Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Жан-Люк Годар

Jean-Luc Godard
Жан-Люк Годар
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Оператор, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Анна Карина (00.00.1961), Анн Вяземски (00.00.1967), Anne-Marie Miéville (00.00.1961)
Рост: 170
Родился: 03 декабря 1930, Стрелец (88 лет)
Последний фильм: 2018
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Жан-Люк Годар Фото Жан-Люк Годар Фото Жан-Люк Годар

Новости

20.03.2019 20:01

Вундеркинд из Монреаля

Всех режиссеров по времени заметного творческого всхода можно разделить на ранних (Орсон Уэллс, Жан-Люк Годар, Роберт Родригес) и поздних (Михаэль Ханеке, Ридли Скотт, Гас Ван Сент). Ранние же, в свою очередь, дробятся на два неоднородных сегмента: просто ранние и Ксавье Долан.

Имя канадского постановщика наверняка воздействует на коллег по цеху как заклинание, вызывающее комплекс неполноценности («Ксавьедоланио!» — как вам такой вариант?). Оно и понятно: первый завершенный сценарий полного метра в 17 лет, премьера режиссерского дебюта в 20 (причем не где-нибудь, а в Каннах) и моментально сложившийся статус инфлюенсера и одного из самых самобытных голосов в мировом кинематографе XXI века.
Читать полностью
Поделиться:

01.01.2019 17:57

Лучшие фильмы 2018 года по версии LF

Вот и еще один год, словно по щелчку пальцев Таноса, растворился в своей принадлежности к настоящему, переместившись на архивную полку. Не сказать, что 2018-й сильно наследил в прихожей приятных киноманских воспоминаний, но некоторые отпечатки заслуживают увековечивания в глине. Наградные магниты, фестивальные хиты, бокс-офисные бомбы, безоговорочные крауд-плизеры и резонансные фильмы-занозы — мы постарались раздать всем сестрам по серьгам, составив гармоничную и сбалансированную итоговую сборную. Насколько удалось в этом преуспеть — судить вам, уважаемые читатели. Итак, лучшие картины 2018 года, на торжественное построение становись!

Читать полностью
Рубрика: Рейтинги
Поделиться:

26.11.2018 12:01

Умер Бернардо Бертолуччи

Сегодня на 78-м году жизни в Риме скончался итальянский режиссер и двукратный обладатель премии «Оскар» Бернардо Бертолуччи. Как сообщает издание La Repubblica, причиной смерти постановщика стала продолжительная болезнь. Бертолуччи заслуженно считается одним из столпов мирового кино, тех, кто определил его облик и задал тон на всю вторую половину бурного XX века. Начав свой путь как последователь Жан-Люка Годара и Пьера Паоло Пазолини, великий маэстро прошел путь от провинциализма до международного величия, от экспериментаторства до монументализма, от скромных бюджетов авторского кино до мегапроектов с такими звездами, как Роберт Де Ниро и Марлон Брандо в главных ролях. Будучи истинными космополитом, очень часто Бертолуччи, брал в основу картин материал восточной и африканской, а не только европейской культуры, что и сделало его великим творцом.

Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в итальянском городке Парма. Интерес к кино ему привил отец — кинокритик и профессор истории искусств. Уже в 1961 году совсем еще юный режиссер ассистировал Пьеру Паоло Пазолини, а годом позже снял свой первый фильм — «Костлявая кума». Всемирную известность Бертолуччи приобретает в начале 70-х, после выхода картин «Конформист» и «Последнее танго в Париже». Первая исследовала истоки фашизма, а вторая и вовсе заработала скандальную славу благодаря историям со съемочной площадки. На этом гений кино не остановился и в 1976 году выпустил колоссальную эпопею «Двадцатый век», сумев органично переплести в ней темы простых человеческих ценностей и классовой борьбы.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.46

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Образ и речь
Образ и речь (2018)

Le livre d‘image (6.90)

Прощай, речь
Прощай, речь (2014)

Adieu au langage (6.20)

Film socialisme
Film socialisme (2010)
(6.10)

Катастрофа
Катастрофа (2008)

Une catastrophe (6.60)


Наша музыка
Наша музыка (2004)

Notre musique (6.80)

Хвала любви
Хвала любви (2001)

Éloge de l'amour (6.20)

Старые места
Старые места (2000)

The Old Place (7.10)

Ради истории XXI века
Ради истории XXI века (2000)

De l'origine du XXIe siècle (7.70)

Моцарт - навсегда
Моцарт - навсегда (1996)

For Ever Mozart (6.50)

Увы, мне...
Увы, мне... (1993)

Hélas pour moi (6.30)

Эти смешные русские
Эти смешные русские (1993)

Les enfants jouent à la Russie (5.80)

Германия девять ноль
Германия девять ноль (1991)

Allemagne 90 neuf zéro (7.00)

Новая волна
Новая волна (1990)

Nouvelle vague (7.00)

Сила слова
Сила слова (1988)

Puissance de la parole (5.50)

Король Лир
Король Лир (1987)

King Lear (5.50)

Береги правую
Береги правую (1987)

Soigne ta droite (6.00)


Детектив
Детектив (1985)

Détective (6.20)

Имя Кармен
Имя Кармен (1983)

Prénom Carmen (6.50)

Страсть
Страсть (1982)

Passion (6.30)

Письмо Фредди Бюашу
Письмо Фредди Бюашу (1982)

Lettre à Freddy Buache (7.00)

Спасайся кто может
Спасайся кто может (1980)

Sauve qui peut (la vie) (7.10)

Как дела?
Как дела? (1978)

Comment ça va? (5.90)

Здесь и там
Здесь и там (1976)

Ici et ailleurs (7.00)

Номер два
Номер два (1975)

Numéro deux (6.70)

Письмо Джейн
Письмо Джейн (1972)

Letter to Jane: An Investigation About a Still (5.80)

Все в порядке
Все в порядке (1972)

Tout va bien (6.70)

1 P.M.
1 P.M. (1972)
(5.00)

Звуки Британии
Звуки Британии (1970)

British Sounds (5.90)

Радость познания
Радость познания (1969)

Le gai savoir (6.60)

Сочувствие дьяволу
Сочувствие дьяволу (1968)

Sympathy for the Devil (6.30)

Фильм, как фильм
Фильм, как фильм (1968)

Un film comme les autres (5.40)

Две или три вещи, которые я знаю о ней
Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967)

2 ou 3 choses que je sais d'elle (6.90)

Уик-энд
Уик-энд (1967)

Week End (7.20)

Китаянка
Китаянка (1967)

La chinoise (7.30)


Made in U.S.A.
Made in U.S.A. (1966)
(6.40)

Безумный Пьеро
Безумный Пьеро (1965)

Pierrot le fou (7.60)

Альфавиль
Альфавиль (1965)

Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution (7.20)

Банда аутсайдеров
Банда аутсайдеров (1964)

Bande à part (7.90)

Репортаж из Орли
Репортаж из Орли (1964)

Reportage sur Orly (4.30)

Замужняя женщина
Замужняя женщина (1964)

Une femme mariée: Suite de fragments d'un film tourné en 1964 (7.20)

Презрение
Презрение (1963)

Le mépris (7.70)

Маленький солдат
Маленький солдат (1963)

Le petit soldat (7.10)

РоГоПаГ
РоГоПаГ (1963)

