На 92-м году жизни скончался Жан-Люк Годар — франко-швейцарский режиссер, сценарист, продюсер, кинокритик и обладатель почетного «Оскара» за вклад в развитие кинематографа. Он был одним из тех, кто стоял у истоков французской «новой волны», а его фильмы оказали революционное влияние на мир кино.
Годар родился в Париже в 1930 году. Его родители были обеспеченными: отец работал врачом и имел собственную клинику, а мать происходила родом из семьи швейцарских банкиров. Свой путь в кинематографе Жан-Люк начинал в качестве критика. Вместе с соратниками он был завсегдатаем Французской Синематеки, где они наслаждались просмотром свободного американского кино, недоступного массовому зрителю. Бунтари бросили вызов традициям, отдавая предпочтение новаторским подходам, и стали снимать собственные фильмы. Так на свет появилась первая серьезная киноработа Годара — самобытная драма «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях. Бесконечные эксперименты, импровизации в кадре и за его пределами — все это принесло свои плоды. Годар превратился в одного из самых влиятельных режиссеров «новой волны».
Трагическое известие пришло из Франции: агентство Франс-Пресс сообщило о смерти легенды мирового кино Жан-Поля Бельмондо. Информацию о кончине актера подтвердил его личный юрист.
Бельмондо прожил долгую и удивительную жизнь. Он родился 9 апреля 1933 года на западной окраине Парижа. Пережив тяжелые военные годы, Жан-Поль решил стать боксером. Он выиграл несколько любительских боев и мог уйти в профессионалы, но однажды взглянул в зеркало и понял, что не хочет встречать старость со сплюснутым носом и отбитыми ушами. Вскоре последовала военная служба, и лишь затем — серьезное увлечение сценой. В 20 лет Бельмондо поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства и шел на диплом с отличием, но проявил бунтарский характер и выступил в сценке, высмеивавшей руководство учебного заведения.
Ранимость и чувственность. К юбилею Луки Гуаданьино
Фильмы Луки Гуаданьино — это утонченные произведения искусства, каждое из которых вполне обоснованно претендует на статус современной классики. Картины, созданные этим страстным любителем кино, который не боится бросить вызов банальности и голливудским канонам, наполнены двойственностью: его герои разрываются между поверхностным и глубоким, телом и разумом, истиной и подобием правды. Его влечение к кинематографу началось с осознания того, что фильмы способны раскрывать чужое видение мира, тем самым провоцируя и переворачивая представления зрителей, приближая их к духовному прозрению. С самого детства постановщика увлекали саспенс Альфреда Хичкока, вуайеризм Брайана Де Пальмы, экспериментаторство Жана-Люка Годара, неореализм Роберто Росселлини, откровенность и скандальность Нагисы Осимы.
Для Гуаданьино, который сегодня празднует свой 50-й день рождения, кинематограф никогда не был медиумом, предназначенным для развлечения. Тем не менее его работы, неизменно оставляющие зрителей и критиков под большим впечатлением, раз за разом становятся самыми ожидаемыми фильмами года, а актеры именуют Луку чуть ли не гениальнейшим режиссером нашего времени. Чем же сегодняшний именинник так подкупает публику и как ему удалось стать одним из самых известных и востребованных итальянских постановщиков современности? Предлагаем вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос, ознакомившись с обзором на творчество Луки Гуаданьино, подготовленным специально к юбилею фильммейкера.
Популярный российский актер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук расскажет о жизни и киноработах своего знаменитого отца. Компания Art Pictures Studio приступила к созданию документальной ленты о Народном артисте СССР Сергее Бондарчуке.
Бондарчук-старший начал карьеру в кино как актер, но вскоре увлекся режиссерской работой. Он дебютировал в новом качестве в 1959 году с «Судьбой человека». Затем последовала масштабная экранизация «Войны и мира», завоевавшая «Оскар», «Золотой глобус» и Гран-при Московского международного кинофестиваля.
«Самой концептуальной картине XX века» исполняется 60 лет
Важный юбилей мирового кинематографа — фильму «На последнем дыхании» режиссера Жан-Люка Годара исполняется 60 лет. Смелая импровизация 1960 года стала глотком свежего воздуха для зрителя и одним из главных символов французской «новой волны».
В те годы во Франции творили выдающиеся Робер Брессон и Жан Кокто, однако не они повлияли на плеяду молодых кинематографистов. Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, которых позже назовут режиссерами «новой волны», были завсегдатаями Французской Синематеки. Это был киноархив, созданный в 1936 году Анри Ланглуа, Жоржем Франжю и Жаном Митри с целью хранения, восстановления и демонстрации кинолент со всего мира. Так молодой Жан-Люк Годар и его соратники, работающие критиками в журнале Cahiers du Cinema, получили доступ к восхитившему их свободному американскому кино. Авторские приемы, особенности монтажа, разнообразие кинематографической стилистики таких мэтров, как Ховард Хоукс, Альфред Хичкок, Фриц Ланг зажгли в молодых авторах желание снимать свое кино. Время требовало своих бунтарей, и такие бунтари нашлись.
