Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Ролан Быков

Rolan Bykov
Ролан Быков
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Yelena Sanayeva
Родился: 12 ноября 1929, Скорпион (90 лет назад)
Умер:: 06 октября 1998 (68 лет)
Первый фильм: 1954
Последний фильм: 1995
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Ролан Быков Фото Ролан Быков

Новости

04.07.2020 20:48

«Мы еще увидимся… Я так думаю!»

Так часто случается, что за яркими комичными образами на экране скрывается глубокая трагическая роль, сыгранная в жизни. Артист Фрунзик Мкртчян стал для зрителей воплощением выдающейся комедийной фактуры, однако событий его собственной жизни хватило бы не на одну драматическую киноленту. Сегодня знаменитому советскому актеру исполнилось бы 90 лет.

Родился Фрунзик Мкртчян в городе Ленинакан, в Армении. Он рано понял, что его главная страсть — сцена. В драмкружок он убегал от нападок сверстников на улицах. За нестандартную внешность его часто били, обзывали. «Нос!», — то и дело кричали ему вслед. А он был не из тех, кто может дать отпор. Фрунзик говорил, что у него не было ни детства, ни юности. Потребовалось время, чтобы он осознал — природа наградила его незаурядной, выигрышной для актера внешностью. Так игра стала для него способом справиться со своими комплексами.
Читать полностью
Поделиться:

28.02.2020 18:04

Большой герой маленьких ролей. К юбилею Алексея Смирнова

28 февраля знаменитому советскому актеру Алексею Смирнову исполнилось бы 100 лет. «Великой скромности человек», — говорили о нем коллеги. Он не любил рассказывать о себе, журналисты писали о нем мало. Не оставил Алексей Макарович после себя ни дневников, ни автобиографий, однако событий его жизни хватило бы не на одну героическую повесть. Простодушный недотепа на экране, за его пределами — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, орденов Славы II и III степеней, награжденный медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». О подвигах артиста зрители узнают только после его смерти из военных архивов...

Родился Алексей Смирнов в Ярославской губернии, но еще в раннем возрасте с семьей переехал в Ленинград. Отец рано умер, и матери вместе с ним и его младшим братом пришлось в буквальном смысле выживать. С малых лет в его жизни присутствовала сцена — драмкружок, потом театральная студия. И вот долгожданное зачисление в 1940 году в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Однако мечту пришлось отложить на несколько лет: в самом начале Великой Отечественной войны Алексей Смирнов уходит добровольцем на фронт.
Читать полностью
Поделиться:

24.12.2019 13:00

Вечно молодой, вечно глупый: «Женитьбе Бальзаминова» — 55!

Кто бы мог подумать, что по мотивам трилогии русского драматурга Александра Островского о жизни замосковрецких мещан спустя сто лет снимут одну из самых ярких советских комедий? Речь идет, конечно, о картине «Женитьба Бальзаминова» режиссера Константина Воинова, в которой снялась плеяда знаменитых советских актеров: Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Лидия Смирнова, Екатерина Савинова, Людмила Гурченко и другие. В этом году комедия отмечает 55-летний юбилей, и в связи с этой датой мы хотели бы вспомнить, как создавалась эта замечательная картина.

В основу фильма легли три пьесы Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Сюжет сосредоточен на мелком московском чиновнике Мише Бальзаминове и его маме, которые мечтают вырваться из бедности. Мечты — единственная радость главного героя, и предается он им все время, а когда мама его обрывает, с сожалением говорит ей: «Вы не знаете, какое это удовольствие — мечтать!». Главная мечта его, как и любого бедного человека, — разбогатеть. Своим умом достичь этого у Миши вряд ли получится, он это прекрасно понимает, а потому Бальзаминовы решают воспользоваться услугами знакомой свахи Акулины Гавриловны, которая готова устроить немолодому Мише личную жизнь, а главное — выгодный брак...
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.74

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Чучело
Чучело (1986)

Chuchelo (7.90)

Нос
Нос (1977)

Nos (7.00)

Внимание, черепаха!
Внимание, черепаха! (1972)

Vnimanie, cherepakha! (6.70)