Ro.Go.Pa.G. (6.90)

Карабинеры
Карабинеры (1963)

Les carabiniers (6.90)

Жить своей жизнью
Жить своей жизнью (1962)

Vivre sa vie: Film en douze tableaux (8.00)

История воды
История воды (1961)

Une histoire d'eau (6.80)

Женщина есть женщина
Женщина есть женщина (1961)

Une femme est une femme (7.60)

Шарлотта и ее Жюль
Шарлотта и ее Жюль (1960)

Charlotte et son Jules (6.60)

На последнем дыхании
На последнем дыхании (1960)

À bout de souffle (8.00)

Кокетка
Кокетка (1955)

Une femme coquette (4.90)

Faut pas rêver
Faut pas rêver (0)
(6.10)

Сценарист [ скрыть ]


Образ и речь
Образ и речь (2018)

Le livre d‘image (6.90)

Прощай, речь
Прощай, речь (2014)

Adieu au langage (6.20)

Film socialisme
Film socialisme (2010)
(6.10)

Катастрофа
Катастрофа (2008)

Une catastrophe (6.60)

Наша музыка
Наша музыка (2004)

Notre musique (6.80)

Хвала любви
Хвала любви (2001)

Éloge de l'amour (6.20)

Старые места
Старые места (2000)

The Old Place (7.10)

Ради истории XXI века
Ради истории XXI века (2000)

De l'origine du XXIe siècle (7.70)

Моцарт - навсегда
Моцарт - навсегда (1996)

For Ever Mozart (6.50)

Эти смешные русские
Эти смешные русские (1993)

Les enfants jouent à la Russie (5.80)

Увы, мне...
Увы, мне... (1993)

Hélas pour moi (6.30)

Германия девять ноль
Германия девять ноль (1991)

Allemagne 90 neuf zéro (7.00)

Новая волна
Новая волна (1990)

Nouvelle vague (7.00)

Сила слова
Сила слова (1988)

Puissance de la parole (5.50)

Король Лир
Король Лир (1987)

King Lear (5.50)

Береги правую
Береги правую (1987)

Soigne ta droite (6.00)

Детектив
Детектив (1985)

Détective (6.20)

На последнем дыхании
На последнем дыхании (1983)

Breathless (5.40)

Страсть
Страсть (1982)

Passion (6.30)

Письмо Фредди Бюашу
Письмо Фредди Бюашу (1982)

Lettre à Freddy Buache (7.00)

Как дела?
Как дела? (1978)

Comment ça va? (5.90)

Здесь и там
Здесь и там (1976)

Ici et ailleurs (7.00)

Номер два
Номер два (1975)

Numéro deux (6.70)

1 P.M.
1 P.M. (1972)
(5.00)

Письмо Джейн
Письмо Джейн (1972)

Letter to Jane: An Investigation About a Still (5.80)

Все в порядке
Все в порядке (1972)

Tout va bien (6.70)

Борьба в Италии
Борьба в Италии (1971)

Lotte in Italia (5.80)

Владимир и Роза
Владимир и Роза (1971)

Vladimir et Rosa (5.20)

Правда
Правда (1970)

Pravda (5.20)

Ветер с Востока
Ветер с Востока (1970)

Le vent d'est (6.00)

Звуки Британии
Звуки Британии (1970)

British Sounds (5.90)

Радость познания
Радость познания (1969)

Le gai savoir (6.60)

Film-Tract: n° 196
Film-Tract: n° 196 (1968)
(0.00)

Сочувствие дьяволу
Сочувствие дьяволу (1968)

Sympathy for the Devil (6.30)

Фильм, как фильм
Фильм, как фильм (1968)

Un film comme les autres (5.40)

Китаянка
Китаянка (1967)

La chinoise (7.30)

Две или три вещи, которые я знаю о ней
Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967)

2 ou 3 choses que je sais d'elle (6.90)

Далеко от Вьетнама
Далеко от Вьетнама (1967)

Loin du Vietnam (7.10)

Древнейшая профессия в мире
Древнейшая профессия в мире (1967)

Le plus vieux métier du monde (5.10)

Уик-энд
Уик-энд (1967)

Week End (7.20)

Безумный Пьеро
Безумный Пьеро (1965)

Pierrot le fou (7.60)

Альфавиль
Альфавиль (1965)

Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution (7.20)

Банда аутсайдеров
Банда аутсайдеров (1964)

Bande à part (7.90)

Самые прекрасные мошенники на свете
Самые прекрасные мошенники на свете (1964)

Les plus belles escroqueries du monde (5.30)

Замужняя женщина
Замужняя женщина (1964)

Une femme mariée: Suite de fragments d'un film tourné en 1964 (7.20)

Маленький солдат
Маленький солдат (1963)

Le petit soldat (7.10)

РоГоПаГ
РоГоПаГ (1963)

Ro.Go.Pa.G. (6.90)

Карабинеры
Карабинеры (1963)

Les carabiniers (6.90)

Презрение
Презрение (1963)

Le mépris (7.70)

Семь смертных грехов
Семь смертных грехов (1962)

Les sept péchés capitaux (6.30)

Жить своей жизнью
Жить своей жизнью (1962)

Vivre sa vie: Film en douze tableaux (8.00)

Женщина есть женщина
Женщина есть женщина (1961)

Une femme est une femme (7.60)

История воды
История воды (1961)

Une histoire d'eau (6.80)

Шарлотта и ее Жюль
Шарлотта и ее Жюль (1960)

Charlotte et son Jules (6.60)

На последнем дыхании
На последнем дыхании (1960)

À bout de souffle (8.00)

Кокетка
Кокетка (1955)

Une femme coquette (4.90)

Актёр [ скрыть ]


Образ и речь
Образ и речь (2018)

Le livre d‘image (6.90)
Narrator (голос)

Прощай, речь
Прощай, речь (2014)

Adieu au langage (6.20)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)


Accomplice
Accomplice (2010)
(5.90)
Himself (хроника)

Himself (хроника)

68
68 (2008)
(8.00)
Himself (хроника)

Vrai faux passeport
Vrai faux passeport (2006)
(8.20)
Narrator (голос)

2000 Cinématons
2000 Cinématons (2001)
(0.00)

Старые места
Старые места (2000)

The Old Place (7.10)
Narrator (голос)

Robert

Berlin-Cinema
Berlin-Cinema (1999)
(4.30)
(голос)

Мы все еще здесь
Мы все еще здесь (1997)

Nous sommes tous encore ici (6.00)
L'homme comédien


Je vous salue, Sarajevo
Je vous salue, Sarajevo (1993)
(7.90)
Narrator

Эти смешные русские
Эти смешные русские (1993)

Les enfants jouent à la Russie (5.80)
The idiot: Prince Mishkin

Le rapport Darty
Le rapport Darty (1989)
(4.50)
Nathanael, the 2000 year-old robot

Король Лир
Король Лир (1987)

King Lear (5.50)
Professor Pluggy (в титрах отсутствует)

Береги правую
Береги правую (1987)

Soigne ta droite (6.00)
L'idiot et le prince (как Monsieur Godard)

Soft and Hard
Soft and Hard (1986)
(6.50)

Имя Кармен
Имя Кармен (1983)

Prénom Carmen (6.50)
Oncle Jeannot (в титрах отсутствует)


Здесь и там
Здесь и там (1976)

