Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Ингмар Бергман

Ingmar Bergman
Ингмар Бергман
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Оператор, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Ingrid von Rosen (00.00.1971) (детей: 1), Else Fisher (00.00.1943) (детей: 1), Gun Grut (00.00.1951) (детей: 1), Käbi Laretei (00.00.1959) (детей: 1), Ellen Bergman (00.00.1945) (детей: 4)
Рост: 179
Родился: 14 июля 1918, Рак (99 лет назад)
Умер:: 30 июля 2007 (89 лет)
Последний фильм: 2011
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Ингмар Бергман известен по фильмам


Фото: Ингмар Бергман

Фото Ингмар Бергман Фото Ингмар Бергман Фото Ингмар Бергман

Новости: Ингмар Бергман

03.02.2017 19:33

В чужой монастырь. Рецензия на «Молчание»

Вопросы веры, религии — это то, от чего авторскому кино, как и вообще человеческой мысли, так или иначе никуда не деться. Об этом Ингмар Бергман снял свою «трилогию веры», Кшиштоф Кеслевский — десятисерийный «Декалог», об этом повествуют и лучшие картины Андрея Тарковского, Ларса фон Триера... Перечислять можно очень долго. Чтобы вопрошать, необязательно быть воцерковленным или вообще верующим. Оттого поистине глубокие фильмы на данную тематику, хоть и посвященные определенной конфессии, не кажутся ни однозначными, ни односторонними.

У великого многоопытного Мартина Скорсезе есть личный интерес к религии и более всего к католицизму. Он рос набожным ребенком, а в юности вообще собирался принять сан священника. При всей живости, ироничности, порой жестокости и хулиганской природе многих своих картин режиссер иногда задумчиво обращается к вопросам на первый взгляд сугубо религиозным, выбирая для этого весьма академичную и строгую форму повествования. Его вымученный и скандальный, по мнению некоторых, фильм «Последнее искушение Христа» затрагивал щекотливый вопрос соединения в Иисусе человеческой и божественной природы, выходя тем самым за рамки дозволенного для законсервированной во многих вопросах Церкви. Следующим «религиозным» произведением мастера был «Кундун» — о подвиге Далай-Ламы XIV.
Читать полностью
Поделиться:

27.10.2016 17:00

64 минуты с незнакомым Бергманом

Ранее не публиковавшийся и не задействованный сценарий известного шведского киноклассика Ингмара Бергмана в скором времени будет воплощен на экране, сообщает IndieWire. За проект взялась землячка великого постановщика — Сюзанне Остен.

Автор таких шедевров, как «Персона», «Седьмая печать» и «Земляничная поляна», запланировал написанный еще в 1969 году сценарий под названием «64 минуты с Ребеккой» для совместного проекта с подобными себе гигантами, такими как Акира Куросава и Федерико Феллини. К сожалению, тогда работа над фильмом почти не сдвинулась с места, а его текст пропал в архивах Бергмана и был обнаружен представителями его Фонда лишь в нулевые.
Читать полностью
Поделиться:

13.08.2015 19:44

«Иррациональный человек»: триумф стиля, закат содержания

Вуди Аллен считается родоначальником интеллектуальной комедии. Что подразумевает под собой этот жанр? Он схож с самим Алленом — под внешностью мягкого, нерешительного, живущего в мире философии и искусства интеллигента прячется язвительный, даже желчный, обладатель острого ума, свободно разбирающийся в высших материях и также свободно их высмеивающий. «Иррациональный человек» относится именно к такой категории фильмов.

