Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Никита Михалков

Nikita Mikhalkov
Никита Михалков
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Tatyana Mikhalkova (детей: 3), Анастасия Вертинская (00.00.1967) (детей: 1)
Рост: 187
Родился: 21 октября 1945, Весы (71 лет)
Последний фильм: 2017
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Никита Михалков известен по фильмам


Фото: Никита Михалков

Фото Никита Михалков Фото Никита Михалков Фото Никита Михалков

Новости: Никита Михалков

17.10.2016 19:24

Не мир принес, но меч. Рецензия на «Ученика»

Уже почти традиционно для российского общества фильмы, равно как и книги, поднимающие самые злободневные вопросы, сначала принимаются без особого воодушевления. Подчас реакция на критику текущей ситуации в стране проста — безоговорочный протест. «Сыты уже вашей оголенной правдой или чернухой, спасибо», — такой ответ вполне объясним: вдруг комом на Россию накатилась волна абсурда, от которой хочется либо подальше уехать, либо укрыться одеялом из фэнтези и блокбастеров, желательно западных и о своем наболевшем не напоминающих.

Но Кирилл Серебренников — театральный и кинорежиссер с мировым именем — на уступки своему зрителю никогда не шел. Сцена, как и большой экран, — это территория свободы, считает и доказывает своими произведениями постановщик. В лучших традициях Бертольда Брехта он придает большое значение социальному аспекту в своих работах, отчего они всегда звучат актуально.
Читать полностью
Поделиться:

20.09.2016 22:02

«Рай» Кончаловского поборется за «Оскар»

Новый фильм Андрея Кончаловского «Рай» уже принес режиссеру «Серебряного льва» на прошедшем Венецианском кинофестивале. А в понедельник состоялось заседание оскаровского комитета России, на котором видные деятели кино решили отправить драму на соискание премии «Оскар» от нашей страны.

По словам Александра Роднянского, одного из самых успешных российский продюсеров и члена комитета, картина Кончаловского по итогам голосования без труда обошла других претендентов: драмы «Экипаж» Николая Лебедева, «Ученик» Кирилла Серебренникова и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Кроме того, в беседе с журналистами Роднянский отметил, что у выбранного представителя России неплохие шансы на победу, подкрепленные наличием приза крупного европейского фестиваля, именем знаменитого режиссера в титрах и хорошими отзывами в западной прессе. С этим мнением согласны многие отечественные кинокритики.
Читать полностью
Поделиться:

18.12.2015 10:40

Россия выбыла из борьбы за «Оскар — 2016»

Американская академия кинематографических искусств и наук назвала девять фильмов, остающихся претендентами на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».

В этом году заявки на соискание престижной кинопремии подали 80 стран мира. Россия была представлена драмой Никиты Михалкова «Солнечный удар», которой не удалось войти в шорт-лист номинантов.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.62

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография: Никита Михалков

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]



Утомленные солнцем 2: Цитадель
Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)

Utomlennye solntsem 2 (3.90)

Utomlennye solntsem 2
Utomlennye solntsem 2 (2011)
(3.90)


12
12 (2007)

12 (7.70)

Сибирский цирюльник
Сибирский цирюльник (1998)

Sibirskiy tsiryulnik (7.80)


Утомленные солнцем
Утомленные солнцем (1994)

Utomlyonnye solntsem (7.90)

Анна: от 6 до 18
Анна: от 6 до 18 (1994)

Anna: Ot shesti do vosemnadtsati (7.60)

Вспоминая Чехова
Вспоминая Чехова (1993)

Vspominaya Chekhova (6.30)


Автостоп
Автостоп (1990)

Avtostop (5.30)

Illyuziya
Illyuziya (1989)
(0.00)

Очи черные
Очи черные (1987)

Oci ciornie (7.40)

Без свидетелей
Без свидетелей (1983)

Bez svideteley (6.80)

Родня
Родня (1983)

Rodnya (7.20)


Пять вечеров
Пять вечеров (1979)

Pyat vecherov (6.90)

Неоконченная пьеса для механического пианино
Неоконченная пьеса для механического пианино (1978)

Neokonchennaya pyesa dlya mekhanicheskogo pianino (7.80)

Раба любви
Раба любви (1976)

Raba lyubvi (7.00)

Свой среди чужих, чужой среди своих
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Svoy sredi chuzhikh, chuzhoy sredi svoikh (7.40)

Спокойный день в конце войны
Спокойный день в конце войны (1970)

Spokoynyy den v kontse voyny (6.50)

...А я уезжаю домой
...А я уезжаю домой (1968)