Ici et ailleurs (7.00)
Narrator (голос)

Ne
Ne (1975)
(6.90)

1 P.M.
1 P.M. (1972)
(5.00)

Письмо Джейн
Письмо Джейн (1972)

Letter to Jane: An Investigation About a Still (5.80)
Narrator (голос)

Владимир и Роза
Владимир и Роза (1971)

Vladimir et Rosa (5.20)
Vladimir Lenin

Ветер с Востока
Ветер с Востока (1970)

Le vent d'est (6.00)

Правда
Правда (1970)

Pravda (5.20)
(голос)

Радость познания
Радость познания (1969)

Le gai savoir (6.60)
Narrator (голос)

Ciné-girl
Ciné-girl (1969)
(0.00)
Extra (в титрах отсутствует)

Две или три вещи, которые я знаю о ней
Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967)

2 ou 3 choses que je sais d'elle (6.90)
Narrator (голос)

The Defector
The Defector (1966)
(5.40)
Orlovsky's friend (в титрах отсутствует)

Made in U.S.A.
Made in U.S.A. (1966)
(6.40)
Richard Politzer (голос) (в титрах отсутствует)

Statues
Statues (1964)
(0.00)
Récitant / Narrator (голос)

Самые прекрасные мошенники на свете
Самые прекрасные мошенники на свете (1964)

Les plus belles escroqueries du monde (5.30)
Man in fez (and narrator) (segment "Le Grand Escroq")

Замужняя женщина
Замужняя женщина (1964)

Une femme mariée: Suite de fragments d'un film tourné en 1964 (7.20)
The Narrator (в титрах отсутствует)

Банда аутсайдеров
Банда аутсайдеров (1964)

Bande à part (7.90)
Le narrateur

Маленький солдат
Маленький солдат (1963)

Le petit soldat (7.10)
Man at Railway Station (в титрах отсутствует)

Шехерезада
Шехерезада (1963)

Shéhérazade (4.30)

Презрение
Презрение (1963)

Le mépris (7.70)
Lang's Assistant Director (в титрах отсутствует)

Солнце в глаза
Солнце в глаза (1962)

Le soleil dans l'oeil (0.00)

Cléo de 5 à 7
Cléo de 5 à 7 (1962)
(7.90)
L'homme aux lunettes noires / Actor in silent film (в титрах отсутствует)

Жить своей жизнью
Жить своей жизнью (1962)

Vivre sa vie: Film en douze tableaux (8.00)
Voix de l'amant lisant Poe (голос) (в титрах отсутствует)

История воды
История воды (1961)

Une histoire d'eau (6.80)
Narrator

Влюбленные с моста Мак Доналд
Влюбленные с моста Мак Доналд (1961)

Les fiancés du pont Mac Donald ou (Méfiez-vous des lunettes noires) (7.00)
L'homme aux lunettes noires

Шарлотта и ее Жюль
Шарлотта и ее Жюль (1960)

Charlotte et son Jules (6.60)
Jean (голос) (в титрах отсутствует)

На последнем дыхании
На последнем дыхании (1960)

À bout de souffle (8.00)
An Informer (в титрах отсутствует)

Представление, или Шарлотта и ее отбивная
Представление, или Шарлотта и ее отбивная (1960)

Présentation ou Charlotte et son steak (5.90)
Walter

Paris nous appartient
Paris nous appartient (1960)
(7.20)
Un homme à la terrasse (as Hans Lucas)

Рассвет
Рассвет (1960)

Petit jour (2.70)

Le signe du lion
Le signe du lion (1959)
(7.30)
Le mélomane (в титрах отсутствует)

Шах и мат
Шах и мат (1956)

Le coup du berger (7.20)
Un invité à la fête

Opération 'Béton'
Opération 'Béton' (1954)
(5.20)
Narrator (голос)

Le quadrille
Le quadrille (1950)
(1.70)

Стеклянный замок
Стеклянный замок (1950)

Warcraft (6.30)
Un passant (в титрах отсутствует)

Продюсер [ скрыть ]


Образ и речь
Образ и речь (2018)

Le livre d‘image (6.90)

Король Лир
Король Лир (1987)

King Lear (5.50)

Спасайся кто может
Спасайся кто может (1980)

Sauve qui peut (la vie) (7.10)

Как дела?
Как дела? (1978)

Comment ça va? (5.90)

Здесь и там
Здесь и там (1976)

Ici et ailleurs (7.00)

Film-Tract: n° 196
Film-Tract: n° 196 (1968)
(0.00)

Крейцерова соната
Крейцерова соната (1956)

La sonate à Kreutzer (5.70)

Оператор [ скрыть ]


1 P.M.
1 P.M. (1972)
(5.00)

Владимир и Роза
Владимир и Роза (1971)

Vladimir et Rosa (5.20)

Film-Tract: n° 196
Film-Tract: n° 196 (1968)
(0.00)

Фильм, как фильм
Фильм, как фильм (1968)

Un film comme les autres (5.40)

Кокетка
Кокетка (1955)

Une femme coquette (4.90)

Faut pas rêver
Faut pas rêver (0)
(6.10)

Играл себя [ скрыть ]


Лица, деревни
Лица, деревни (2017)

Visages, villages (8.10)
Себя (хроника)

Journal de France
Journal de France (2012)
(0.00)
Себя (хроника)


Godard Made in USA
Godard Made in USA (2010)
(0.00)
Себя (хроника)

Accomplice
Accomplice (2010)
(5.90)
Himself (хроника)

Himself (хроника)

Himself

Жан-Люк Годар: Человек–кино
Жан-Люк Годар: Человек–кино (2009)

Jean-Luc Cinema Godard (7.10)
Себя (хроника)

Two in the Wave
Two in the Wave (2009)
(6.70)
Himself (хроника)

Себя

Himself

Himself (хроника)

68
68 (2008)
(8.00)
Себя (хроника)

Back to Room 666
Back to Room 666 (2008)
(7.50)
Himself (хроника)

JLGPg
JLGPg (2008)
(0.00)
Himself


Himself (хроника)

Un écran nommé désir
Un écran nommé désir (2006)
(4.80)
Himself (хроника)

Себя (голос) (в титрах отсутствует)

Graffiti 60
Graffiti 60 (2005)
(0.00)
Himself (хроника)

Кинематографисты за работой
Кинематографисты за работой (2005)

Cineastes en acció (7.60)
Себя (хроника)

Himself (хроника)

Mag Bodard, un destin
Mag Bodard, un destin (2005)
(0.00)
Himself (хроника)

Я - Куба
Я - Куба (2005)

Soy Cuba, O Mamute Siberiano (7.40)
Себя (хроника)

The Dream Studio
The Dream Studio (2004)
(3.80)
Himself (хроника)

Наша музыка
Наша музыка (2004)

Notre musique (6.80)
Себя

Axensprung
Axensprung (2004)
(0.00)
Himself (хроника)

Himself (хроника)

Himself

Испытание артистов
Испытание артистов (2004)

Épreuves d'artistes (3.90)
Себя (хроника)

Himself

Les 40 ans de la 2
Les 40 ans de la 2 (2004)
(2.60)
Himself (хроника)

Himself (хроника)

Il était une fois...
Il était une fois... (2003)
(6.30)
 Себя (1 episode, 2009)

Himself (хроника)

Himself (хроника)