Однако нельзя с уверенностью сказать, что новая лента Вуди дотягивает до его лучших картин. Безусловно, фирменный стиль ощущается, и все же местами кажется, что зрителя обманули. Вуди Аллен отличается исключительной трудоспособностью и выпускает по одному фильму в год или больше. Но нередко это сказывается на качестве. И дело не в том, что фильмы сняты плохо, иногда у режиссера явно не хватает фантазии, чтобы очередную картину наполнить своим особым смыслом. В ход идут самоповторы и явные переосмысления проектов других фильммейкеров, особенно Феллини и Бергмана. Получился ли «Иррациональный человек» таким же проходным? Давайте разберемся...
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.34

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография: Ингмар Бергман

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Spöksonaten
Spöksonaten (2007)
(0.00)

Сарабанда
Сарабанда (2003)

Saraband (7.70)

Bildmakarna
Bildmakarna (2000)
(7.00)

Фигляр, шумящий на помосте
Фигляр, шумящий на помосте (1997)

Larmar och gör sig till (6.70)

Sista skriket
Sista skriket (1995)
(7.40)

Вакханки
Вакханки (1993)

Backanterna (7.60)


После репетиции
После репетиции (1984)

Efter repetitionen (7.20)

Лицо Карин
Лицо Карин (1984)

Karins ansikte (6.80)

Школа жен
Школа жен (1983)

Hustruskolan (7.60)

Фанни и Александер
Фанни и Александер (1982)

Fanny och Alexander (8.20)

Из жизни марионеток
Из жизни марионеток (1980)

Aus dem Leben der Marionetten (7.30)

Осенняя соната
Осенняя соната (1978)

Höstsonaten (8.10)

Змеиное яйцо
Змеиное яйцо (1977)

The Serpent's Egg (6.60)

Лицом к лицу
Лицом к лицу (1976)

Ansikte mot ansikte (7.60)


Волшебная флейта
Волшебная флейта (1975)

Trollflöjten (7.80)

Сцены из супружеской жизни
Сцены из супружеской жизни (1973)

Scener ur ett äktenskap (8.40)

Шепоты и крики
Шепоты и крики (1972)

Viskningar och rop (8.00)

Прикосновение
Прикосновение (1971)

Beröringen (6.20)

Страсть
Страсть (1969)

En passion (7.70)

Ритуал
Ритуал (1969)

Riten (7.10)

Стыд
Стыд (1968)

Skammen (8.00)

Час волка
Час волка (1968)

Vargtimmen (7.70)

Персона
Персона (1966)

Persona (8.20)

Дон Жуан
Дон Жуан (1965)

Don Juan (8.00)

Не говоря о всех этих женщинах
Не говоря о всех этих женщинах (1964)

För att inte tala om alla dessa kvinnor (5.80)

Игра снов (Ett drömspel)
Игра снов (Ett drömspel) (1963)

Ett drömspel (8.60)

Причастие
Причастие (1963)

Nattvardsgästerna (7.90)

Молчание
Молчание (1963)

Tystnaden (8.00)

Сквозь темное стекло
Сквозь темное стекло (1961)

Såsom i en spegel (8.00)

Девичий источник
Девичий источник (1960)

Jungfrukällan (8.10)

У истоков жизни
У истоков жизни (1958)

Nära livet (7.20)

Бешенство
Бешенство (1958)

Rabies (8.60)

Лицо
Лицо (1958)

Ansiktet (7.70)

Седьмая печать
Седьмая печать (1957)

Det sjunde inseglet (8.40)

Земляничная поляна
Земляничная поляна (1957)

Smultronstället (8.40)


Господин Слеман придет
Господин Слеман придет (1957)

Herr Sleeman kommer (8.10)

Улыбки летней ночи
Улыбки летней ночи (1955)

Sommarnattens leende (7.80)

Женские грезы
Женские грезы (1955)

Kvinnodröm (7.00)

Вечер шутов
Вечер шутов (1953)

Gycklarnas afton (7.70)

Лето с Моникой
Лето с Моникой (1953)

Sommaren med Monika (7.50)

Женщины ждут
Женщины ждут (1952)

Kvinnors väntan (6.90)

Летняя игра
Летняя игра (1951)

Sommarlek (7.50)

К радости
К радости (1950)

Till glädje (7.30)

Тюрьма
Тюрьма (1949)

Warcraft (6.90)

Жажда
Жажда (1949)

Warcraft (6.70)

Портовый город
Портовый город (1948)

Warcraft (6.80)

Музыка во тьме
Музыка во тьме (1948)

Warcraft (6.40)