...A ya uezzhayu domoy (4.40)

Девочка и вещи
Девочка и вещи (1967)

Devochka i veshchi (5.80)

(0)
(0.00)

Сценарист [ скрыть ]



Утомленные солнцем 2: Цитадель
Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)

Utomlennye solntsem 2 (3.90)

Utomlennye solntsem 2
Utomlennye solntsem 2 (2011)
(3.90)


12
12 (2007)

12 (7.70)

Сибирский цирюльник
Сибирский цирюльник (1998)

Sibirskiy tsiryulnik (7.80)

Утомленные солнцем
Утомленные солнцем (1994)

Utomlyonnye solntsem (7.90)

Анна: от 6 до 18
Анна: от 6 до 18 (1994)

Anna: Ot shesti do vosemnadtsati (7.60)


Одинокий охотник
Одинокий охотник (1989)

Martokhela monadire (0.00)

Очи черные
Очи черные (1987)

Oci ciornie (7.40)

Мой любимый клоун
Мой любимый клоун (1986)

Moy lyubimyy kloun (7.10)

Без свидетелей
Без свидетелей (1983)

Bez svideteley (6.80)


Пять вечеров
Пять вечеров (1979)

Pyat vecherov (6.90)

Неоконченная пьеса для механического пианино
Неоконченная пьеса для механического пианино (1978)

Neokonchennaya pyesa dlya mekhanicheskogo pianino (7.80)

Transsibirskiy ekspress
Transsibirskiy ekspress (1977)
(6.70)

Nenavist
Nenavist (1975)
(5.30)

Свой среди чужих, чужой среди своих
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Svoy sredi chuzhikh, chuzhoy sredi svoikh (7.40)

Risk
Risk (1970)
(6.90)

Актёр [ скрыть ]


Утомленные солнцем 2: Цитадель
Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)

Utomlennye solntsem 2 (3.90)
Kotov

Utomlennye solntsem 2
Utomlennye solntsem 2 (2011)
(3.90)
 Kotov

Kotov

12
12 (2007)

12 (7.70)
Juror #2

Fat Stupid Rabbit
Fat Stupid Rabbit (2007)
(5.10)
Nikita Sergeyevich

Мне не больно
Мне не больно (2006)

Mne ne bolno (6.80)
Sergei Sergeyevich

Tikhiy Don
Tikhiy Don (2006)
(3.40)

Тихий Дон
Тихий Дон (2006)

Quiet Flows the Don (5.60)
Narrator (голос)

Persona non grata
Persona non grata (2005)
(6.80)
Oleg

Жмурки
Жмурки (2005)

Zhmurki (7.10)
Sergei Mikhajlovich

Статский советник
Статский советник (2005)

Statskiy sovetnik (7.10)
Count Pozharsky

Russkie bez Rossii
Russkie bez Rossii (2003)
(8.80)
Narrator

Вера, надежда, кровь
Вера, надежда, кровь (2000)

Vera, nadezhda, krov' (3.30)

Сибирский цирюльник
Сибирский цирюльник (1998)

Sibirskiy tsiryulnik (7.80)
Imperator Aleksandr III

Ревизор
Ревизор (1996)

Revizor (7.20)
Anton Antonovich Skvoznik-Dmukhanovsky, the mayor

Утомленные солнцем
Утомленные солнцем (1994)

Utomlyonnye solntsem (7.90)
Col. Sergei Petrovich Kotov

Прекрасная незнакомка
Прекрасная незнакомка (1993)

Piekna nieznajoma (5.60)
The Colonel

Bicycle rider (в титрах отсутствует)

Униженные и оскорблённые
Униженные и оскорблённые (1991)

Unizhennye i oskorblyonnye (6.80)

Под северным сиянием
Под северным сиянием (1990)

Pod severnym siyaniyem (5.40)
Reiginev

Жестокий романс
Жестокий романс (1984)

Zhestokiy romans (8.00)
Paratov

Родня
Родня (1983)

Rodnya (7.20)
Waiter #1 / 1st Man On Photo

250 грамм. Радиоактивное завещание
250 грамм. Радиоактивное завещание (1983)

250 grammaa - radioaktiivinen testamentti (5.10)
Arkkitehti Max Sjöman

Портрет жены художника
Портрет жены художника (1982)

Portret zheny khudozhnika (7.30)

Инспектор ГАИ
Инспектор ГАИ (1982)

Inspektor GAI (7.10)

Полёты во сне и наяву
Полёты во сне и наяву (1982)

Polyoty vo sne i nayavu (7.30)
The Director

Вокзал для двоих
Вокзал для двоих (1982)