Телеграмма
Телеграмма (1971)

Telegramma (7.60)

Айболит-66
Айболит-66 (1966)

Aybolit-66 (7.10)

Пропало лето
Пропало лето (1963)

Propalo leto (7.00)

Семь нянек
Семь нянек (1962)

Sem nyanek (6.40)

Сценарист [ скрыть ]


Чучело
Чучело (1986)

Chuchelo (7.90)

Нос
Нос (1977)

Nos (7.00)

Айболит-66
Айболит-66 (1966)

Aybolit-66 (7.10)

Пропало лето
Пропало лето (1963)

Propalo leto (7.00)

Актёр [ скрыть ]


Русский паровоз
Русский паровоз (1995)

Russkiy parovoz (0.00)

Ширли-мырли
Ширли-мырли (1995)

Shirli-Myrli (6.90)
Head of Mafia / Brilliant's buyer

Золотое дно
Золотое дно (1995)

Zolotoye dno (3.50)

Moi Ivan, toi Abraham
Moi Ivan, toi Abraham (1993)
(0.00)
Nachman

Серые волки
Серые волки (1993)

Serye volki (6.50)
Nikita Sergeyevich Khrushchyov

Арбитр
Арбитр (1992)

Arbitr (6.90)

Вне
Вне (1991)

Vne (5.90)

Сын клоуна
Сын клоуна (1989)

Syn klouna (0.00)

Ono
Ono (1989)
(5.90)
Ferdyshchenko

Реквием по филею
Реквием по филею (1988)

Rekviyem po fileyu (0.00)

Чегемский детектив
Чегемский детектив (1986)

Chegemuri detektivi (0.00)

Чичерин
Чичерин (1986)

Chicherin (5.90)

Начни сначала
Начни сначала (1986)

Nachni snachala (5.70)


Приключения пингвиненка Лоло
Приключения пингвиненка Лоло (1986)

Priklyucheniya pingvinenka Lolo (7.20)
(голос) (как R. Bykov)

Подсудимый
Подсудимый (1986)

Podsudimyy (0.00)
Lawyer

(голос)

Чучело
Чучело (1986)

Chuchelo (7.90)
Music conductor

Эй, на линкоре!
Эй, на линкоре! (1985)

Ey, na linkore! (0.00)

Искренне ваш...
Искренне ваш... (1985)

Iskrenne vash... (6.60)
Postnikov

Соучастие в убийстве
Соучастие в убийстве (1985)

Souchastie v ubiystve (0.00)

Geroy eyo romana
Geroy eyo romana (1984)
(0.00)

Из жизни отдыхающих
Из жизни отдыхающих (1982)

Iz zhizni otdykhayushchikh (6.50)

Svadebnyy podarok
Svadebnyy podarok (1982)
(0.00)

Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981)

Priklyucheniya Toma Soyera i Geklberri Finna (7.30)
Mef Potter

Амнистия
Амнистия (1981)

Amnistiya (0.00)

Dusha
Dusha (1981)
(5.20)

Куда исчез Фоменко?
Куда исчез Фоменко? (1981)

Kuda ischez Fomenko? (5.90)

Вакансия
Вакансия (1981)

Vakansiya (5.30)

Zolotoye runo
Zolotoye runo (1981)
(0.00)

Алибаба и 40 разбойников
Алибаба и 40 разбойников (1980)

Alibaba Aur 40 Chor (6.30)
The Vizier / The Thieves Chief

Мнимый больной
Мнимый больной (1980)

Mnimyy bolnoy (6.00)

Pif-paf, oy-oy-oy!
Pif-paf, oy-oy-oy! (1980)
(8.70)
Opera composer (as R. Bykov)

Жил-был настройщик...
Жил-был настройщик... (1979)

Zhil-byl nastroyshchik... (0.00)

Пена
Пена (1979)

Pena (6.30)

Деревня Утка. Сказка.
Деревня Утка. Сказка. (1978)

Derevnya Utka. Skazka. (7.10)

Юлия Вревская
Юлия Вревская (1978)

Yuliya Vrevskaya (5.10)

По улицам комод водили...
По улицам комод водили... (1978)