Корабль идет в Индию
Корабль идет в Индию (1947)

Warcraft (6.80)

Кризис
Кризис (1946)

Warcraft (6.60)

Harald & Harald
Harald & Harald (0)
(6.50)

Сценарист [ скрыть ]


Соната Бергмана
Соната Бергмана (2005)

Bergmanova sonata (6.90)

Сарабанда
Сарабанда (2003)

Saraband (7.70)

Персона
Персона (2002)

Persona (8.30)

Неверная
Неверная (2000)

Trolösa (7.50)

Фигляр, шумящий на помосте
Фигляр, шумящий на помосте (1997)

Larmar och gör sig till (6.70)

Частные беседы
Частные беседы (1996)

Enskilda samtal (7.20)

Sista skriket
Sista skriket (1995)
(7.40)

Благие намерения
Благие намерения (1992)

Den goda viljan (7.60)

Воскресное дитя
Воскресное дитя (1992)

Söndagsbarn (6.90)


После репетиции
После репетиции (1984)

Efter repetitionen (7.20)

Лицо Карин
Лицо Карин (1984)

Karins ansikte (6.80)

Фанни и Александер
Фанни и Александер (1982)

Fanny och Alexander (8.20)

Из жизни марионеток
Из жизни марионеток (1980)

Aus dem Leben der Marionetten (7.30)

Осенняя соната
Осенняя соната (1978)

Höstsonaten (8.10)

Змеиное яйцо
Змеиное яйцо (1977)

The Serpent's Egg (6.60)

Маленькая серенада
Маленькая серенада (1977)

A Little Night Music (5.80)

Лицом к лицу
Лицом к лицу (1976)

Ansikte mot ansikte (7.60)


Волшебная флейта
Волшебная флейта (1975)

Trollflöjten (7.80)

Сцены из супружеской жизни
Сцены из супружеской жизни (1973)

Scener ur ett äktenskap (8.40)

Ложь
Ложь (1973)

The Lie (8.40)

Шепоты и крики
Шепоты и крики (1972)

Viskningar och rop (8.00)

Прикосновение
Прикосновение (1971)

Beröringen (6.20)

Заповедник
Заповедник (1970)

Reservatet (7.80)

Страсть
Страсть (1969)

En passion (7.70)

Ритуал
Ритуал (1969)

Riten (7.10)

Стыд
Стыд (1968)

Skammen (8.00)

Час волка
Час волка (1968)

Vargtimmen (7.70)

Стимуляция
Стимуляция (1967)

Stimulantia (7.00)

Персона
Персона (1966)

Persona (8.20)

Не говоря о всех этих женщинах
Не говоря о всех этих женщинах (1964)

För att inte tala om alla dessa kvinnor (5.80)

Причастие
Причастие (1963)

Nattvardsgästerna (7.90)

Молчание
Молчание (1963)

Tystnaden (8.00)

Staden
Staden (1962)
(0.00)

Сад наслаждений
Сад наслаждений (1961)

Lustgården (6.50)

Сквозь темное стекло
Сквозь темное стекло (1961)

Såsom i en spegel (8.00)

У истоков жизни
У истоков жизни (1958)

Nära livet (7.20)

Лицо
Лицо (1958)

Ansiktet (7.70)

Ночной свет
Ночной свет (1957)

Nattens ljus (7.60)

Седьмая печать
Седьмая печать (1957)

Det sjunde inseglet (8.40)

Земляничная поляна
Земляничная поляна (1957)

Smultronstället (8.40)

Последняя пара, беги
Последняя пара, беги (1956)

Sista paret ut (5.80)

Улыбки летней ночи
Улыбки летней ночи (1955)

Sommarnattens leende (7.80)

Женские грезы
Женские грезы (1955)

Kvinnodröm (7.00)

Вечер шутов
Вечер шутов (1953)

Gycklarnas afton (7.70)

Лето с Моникой
Лето с Моникой (1953)

Sommaren med Monika (7.50)

Женщины ждут
Женщины ждут (1952)

Kvinnors väntan (6.90)