Vokzal dlya dvoikh (7.80)

Два голоса
Два голоса (1981)

Dva golosa (0.00)

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей
Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (1981)

Priklyucheniya Sherloka Kholmsa i doktora Vatsona: Sobaka Baskerviley (8.80)
Sir Henry Baskerville

Сибириада
Сибириада (1979)

Sibiriada (7.90)
Aleksei Ustyuzhanin

Неоконченная пьеса для механического пианино
Неоконченная пьеса для механического пианино (1978)

Neokonchennaya pyesa dlya mekhanicheskogo pianino (7.80)
Nikolai Ivanovich Triletsky

Раба любви
Раба любви (1976)

Raba lyubvi (7.00)

Свой среди чужих, чужой среди своих
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Svoy sredi chuzhikh, chuzhoy sredi svoikh (7.40)
Brylov

Песнь о Маншук
Песнь о Маншук (1974)

Pesn o Manshuk (6.50)

Stantsionnyy smotritel
Stantsionnyy smotritel (1972)
(6.20)

Держись за облака
Держись за облака (1971)

Derzhis za oblaka (6.00)

Спорт, спорт, спорт
Спорт, спорт, спорт (1970)

Sport, sport, sport (7.00)

Dvoryanskoe gnezdo
Dvoryanskoe gnezdo (1969)
(6.50)
Prince Nelidov

Красная палатка
Красная палатка (1969)

Krasnaya palatka (7.10)
Chuknovsky, Icebreaker Pilot

Звезды и солдаты
Звезды и солдаты (1968)

Csillagosok, katonák (8.10)
White Officer

Война и мир
Война и мир (1967)

Voyna i mir (7.80)
cameo (в титрах отсутствует)

Не самый удачный день
Не самый удачный день (1966)

Ne samyy udachnyy den (5.60)

Шуточка
Шуточка (1966)

Shutochka (0.00)

Год как жизнь
Год как жизнь (1965)

God kak zhizn (0.00)

Перекличка
Перекличка (1965)

Pereklichka (0.00)

Война и мир 1: Андрей Болконский
Война и мир 1: Андрей Болконский (1965)

Voyna i mir I: Andrey Bolkonskiy (8.00)
Cameo (в титрах отсутствует)

Я шагаю по Москве
Я шагаю по Москве (1964)

Ya shagayu po Moskve (8.10)
Колька

Приключения Кроша
Приключения Кроша (1961)

Priklyucheniya Krosha (6.50)
Vadim

Тучи над Борском
Тучи над Борском (1960)

Tuchi nad Borskom (5.70)

Солнце светит всем
Солнце светит всем (1959)

Solntse svetit vsem (0.00)

Продюсер [ скрыть ]


Движение вверх
Движение вверх (2017)

Going Vertical (0.00)

Экипаж
Экипаж (2016)

Ekipazh (0.00)


Легенда №17
Легенда №17 (2013)

Legenda No. 17 (7.70)

Утомленные солнцем 2: Цитадель
Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)

Utomlennye solntsem 2 (3.90)

Utomlennye solntsem 2
Utomlennye solntsem 2 (2011)
(3.90)


12
12 (2007)

12 (7.70)

The Halfway Tree
The Halfway Tree (2007)
(0.00)

Статский советник
Статский советник (2005)

Statskiy sovetnik (7.10)

72 метра
72 метра (2004)

72 metra (6.30)

Нежный возраст
Нежный возраст (2000)

Nezhnyy vozrast (7.00)

Сибирский цирюльник
Сибирский цирюльник (1998)

Sibirskiy tsiryulnik (7.80)

Утомленные солнцем
Утомленные солнцем (1994)

Utomlyonnye solntsem (7.90)

Анна: от 6 до 18
Анна: от 6 до 18 (1994)

Anna: Ot shesti do vosemnadtsati (7.60)

(0)
(7.00)

Играл себя [ скрыть ]


Себя - Host



Pozner
Pozner (сериал) (2008)
(6.40)

Himself (хроника)

Испытание артистов
Испытание артистов (2004)

Épreuves d'artistes (3.90)
Себя (хроника)

Himself

Russkie bez Rossii
Russkie bez Rossii (2003)
(8.80)


Времена
Времена (сериал) (2000)

Vremena (5.70)

Анна: от 6 до 18
Анна: от 6 до 18 (1994)

Anna: Ot shesti do vosemnadtsati (7.60)
Себя

Себя

Himself, Russian Academy Award winner

Дни кино
Дни кино (сериал) (1991)

Días de cine (7.20)


Himself

Himself


Спорт, спорт, спорт
Спорт, спорт, спорт (1970)

Sport, sport, sport (7.00)

Любопытно: Никита Михалков

Никита Сергеевич Михалков — человек весьма и весьма неординарный. Когда-нибудь о нем наверняка будут писаться очень толстые книги. Потому что личность он настолько многогранная и противоречивая, что коротко о ней просто невозможно рассказать. В нем слишком много слилось — и творческий гений, и работоспособность, умение создавать одинаково трогающую за душу как красоту, так и мерзость, и специфический (и это мягко сказано) характер. Нетривиальная персона.