Léaud l'unique
Léaud l'unique (2001)
(4.00)
Himself

Himself (хроника) (в титрах отсутствует)

Himself (хроника)



Parajanov. Verjin kolazh
Parajanov. Verjin kolazh (1995)
(1.60)
Himself

Himself


Citizen Langlois
Citizen Langlois (1994)
(5.40)
Himself (хроника)


Себя

Странный фестиваль
Странный фестиваль (1985)

Drôle de festival (5.10)
Себя (хроника)

Синематон
Синематон (1984)

Cinématon (7.60)
Себя / 106 (1981)

Himself

Письмо Фредди Бюашу
Письмо Фредди Бюашу (1982)

Lettre à Freddy Buache (7.00)
Себя

Narrator / Himself

Himself

Комната 666
Комната 666 (1982)

Chambre 666 (6.00)
Himself

Репортеры
Репортеры (1981)

Reporters (6.30)
Себя

Point de rencontre
Point de rencontre (1981)
(0.00)
Himself

Les nouveaux rendez-vous
Les nouveaux rendez-vous (1980)
(0.00)
 Себя (1 episode, 1980)

Себя - César d'honneur (2 episodes, 1987-1998)

Номер два
Номер два (1975)

Numéro deux (6.70)
Себя


Письмо Джейн
Письмо Джейн (1972)

Letter to Jane: An Investigation About a Still (5.80)
Себя - Narrator (голос)

1 P.M.
1 P.M. (1972)
(5.00)
Себя (в титрах отсутствует)

Анри Ланглуа
Анри Ланглуа (1970)

Langlois (7.70)
Себя (хроника)

Годар в Америке
Годар в Америке (1970)

Godard in America (3.60)
Себя

Голоса
Голоса (1968)

Voices (5.90)
Себя


Himself

Далеко от Вьетнама
Далеко от Вьетнама (1967)

Loin du Vietnam (7.10)
Себя

Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар (1967)

Jean-Luc Godard (3.50)
Себя

Карл Т. Дрейер
Карл Т. Дрейер (1966)

Carl Th. Dreyer (7.30)
Себя (в титрах отсутствует)

Tentazioni proibite
Tentazioni proibite (1965)
(1.60)
Himself

Себя

Себя (3 episodes, 1964-1967)

Bardot et Godard
Bardot et Godard (1964)
(5.30)
Himself

Paparazzi
Paparazzi (1964)
(6.10)
Himself


Топ 250
223
Машинист
The Machinist (7.80)
224
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
225
Аэроплан
Airplane! (7.80)
226
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
227
Идентификация Борна
The Bourne Identity (7.80)
228
Быть Джоном Малковичем
Being John Malkovich (7.80)
229
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
230
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
231
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
232
Реальная любовь
Love Actually (7.80)
весь топ
20.03.2019
Вундеркинд из Монреаля