Разведенная
Разведенная (1951)

Frånskild (6.10)

Летняя игра
Летняя игра (1951)

Sommarlek (7.50)

Пока город спит
Пока город спит (1950)

Warcraft (7.80)

К радости
К радости (1950)

Till glädje (7.30)

Тюрьма
Тюрьма (1949)

Warcraft (6.90)

Музыка во тьме
Музыка во тьме (1948)

Warcraft (6.40)

Ева
Ева (1948)

Warcraft (6.90)

Портовый город
Портовый город (1948)

Warcraft (6.80)

Женщина без лица
Женщина без лица (1947)

Warcraft (6.90)

Корабль идет в Индию
Корабль идет в Индию (1947)

Warcraft (6.80)

Кризис
Кризис (1946)

Warcraft (6.60)

Травля
Травля (1944)

Warcraft (7.50)

Harald & Harald
Harald & Harald (0)
(6.50)

Актёр [ скрыть ]


Viaggio in Bergmania
Viaggio in Bergmania (2011)
(0.00)
(хроника) (голос)

Федерико Феллини - найденный автопортрет
Федерико Феллини - найденный автопортрет (2000)

Federico Fellini - un autoritratto ritrovato (7.10)
Himself (хроника)

Фигляр, шумящий на помосте
Фигляр, шумящий на помосте (1997)

Larmar och gör sig till (6.70)
Mental patient (в титрах отсутствует)

Голос Бергмана
Голос Бергмана (1997)

Bergmans röst (5.90)

Сцены из жизни Лив Ульман
Сцены из жизни Лив Ульман (1997)

Liv Ullmann scener fra et liv (6.10)

Ингмар Бергман: Волшебный фонарь
Ингмар Бергман: Волшебный фонарь (1989)

Ingmar Bergman: The Magic Lantern (7.40)

Досье Бергмана
Досье Бергмана (1978)

The Bergman File (8.70)


Волшебная флейта
Волшебная флейта (1975)

Trollflöjten (7.80)
Man in Audience (в титрах отсутствует)

Шепоты и крики
Шепоты и крики (1972)

Viskningar och rop (8.00)
Narrator (в титрах отсутствует)

Fårödokument 1969
Fårödokument 1969 (1970)
(7.80)
Reporter

Страсть
Страсть (1969)

En passion (7.70)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Ритуал
Ритуал (1969)

Riten (7.10)
Priest

Женские грезы
Женские грезы (1955)

Kvinnodröm (7.00)
Man with poodle (в титрах отсутствует)

En lektion i kärlek
En lektion i kärlek (1954)
(7.00)
Narrator / Man with cap at railway station (в титрах отсутствует)

Женщины ждут
Женщины ждут (1952)

Kvinnors väntan (6.90)
Man in the stairs at the gynecologist's (в титрах отсутствует)

К радости
К радости (1950)

Till glädje (7.30)
Expecting Father at the Maternity Ward (в титрах отсутствует)

Жажда
Жажда (1949)

Warcraft (6.70)
Train Passenger (в титрах отсутствует)

Музыка во тьме
Музыка во тьме (1948)

Warcraft (6.40)
Man with newspaper on the train (в титрах отсутствует) (не подтверждено)

Корабль идет в Индию
Корабль идет в Индию (1947)

Warcraft (6.80)
Man wearing a beret at the funfair (в титрах отсутствует)

Травля
Травля (1944)

Warcraft (7.50)
Voice on the Radio (голос) (в титрах отсутствует)

Продюсер [ скрыть ]


Gotska Sandön
Gotska Sandön (1987)
(0.00)

Салли и свобода
Салли и свобода (1981)

Sally och friheten (6.50)

Из жизни марионеток
Из жизни марионеток (1980)

Aus dem Leben der Marionetten (7.30)

Моя возлюбленная
Моя возлюбленная (1979)

Min älskade (7.00)

Небрежность
Небрежность (1978)

Rätt ut i luften (0.00)

Райский уголок
Райский уголок (1977)

Paradistorg (6.20)


Прикосновение
Прикосновение (1971)