Po ulitsam komod vodili... (6.50)
Doctor

Пока безумствует мечта
Пока безумствует мечта (1978)

Poka bezumstvuyet mechta (6.00)

Хождение по мукам
Хождение по мукам (сериал) (1977)

Khozhdenie po mukam (7.80)

Подранки
Подранки (1977)

Podranki (7.10)

12 стульев
12 стульев (сериал) (1977)

12 stulyev (8.50)
Father Fyodor (unknown episodes)

Нос
Нос (1977)

Nos (7.00)

По семейным обстоятельствам
По семейным обстоятельствам (1977)

Po semeynym obstoyatelstvam (7.30)
Logoped

Про Красную Шапочку
Про Красную Шапочку (1977)

Pro Krasnuyu Shapochku (7.70)
Hunter

Приключения Буратино
Приключения Буратино (1976)

Priklyucheniya Buratino (7.70)
Basilio The Cat

Дни хирурга Мишкина
Дни хирурга Мишкина (1976)

Dni khirurga Mishkina (6.50)

Обыкновенная Арктика
Обыкновенная Арктика (1976)

Obyknovennaya Arktika (0.00)

Рудин
Рудин (1976)

Rudin (4.60)

На ясный огонь
На ясный огонь (1975)

Na yasniy ogon (0.00)

Мук-скороход
Мук-скороход (1975)

Muk-skorokhod (6.70)
(голос)

Автомобиль, скрипка и собака Клякса
Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974)

Avtomobil, skripka i sobaka Klyaksa (6.00)

Меченый атом
Меченый атом (1974)

Mechenyy atom (6.30)

Докер
Докер (1973)

Doker (0.00)

Исполняющий обязанности
Исполняющий обязанности (1973)

Ispolnyayushchiy obyazannosti (0.00)

Kapitan
Kapitan (1973)
(0.00)

Сойти на берег
Сойти на берег (1973)

Maaletulek (0.00)
Koklov (as Rolan Bõkov)

Внимание, черепаха!
Внимание, черепаха! (1972)

Vnimanie, cherepakha! (6.70)

Корона Российской империи, или снова неуловимые
Корона Российской империи, или снова неуловимые (1972)

Korona Rossiyskoy imperii, ili snova neulovimye (6.40)
The bald emperor

Большая перемена
Большая перемена (1972)

Bolshaya peremena (8.30)
Petrykin

Prints i nishchiy
Prints i nishchiy (1972)
(6.50)


Metskapten
Metskapten (1971)
(6.80)
Admiral

Проверка на дорогах
Проверка на дорогах (1971)

Proverka na dorogakh (7.90)
Ivan Egorovich Lokotkov

Телеграмма
Телеграмма (1971)

Telegramma (7.60)

Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа (1969)

Syuzhet dlya nebolshogo rasskaza (5.70)

Последняя реликвия
Последняя реликвия (1969)

Viimne reliikvia (7.80)
Brother Johannes

Жди меня, Анна
Жди меня, Анна (1969)

Zhdi menya, Anna (0.00)

Мертвый сезон
Мертвый сезон (1968)

Myortvyy sezon (7.30)
Savushkin

Служили два товарища
Служили два товарища (1968)

Sluzhili dva tovarishcha (7.70)
Ivan Karyakin

Комиссар
Комиссар (1967)

Komissar (0.00)
Yefim Mahazannik

Звонят, откройте дверь
Звонят, откройте дверь (1967)

Zvonyat, otkroyte dver (8.30)
The Bugler

Бегущая по волнам
Бегущая по волнам (1967)

Begushchaya po volnam (5.90)
Captain Chez

Здравствуйте, это я
Здравствуйте, это я (1966)

Barev, yes em (6.80)
Oleg Ponomaryov

Айболит-66
Айболит-66 (1966)

Aybolit-66 (7.10)
Barmalei

Андрей Рублев
Андрей Рублев (1966)

Andrey Rublyov (8.20)
The jester

Женитьба Бальзаминова
Женитьба Бальзаминова (1965)

Zhenitba Balzaminova (7.10)
Chebakov

Я шагаю по Москве
Я шагаю по Москве (1964)

