Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Георгий Данелия

Georgi Daneliya
Георгий Данелия
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр
Пол: Мужской
Брак: Irina Ginsburg (00.00.1951) (детей: 1), Любовь Соколова (00.00.1957) (детей: 1), Galina Daneliya-Yurkova (00.00.1984)
Родился: 25 августа 1930, Дева (90 лет назад)
Умер:: 04 апреля 2019 (88 лет)
Первый фильм: 1958
Последний фильм: 2013
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Георгий Данелия Фото Георгий Данелия Фото Георгий Данелия

Новости

25.08.2020 20:34

Чтобы чувствовали... К юбилею Георгия Данелии

Среди советских режиссеров-комедиографов имя Георгия Данелии стоит особняком. Смех в его картинах всегда шел рука об руку с щемящей душу тоской. Его фильмы стали отражением его самого — тонкие, элегантные, ироничные… Главному лирику отечественного кино сегодня исполнилось бы 90 лет!

Георгий Данелия родился в Тбилиси в семье военного инженера Николая Дмитриевича Данелии и режиссера Мери Ивлиановны Анджапаридзе. Вскоре после его рождения отца перевели в Москву, там и прошла почти вся жизнь режиссера. Данелия не раз называл себя коренным москвичом, но родину никогда не забывал. Пожалуй, главным доказательством этого стали его фильмы.
Читать полностью
Поделиться:

23.07.2020 21:17

«Коллективный антидепрессант без побочных эффектов». «Операции Ы…» — 55!

23 июля 1965 года состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Кинолента, состоящая из новелл «Напарник», «Наваждение» и «Операция Ы», имела в свое время невероятный успех: ее посмотрели более 65 миллионов зрителей. Но мы продолжаем смеяться над ней и спустя более полувека, в чем же секрет?

Леонид Гайдай был, пожалуй, самым эксцентричным советским комедиографом. Главным десятилетием его творчества стали 60-е. В это время весь мировой кинематограф пытался реанимировать старую комедийную эстетику, вернуть идеалы «Золотого века комедии». Венецианская публика рукоплескала вернувшемуся Бастеру Китону, зрители наслаждались «Этим безумным, безумным, безумным, безумным миром» Стэнли Крамера. Однако дальше единичных успехов дело не продвинулось. В Советском Союзе же, наоборот, это стало масштабным явлением. А все потому, что комедийный талант Гайдая нашел свою благодатную почву — настроения эпохи «оттепели».
Читать полностью
Поделиться:

04.07.2020 20:48

«Мы еще увидимся… Я так думаю!»

Так часто случается, что за яркими комичными образами на экране скрывается глубокая трагическая роль, сыгранная в жизни. Артист Фрунзик Мкртчян стал для зрителей воплощением выдающейся комедийной фактуры, однако событий его собственной жизни хватило бы не на одну драматическую киноленту. Сегодня знаменитому советскому актеру исполнилось бы 90 лет.

Родился Фрунзик Мкртчян в городе Ленинакан, в Армении. Он рано понял, что его главная страсть — сцена. В драмкружок он убегал от нападок сверстников на улицах. За нестандартную внешность его часто били, обзывали. «Нос!», — то и дело кричали ему вслед. А он был не из тех, кто может дать отпор. Фрунзик говорил, что у него не было ни детства, ни юности. Потребовалось время, чтобы он осознал — природа наградила его незаурядной, выигрышной для актера внешностью. Так игра стала для него способом справиться со своими комплексами.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.02

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Ку! Кин-дза-дза
Ку! Кин-дза-дза (2013)

Ku! Kin-dza-dza (5.90)

Фортуна
Фортуна (2000)

Fortuna (6.00)

Орел и решка
Орел и решка (1995)

Oryol i reshka (6.90)

Настя
Настя (1993)

Nastya (6.60)

Паспорт
Паспорт (1991)

Pasport (6.90)

Кин-дза-дза!
Кин-дза-дза! (1987)

Kin-Dza-Dza (8.00)

Слезы капали
Слезы капали (1982)

Slyozy kapali (7.10)

Осенний марафон
Осенний марафон (1979)

Osenniy marafon (7.80)

Мимино
Мимино (1977)

Mimino (8.20)