Beröringen (6.20)

Персона
Персона (1966)

Persona (8.20)

Девичий источник
Девичий источник (1960)

Jungfrukällan (8.10)


Оператор [ скрыть ]


Стимуляция
Стимуляция (1967)

Stimulantia (7.00)

Играл себя [ скрыть ]


Palme
Palme (2012)
(0.00)
Себя (хроника)

Liv & Ingmar
Liv & Ingmar (2012)
(0.00)
Себя (хроника)

Hollywood on the Tiber
Hollywood on the Tiber (2009)
(6.70)
Himself (хроника)

Himself - Memorial Tribute (хроника)

80-я церемония вручения премии «Оскар»
80-я церемония вручения премии «Оскар» (2008)

The 80th Annual Academy Awards (6.70)
Себя - Memorial Tribute (хроника)

Un écran nommé désir
Un écran nommé désir (2006)
(4.80)
Himself (хроника)

Кинематографисты за работой
Кинематографисты за работой (2005)

Cineastes en acció (7.60)
Себя (хроника)

Ингмар Бергман: Интермеццо
Ингмар Бергман: Интермеццо (2004)

Ingmar Bergman: Intermezzo (8.10)
Себя

Himself (хроника)

Himself (хроника)

Далеко от дома
Далеко от дома (2004)

Away from Home (7.20)
Себя


Бергман-режиссер
Бергман-режиссер (2003)

I Bergmans regi (6.90)
Себя

Himself - Interviewee

Федерико Феллини - найденный автопортрет
Федерико Феллини - найденный автопортрет (2000)

Federico Fellini - un autoritratto ritrovato (7.10)
Себя (хроника)

Ингмар Бергман: О жизни и работе
Ингмар Бергман: О жизни и работе (1998)

Ingmar Bergman: Om liv och arbete (7.00)
Себя

Бергман: На сцене
Бергман: На сцене (1994)

Bergman: On Stage (0.00)
Себя

Himself

The European Film Awards
The European Film Awards (1988)
(0.00)
Himself

Себя

Лицо Карин
Лицо Карин (1984)

Karins ansikte (6.80)
Себя (хроника) (в титрах отсутствует)

Himself

Взгляд на Лив
Взгляд на Лив (1979)

A Look at Liv (7.80)
Себя

Ингмар Бергман ставит в театре
Ингмар Бергман ставит в театре (1977)

Ingmar Bergman inszeniert (0.00)
Себя

Himself

42-я церемония вручения премии «Оскар»
42-я церемония вручения премии «Оскар» (1970)

The 42nd Annual Academy Awards (5.90)
Себя - commenting on new freedom and trends in film (pre-recorded)

Ингмар Бергман делает фильм
Ингмар Бергман делает фильм (1963)

Ingmar Bergman gör en film (8.00)
Себя

Себя

Премьеры
03.08
Леди Макбет
Lady Macbeth
03.08
Охранник
Security
10.08
Валериан и город тысячи планет
Valérian and the City of a Thousand Planets
10.08
Хорошее время
Good time
все премьеры
Топ 250
68
Бешеные псы
Reservoir Dogs (8.40)
69
Гравитация
Gravity (8.40)
70
Секреты Лос-Анджелеса
L.A. Confidential (8.40)
72
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
73
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
74
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
75
Амадей
Amadeus (8.40)
76
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
77
Бункер
Der Untergang (8.40)
весь топ
03.02.2017
В чужой монастырь. Рецензия на «Молчание»