Ya shagayu po Moskve (8.10)
мужчина в парке

Путешествие в апрель
Путешествие в апрель (1963)

Puteshestviye v aprel (0.00)

Вызываем огонь на себя
Вызываем огонь на себя (1963)

Vyzyvaem ogon na sebya (5.20)

Улица Нютона, дом 1
Улица Нютона, дом 1 (1963)

Ulitsa Nyutona, dom 1 (0.00)

Балтийское небо - 1 серия
Балтийское небо - 1 серия (1960)

Baltiyskoe nebo - 1 seriya (6.60)

Осторожно, бабушка!
Осторожно, бабушка! (1960)

Ostorozhno, babushka! (4.70)

Балтийское небо - 2 серия
Балтийское небо - 2 серия (1960)

Baltiyskoe nebo - 2 seriya (7.00)

Наш корpеспондент
Наш корpеспондент (1959)

Nash korespondent (4.50)

Шинель
Шинель (1959)

Shinel (6.90)
Akaki Akakiyevich

Педагогическая поэма
Педагогическая поэма (1956)

Pedagogicheskaya poema (5.80)
Stepan Perets

Это начиналось так...
Это начиналось так... (1956)

Eto nachinalos tak... (0.00)

Пути и судьбы
Пути и судьбы (1955)

Puti i sudby (0.00)
Vennyk

Школа мужества
Школа мужества (1954)

Shkola muzhestva (5.30)

Играл себя [ скрыть ]


Искренне ваш, Георгий Вицин...
Искренне ваш, Георгий Вицин... (1998)

Iskrenne vash, Georgiy Vitsin... (0.00)
Себя

Премьеры
06.08
В ожидании варваров
Waiting for the Barbarians
06.08
Агент Лев
Le lion
06.08
Эмма.
Emma.
06.08
Дружить по-русски!
Inséparables
все премьеры

Топ 250
140
Рестлер
The Wrestler (8.10)
141
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
142
Рокки
Rocky (8.10)
143
Сука-любовь
Amores perros (8.10)
144
Отель «Руанда»
Hotel Rwanda (8.10)
145
Пленницы
Prisoners (8.10)
146
Впусти меня
Låt den rätte komma in (8.10)
147
Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (8.00)
148
Король говорит!
The King's Speech (8.00)
149
Хоббит: Нежданное путешествие
The Hobbit: An Unexpected Journey (8.00)
весь топ
04.07.2020
«Мы еще увидимся… Я так думаю!»