Афоня
Афоня (1976)

Afonya (8.00)

Совсем пропащий
Совсем пропащий (1974)

Sovsem propashchiy (6.50)

Не горюй!
Не горюй! (1970)

Ne goryuy (7.20)

Тридцать три
Тридцать три (1965)

Tridtsat tri (Nenauchnaya fantastika) (6.90)

Я шагаю по Москве
Я шагаю по Москве (1964)

Ya shagayu po Moskve (8.10)

Путь к причалу
Путь к причалу (1963)

Put k prichalu (7.30)

Сережа
Сережа (1960)

Seryozha (7.30)

Тоже люди
Тоже люди (1959)

Tozhe lyudi (0.00)

Vasisuali Lohankin
Vasisuali Lohankin (1958)
(0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Ку! Кин-дза-дза
Ку! Кин-дза-дза (2013)

Ku! Kin-dza-dza (5.90)

Анна
Анна (2005)

Anna (0.00)

Фортуна
Фортуна (2000)

Fortuna (6.00)

Орел и решка
Орел и решка (1995)

Oryol i reshka (6.90)

Настя
Настя (1993)

Nastya (6.60)

Паспорт
Паспорт (1991)

Pasport (6.90)

Frantsuz
Frantsuz (1988)
(4.50)

Кин-дза-дза!
Кин-дза-дза! (1987)

Kin-Dza-Dza (8.00)

Слезы капали
Слезы капали (1982)

Slyozy kapali (7.10)

Мимино
Мимино (1977)

Mimino (8.20)

Совсем пропащий
Совсем пропащий (1974)

Sovsem propashchiy (6.50)

Джентльмены удачи
Джентльмены удачи (1971)

Dzhentlmeny udachi (8.20)

Тридцать три
Тридцать три (1965)

Tridtsat tri (Nenauchnaya fantastika) (6.90)

Сережа
Сережа (1960)

Seryozha (7.30)

Актёр [ скрыть ]


Ку! Кин-дза-дза
Ку! Кин-дза-дза (2013)

Ku! Kin-dza-dza (5.90)

Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя
Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2007)

Karnavalnaya noch 2, ili 50 let spystya (4.10)
Cameo

Кин-дза-дза!
Кин-дза-дза! (1987)

Kin-Dza-Dza (8.00)
Abradox - The Governor of Alpha (в титрах отсутствует)

Осенний марафон
Осенний марафон (1979)

Osenniy marafon (7.80)
Otto - the German officer in the TV-movie (в титрах отсутствует)

Мимино
Мимино (1977)

Mimino (8.20)
The Georgian Crew's Captain in Moscow Airport (в титрах отсутствует)

Я шагаю по Москве
Я шагаю по Москве (1964)

Ya shagayu po Moskve (8.10)
чистильщик обуви

Любопытно

Сегодня исполняется 85 лет Георгию Данелии — культовому режиссеру, сценаристу и актеру, живому классику отечественного кино, чьи фильмы знает, любит и цитирует не одно поколение жителей нашей страны. Именно под его чутким руководством велись съемки картин «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!». Всего же в послужном списке Данилии 18 фильмов, в большинстве из которых он также был автором или соавтором сценария.

С миром кино семью Георгия Николаевича связывают крепкие узы: его мать работала на «Мосфильме» ассистентом режиссера и режиссером-постановщиком. Несмотря на это, Данелия не сразу пришел в кинематограф, а поначалу выбрал себе куда более приземленную профессию: после окончания Московского архитектурного института он устроился по специальности, архитектором. О том, что на «Мосфильме» открылись режиссерские курсы, Георгий узнал по чистой случайности, гуляя с другом и увидев газету, которую читал один человек в парке.



Дебютом Данелии в полнометражном кино стал фильм «Сережа» (1960), собравший у экранов более трех миллионов жителей СССР. В основу этой картины, получившей «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах, легла повесть Веры Пановой «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика». Уже в этом первом фильме было видно, что Данелии важнее всего раскрыть характер человека через его действия и поступки.