Такие люди всегда привлекают внимание авторов биографий, потому что столь нестандартные образы интересны всем. Впрочем, до художественного фильма-биографии Михалкова еще надо дожить, ибо ему 70, и он вполне бодр и явно не собирается лишать мир своего сиятельного присутствия.



Последняя фраза отнюдь не для красного словца. Никита Сергеевич так и идет по жизни — сияя. О его чувстве собственного превосходства ходят легенды, газеты и обыватели с огромным удовольствием обсуждают очередное высказывание известного режиссера. Отчасти его можно понять. Судьба щедро одарила Михалкова. Можно сказать, он родился с золотой ложкой во рту. Его родословная пестрит знаменитыми именами. Отец — известный писатель и поэт Сергей Михалков, мать — известная поэтесса Наталья Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского и внучка знаменитого живописца Василия Сурикова. Брат Никиты, Андрей Кончаловский, также является признанным режиссером. Видимо, в этой семье правило «на детях гениев природа отдыхает» не работает.

Не сработало оно и на Никите. Природа дала ему приятную внешность, которая с возрастом перешла в разряд импозантных, острый ум, работоспособность, одинаково мощный дар как актера, так и режиссера — в общем, отсыпала щедро. Правда, многие сейчас подумают, что о хорошем характере матушка-природа явно забыла. Может и так, но сам Михалков от этого нисколько не страдает, да и на его шедевры это никак не влияет.



C братом Андреем Кончаловским и отцом Сергеем Михалковым


Никита Сергеевич уверяет, что не подвержен звездной болезни. Он даже рассказывает историю о том, как снялся в фильме «Приключения Кроша» и так сильно возгордился своим успехом, что обвесил всю комнату собственными фотографиями. Затем кто-то из родственников добавил к «галерее» скромное изображение Василия Сурикова с подписью «Стыдись, бери пример с предков». И якобы с этого времени парень стал скромнее. Он явно лукавит: вся жизнь режиссера показывает, что непоколебимости его самооценки можно только позавидовать.

Сниматься Михалков начал с 14 лет, а первой серьезной ролью был Вадим из уже упомянутых «Приключений Кроша». Началом вознесения к вершинам успеха стала картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Жизнерадостный Коля сразу очаровал зрителей, а фильм стал классикой советского кинематографа. Вместе с тем за кулисами не обошлось без скандала. Данелия вспоминал неприятную историю: молодой, но уже тогда оборотистый Никита с ходу потребовал себе зарплату как у молодой звезды, что опять-таки ничуть не умалило профессионализма начинающего актера.



Вообще, по жизни Михалков идет не только сияя, но и проявляя напористость танка. Так, в Театральном училище имени Щукина существовал запрет на съемки студентов в кино, что Никиту совершенно не волновало. Он пропадал на киностудиях и за систематические прогулы был отчислен аж с четвертого курса. Юное дарование не расстроилось и поступило во ВГИК на второй курс. И продолжило сниматься в фильмах. Ставил Никита и спектакли, например, «12 разгневанных мужчин» совместно с Николаем Бурляевым. Впоследствии на основе этой истории, взятой из одноименного американского фильма, Михалков создаст фильм «12», где сыграет одну из главных ролей. Еще он снимал сюжеты для видеожурнала «Фитиль», а среди киноработ того периода стоит отметить участие в таких картинах, как «Красная палатка» (с Шоном Коннери и Клаудией Кардинале), «Дворянское гнездо», «Станционный смотритель». Университет Михалков закончил с блеском, а его дипломная работа получила награду на VIII фестивале студенческих фильмов.



Сразу после выпуска Никита Сергеевич задумал полнометражный фильм, но суровое советское руководство внезапно озаботилось тем, что дети работников культуры уклоняются от службы. Как результат — повестка. И это несмотря на то, что его картина уже была включена в план «Мосфильма», а за молодой талант просили сами глава киностудии и Сергей Бондарчук. Впрочем, Михалков и тут не потерял оптимизма. Его сослуживцы вспоминают, что во время службы он постоянно организовывал концерты самодеятельности и собирал полные залы.