Имя канадского постановщика наверняка воздействует на коллег по цеху как заклинание, вызывающее комплекс неполноценности («Ксавьедоланио!» — как вам такой вариант?). Оно и понятно: первый завершенный сценарий полного метра в 17 лет, премьера режиссерского дебюта в 20 (причем не где-нибудь, а в Каннах) и моментально сложившийся статус инфлюенсера и одного из самых самобытных голосов в мировом кинематографе XXI века.
Вот и еще один год, словно по щелчку пальцев Таноса, растворился в своей принадлежности к настоящему, переместившись на архивную полку. Не сказать, что 2018-й сильно наследил в прихожей приятных киноманских воспоминаний, но некоторые отпечатки заслуживают увековечивания в глине. Наградные магниты, фестивальные хиты, бокс-офисные бомбы, безоговорочные крауд-плизеры и резонансные фильмы-занозы — мы постарались раздать всем сестрам по серьгам, составив гармоничную и сбалансированную итоговую сборную. Насколько удалось в этом преуспеть — судить вам, уважаемые читатели. Итак, лучшие картины 2018 года, на торжественное построение становись!
Сегодня на 78-м году жизни в Риме скончался итальянский режиссер и двукратный обладатель премии «Оскар» Бернардо Бертолуччи. Как сообщает издание La Repubblica, причиной смерти постановщика стала продолжительная болезнь. Бертолуччи заслуженно считается одним из столпов мирового кино, тех, кто определил его облик и задал тон на всю вторую половину бурного XX века. Начав свой путь как последователь Жан-Люка Годара и Пьера Паоло Пазолини, великий маэстро прошел путь от провинциализма до международного величия, от экспериментаторства до монументализма, от скромных бюджетов авторского кино до мегапроектов с такими звездами, как Роберт Де Ниро и Марлон Брандо в главных ролях. Будучи истинными космополитом, очень часто Бертолуччи, брал в основу картин материал восточной и африканской, а не только европейской культуры, что и сделало его великим творцом.
Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в итальянском городке Парма. Интерес к кино ему привил отец — кинокритик и профессор истории искусств. Уже в 1961 году совсем еще юный режиссер ассистировал Пьеру Паоло Пазолини, а годом позже снял свой первый фильм — «Костлявая кума». Всемирную известность Бертолуччи приобретает в начале 70-х, после выхода картин «Конформист» и «Последнее танго в Париже». Первая исследовала истоки фашизма, а вторая и вовсе заработала скандальную славу благодаря историям со съемочной площадки. На этом гений кино не остановился и в 1976 году выпустил колоссальную эпопею «Двадцатый век», сумев органично переплести в ней темы простых человеческих ценностей и классовой борьбы.
Во Франции завершил свою работу 71-й международный Каннский кинофестиваль. В нынешнем году жюри во главе с актрисой Кейт Бланшетт предстояло выбрать победителя из списка конкурсантов Основной программы, в который вошла 21 кинолента.
Еще после оглашения претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» аналитики и журналисты отметили тот факт, что среди конкурсантов оказались как звездные, так и незнакомые широкой публике режиссеры. То же можно сказать и о победителях фестиваля. Так, актерские награды в этом году отправились к малоизвестным Марчелло Фонте и Самал Еслямовой. При этом среди призеров можно увидеть имена Спайка Ли, впервые приехавшего на Лазурный берег еще в 1986 году, и Павла Павликовского.
71-й Каннский международный кинофестиваль пройдет в этом году с 8 по 19 мая, а вчера на пресс-конференции в Париже наконец был объявлен список фильмов, вошедших в Основную программу.
В нынешнем году Канны не порадуют киноманов обилием звездных имен, как это случалось в предыдущие годы, однако программный директор фестиваля Тьерри Фремо такой выбор конкурсантов объяснил сменой поколений. При этом в списке претендентов на главные призы все же можно увидеть Жана-Люка Годара, Спайка Ли, Асгара Фахради и Павла Павликовского. Ожидалось, что попадет в Основную программу и Ларс фон Триер с его «Домом, который построил Джек», но пока опальный режиссер в список конкурсантов не включен, хотя Фремо, отвечая на вопросы журналистов, не исключил того, что в ближайшее время перечень претендентов на награды может быть расширен. А вот долгожданный «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама с большой долей вероятности в Канны не приедет из-за правовых разногласий, возникших между постановщиком и продюсером Пауло Бранко.