Далее последовали психологическая драма «Путь к причалу» и лирическая комедия «Я шагаю по Москве», в одночасье сделавшая знаменитыми Никиту Михалкова, Алексея Локтева, Галину Польских и Евгения Стеблова. Евгений Леонов, с 1965 года не пропустивший ни одного фильма Данелии, впервые появился в сатирической «ненаучной фантастике» о зубной боли «Тридцать три». А трагикомедия «Не горюй» с участием Вахтанга Кикабидзе стала предметом особой гордости легендарного режиссера, который всегда стремился держать высокую планку: «Ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме».

Несмотря на призыв не горевать, в комедиях Данелии обязательно присутствуют и драматические нотки, этакий смех сквозь слезы. «Мимино», «Афоня» и «Осениий марафон» — ярчайшие тому подтверждения. Именно благодаря Георгию Николаевичу к миру кино впервые приобщился Андрей Макаревич и его группа «Машина времени»: съемки в фильме «Афоня» принесли им приличный по тем временам гонорар. «Мимино», по словам самого режиссера, — история «о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли», о ностальгии у человека, который добился того, о чем всегда мечтал. Как и «Не горюй!», эта картина — признание в любви давно покинутой стране, ведь Данелия родился в Тбилиси, но его семья переехала в Москву, когда ему был всего один год.



Вышедший в 1979 году «Осенний марафон» произвел самый настоящий переполох: ведь это история супружеской неверности, можно сказать, изнутри, глазами человека, который из-за своей мягкотелости сам себе не принадлежит. Талантливого переводчика Бузыкина разрывают на части переменчивая любовница, обманутая жена, любящий выпить сосед-грибник. А еще Андрею Павловичу приходится тратить время на труды бездарной сокурсницы и заниматься другими делами, к которым он, в общем-то, не имеет никакого отношения. «Я свою жизнь переменить уже не могу», — резюмирует свой марафон герой Олега Басилашвили.



В культовой фантастической комедии «Кин-Дза-Дза!» (1986) Данелия-сценарист использует старый добрый прием, беспроигрышный еще со времен Свифта: сделать привычное и наболевшее странным, невероятным, но при этом непременно узнаваемым. А что, если ценным ресурсом будет не золото или нефть, а спичечная сера? Что от этого изменится? И так ли сильно будет отличаться от нашего общество, в котором мерилом социального статуса окажется цвет штанов?..

Создание картины было связано с немалыми трудностями: одежду и реквизит обитателей Плюка приходилось делать из подручных материалов, зачастую найденных прямо на месте съемок в пустыне Каракумы. В ход пошли матросские брезентовые штаны, разобранные на части старые летные костюмы, куски ткани со свалки. Кое-что режиссеру пришлось красить самому, используя для этого ванну с чернилами. От чего-то приходилось специально отказываться, чтобы добиться искомого художественного эффекта: когда «Мосфильм» выделил для съемок редкую в то время пленку Kodak, Георгий Данелия и оператор картины Павел Лебешев приняли решение использовать отечественную, чтобы изображение получилось не такого высокого качества.



Премьера фильма о приключениях Гедевана и дяди Вовы на планете чатлан и пацаков состоялась в Доме Кино в Москве и обернулась провалом, но постепенно, несмотря на свою кажущуюся странность, «Кин-Дза-Дза!» начала обрастать поклонниками. Данелия как-то сказал: «Я всегда стремился достичь уровня Чаплина, когда картину понимает и самый умный зритель, и не самый умный… С "Кин-Дза-Дзой!" в конечном итоге все так и вышло».

Спустя почти 30 лет после премьеры фильма о планете Плюк и ее обитателях состоялся релиз анимационного ремейка «Ку! Кин-дза-дза» (2013). На данный момент это последняя работа Данелии. Несмотря на то, что действие из советской эпохи перенесено в наши дни, а вместо прораба Машкова и студента в шапке появились диджей Толик, норовящий все заснять на камеру телефона, и всемирно известный виолончелист Владимир Чижов, суть истории осталась прежней: героев ждут всяческие странные и нелепые ситуации в мрачном мире, чем-то напоминающем самый настоящий постапокалипсис.



В числе других полюбившихся зрителям фильмов Георгия Николаевича — «Слезы капали», «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна». Помимо работы над собственными лентами, он написал сценарий к нескольким картинам других режиссеров, среди которых знаменитые «Джентльмены удачи» Александра Серого.