Всех режиссеров по времени заметного творческого всхода можно разделить на ранних (Орсон Уэллс, Жан-Люк Годар, Роберт Родригес) и поздних (Михаэль Ханеке, Ридли Скотт, Гас Ван Сент). Ранние же, в свою очередь, дробятся на два неоднородных сегмента: просто ранние и Ксавье Долан. Имя канадского постановщика наверняка воздействует на коллег по цеху как заклинание, вызывающее комплекс неполноценности («Ксавьедоланио!» — как вам такой вариант?). Оно и понятно: первый завершенный сценарий полного метра в 17 лет, премьера режиссерского дебюта в 20 (причем не где-нибудь, а в Каннах) и моментально сложившийся статус инфлюенсера и одного из самых самобытных голосов в мировом кинематографе XXI века. Таким образом, Долан изначально снарядился не легкой наплечной сумкой, а тяжелым рюкзаком, и планомерно, каждой следующей работой пополнял багаж достижений. Сегодня, 20 марта Ксавье исполняется 30 лет — самое время провести ревизию содержимого его походной тары и заодно оторвать задержавшуюся там и уже явно не подходящую по возрасту нашивку «Вундеркинд». «Я убил свою маму» (2009) Тот самый громогласный дебют, получивший стоячую овацию в Каннах и собравший более десятка наград на различных киносмотрах, — первый экземпляр в дальнейшем разросшегося буйного розария Ксавье Долана, где собраны удивительные сорта конфликтов родителей и детей. Отчасти автобиографическая драма с предельно провокационным названием выводит на авансцену обреченные и двигающиеся исключительно к краю пропасти отношения 16-летнего Юбера, художника и интеллектуала, с матерью по имени Шанталь, не отличающейся аристократическими манерами и хорошим вкусом. Два фрагмента из разных пазлов, они никак не могут соединиться: Юберу претит гиперопека со стороны матери и глухое непонимание его проблем, тогда как Шантель никак не может перестроиться на восприятие сына как взрослого самостоятельного человека и подобрать правильные слова и реакции для отражения истинных чувств по отношению к нему. В общем, как пел дуэт Erasure, «love and hate, what a beautiful combination». От десятков других картин о подростковом бунте против родительской власти «Я убил свою маму» отличает большая глубина, эмоциональность и показная нетерпимость героев к окружающим обстоятельствам, которая затем станет одной из характерных черт драматургического инструментария Долана. Поскольку Ксавье изначально метил не только в зрительское сердце, но и в глаза, без оригинальных визуальных решений не обошлось: взять хотя бы черно-белые вставки, в которых Юбер рассуждает о матери, или смещенное кадрирование. «Воображаемая любовь» (2010) Фигура вторая — любовный треугольник. Совместное желание Долана и его приятелей Моньи Шакри и Нильса Шнайдера поработать вместе вылилось в маленькую, компактную, но очень петлистую историю о двух разнополых друзьях (гее Франсисе и гетеросексуальной девушке Мари), которые знакомятся с деревенским парнем Николя и синхронно в него влюбляются. В итоге туда, где раньше водились теплота, поддержка и взаимовыручка, приходят соперничество, ревность и озлобленность. Хотя после подобного сюжетного твиста логично было бы ожидать жанровую линьку с мелодрамы на триллер, Долан обходится без радикальных разворотов и лишь добавляет нотки иронии, по-своему переосмысляя 4 стадии страданий ревнивого человека по Ролану Барту. В «Воображаемой любви» Ксавье продолжает экспериментировать с внешней составляющей, используя, например, цветные фильтры в интимных сценах или восхитительный slow motion в эпизоде параллельной подготовки Франсиса и Мари ко встрече с Николя под винтажный кавер Далиды на песню "Bang Bang" Нэнси Синатры. Если лента «Я убил свою маму» демонстрировалась в Каннах в рамках «Двухнедельника режиссеров», то «Воображаемая любовь» добралась уже до второй по значимости секции — «Особый взгляд», но, увы, осталась без внимания жюри. «И все же Лоранс» (2012) Ловко обойдя пресловутый синдром второго фильма, Долан вернулся к полнокровной драме, безо всяких ухмылок и подмигиваний. «И все же Лоранс» — впечатляющая, почти трехчасовая сага о 35-летнем преподавателе колледжа, чья жизнь кажется спокойной и безоблачной: престижная работа, признание коллег, выход первой книги не за горами, а главное — любящая и понимающая спутница жизни Фред. Но есть одно гигантское «но» — уже долгие годы Лоранс чувствует себя женщиной. И вот в момент, когда внутренние противоречия достигли точки кипения, он объявляет Фред, что хочет сменить пол. В отличие от предыдущих работ, в «И все же Лоранс» Ксавье Долан меняет акваланг на батискаф и отправляется исследовать потаенные участки психологизма, ведь в этом фильме главный герой борется не столько с внешними обстоятельствами, сколько с самим собой. Каждый день Лоранс наматывает все новые и новые нитки в клубок самообмана, пока в один момент не решает разорвать его. С этого момента протагонист начинает рассматриваться постановщиком в двойной перспективе: доселе уважаемый человек постепенно становится лишь фантомом, тогда как на смену ему приходит абсолютный аутсайдер в глазах общественного мнения. «И все же Лоранс» фиксирует мощное выступление Долана в качестве голоса безголосых, а именно тех, кто обитает в незримых гетто маргинализованных сообществ и подвергается издевательствам исключительно за демонстрацию того, кто они есть на самом деле, без притворства. Как и «Воображаемая любовь», «И все же Лоранс» показывалась в Каннах в рамках программы «Особый взгляд». Главный приз тогда ушел ленте «После Люсии» Мишеля Франко, но Сюзанн Клеман перепала награда за лучшую женскую роль. Кроме того, «И все же Лоранс» был признан лучшим канадским фильмом на кинофестивале в Торонто. «Том на ферме» (2013) Следующая остановка — стокгольмский синдром. В «Томе на ферме» Ксавье Долан целенаправленно ступает на неизведанную для себя и, очевидно, не самую комфортную жанровую территорию, над которой нависает могучая тень Альфреда Хичкока, — в пучины психологического триллера. Титульный герой картины, редактор рекламного агентства из Монреаля с копной пшеничных волос, приезжает в деревню, чтобы проститься с умершим бойфрендом Гийомом и прочитать речь на его похоронах. Но выясняется, что мать Гийома ни сном, ни духом не ведает о его сексуальной ориентации. А его брат, брутальный и неотесанный Франсис, наоборот, все знает и не позволит складному мифу о гетеросексуальности Гийома и его романтических отношениях с добропорядочной девушкой разбиться вдребезги. Первая же встреча Тома и Франсиса дает старт опасной и непредсказуемой игре в кошки-мышки, где более сильный усердно расставляет мышеловки, а более слабый — не прочь угодить туда по своей воле. Очевидно, вдохновляясь лучшими образчиками жанра, Долан с ловкостью опытного мануальщика находит нужные болевые точки. Режиссер воздействует на публику как сюжетно, с помощью балансирования между насилием и страстью, ужасом и сексуальным напряжением, так и аудиовизуально, поочередно призывая в сообщники свет, звук и даже размер кадра — в одной из самых пугающих сцен фильма он сжимается, словно петля на шее. При этом, несмотря на жанровый контраст с прошлыми работами, магистральные темы в «Томе на ферме» остаются привычные для Долана: гомосексуальность и семейные отношения. Видимо, обидевшись на отсутствие продвижения до основного конкурса в Каннах, Ксавье отдал картину в Венецию, где ее охотно включили в число претендентов на «Золотого льва». В итоге «Том на ферме» удостоился приза ФИПРЕССИ. «Мамочка» (2014) Словно по указанию стихотворения из сказки «Цветик-семицветик», Ксавье Долан вернулся, сделав круг, к тому, с чего начал свой путь в большом кинематографе — попытке найти точку соединения двух векторов слепой, всепоглощающей и разъедающей любви. Любви матери и сына. Когда яркая и своенравная вдова Диана решает начать новую жизнь и забирает из интерната своего проблемного отпрыска Стива, она автоматически обзаводится фитилем, который вымочен в бензине и готов вспыхнуть в любой момент. Собственно, первого воспламенения долго ждать не приходится, как и второго, и последующих. На шум от одного из молниеметаний приходит робкая и заикающаяся соседка Кайла, чье присутствие внезапно становится успокаивающей средой для Стива. В доме воцаряются гармония и взаимопонимание. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. В сравнении с «Я убил свою маму» «Мамочка» выглядит гораздо более зрелым и мастерским творением. Динамический волнообразный нарратив позволяет аудитории подниматься на склоны надежды и скатываться в низины разочарований. Троица лидирующих персонажей, каждый со своей неповторимой текстурой и отчаянной притягательностью, рисково ходит по линии, отделяющей людей со странностями от неадекватных персонажей вечерних ток-шоу, но все же удерживается в зоне зрительской эмпатии. Выверенные и своевременные музыкальные композиции, выстроенные по струнке в единый саундтрек, всегда были козырями в рукаве Долана, а в «Мамочке» он пустил в ход целую колоду. Каждая звучащая в фильме песня, будь то "Blue" Eiffel 65, "On ne change pas" Селин Дион или неловко исполненная в караоке "Vivo Per Lei" Андреа Бочелли, является не фоновой подложкой, а полноценным и незаменимым элементом той или иной сцены. Даже изъезженная вдоль и поперек "Wonderwall" Oasis в доверенном ей эпизоде свежа, уместна и настроенчески точна. Еще один прорыв Ксавье совершил в построении кадра, а конкретно в маневрировании его размером. Большая часть картины снята не в стандартном 16:9, а в квадратном 1:1. И это не просто декоративная блажь претенциозного режиссера — такой формат выбран, чтобы повысить реалистичность происходящего и создать ощущение клаустрофобии. Картинка «разжимается» несколько раз по ходу повествования, делая важные событийные отсечки, причем в одной из сцен Стив буквально раздвигает руками рамки и таким образом преодолевает метакинематографический барьер. «Мамочка» ознаменовала для Долана долгожданное попадание в основной конкурс Каннского кинофестиваля и престижный Приз жюри, символично разделенный с лентой «Прощай, речь!» Жан-Люка Годара. «Это всего лишь конец света» (2016) К шестому фильму Ксавье Долан уже основательно накопил магнетическую силу, притягивающую актеров с приставкой «топ», посему не стоит удивляться, что экранное пространство вместо не шибко известных в мировых масштабах исполнителей здесь делят Гаспар Ульель, Марион Котийяр, Венсан Кассель и Леа Сейду. Все это звездное обрамление ложится на многократно протоптанный Доланом тематический участок семейных ценностей и обесцениваний. Успешный писатель Луи спустя 12 лет разлуки возвращается в родной дом, чтобы сообщить горькую новость о своей тяжелой болезни. Но все, конечно же, идет не по плану, и у подставленной для зализывания раны, как вокруг обеденного стола, собираются ядовитые языки. Камерная, душная больше подходящая для сценической постановки, нежели для киноэкрана, драма проговаривает болезненные, но нужные и во многом отрезвляющие истины: семья — это далеко не всегда источник поддержки, группа единомышленников, один за всех и все за одного. Зачастую кровное родство не тождественно душевному, вследствие чего люди из чувства долга просто проводят время за пустой болтовней. В ленте «Это всего лишь конец света» тяжелая, гнетущая атмосфера внутри семьи передается с помощью холодных цветов, игры цвета и теней, обилия крупных планов и преимущественно одной закрытой локации, в которой зритель оказывается будто бы замурован вместе с персонажами. После «Мамочки» Каннские отборщики не имели морального права помещать новую работу в иную конкурсную программу, кроме основной. В итоге фильм остановился в одном шаге от «Золотой пальмовой ветви», взяв вторую по значимости награду — Гран-при жюри. Бонус: Adele — "Hello" (2015) Если кто-то не в курсе, именно Ксавье Долан является режиссером этого нашумевшего клипа Адель, набравшего на YouTube около 2,5 миллиардов просмотров. Для канадца этот опыт клипмейкерства оказался вторым — в 2013-м он снял видео на песню "College Boy" французской группы Indocine, в котором, кстати, засветился Антуан-Оливье Пилон — тот самый Стив из «Мамочки». Концепция клипа "Hello" заключается в том, что Адель ведет по телефону внутренний диалог с самой собой в юности, пробуждая моменты былого счастья с бойфрендом, которые показаны от первого лица. Видео, колористически выполненное в изысканной сепии, смотрится лаконично и стильно, при этом не предлагая публике каких-то неожиданных вывертов. Чтобы добиться правильных эмоций от Адель и Тристана Уайлдса, сыгравшего ее бывшего парня, Долан просил их импровизировать и перенести на съемочную площадку опыт прошлых неудачных отношений. "Hello" стал первым в истории клипом, снятым на широкоформатную IMAX-камеру. В 2018 году Ксавье Долан презентовал на кинофестивале в Торонто свой дебютный англоязычный проект «Смерть и жизнь Джона Ф.Донована», в котором задействованы Кит Харрингтон, Натали Портман, Джейкоб Тремблей, Сьюзен Сарандон и Кэти Бейтс, а бедная Джессика Честейн пала жертвой разудалого монтажа и в финальную версию не попала. Фильм получил прохладный прием со стороны пишущей прессы: журнал NOW назвал его «в лучшем случае посредственным», The Guardian влепил всего одну звезду из пяти возможных, а IndieWire поставил неутешительное клеймо «худший фильм Долана». В прокат «Смерть и жизнь Джона Ф.Донована» пока не выходила. Следующее творение Ксавье «Матиас и Максим» обещает быть более близким к истокам. Режиссер говорит, что почерпнет эстетику от «Тома на ферме», а энергию — от «Мамочки». Звездного каста на сей раз не заявлено, зато сам Ксавье вновь в кадре, как и его постоянная актриса Энн Дорваль. Поздравляем вчерашнего вундеркинда и сегодняшнего большого мастера Ксавье Долана с 30-летием! Желаем сохранения продуктивности без потери в качестве, верности принципам и, конечно же, заветной «Золотой пальмовой ветви».... подробнее
01.01.2019
Лучшие фильмы 2018 года по версии LF