Так часто случается, что за яркими комичными образами на экране скрывается глубокая трагическая роль, сыгранная в жизни. Артист Фрунзик Мкртчян стал для зрителей воплощением выдающейся комедийной фактуры, однако событий его собственной жизни хватило бы не на одну драматическую киноленту. Сегодня знаменитому советскому актеру исполнилось бы 90 лет. Родился Фрунзик Мкртчян в городе Ленинакан, в Армении. Он рано понял, что его главная страсть — сцена. В драмкружок он убегал от нападок сверстников на улицах. За нестандартную внешность его часто били, обзывали. «Нос!», — то и дело кричали ему вслед. А он был не из тех, кто может дать отпор. Фрунзик говорил, что у него не было ни детства, ни юности. Потребовалось время, чтобы он осознал — природа наградила его незаурядной, выигрышной для актера внешностью. Так игра стала для него способом справиться со своими комплексами. После учебы у Фрунзика сразу началась насыщенная театральная жизнь. Он довольно быстро перерос родной Ленинакан и переехал в Ереван, начав работу в труппе Армянского театра им. Г. М. Сундукяна. Ему доверяли лучшие роли, Мкртчян сыграл Эзопа, Меркуцио, дядю Багдасара (известный армянский литературный персонаж). Слава о молодом таланте быстро распространилась по Еревану. Актер Сос Саркисян скажет о нем: «Человек с таким обаянием редко рождается, это был редкий человек». Первую заметную роль в кино Фрунзик Мкртчян сыграл в короткометражной ленте «01-99». Образ деревенского пьяницы получился настолько ярким и колоритным, что сразу после выхода картины на экраны последовало приглашение в полный метр. Это был фильм «Парни музкоманды» Генриха Маляна. Именно эту картину спустя несколько лет увидел Ролан Быков и пригласил артиста в Москву. Режиссер в то время искал исполнителей на роли разбойников в «Айболите-66». «Когда я увидел этот профиль, эти огромные глаза, я сказал: "Без грима! Без грима!", — вспоминал Быков. — В душе я очень горжусь тем, что я как бы его открыл для нашего большого кино». Слава о Фрунзике Мкртчяне начала быстро распространяться и по Москве. Уже во время съемок Быков позвонил Георгию Данелии и закричал ему в трубку: «Гия, у меня в Айболите снимается феноменальный армянский актер, он способен сыграть все что угодно. Посмотри его обязательно». Так Мкртчян оказался в картине «Тридцать три». Затем последовала яркая работа у Леонида Гайдая. Мало кто знает, что в «Кавказской пленнице» супругу героя Джабраила сыграла настоящая жена Мкртчяна — актриса Донара Мкртчян. Ее появление в картине было не случайно. Она приехала на съемки в порыве ревности, устроив грандиозный скандал. Гайдаю пришлось дать Донаре роль, чтобы она смогла остаться. Это лишь один из эпизодов большой трагической любви Фрунзика и красавицы Донары. Долгое время женщину считали просто страстной и импульсивной. Однако ее маниакальные наваждения стали учащаться. Фрунзик, перестав справляться с женой, впал в депрессию, начал пить. Ухудшалось и состояние Донары, через год после рождения их второго ребенка, сына, врачи констатировали у нее шизофрению. Она была госпитализирована в психиатрическую клинику, из которой больше уже никогда не вышла. В 1977 году, когда актер был в глубокой депрессии, Георгий Данелия без проб пригласил его на одну из главных ролей в картину «Мимино». Роль водителя Хачикяна станет знаковой для артиста и прославит его имя на весь Советский Союз. Съемки были тяжелыми, Мкртчян стал часто сниматься нетрезвым, срывая работу. Режиссеру пришлось выдвинуть артисту ультиматум — или съемки, или алкоголь. Мкртчян даже шутил после этого: «Теперь я понимаю, почему все руководящие должности занимают бездари. Они не пьют. Я вот не пью, просыпаюсь, и у меня столько энергии. Куда-то же надо девать ее». После выхода фильма на экран многие фразы героя стали крылатыми, примечательно, что почти все они были импровизацией Мкртчяна. «Я так думаю!», «Спасибо, я пешком постою», «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся», «Вы почему кефир не кушаете? Не любите?», — эти и многие другие реплики героя будет цитировать еще не одно поколение зрителей. Фильм «Мимино» оказался для артиста звездным часом. В родной Армении он стал национальным героем, где бы ни встречали его земляки, они считали свои долгом выразить артисту свое уважение. «Каждый хотел с ним выпить. А он не мог отказывать. Знаете, есть такая грань популярности, если ты дальше этой грани, ты уже не принадлежишь себе», — вспоминает Вахтанг Кикабидзе. Как часто водится, за яркой комичной фактурой скрывалась мечта о большой драматической роли. И здесь его спасал театр. Мкртчян никогда не оставлял театральных подмостков, а в последние годы жизни занимался созданием собственного театра, всю свою боль и отчаяние он выплескивал там. «Чтобы понять всю силу его таланта, нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре. Для меня он — лучший исполнитель Сирано де Бержерака», — рассказывал Георгий Данелия. После последнего скоротечного брака и отъезда дочери в Аргентину смыслом жизни для Фрунзика стал его сын. Однако жизнь снова нанесла ему удар. У мальчика начали проявляться пугающие симптомы, которые Фрунзик Мкртчян все еще хорошо помнил. Вскоре близкие Вазгена заметили, что он их иногда не узнает. В надежде спасти сына актер повез его в США. Американские врачи подтвердили опасения Фрунзика: мальчик унаследовал неизлечимую болезнь матери. Друг Мкртчяна, художник Эдуард Погосян, вспоминает: «Вы бы видели, что с ним творилось. Даже женщины так не плачут, слезы текли из его огромных глаз. Он не смог спасти своего сына». Спасение Фрунзик стал снова искать в алкоголе. 29 декабря 1993 года его сердце не выдержало.... подробнее
28.02.2020
Большой герой маленьких ролей. К юбилею Алексея Смирнова