Редакция LostFilm.INFO от души поздравляет блестящего режиссера, сценариста и актера с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, отличного настроения и новых творческих идей!
Премьеры
03.12
Сумасшедшая любовь
Words on Bathroom Walls
03.12
Поли
Poly
03.12
Дублерша
The Stand In
все премьеры

Топ 250
16
Славные парни
Goodfellas (8.80)
18
Касабланка
Casablanca (8.80)
19
Семь самураев
Shichinin no samurai (8.80)
20
Матрица
The Matrix (8.70)
21
Властелин колец: Две крепости
The Lord of the Rings: The Two Towers (8.70)
22
Форрест Гамп
Forrest Gump (8.70)
23
Город бога
Cidade de Deus (8.70)
24
Семь
Se7en (8.70)
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
весь топ
25.08.2020
Чтобы чувствовали... К юбилею Георгия Данелии

Среди советских режиссеров-комедиографов имя Георгия Данелии стоит особняком. Смех в его картинах всегда шел рука об руку с щемящей душу тоской. Его фильмы стали отражением его самого — тонкие, элегантные, ироничные… Главному лирику отечественного кино сегодня исполнилось бы 90 лет! Георгий Данелия родился в Тбилиси в семье военного инженера Николая Дмитриевича Данелии и режиссера Мери Ивлиановны Анджапаридзе. Вскоре после его рождения отца перевели в Москву, там и прошла почти вся жизнь режиссера. Данелия не раз называл себя коренным москвичом, но родину никогда не забывал. Пожалуй, главным доказательством этого стали его фильмы. После окончания школы семья советовала юному Данелии поступать во ВГИК, аргументируя это тем, что «там хотя бы блат есть, а то ведь такого дурака куда еще девать». Отец считал работу в кино несерьезным занятием и предложил Институт кинематографии как крайний вариант. Но Георгий Николаевич выбрал свой путь и поступил в Московский архитектурный институт. После учебы по распределению Данелия попал в ГИПРОГОР (Институт проектирования городов), в мастерскую перспективной планировки. Все бы так и продолжалось, если бы не вмешался случай. Однажды, возвращаясь с работы вместе со своим другом, Данелия увидел лежащего под забором человека, аккуратно одетого, в берете, очках и с часами на руке. Друзья решили его разбудить, испугавшись, что он долго здесь не пролежит — разденут. Проснувшись, незнакомец чинно сел и начал читать газету «Советская культура». На обороте газеты Георгий Николаевич увидел заметку о том, что Мосфильм объявляет набор на режиссерские курсы. Куда вскоре и поступил. Данелия потом напишет в своей автобиографии: «Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они — мои внучки, композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка, и не писал бы я сейчас эту дурацкую книжку». Заметка в газете станет отправной точкой большого творческого пути режиссера. Данелия снимет множество культовых фильмов, популярность которых не ослабеет и спустя десятки лет. «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!», «Паспорт» и другие — герои его картин по-прежнему любимы, цитируемы и, главное, актуальны. Однако сегодня, в юбилей режиссера, хотелось бы вспомнить одну картину, о которой незаслуженно забыли. Незаметный шедевр, прошедший лишь на периферийных экранах в свое время и поэтому не нашедший отклика в наше (фильм долго был запрещен, а потом