Вернувшись, 28-летний Михалков наконец-то воплотил свою задумку и снял фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», сегодня считающийся киноклассикой. В этой картине Никита Сергеевич положил начало традиции сниматься в собственных лентах. Надо сказать, что в этом плане он является уникумом. Как правило, в одном человеке очень редко сочетается одинаково большой дар как актера, так и режиссера. Чаще всего один из талантов все же слабее другого. Но это не про мэтра. Остается только догадываться, как он умудряется безукоризненно руководить процессом съемки и в то же время идеально отыгрывать своего персонажа.

Следует добавить, что внезапно расщедрившаяся природа наделила гения еще и уникальной неутомимостью. Создавая шедевры один за одним, он также успевал участвовать и в съемках фильмов других режиссеров, и всегда с успехом. Так, в 1977 он снимает картину, которая считается одной из самых лучших в его фильмографии — «Неоконченная пьеса для механического пианино», в 1978 создает «Пять вечеров» и параллельно играет в ленте своего брата Андрея Кончаловского «Сибириада». И надо учитывать, что в собственных картинах он также продолжал сниматься.



Среди известных ролей Михалкова в чужих фильмах — Борис Петрович из «Портрета жены художника», Андрей из «Вокзала для двоих», Паратов из «Жестокого романса». Отметился Никита Сергеевич и в современном кино, исполнив довольно неожиданную роль бандита в черной комедии Алексея Балабанова «Жмурки» (потом он снимается у него же в фильме «Мне не больно»), а также одну из главных ролей в «Статском советнике» Янковского.

Если упоминать все работы Никиты Сергеевича, включая озвучку, продюсирование и написание сценариев, статья может превратиться в целую книгу, в которой при этом несколько страниц будет посвящено только перечислению наград и номинаций. Интересно, что ценят актера и режиссера не только в отечественном кино, но и за рубежом, причем при любой власти, что далеко не каждому деятелю культуры удается. В свое время по Интернету ходила сатирическая статья, в которой автор размышлял, что бы было, если бы в Гражданскую войну победили не большевики, и какая участь ждала бы современных знаменитостей. И все варианты заканчивались одним: «Никита Михалков снимает фильмы и получает награды». Сочетание пробивного характера и редкого таланта позволяет мэтру всегда оставаться на плаву.



Вершинами творчества Никиты Сергеевича считаются две картины. В первую очередь это «Утомленные солнцем» — эпичная драма, повествующая о последствиях Гражданской войны и репрессиях, сломавших множество жизней. Фильм тут же был обласкан критиками и получил множество наград, включая «Оскар» и Гран-при Каннского кинофестиваля.

Надо сказать, что Михалков явно недолюбливает советский период нашей истории. И хоть его дворянский род репрессии не затронули, Никита Сергеевич ностальгирует о «хрусте французской булки» и «России, которую мы потеряли». Правда, в оригинальных «Утомленных солнцем» он все же смог сохранить объективность и не перегибать, чего нельзя сказать о «Предстоянии» и «Цитадели». Видимо, с возрастом режиссер стал более непримиримым. При этом мастерства мэтр с годами не растерял: все снято на высшем уровне, и актерские работы впечатляют. Но все это меркнет из-за цели, которую преследовал создатель. Увы, декларируемые им идеи в результате вызвали искреннее возмущение у большей части зрительской аудитории.



А вот о царской России Михалков снимает с настоящей любовью. Второй его шедевр — «Сибирский цирюльник». Драма, развернувшаяся во времена Александра III (которого сыграл сам Никита Сергеевич) получилась настолько красивой, цельной, захватывающей, что фильм 1998 года до сих пор смотрится так, будто создан в наше время. За эту ленту сразу десять членов съемочной группы во главе с самим режиссером были награждены Государственной премией Российской Федерации в сфере литературы и искусства. Звездами фильма стали известная британская актриса Джулия Ормонд и Олег Меньшиков. Кстати, последний является любимчиком Михалкова. Не секрет, что у многих режиссеров есть актеры, которых они приглашают в свои фильмы чаще других. Леонардо ДиКаприо у Мартина Скорсезе, Джонни Депп у Тима Бертона, а у Никиты СергеевичаОлег Меньшиков. Меньшиков исполнил главную роль в «Утомленных солнцем», был партнером Михалкова в «Статском советнике», и даже сыграть тренера хоккеиста Харламова в «Легенде №17» его пригласил Никита Сергеевич как продюсер.