28 февраля знаменитому советскому актеру Алексею Смирнову исполнилось бы 100 лет. «Великой скромности человек», — говорили о нем коллеги. Он не любил рассказывать о себе, журналисты писали о нем мало. Не оставил Алексей Макарович после себя ни дневников, ни автобиографий, однако событий его жизни хватило бы не на одну героическую повесть. Простодушный недотепа на экране, за его пределами — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, орденов Славы II и III степеней, награжденный медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». О подвигах артиста зрители узнают только после его смерти из военных архивов... Родился Алексей Смирнов в Ярославской губернии, но еще в раннем возрасте с семьей переехал в Ленинград. Отец рано умер, и матери вместе с ним и его младшим братом пришлось в буквальном смысле выживать. С малых лет в его жизни присутствовала сцена — драмкружок, потом театральная студия. И вот долгожданное зачисление в 1940 году в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Однако мечту пришлось отложить на несколько лет: в самом начале Великой Отечественной войны Алексей Смирнов уходит добровольцем на фронт. Его военная биография была героической, восстановить ее можно по обрывочным данным наградных листов, хранящихся в архиве Министерства обороны. Служил Смирнов химинструктором, командовал огневым взводом, пройдя путь от рядового до лейтенанта. Сохранились данные, как он первым бросался в бой, воодушевляя однополчан, вступал в рукопашную схватку, единолично брал в плен сразу нескольких немцев, во время интенсивного обстрела сумел переправить на себе миномет через реку Одер, уничтожив потом из него две пулеметные точки, несколько десятков гитлеровцев и освободив целую деревню. Перед самой Победой Алексей Смирнов получил тяжелейшую контузию и после долгого лечения был комиссован. Алексей Макарович не любил рассказывать о войне: она навсегда подорвала его здоровье, забрала младшего брата, стала причиной психических расстройств у матери. В 1946 году он вернулся в Театр музыкальной комедии, однако ролей было крайне мало. Не хватало ни денег, ни времени ухаживать за больной мамой. Спустя несколько лет театр пришлось покинуть. Но уже там он был отмечен как самобытный комедийный актер, хотя его самого такое амплуа скорее тяготило. Яркой фактуре пришлось поддаться, когда именитые режиссеры стали приглашать его в кино. «Дорогие мои друзья! Если вам удалось улыбнуться хоть один раз, я буду счастлив. Так вы будете жить на одну секунду дольше», — скажет однажды своим зрителям Алексей Смирнов. После того как в 1959 году он сыграл у Юрия Озерова в картине «Кочубей», Смирнова сразу же пригласили в шесть других проектов. Так в советском кинематографе появился большой герой маленьких ролей, король комедийных эпизодов. «Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо, это все равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан. Это довольно чистая река. Он типичный пример Лицедея. Место, которое он занял, было вакантно до него и остается таковым после», — скажет об Алексее Смирнове Ролан Быков. Ни одна из его ролей не оставалась незамеченной: простодушный завхоз в комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», тунеядец Федя в «Операции Ы и других приключениях Шурика» Леонида Гайдая, матрос