выпущен лишь в ограниченный прокат). Трагикомедия «Слезы капали» 1982 года стала, пожалуй, самым точным отражением и личности Георгия Данелии, и его творческого почерка. Сам Феллини не раз признавался в любви этой картине, считая ее лучшей работой режиссера. «Грустная сказка» — так назвал фильм сам Георгий Николаевич. Сюжет завязывается на основе сказки Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева»: злобный тролль создал волшебное зеркало, «в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже». Однажды ученики коварного творца случайно разбили зеркало, рассыпав на землю миллионы маленьких осколков. Если такой осколок попадал кому-нибудь в глаз, то человек начинал видеть только плохое, а если в сердце — то оно тотчас превращалось в кусок льда. Андерсен рассказал о двух осколках, попавших в глаз и сердце маленькому Каю, а о третьем поведали сценаристы картины «Слезы капали» Кир Булычев и Александр Володин. Он попал в глаз к добропорядочному советскому гражданину Павлу Ивановичу Васину, жителю небольшого города Зареченска. В одно мгновение всеми любимый и для всех удобный «хомячок» превратился в озлобленного и разочарованного в жизни товарища Васина. Его начинают раздражать семья, коллеги, он перестает слышать музыку — ее заглушает шарканье собственных ног. Товарища Васина блистательно сыграл Евгений Леонов. Актер, исполнявший до этого в основном комедийные роли, предстает перед зрителем с пустым взглядом. В картине «Слезы капали» Леонов улыбается лишь раз — когда его об этом в одной из сцен просит фотограф. Картина достаточно монотонна и уныла, но она завораживает. Музыка композитора Гии Канчели погружает своими мелодиями в атмосферу грусти и печали. Песню в фильме Данелия исполнил сам. Это была композиция на стихи Геннадия Шпаликова, друга Георгия Николаевича, который незадолго до съемок картины покончил с собой. «Друзей теряют только раз И, след теряя, не находят. А человек гостит у вас, Прощается и в ночь уходит. А если он уходит днем, Он все равно от вас уходит. Давайте же его вернем, Поговорим и стол накроем. Весь дом вверх дном перевернем И праздник для него устроим…» Наличие этой песни в фильме было одним из главных условий режиссера. Это, бесспорно, добавило картине трагичности. Данелия поделился своим предчувствием того, что люди станут циничнее, что близкие будут жить так, «будто между ними вселенная», что каждый будет сам за себя, а понятие дружбы обесценится. С какой болью снят эпизод, в котором товарищ Васин припоминает другу детства, с которым они прошли войну, что тот когда-то украл у него мыло… Голосом истины в картине говорит внучка Васина. Маленькая Машенька первая крикнула: «Мне жалко тебя, Паша!». Детский голос из телефонной трубки на фоне серого и унылого пейзажа, кажется, дает какую-то надежду: «Васин, тебе надо срочно поплакать. А то у тебя сердце заледенеет. Срочно поплакать, слышишь?». Этой надеждой не для одного поколения стали фильмы Георгия Данелии. Несмотря на то, что это комедии, мы зачастую над ними плачем. Может, поэтому еще не заледенели? Может, поэтому еще что-то чувствуем?..... подробнее
23.07.2020
«Коллективный антидепрессант без побочных эффектов». «Операции Ы…» — 55!