Последнее время Никита Сергеевич отдает предпочтение работе на должности председателя Союза кинематографистов. Его деятельность постоянно встречает критику, но мэтр легкомысленно плюет на недоброжелателей. Чужое недовольство еще на подлете разбивается об ауру уверенности в себе, окружающую режиссера, а его влияние в киносреде трудно переоценить. В целом, энергичный Михалков просто наслаждается жизнью и почивает на заслуженных лаврах. В свободное время он ведет свой видеоблог «Бесогон», в котором рассуждает о собственных взглядах на современные проблемы. К слову, даже тут он не упустил возможности наглядно продемонстрировать «отсутствие» звездной болезни. С достойным большого экрана операторским мастерством снята заставка, во время которой камера проходится по многочисленным наградам кинодеятеля.



Вот такая многогранная, неоднозначная личность Никита Сергеевич Михалков. Он из тех, о ком говорят, что его можно любить, можно ненавидеть, но нельзя остаться равнодушным. И самое главное — все мы понимаем, что рано или поздно ветер времени развеет в памяти людей воспоминания о личности гения, в то время как созданные им шедевры и через многие годы будут трогать сердца зрителей.

Сегодня, 21 октября 2015 года, Никите Сергеевичу исполняется 70 лет. Редакция LostFilm.INFO искренне поздравляет блестящего режиссера с юбилеем и желает крепкого здоровья и хорошего настроения!
Премьеры
03.08
Похищение
Kidnap
03.08
Темная башня
The Dark Tower
03.08
Ветреная река
Wind River
03.08
Леди Макбет
Lady Macbeth
03.08
Охранник
Security
все премьеры
Топ 250
227
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
228
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
229
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
230
Реальная любовь
Love Actually (7.80)
231
Беглец
The Fugitive (7.80)
232
О, где же ты, брат?
O Brother, Where Art Thou? (7.80)
233
Лучше не бывает
As Good as It Gets (7.80)
234
Страна садов
Garden State (7.80)
235
Общество мертвых поэтов
Dead Poets Society (7.80)
236
Другие
The Others (7.80)
весь топ
17.10.2016
Не мир принес, но меч. Рецензия на «Ученика»