Вот и еще один год, словно по щелчку пальцев Таноса, растворился в своей принадлежности к настоящему, переместившись на архивную полку. Не сказать, что 2018-й сильно наследил в прихожей приятных киноманских воспоминаний, но некоторые отпечатки заслуживают увековечивания в глине. Наградные магниты, фестивальные хиты, бокс-офисные бомбы, безоговорочные крауд-плизеры и резонансные фильмы-занозы — мы постарались раздать всем сестрам по серьгам, составив гармоничную и сбалансированную итоговую сборную. Насколько удалось в этом преуспеть — судить вам, уважаемые читатели. Итак, лучшие картины 2018 года, на торжественное построение становись! «Приключения Паддингтона 2» (Пол Кинг) Мэрилин Монро говорила: «Опоздать — значит, убедиться, что тебя ждут». Пунктуальный и хорошо воспитанный медведь Паддингтон не по своей воле прибыл в российский прокат позже изначально намеченного срока и в полной мере убедился, что публика его ждала. Редкий сиквел, на голову превосходящий достойный оригинал, «Приключения Паддингтона 2» преподают увлекательный и ценный урок доброты, честности, преданности и правды. В процессе закрепления межэкранной дружбы с мохнатым перуанским эмигрантом зрительскому сердцу придется сжаться не один раз, поскольку градус драматизма его приключений во второй части идет резко вверх. И пусть разум нашептывает, что, по канонам классической семейной комедии, с главным героем ничего не должно случиться, чувственная категория застилает этот голос. Как и в первом фильме, Паддингтону подобрали статусного противника — Николь Кидман в этом качестве сменил Хью Грант, в режиме искрометного капустника с налетом самоиронии воплотивший некогда популярного актера, который ставит свою тягу к перевоплощениям на криминальные рельсы. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Мартин МакДона) Как известно, месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным. Но есть ли у него срок годности? Мартин МакДона, словно заправский «Ревизорро», въедливо инспектирует содержание и соседство мотивов и намерений главной героини ленты, которая благодаря жесткой и бескомпромиссной игре Фрэнсис МакДорманд оказывается еще и главным мужиком в кадре, попутно заглядывая и внутрь других противоречивых персонажей. В «Трех билбордах» во весь рост проявилась такая особенность драматургии МакДоны, как отсутствие экспозиционных действующих лиц: если герой появился на экране, то он обязательно, пусть на самом минимальном уровне, но повлияет на основную сюжетную линию. Хотя название картины весьма заковыристо и, казалось бы, сразу отсекает значительную часть международной аудитории, «Три билборда» как раз-таки расширяет универсальностью и злободневностью сюжета традиционный «пассажиропоток» Мартина МакДоны, выводя его из тесного закутка под названием «Режиссер для интеллектуалов». «Тебя никогда здесь не было» (Линн Рэмси) Линн Рэмси — режиссер, высказывающийся редко, но метко. Так же метко, как заглавный герой ее прошлой работы «Что-то не так с Кевином». Вот и тягучий, медитативный, полный недосказанностей и многоуровневых флешбэков триллер «Тебя никогда здесь не было» — не что иное, как попадание в центр мишени. Российские дистрибьюторы поспешили наклеить на ленту ярлык «"Таксист" XXI века», но мы призываем не пускаться в напрашивающееся сравнение, дабы искусственно не загонять себя в рамки восприятия. Ведь «Тебя никогда здесь не было» заслуживает быть оцененным как самостоятельное и самодостаточное произведение искусства, без тени чужого культового статуса, но с очевидным заделом на будущий собственный. И еще, чуть не забыли кое-что азбучное: Хоакин Феникс — один из величайших актеров современности. «Тихое место» (Джон Красински) В исследованном вдоль и поперек и преимущественно утопающем в банальностях хоррор-жанре периодически все же случаются всходы оригинальности. В 2018-м на этом поприще неожиданно отличился Джон Красински, который и по актерскому долгу на территорию фильмов ужасов никогда не заглядывал, не говоря уже о режиссуре. Возможно, именно свежий, незамыленный взгляд помог развить простенькую, но интригующую идею шума как неминуемой смерти до жуткого и напряженного полного метра, во время просмотра которого сам невольно боишься издать лишний шорох. Монстры с характеристиками, близкими к марвеловскому Сорвиголове, появляются в «Тихом месте» строго дозировано, оставляя простор для фантазии. А каждая реплика героев или любой иной звук — что шаг по минному полю — заставляет вжиматься в кресло и надеяться, что на сей раз все обойдется. Затравка для сиквела в концовке и многократно отбитый бюджет недвусмысленно дают понять, что высекание золота из молчания одним фильмом не ограничится. «Остров собак» (Уэс Андерсон) Второй визит Уэса Андерсона в мир анимации зафиксировал сохранение ручного подхода на контрасте со сменой настроенческого окраса. Кукольный мир и его население по-прежнему поражают очарованием и безукоризненной детализацией, но послевкусие «Остров собак» оставляет отнюдь не марципановое, а горьковатое, заставляя по-новому взглянуть на привычный ход некоторых вещей. Главная же прелесть мультфильма заключается в широте возможных интерпретаций. Каждый находит и разбирает идеи, заложенные в нем, в меру своей наблюдательности и прозорливости. Если слегка поскрести смысловую поверхность, то перед зрителем предстанет пронзительная история о дружбе мальчика и его любимого пса. Снимаем следующий слой и вот мы уже видим тревожную картину нашего экологического будущего. Хотите копнуть еще глубже? Тогда получайте аллегорию на борьбу с неугодными власти, зачастую не представляющими опасности политическим оппонентам. В общем, эстетическое раздолье для глаз и ценная пища для ума. «Лето» (Кирилл Серебренников) Пока Кирилл Серебренников дожидается оттепели в своей судьбе, «Лето» проделало путь от основного конкурса Каннского кинофестиваля до Топ-10 лучших фильмов года по версии авторитетного французского журнала «Les Cahiers du Cinema». Среди отечественной кинопродукции равных этой картине тоже не нашлось. «Лето» — вовсе не байопик Виктора Цоя или Майка Науменко, как может показаться в первом приближении, а портрет эпохи: наблюдательный, точный и очень остроумный. Это фильм про то, что если среда отвергает тебя, направляя секатор вместо лейки, найди группу единомышленников и создай свою экосистему. Для Цоя, Науменко и других гордых ростков контркультуры такой экосистемой были рок-клубы, квартирники и посиделки на пляже. До появления песни “Перемен!” оставалось еще несколько лет, но сердца и глаза требовали чего-то нового и свежего уже тогда, и этот нарастающий протест молодости буквально стучится через экран. «Талли» (Джейсон Райтман) Пору беременности и последующего материнства в кинематографе зачастую демонстрируют сквозь розовые очки да еще и с ограниченным углом обзора, не захватывающим физиологические изменения и эмоциональные срывы. Джейсон Райтман, воссоединив успешный тандем со сценаристкой Диабло Коуди, пускает в ход исключительно прозрачные линзы и при этом обходится без нравоучительных диоптрий. Шарлиз Терон вновь приносит в жертву свою идеальную фигуру, чтобы предстать в качестве наглядного пособия, этакой белки в колесе с бесконечным крутящим механизмом. Для многих зрителей мужского пола станет настоящим откровением, что остановить такой мчащий к пропасти экспресс можно всего-то несколькими минутами внимания или вопросом «Чем я могу тебе помочь?». Так что «Талли» — зрелище хоть и непростое, но на редкость значимое, отрезвляющее и по-своему психотерапевтическое. «Между рядами» (Томас Штубер) Несколько лет назад взошедшая поросль одаренных российских режиссеров получила определение «новые тихие». Именно новым тихим или новым нормальным можно охарактеризовать их немецкого коллегу Томаса Штубера, который на выгодном контрасте с более броскими и витиеватыми Кристианом Петцольдом и Филипом Гренингом сразил (пусть и без итогового выхлопа в виде значимых наград) Берлинский кинофестиваль. Его спокойная, размеренная и безмерно обаятельная драма «Между рядами» наводит лупу на двух незаметных покупательскому глазу муравьишек-тружеников супермаркета, проникшихся взаимной симпатией. Постановщик очень заботливо и трогательно