой и очаровывающей несовременностью сродни той, что излучают сегодня семейные фотоальбомы или кассетные магнитофоны.
«Зимняя песня»
Пока Голливуд продолжает доить свои франшизы, где-то в Европе убеленные сединами киноклассики скромно снимают искреннее кино, рассказывающее о вещах, о которых мы не задумываемся, глядя, например, на то, как очередные Мстители крушат города. «Зимняя песня» 82-летнего Отара Иоселиани — это несколько гротескных по форме и содержанию историй из разных эпох, связанных темой ироничного и при этом смиренного принятия смерти. Что мы можем противопоставить ей? Только радость одного момента, которую можно разделить с другим, таким же бедолагой. В «Зимней песне» летят с плахи бутафорские головы, человека расплющивает катком в лепешку, как в диснеевском мультике, татуированный батюшка отпускает грехи солдатам-мародерам — и все это смотрится на одном дыхании благодаря единому пронзительному мотиву, напоминающему нам о том, что от беспросветной человеческой глупости и унизительной старости нас всегда сможет защитить крепкая дружба, искусство и немножко алкоголя.
«Такса»
Взять собаку одной из милейших пород и снять с ее участием фильм, полный обжигающего сарказма и черного-пречерного юмора, мог, конечно, только Тодд Солондз. Главная героиня картины, которую зовут то Дуди, то Рак, кочует от одних хозяев к другим (а возможно, это и вовсе разные таксы), заставляя их либо покинуть зону комфорта, либо остановиться и задуматься, либо прийти к каким-то важным выводам. В съемках были задействованы такие актеры, как Грета Гервиг, Дэнни ДеВито, Жюли Дельпи, Киран Калкин, Трэйси Леттс и великолепная Эллен Берстин. И каждый из них оказался ровно на своем месте, заняв в этом полотне нишу, принадлежащую ему и только ему. ДеВито — прозябающий сценарист-неудачник, Берстин — богатая желчная бабуленция, Дельпи — любящая мать излеченного от рака сына, ну а собака-сосиска здесь не что иное, как единственный светлый лучик в темном царстве маргиналов, утопающих в океане отчаяния.
«Я, Дэниел Блэйк»
Сложно поверить, что в эпоху, когда о тлетворном влиянии гаджетов на наш образ жизни снимают даже мегауспешные сериалы, где-то еще живут люди, не умеющие обращаться с компьютером. Его зовут Дэниел Блэйк, и он пожилой плотник из Нью-Касла, который может починить что угодно. Вот только у него никак не получается выбить у государства пособие, поскольку бюрократическая система давно автоматизирована. Дэниел же отродясь не держал мышки в руках, а слово курсор вызывает у него лишь саркастическую усмешку. Очень светлый фильм прославленного британца Кена Лоучадовел до слез каннских критиков галереей колоритных персонажей из низов, но с самыми чистыми душами. По разным причинам жизнь каждого из них полна невзгод, но некая внутренняя гордость, чувство собственного достоинства и, конечно, юмор помогают им оставаться порядочными даже в повседневной безнадеге. А мистер Блэйк еще и находит в себе смелость говорить о насущных проблемах во всеуслышание.
«Gimme Danger. История Игги и The Stooges»
И напоследок не забудьте отправиться по волнам памяти культового американского режиссера Джима Джармуша. В своей документальной ленте про Игги Попа и его музыкантов он не столько сыплет фактами, сколько занимается забавной болтологией, характерной для его игрового кино. Ну и пусть это фильм об «одной из величайших рок-н-ролльных групп всех времен». Это не значит, что зрителя нужно душить хронологией событий и отчетными интервью. Gimme Danger похож скорее на сделанный своими руками подарок другу, нежели на серьезное исследование. Но создан он с душой и фантазией, как раз в подобающем случаю задорном рок-н-ролльном формате. Почему Джармуш решил снимать именно так? Ответ очевиден — потому что может....подробнее