Уже почти традиционно для российского общества фильмы, равно как и книги, поднимающие самые злободневные вопросы, сначала принимаются без особого воодушевления. Подчас реакция на критику текущей ситуации в стране проста — безоговорочный протест. «Сыты уже вашей оголенной правдой или чернухой, спасибо», — такой ответ вполне объясним: вдруг комом на Россию накатилась волна абсурда, от которой хочется либо подальше уехать, либо укрыться одеялом из фэнтези и блокбастеров, желательно западных и о своем наболевшем не напоминающих. Но Кирилл Серебренников — театральный и кинорежиссер с мировым именем — на уступки своему зрителю никогда не шел. Сцена, как и большой экран, — это территория свободы, считает и доказывает своими произведениями постановщик. В лучших традициях Бертольда Брехта он придает большое значение социальному аспекту в своих работах, отчего они всегда звучат актуально. За основу сценария своей последней работы Серебренников выбрал пьесу современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Немного переработанная под российскую действительность, изначально она была поставлена режиссером в его «Гоголь-центре». В фильм перекочевал почти весь актерский состав спектакля, за исключением исполнителя главной роли, — Никиту Кукушкина заменил талантливый и совсем юный Петр Скворцов. Конечно, театральная база сказалась на общем характере картины — мизансцены и долгие дискуссии занимают большую часть ее хронометража, но как блестяще они проработаны! Однако для того чтобы фильм не превратился в киноспектакль, понадобился особый взгляд оператора, которым здесь выступил Владислав Опельянц, ранее работавший в последних проектах Никиты Михалкова. Долгие планы, неожиданные ракурсы, европейская картинка — несомненные визуальные достоинства фильма. Отметим, что «Ученик» привлек к себе внимание задолго до российской премьеры, сначала получив премию имени Франсуа Шале на Каннском кинофестивале (за «наилучшим образом переданную действительность нашего мира»), затем — награду за лучшую режиссуру на «Кинотавре». Но не похвала рецензентов и признание коллег в первую очередь характеризуют работу Серебренникова, а ее критическая природа по отношению к одной из проблем российского общества. В последнее время градус религиозного фанатизма зашкаливает, причем не только у некоторых рядовых граждан, но даже среди тех, кто управляет важными процессами в стране. Принимаются странные законы, чувства верующих оказываются оскорблены в вопросах, никак не связанных с религией. Можно сказать, что религиозность в мире переживает новый этап развития и одновременно искажения, грозя принять форму фундаментализма. На серьезную тему Кирилл Серебренников рассуждает нетривиальным образом, помещая место действия в обычную российскую школу. Один из старшеклассников сего заведения, Веня Южин, вдруг проникается текстом Священного Писания, начинает во всех случаях жизни цитировать Библию и агрессивно навязывать окружающим свои якобы религиозные ценности. К тому же он отказывается плавать в бассейне, выступая против девочек в бикини, эпатажно срывает уроки биологии, не желая знакомиться с приемами контрацепции, и отвергает теорию Дарвина. Начавшись как фарс, история ученичества и мученичества Южина перерастает в триллер, а потом и вовсе оборачивается трагедией. Всем известно, что Библия полна противоречий: на одну и ту же цитату приходится целый список разных толкований. Порой сами церковники оказываются в замешательстве по поводу той или иной хлесткой фразы. При этом слово Священного Писания, несомненно, обладает особой силой и ритмом, словно заставляющими неокрепшего умом читателя принять все написанное за абсолютную истину. Вот и Веня требует вдумчивой веры и при этом буквального понимания каждого библейского отрывка. А как правильно интерпретировать этому ребенку массу жестокостей, описанных в Евангелии? Оказать какое-либо эффективное противостояние взбесившемуся школьнику не может никто, кроме разумной и просвещенной учительницы биологии в исполнении Виктории Исаковой. Ее взгляд — научный и либеральный — противопоставляется средневековому мракобесию, в которое ударяется несмышленый Вениамин. И все же, несмотря на очевидную расстановку сил в сюжете, Серебренников и его актеры показывают неоднозначность сложившейся ситуации. Преподавательница сперва никак не может совладать с юношей и постоянно впадает в истерику, в то время как школьник даже при очевидном помешательстве говорит справедливые вещи, например, отвергая веру, которую проповедует недалекий батюшка на уроках по православной культуре. Но, к счастью, «Ученик» не история обаятельного преступника вроде Алекса из «Заводного апельсина» и тем более не рассказ о славном крестовом походе. Режиссер очень скоро заставляет зрителя расстаться с любыми иллюзиями по поводу возможного «излечения» героя. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», — именно в этой цитате из Нового Завета ярче всего выражены взгляды Вениамина на то, как переделать мироустройство. Его Господь — карающий и воинственный — призывает к истреблению евреев и гомосексуалистов и изменению окружающей действительности радикальными мерами. Что примечательно, в герое Скворцова не так уж много психологизма: безотцовщина и явная сексуальная неудовлетворенность — вот двигатели его агрессии. Несмотря на место действия, «Ученик», конечно, совсем не школьная драма. Изначально сеттинг может показаться надуманным и утрированным, но не стоит воспринимать изображаемое автором буквально. Как и в театре, в ленте мы в первую очередь видим гротескную иллюстрацию обострившейся ситуации. Школа же представлена как наиболее консервативный социальный институт, где большую часть работников составляют люди советской закалки и старых взглядов. Немного неуместной скорее выглядит цивилизованная учительница, настолько выбивающаяся из своего окружения, что невольно хочется спросить: «А что ты вообще здесь делаешь?». Что же касается уровня напряжения, «Ученик» тем более вырывается из рамок подростковой драмы. Основная проблематика фильма кроется в том, что обществу нечего возразить Вене и подобным фанатикам — в головах у людей все совсем перемешалось. Вполне узнаваемым образом в сердцах работников школы сочетаются и прежняя любовь к тоталитаризму, и те самые духовные скрепы, и абсолютно бездумное выполнение церковных обрядов (увидел крест — перекрестись), и даже слезы под воровские песни. Пустоту ушедшего коммунизма быстро заполнила страстная и одновременно формальная религиозность. Вполне знакомым кажется эпизод, когда дирекция школы смягчается перед проповедями Южина и соглашается с ним: вместо просвещения будем просто запрещать, и проблема разрешится сама собой. Аморфная масса оказывается бессильной перед натиском фанатичной идеи харизматичной, хоть и узколобой личности. Само столкновение консервативного и либерального взглядов вполне логично в современном обществе, где люди старшего поколения не хотят мириться с новыми, порой неприятными веяниями, а молодые и прогрессивные с рьяным рвением пытаются доказать необходимость модернизации сознания и взглядов. Мир словно находится на стыке и готов либо откатиться назад, либо рухнуть вперед. Есть вариант обрести некий баланс, золотую середину, но он пока не работает. Серебренников же указывает на опасность не консерватизма или христианства, но радикализма, который в российском обществе почему-то принимается с большим успехом. Через запреты всего и вся, закрытые выставки и запрещенные сайты нас якобы хотят привести к добру, но ведь все помнят, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Вот и «Ученик» лишь в начале балансирует где-то посередине, но финальный катарсис расставляет все точки над «i». Быть здравомыслящим человеком в обществе сумасшедших оказывается безумием, а жертвой должен пасть невинный и искренний — тот самый (м)ученик. Серебренников же и есть та учительница, что пришлась не к месту. Ее последние слова режиссер почти что прибивает гвоздем: «Я никуда не уйду. Я остаюсь. Я на своем месте». Нам же — и верующим, и атеистам — приходится уповать лишь на то, чтобы такие люди и правда оставались на своем месте, не сдаваясь под натиском все более заполняющей пространство неадекватности.... подробнее
20.09.2016
«Рай» Кончаловского поборется за «Оскар»