выстраивает электризующиеся отношения между своими героями, чей внешний вид далек от обложечного. Впрочем, до уровня умиротворенности клипа “Closer” группы Travis, действие которого также происходит в магазине, «Между рядами» не доходит. Более того, ближе к финалу лента начнет выкидывать такие коленца, что вы рады будете обмануться своим изначальным ожиданиям от просмотра. «Черный клановец» (Спайк Ли) Несмотря на открытую неприязнь большей части американской творческой элиты к Дональду Трампу, нельзя не признать, что его появление в Белом доме послужило толчком для нескольких локальных Ренессансов. В числе тех, кто сбросил ороговевшую старую кожу, засверкав блестящей новой, оказался и Спайк Ли. Режиссер наконец-то сумел найти подходящую форму для сублимации своего активистского пыла, выдав актуальный, едкий и провокационный манифест. Если в некоторых прошлых фильмах (например, «Чираке») голос Ли звучал поверх происходящего в кадре, отвлекая и сбивая с толку, то в «Черном клановце» он органично задает и поддерживает ритм, при этом не выходя на первый план. И главное, что кинематографист теперь вновь кусается, а не плюется. «Ничего хорошего в отеле “Эль Рояль”» (Дрю Годдард) Многим из нас в детстве по особым поводам дарили затейливые коробки конфет с маленькими дверцами, за каждой из которых, помимо заветной сладости, прятался какой-то небольшой сюрприз. Вынесенный в название ленты Дрю Годдарда отель «Эль Рояль» имеет схожую архитектуру с той лишь разницей, что за любой дверью может ждать наставленное дуло. Запустив с разных сторон лабиринта полдюжины первоклассных актеров, в том числе изголодавшихся до многогранных образов Криса Хемсворта и Дакоту Джонсон, создатель фильма выдает каждому по клубку Ариадны, а еще один приберегает для зрителя. И с первыми же шагами вы берете ложный след и становитесь объектом ловкой манипуляции. Отношение к каждому из персонажей «Эль Рояля» успевает измениться диаметрально, причем не один раз, коррелируя с речью героя Хемсворта, самозваного проповедника, о навязанных представлениях о добре и зле. Предсказать, что случится в следующую секунду этого герметичного детективного триллера и куда вас занесут сюжетные перипетии, практически невозможно, тем любопытнее будет процесс определения координат своего местонахождения на финальной сцене. «Экстаз» (Гаспар Ноэ) Когда один из главных раздражителей сообщества кинокритиков Гаспар Ноэ написал на постере своей новой работы: «Вы презирали “Один против всех”, ненавидели “Необратимость”, питали отвращение к “Входу в пустоту”, проклинали “Любовь”. Теперь попробуйте “Экстаз», — это виделось жестом в духе подвыпившего Новосельцева из «Служебного романа», который восклицал: «Вам не нравится, как я читаю стихи, как я танцую, как я пою, потому что вы сухарь!». Ноэ, очевидно, уже был готов расширить список оплеух, но внезапно удостоился более приветливого знака внимания — ободрительного похлопывания. Так чем же «Экстаз» отличен от предыдущих творческих извержений французского постановщика? Прежде всего, Гаспар Ноэ ушел от принципа «шок ради шока». Жутких и некомфортных моментов в «Экстазе» предостаточно, но все они вплетены в общую канву формального сюжета и призваны выстроить бойкую кардиограмму зрительского восприятия. Выстраивание нарратива вокруг танцев, почти все из которых были импровизационными, тоже оказалось верным ходом, поскольку такая экспрессивная форма высказывания прекрасно подходит натуре режиссера. При всей пестроте и шумности «Экстаз» таит в себе мощный философский подтекст и несет важный антинаркотический посыл — ураганным трипом героев и укачивающей манерой съемки Ноэ как бы спрашивает: «И что, игра действительно стоит свеч? То-то же». «Дикая жизнь» (Пол Дано) Замечательный и преступно недооцененный актер Пол Дано, перейдя по другую сторону камеры, взял да и снял без раскачки большую американскую драму с выдающимися работами Кэри Маллиган, Джейка Джилленхола и юного Эда Оксенбульда, по типажу напоминающего самого Дано. Выхватывая фокусом камеры среднестатистическую семью, постановщик в самом начале повествования фиксирует небольшую трещину в ее основании — потерю работы отцом. На первый взгляд кажется, что дефект легко заделать, но постепенно он увеличивается в размерах, разрушая несущую стену семейства. Супруги начинают бросаться в крайности (каждый в свои), а единственным, кто сохраняет рассудительность и имеет адекватный план действий, оказывается их сын-тинейджер. Найдя символичную работу в фотостудии, Джо пытается свести родителей хотя бы в кадре, что ближе к финалу приводит к одной из самых пронзительных и многозначительных сцен во всем кинематографе в 2018 году. Well done, Paul Dano! «Магазинные воришки» (Хирокадзу Корээда) Еще один фильм-доказательство того, что топовые фестивали подустали от революций и очередных переизобретений киноязыка, все больше поворачиваясь в сторону простых, на первый взгляд невзрачных, но очень человечных историй. Скромная драма японского корифея Хирокадзу Корээды покорила сердца Каннского жюри, завоевав «Золотую пальмовую ветвь» и обойдя новые творения Нури Бильге Джейлана, Маттео Гарроне, Павла Павликовского, Джафара Панахи и Жан-Люка Годара. Словно заключенный в кандалы Жан Вальжан в начальной сцене «Отверженных», лента вопрошает: насколько незыблемы должны быть общепринятые границы морали и этики, когда речь заходит о выживании? А далее «Магазинные воришки», не дожидаясь зачина диалога с аудиторией, берутся самостоятельно отвечать на этот вопрос действиями, а не словом, оставляя место для оценки в режиме постфактум. Только будьте готовы, что при фиксировании своего взгляда на происходящее вам потребуется не только карандаш, но и ластик — в какой-то момент на гладкой поверхности начнут появляться ощутимые волны. «Братья Систерс» (Жак Одиар) Когда иностранный постановщик заступает на территорию сугубо эндемичного жанра, он неминуемо привносит в него что-то свое. Француз Жак Одиар приступил к невиданной трансформации вестерна уже на стадии придумывания названия, которое, правда, при локализации несколько потеряло свою каламбурность. Более глубинные изменения затронули подход к драматургии и самоидентификации жанра. Присущие ему в базовых настройках гипертрофированный мачизм и ставку на экшен сменили теплота, ироничность и даже трогательность. И хотя мрачных и жестоких сцен в картине тоже хватает, с первого плана все равно ни на секунду не сходят именно отношения между братьями: не наигравшимся в войнушку задирой Чарли и более спокойным и рассудительным Элаем, который в любой другой ситуации рад был бы открыть торговую лавку, но из-за повышенной привязанности не может перестать приглядывать за своим младшим. «Дом, который построил Джек» (Ларс фон Триер) Начиная где-то с «Антихриста» стало понятно, что оценивать работы Ларса фон Триера в плоскости обычных фильмов явно недостаточно. Вот и свежее творение главного возмутителя спокойствия в европейском кинематографе — это самый что ни на есть арт-объект, причем грандиозного размаха. Кому, как не фон Триеру, могла прийти в голову идея демонстрации убийства как акта искусства, который нужно довести до абсолюта? Но идея эта не является базисной в фильме, а лишь служит мостиком к центральной метафоре. Каждый человек в течение жизни делами и поступками выстраивает свой дом. И от заложенных туда материалов зависит не только крепость и устойчивость конструкции, но и уровень, на котором будут принимать объект, — на небесах или в преисподней. В «Доме, который построил Джек» Ларсу фон Триеру стало окончательно все равно, что о нем подумают акулы пера и мальки клавиатуры, поэтому кинематографист не стесняется даже цитировать сам себя. А еще он очень ловко выставляет сцены-ловушки для зрителей-моралистов — если замерить статистику уходов из зала, то большая часть наверняка придется на эпизод с утенком, который резко перевел все изощренные убийства людей в область периферического зрения, а потом его отключил. Итак, папка под названием «2018» на жестком диске синефильского мозга укомплектована под завязку. Самое время заводить новую, а через год снова собраться здесь и проверить ее содержание.... подробнее
26.11.2018
Умер Бернардо Бертолуччи