23 июля 1965 года состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Кинолента, состоящая из новелл «Напарник», «Наваждение» и «Операция Ы», имела в свое время невероятный успех: ее посмотрели более 65 миллионов зрителей. Но мы продолжаем смеяться над ней и спустя более полувека, в чем же секрет? Леонид Гайдай был, пожалуй, самым эксцентричным советским комедиографом. Главным десятилетием его творчества стали 60-е. В это время весь мировой кинематограф пытался реанимировать старую комедийную эстетику, вернуть идеалы «Золотого века комедии». Венецианская публика рукоплескала вернувшемуся Бастеру Китону, зрители наслаждались «Этим безумным, безумным, безумным, безумным миром» Стэнли Крамера. Однако дальше единичных успехов дело не продвинулось. В Советском Союзе же, наоборот, это стало масштабным явлением. А все потому, что комедийный талант Гайдая нашел свою благодатную почву — настроения эпохи «оттепели». Это было время небольших послаблений и больших надежд. Гайдай уже не будет так успешен, когда общество начнет требовать иронической тонкости и сатирических изысков. Киновед Сергей Добротворский назвал режиссера «трюкачом и эксцентриком от Бога», задумки Гайдая находили свое воплощение в движениях, мимике, эмоциях. Картины этого периода отличает чистая режиссура, художественный поиск. Сценарий фильма Леонид Гайдай написал вместе с авторами Яковом Костюковским и Морисом Слободским. В картине впервые появляется герой Шурик, который, по многочисленным воспоминаниям друзей и родных режиссера, являлся отражением самого Леонида Иовича, что со временем стало символично. Шурик и Гайдай были воплощением «образцово-смехового шестидесятника». Вечный студент, скромный блондин в очках, укороченных брючках и, конечно, влюбленный. Эта роль стала знаковой для Александра Демьяненко, у которого прежде было исключительно романтическое амплуа. Между прочим, в тексте сценария персонажа звали Владик. Однако чиновники заставили его переименовать, дабы избежать ассоциаций с Владимиром Лениным. В новелле «Операция Ы» появляется уже полюбившееся зрителям трио: Моргунов, Вицин, Никулин. Но следует отметить, что они здесь уже не просто элементы комического (как в картинах «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики»), а определенные социальные типажи: глупый силач, пьющий интеллигент, мастеровитый воришка. Эти гениальные образы, придуманные Леонидом Гайдаем, навсегда остались самыми яркими актерскими «масками» в отечественном кино. Колоритом 60-х годов обладали не только герои картины, но и сама атмосфера происходящего. Гайдай с иронией описывает мечты о прекрасном будущем, захлестнувшие умы шестидесятников. «Романтика!», — восклицает прораб в исполнении Михаила Пуговкина, смотря на панорамы строящихся московских высоток. С каким упоением он рассказывает о достижениях местного строительно-монтажного управления, ведь они строят «грандиозный жилмассив, только в нем одном будет установлено 740 газовых плит, то есть в 740 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года». А сколько емких, комичных выражений (Гайдаю в этом не было равных) подарили зрителям новеллы! «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы...», «надо, Федя, надо», «экзамен для меня всегда праздник», «как пройти в библиотеку?», «чтоб никто не догадался», «тренируйся на кошках», «все уже украдено до нас», — мы говорим этими цитатами и по сей день. Эксцентрика Леонида Гайдая в картине «Операция Ы и другие приключения Шурика» близка и понятна нам и сегодня. Она не опиралась ни на социальные, ни на политические воззрения. В ее основе был только юмор. Гайдай создавал комические образы и позволял зрителю смеяться, просто смеяться. Сергей Добротворский вспоминает, как крутили новеллы из «Операции Ы…» вперемешку с кадрами подсчета голосов в день президентских выборов 1996 года: «Ни один из других по-настоящему народных режиссеров здесь был бы неуместен. Ни Рязанов, ни Данелия. Ни "Белое солнце пустыни", ни "Джентльмены удачи". Разве что "Ну, погоди!", но такое название звучит слишком уж вызывающе по отношению к запрету на агитацию в день выборов. Гайдай и здесь попал в самую точку — его кино оказалось тем самым коллективным антидепрессантом без побочного эффекта». А антидепрессанты нам всем нужны и сегодня...... подробнее
04.07.2020
«Мы еще увидимся… Я так думаю!»