Валя Кныш в картине «Полосатый рейс» Владимира Фетина. Интересно, что в последней картине Алексей Смирнов был единственным актером, согласившимся участвовать в трюках с тиграми. На съемочной площадке, как и на военной передовой, он оставался смелым героем. Отказывался от дублеров, с энтузиазмом исполнял самые смелые задумки режиссеров, нередко сам «дописывал» их в свою роль. Веселый, открытый, смелый на съемочной площадке, за ее пределами Алексей Смирнов все же чаще грустил. Из-за ранения он не смог создать семью, прожил свою жизнь с мамой в небольшой комнате ленинградской коммуналки, отдельную квартиру так никогда и не получив. «Он прожил трагическую жизнь. К несчастью, это судьба многих фронтовиков, кто сбылся в полную силу на войне, а потом их жизнь повернулась по-другому совсем… Это трагическая история. Когда его видели на улице, за ним бежали дети, дразнили его. А это, в общем, человек, который нес в себе большую драму», — вспоминает об актере Елена Санаева. Алексей Смирнов мечтал о драматических ролях. С большим сожалением однажды он скажет, что слишком поздно нашел своего режиссера — любимой ролью для него станет механик Макарыч в фильме «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. Именно в этом ироничном, добродушном герое зрители смогли разглядеть глубину драматического таланта актера. В глазах Макарыча отражались боль и ужасы войны, которые пронес через всю свою жизнь Алексей Смирнов. На съемках финального эпизода картины (разговор командира Титаренко и Макарыча на могиле погибших девушек) у Смирнова не выдержало сердце, его увезла со съемочной площадки скорая помощь. Вернувшись, он сказал Быкову, что новых съемок этого эпизода его сердце просто не выдержит — в картину вошел единственный снятый дубль. Алексей Смирнов стал заложником своей фактуры: со стороны, по словам его современников, казалось, что это такой «увалень, невежда, мужлан, который прочел всего две книжки». В жизни же он был очень умным, тонким, ранимым. Осознавая диссонанс внутреннего и внешнего, он был очень неловким и стеснительным, будто извиняясь за себя. О своих увлечениях актер почти ничего не рассказывал, лишь в случайных разговорах мог упомянуть об огромной библиотеке редких книг, которую собрал в своей коммуналке, об увлечении японской поэзией, о коллекциях насекомых, которых любил изучать. «Он очень любил природу и в каждом ее проявлении видел красоту. Помню, едем мы на съемочную площадку, а по деревенской улице куры бегают. И происходит между нами такой диалог: "Посмотри, Наташа, какая прелесть". — "Ну что ты, Леша, обыкновенная же курица". — "Нет, ты должна внимательно посмотреть и понять: она вовсе не обыкновенная, а очень красивая". Говорил он все это с добрейшей улыбкой и выражением лица, как у ребенка», — рассказывает об актере в одном из своих интервью Наталья Крачковская. Скончался Алексей Смирнов 7 мая 1979 года в Мариинской больнице, где восстанавливался после инфаркта. Его хрупкое сердце не вынесло нового удара — известия о гибели любимого друга и режиссера Леонида Быкова, того, кто, по словам Владимира Талашко, подарил ему шанс вырваться за рамки комедийного амплуа, прикоснуться к мечте. Того, кто разглядел в эксцентрике Гамлета.... подробнее
24.12.2019
Вечно молодой, вечно глупый: «Женитьбе Бальзаминова» — 55!