Сегодня на 78-м году жизни в Риме скончался итальянский режиссер и двукратный обладатель премии «Оскар» Бернардо Бертолуччи. Как сообщает издание La Repubblica, причиной смерти постановщика стала продолжительная болезнь. Бертолуччи заслуженно считается одним из столпов мирового кино, тех, кто определил его облик и задал тон на всю вторую половину бурного XX века. Начав свой путь как последователь Жан-Люка Годара и Пьера Паоло Пазолини, великий маэстро прошел путь от провинциализма до международного величия, от экспериментаторства до монументализма, от скромных бюджетов авторского кино до мегапроектов с такими звездами, как Роберт Де Ниро и Марлон Брандо в главных ролях. Будучи истинными космополитом, очень часто Бертолуччи, брал в основу картин материал восточной и африканской, а не только европейской культуры, что и сделало его великим творцом. Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в итальянском городке Парма. Интерес к кино ему привил отец — кинокритик и профессор истории искусств. Уже в 1961 году совсем еще юный режиссер ассистировал Пьеру Паоло Пазолини, а годом позже снял свой первый фильм — «Костлявая кума». Всемирную известность Бертолуччи приобретает в начале 70-х, после выхода картин «Конформист» и «Последнее танго в Париже». Первая исследовала истоки фашизма, а вторая и вовсе заработала скандальную славу благодаря историям со съемочной площадки. На этом гений кино не остановился и в 1976 году выпустил колоссальную эпопею «Двадцатый век», сумев органично переплести в ней темы простых человеческих ценностей и классовой борьбы. В дальнейшем Бертолуччи перебрался в Англию и там создал еще две картины-вехи, основанные на китайской истории, — «Последнего императора», получившего премию «Оскар» как фильм года, и «Маленького Будду», предварительная демонстрация которого прошла в присутствии единственного зрителя — Далай-ламы. Считая себя скептическим буддистом, Бернардо часто успешно изучал в своих работах восточную религию и культуру. При этом все его ленты получались глубокими, преисполненными мудрости и визуальной красоты благодаря сотрудничеству с постоянным оператором, повелителем светотени — Витторио Стораро. Но аудитория помоложе знает и ценит великого мастера, конечно, за более поздние его работы — «Ускользающую красоту» с Лив Тайлер и «Мечтателей», открывших киносообществу яркую и характерную актрису Еву Грин. Наполненные киноотсылками «Мечтатели» тут же стали очень важным культурным феноменом и любимым фильмом всех молодых кинофилов. Путешественники из разных уголков Земли до сих пор считают необходимым пробежаться по галереям Лувра, как это делало трио главных героев, в знак поклонения прекрасному фильму о силе и красоте юности. В 2011 году Бернардо Бертолуччи был награжден Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля за неоспоримый вклад в мировое искусство. Безусловно, с уходом из жизни очередного мэтра кино опустеет, и все же нельзя отрицать, что именно благодаря ему независимое, яркое и мощное кино стало таким, каким мы видим его сейчас.... подробнее