Новый фильм Андрея Кончаловского «Рай» уже принес режиссеру «Серебряного льва» на прошедшем Венецианском кинофестивале. А в понедельник состоялось заседание оскаровского комитета России, на котором видные деятели кино решили отправить драму на соискание премии «Оскар» от нашей страны. По словам Александра Роднянского, одного из самых успешных российский продюсеров и члена комитета, картина Кончаловского по итогам голосования без труда обошла других претендентов: драмы «Экипаж» Николая Лебедева, «Ученик» Кирилла Серебренникова и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Кроме того, в беседе с журналистами Роднянский отметил, что у выбранного представителя России неплохие шансы на победу, подкрепленные наличием приза крупного европейского фестиваля, именем знаменитого режиссера в титрах и хорошими отзывами в западной прессе. С этим мнением согласны многие отечественные кинокритики. Сюжет фильма посвящен событиям Второй мировой войны. Его главные герои — русская эмигрантка Ольга (Юлия Высоцкая), офицер СС Хельмут (Кристиан Клаус) и француз-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен). Ольга — участница Движения Сопротивления, попавшая в концлагерь из-за спасения еврейских детей, а Хельмут и Жюль влюблены в нее. Весь фильм снят в черно-белом цвете и представляет собой ленту-интервью, где общение персонажей прерывается вставками, реконструирующими реальные события. Примечательно, что в прошлом году приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получила венгерская драма «Сын Саула», также посвященная жертве концлагеря. В последний раз отечественный фильм, картина Андрея Звягинцева «Левиафан», попал в шорт-лист премии в 2015 году. Кончаловский же ранее также претендовал на ее получение: в 2002 году от России выдвигался его «Дом дураков», но он не завоевал даже номинации. За последние четверть века российские картины шесть раз оказывались в шорт-листе главной кинопремии мира, но только однажды, в 1994 году, ее забрал домой претендент от нашей страны — Никита Михалков с лентой «Утомленные солнцем». И это не считая троих обладателей «Оскара» из СССР. Чтобы соблюсти основное требование к фильмам-претендентам (они должны идти в прокате в родной стране как минимум неделю до конца сентября текущего года), «Рай» будут показывать в московском кинотеатре «Пионер» с 22-го числа. В широкий же прокат картина должна выйти в следующем феврале.... подробнее
18.12.2015
Россия выбыла из борьбы за «Оскар — 2016»

Американская академия кинематографических искусств и наук назвала девять фильмов, остающихся претендентами на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». В этом году заявки на соискание престижной кинопремии подали 80 стран мира. Россия была представлена драмой Никиты Михалкова «Солнечный удар», которой не удалось войти в шорт-лист номинантов. Пятерка финалистов в категории «Лучший фильм на иностранном языке» станет известна 14 января, когда академики огласят полный список претендентов на соискание премии «Оскар». 88-я церемония вручения награды Академии состоится 28 февраля 2016 года. В шорт-лист претендентов на «Оскар — 2016» за лучший иностранный фильм вошли: «В лабиринте молчания» (Джулио Риччиарелли, Германия) «Война» (Тобиас Линдхольм, Дания) «Гордость» (Наджи Абу Новар, Иордания) «Мустанг» (Дениз Гамзе Эргювен, Франция) «Новейший завет» (Жако Ван Дормель, Бельгия) «Объятия змея» (Сиро Герра, Колумбия) «Сын Саула» (Ласло Немеш, Венгрия) «Фехтовальщик» (Клаус Хяре, Финляндия) «Viva» (Пэдди Бретнэк, Ирландия) ... подробнее