Кто бы мог подумать, что по мотивам трилогии русского драматурга Александра Островского о жизни замосковрецких мещан спустя сто лет снимут одну из самых ярких советских комедий? Речь идет, конечно, о картине «Женитьба Бальзаминова» режиссера Константина Воинова, в которой снялась плеяда знаменитых советских актеров: Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Лидия Смирнова, Екатерина Савинова, Людмила Гурченко и другие. В этом году комедия отмечает 55-летний юбилей, и в связи с этой датой мы хотели бы вспомнить, как создавалась эта замечательная картина. В основу фильма легли три пьесы Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Сюжет сосредоточен на мелком московском чиновнике Мише Бальзаминове и его маме, которые мечтают вырваться из бедности. Мечты — единственная радость главного героя, и предается он им все время, а когда мама его обрывает, с сожалением говорит ей: «Вы не знаете, какое это удовольствие — мечтать!». Главная мечта его, как и любого бедного человека, — разбогатеть. Своим умом достичь этого у Миши вряд ли получится, он это прекрасно понимает, а потому Бальзаминовы решают воспользоваться услугами знакомой свахи Акулины Гавриловны, которая готова устроить немолодому Мише личную жизнь, а главное — выгодный брак... Режиссер Воинов сам написал сценарий к фильму. На главную роль он пригласил Георгия Вицина, своего друга детства, с которым они когда-то мечтали снять фильм. И вот, в 1964 году у этой мечты наконец появился шанс. Однако исполнителю роли двадцатипятилетнего Бальзаминова на тот момент было уже 46, и гримерам ежедневно приходилось омолаживать Вицина. Но не только гримеры активно работали над уменьшением возраста актера. Сам Вицин перед съемками поехал в Сухуми, где играл в футбол целыми днями, чтобы сбросить лишний вес. Кроме того, он начал заниматься йогой. Надо сказать, что актриса Людмила Шагалова, сыгравшая мать главного героя, была моложе своего кинематографического сына на шесть лет. Над ее образом художникам по гриму тоже пришлось потрудиться. Вспоминая о съемках, Георгий Вицин шутил над названием картины, называя ее «Женитьбой забальзамированного». Съемки проходили преимущественно в Суздале, а некоторые сцены были сняты во Владимире. Локации, выбранные режиссером, как нельзя лучше передают атмосферу Москвы XIX века. Эти места можно найти и сейчас, правда, многие из них изменились до неузнаваемости. В фильме можно хорошо разглядеть Суздальский кремль, Торговую площадь и Архиерейские палаты. После выхода фильма в прокат по местам съемок фильма стали водить туристов: главная достопримечательность — это, конечно, дом Бальзаминовых, расположенный по адресу Старая улица, 13. В этом же доме, но с другой стороны, снимали сцены с сестрами Пеженовыми — Анфисой и Раисой в исполнении Инны Макаровой и Надежды Румянцевой. В то время Суздаль был глубоко провинциальным городком, и всей съемочной группе приходилось жить в одной на весь город гостинице, по несколько человек в номере. Готовили они себе сами, продукты покупали на рынке у местных жителей. Вот что пишет в своих воспоминаниях о тех днях актриса Лидия Смирнова, исполнительница роли свахи Акулины Гавриловны: «Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие-то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух — все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали». На съемочной площадке царила атмосфера доверия и дружбы, об этом вспоминали потом все участники съемок. Во многих сценах режиссер задействовал местных жителей, которые отлично справились с задачей. Некоторые эпизоды приходилось снимать дубль за дублем — Воинов не терпел халтуры и требовал от актеров полной отдачи. Так, в сцене, где Мордюкова целует замученного Вицина, он замучен ею на самом деле: окончательный вариант был снят лишь с 29-го раза! Также беспощадно он требовал натуральности от Смирновой в сцене поедания пирога с повидлом — было снято 15 дублей. Результатом режиссер остался доволен, а несчастную актрису стошнило. Во всей это истории видно влияние русских сказок, где главный герой — Иванушка-дурачок, несмотря на свои незавидные данные, в конце получает и богатство, и жену и счастье. Саму пьесу Островского подвергали цензуре и даже запрещали к постановке, хотя сам Ф. М.Достоевский высказывался о ней очень тепло. Что касается фильма, то благодаря актерской игре, самим артистам он стал прекрасным бриллиантом в сокровищнице советского киноискусства и даже, в каком-то смысле, пророческим: в одном из снов Бальзаминова награждают разными звездами и орденами и целуют при этом многократно. Пройдет совсем немного времени, и советские зрители увидят такую же картину, но уже на самом деле: с генсеком Брежневым, у которого только орденов было 19 штук, из них четыре — Героя Советского Союза. Надо ли говорить, что зрителям фильм запомнился по смешным цитатам, многие из которых давно ушли в народ: «Если бы я был царем, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый — на бедной». «Он мне нравится!.. Чтобы его… Чтобы каждый день ко мне!» — И давно вы меня любите? — В четверг, после обеда. На прошлой неделе. — Так это недолго. — Могу больше. «Не надо огня! В потемках, маменька, мечтать веселее». «Анфиска, Раиска! Кончай сидроль!» «Удавить Матрену мало!» А в заключении, во время свадьбы, мама говорит ошалевшему от счастья сыну, как бы подводя итог: «Ничего, Миша, с деньгами-то мы и дураками проживем!..». Как известно, счастье и погоня за ним — понятия разные, но одно можно сказать с уверенностью: комедия «Женитьба Бальзаминова» сделает вас счастливыми на полтора часа, а это не так уж и мало!... подробнее