Так часто случается, что за яркими комичными образами на экране скрывается глубокая трагическая роль, сыгранная в жизни. Артист Фрунзик Мкртчян стал для зрителей воплощением выдающейся комедийной фактуры, однако событий его собственной жизни хватило бы не на одну драматическую киноленту. Сегодня знаменитому советскому актеру исполнилось бы 90 лет. Родился Фрунзик Мкртчян в городе Ленинакан, в Армении. Он рано понял, что его главная страсть — сцена. В драмкружок он убегал от нападок сверстников на улицах. За нестандартную внешность его часто били, обзывали. «Нос!», — то и дело кричали ему вслед. А он был не из тех, кто может дать отпор. Фрунзик говорил, что у него не было ни детства, ни юности. Потребовалось время, чтобы он осознал — природа наградила его незаурядной, выигрышной для актера внешностью. Так игра стала для него способом справиться со своими комплексами. После учебы у Фрунзика сразу началась насыщенная театральная жизнь. Он довольно быстро перерос родной Ленинакан и переехал в Ереван, начав работу в труппе Армянского театра им. Г. М. Сундукяна. Ему доверяли лучшие роли, Мкртчян сыграл Эзопа, Меркуцио, дядю Багдасара (известный армянский литературный персонаж). Слава о молодом таланте быстро распространилась по Еревану. Актер Сос Саркисян скажет о нем: «Человек с таким обаянием редко рождается, это был редкий человек». Первую заметную роль в кино Фрунзик Мкртчян сыграл в короткометражной ленте «01-99». Образ деревенского пьяницы получился настолько ярким и колоритным, что сразу после выхода картины на экраны последовало приглашение в полный метр. Это был фильм «Парни музкоманды» Генриха Маляна. Именно эту картину спустя несколько лет увидел Ролан Быков и пригласил артиста в Москву. Режиссер в то время искал исполнителей на роли разбойников в «Айболите-66». «Когда я увидел этот профиль, эти огромные глаза, я сказал: "Без грима! Без грима!", — вспоминал Быков. — В душе я очень горжусь тем, что я как бы его открыл для нашего большого кино». Слава о Фрунзике Мкртчяне начала быстро распространяться и по Москве. Уже во время съемок Быков позвонил Георгию Данелии и закричал ему в трубку: «Гия, у меня в Айболите снимается феноменальный армянский актер, он способен сыграть все что угодно. Посмотри его обязательно». Так Мкртчян оказался в картине «Тридцать три». Затем последовала яркая работа у Леонида Гайдая. Мало кто знает, что в «Кавказской пленнице» супругу героя Джабраила сыграла настоящая жена Мкртчяна — актриса Донара Мкртчян. Ее появление в картине было не случайно. Она приехала на съемки в порыве ревности, устроив грандиозный скандал. Гайдаю пришлось дать Донаре роль, чтобы она смогла остаться. Это лишь один из эпизодов большой трагической любви Фрунзика и красавицы Донары. Долгое время женщину считали просто страстной и импульсивной. Однако ее маниакальные наваждения стали учащаться. Фрунзик, перестав справляться с женой, впал в депрессию, начал пить. Ухудшалось и состояние Донары, через год после рождения их второго ребенка, сына, врачи констатировали у нее шизофрению. Она была госпитализирована в психиатрическую клинику, из которой больше уже никогда не вышла. В 1977 году, когда актер был в глубокой депрессии, Георгий Данелия без проб пригласил его на одну из главных ролей в картину «Мимино». Роль водителя Хачикяна станет знаковой для артиста и прославит его имя на весь Советский Союз. Съемки были тяжелыми, Мкртчян стал часто сниматься нетрезвым, срывая работу. Режиссеру пришлось выдвинуть артисту ультиматум — или съемки, или алкоголь. Мкртчян даже шутил после этого: «Теперь я понимаю, почему все руководящие должности занимают бездари. Они не пьют. Я вот не пью, просыпаюсь, и у меня столько энергии. Куда-то же надо девать ее». После выхода фильма на экран многие фразы героя стали крылатыми, примечательно, что почти все они были импровизацией Мкртчяна. «Я так думаю!», «Спасибо, я пешком постою», «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся», «Вы почему кефир не кушаете? Не любите?», — эти и многие другие реплики героя будет цитировать еще не одно поколение зрителей. Фильм «Мимино» оказался для артиста звездным часом. В родной Армении он стал национальным героем, где бы ни встречали его земляки, они считали свои долгом выразить артисту свое уважение. «Каждый хотел с ним выпить. А он не мог отказывать. Знаете, есть такая грань популярности, если ты дальше этой грани, ты уже не принадлежишь себе», — вспоминает Вахтанг Кикабидзе. Как часто водится, за яркой комичной фактурой скрывалась мечта о большой драматической роли. И здесь его спасал театр. Мкртчян никогда не оставлял театральных подмостков, а в последние годы жизни занимался созданием собственного театра, всю свою боль и отчаяние он выплескивал там. «Чтобы понять всю силу его таланта, нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре. Для меня он — лучший исполнитель Сирано де Бержерака», — рассказывал Георгий Данелия. После последнего скоротечного брака и отъезда дочери в Аргентину смыслом жизни для Фрунзика стал его сын. Однако жизнь снова нанесла ему удар. У мальчика начали проявляться пугающие симптомы, которые Фрунзик Мкртчян все еще хорошо помнил. Вскоре близкие Вазгена заметили, что он их иногда не узнает. В надежде спасти сына актер повез его в США. Американские врачи подтвердили опасения Фрунзика: мальчик унаследовал неизлечимую болезнь матери. Друг Мкртчяна, художник Эдуард Погосян, вспоминает: «Вы бы видели, что с ним творилось. Даже женщины так не плачут, слезы текли из его огромных глаз. Он не смог спасти своего сына». Спасение Фрунзик стал снова искать в алкоголе. 29 декабря 1993 года его сердце не выдержало.... подробнее