Вопросы веры, религии — это то, от чего авторскому кино, как и вообще человеческой мысли, так или иначе никуда не деться. Об этом Ингмар Бергман снял свою «трилогию веры», Кшиштоф Кеслевский — десятисерийный «Декалог», об этом повествуют и лучшие картины Андрея Тарковского, Ларса фон Триера... Перечислять можно очень долго. Чтобы вопрошать, необязательно быть воцерковленным или вообще верующим. Оттого поистине глубокие фильмы на данную тематику, хоть и посвященные определенной конфессии, не кажутся ни однозначными, ни односторонними. У великого многоопытного Мартина Скорсезе есть личный интерес к религии и более всего к католицизму. Он рос набожным ребенком, а в юности вообще собирался принять сан священника. При всей живости, ироничности, порой жестокости и хулиганской природе многих своих картин режиссер иногда задумчиво обращается к вопросам на первый взгляд сугубо религиозным, выбирая для этого весьма академичную и строгую форму повествования. Его вымученный и скандальный, по мнению некоторых, фильм «Последнее искушение Христа» затрагивал щекотливый вопрос соединения в Иисусе человеческой и божественной природы, выходя тем самым за рамки дозволенного для законсервированной во многих вопросах Церкви. Следующим «религиозным» произведением мастера был «Кундун» — о подвиге Далай-Ламы XIV. Эти картины, надо думать, не представляют собой авангард фильмографии Скорсезе, не пользуются наибольшим спросом у публики. Но если копнуть глубже, становится ясно, что и для многих «современных» героев постановщика — Чарли Каппы в «Злых улицах», Трэвиса Бикла в «Таксисте» или Тэдди Дэниэлса в «Острове проклятых» — особо остро стоит вполне христианский вопрос: как продолжать жить среди земных грехов и страданий, при этом сохранив веру, выработав моральный кодекс. Вера в этом случае подразумевается даже не в конкретного Бога, а в справедливость, в некий смысл, в человечность. И для этих героев, как, видимо, и для самого Скорсезе, причиной гнетущей раздвоенности, неудовлетворенности и постоянных размышлений становится сомнение — главное испытание на пути веры. Так случилось и с героями его последнего на данный момент, очень долгожданного фильма. Едва прочитав одноименный роман японского писателя и тоже, кстати, католика Сюсаку Эндо, Скорсезе пообещал себе, что непременно снимет экранизацию. Ранее, еще в 1971 году, Масахиро Шинода представил свою адаптацию, которая в ключевых моментах расходилась с идеями романа. А «Молчание» Скорсезе рождалось в течение аж 30 лет. Мучительно, с постоянными отменами, отказами, ожиданием и все равно с уверенностью, что не воплотить это на экране нельзя. Менялись актеры, сдвигались сроки, съемки вместо Японии были проведены в Тайване. Продюсеры картины уже назвали работу над этой драмой самой тягостной за всю фильмографию режиссера. Сейчас это представляется закономерным и предопределенным — чтобы проработать такой материал и представить его на суд зрителя, кажется, может потребоваться и вся жизнь. Только одной своей тематикой, затрагивающей проблемы мученичества, миссионерства и силы веры, картина Мартина Скорсезе становится в один ряд с увенчанной Пальмовой ветвью «Миссией» Роланда Жоффе и лучшими «христианскими» фильмами Мэла Гибсона. Неслучайно Мартина Скорсезе с недавно вернувшимся в режиссерское кресло Гибсоном называют одними из последних консерваторов Америки. Уже один только хронометраж «Молчания» — почти три часа — может стать испытанием для неусидчивого зрителя. Несмотря на широкий контекст темы и множество киноработ, ей посвященных, детище Скорсезе от первого кадра до последнего — его, авторское и неповторимое. С первого взгляда история одноименной книги Эндо достаточно проста: XVII век, в Японии продолжают радикальными мерами искоренять завезенное туда и сначала положительно принятое христианство. В папство поступает страшная новость: один из самых надежных служителей иезуитов падре Феррейра (Лиам Нисон) якобы отрекся от веры и «ассимилировался» с местными — взял в жены японку и проповедует буддизм. Двое его учеников — отец Родригес (Эндрю Гарфилд) и отец Гаррпе (Адам Драйвер) — решают отправиться с миссией на далекие японские острова, чтобы опровергнуть гнусные слухи и заодно прояснить масштабы сложившегося в стране террора. Разворачиваемая далее история во всех красках рисует противоборство и порой несопоставимость миров и истин, но, что самое главное, задает вопросы, на которые, наверное, невозможно дать однозначный ответ. Как можно проповедовать ту или иную религию, жертвуя ради этого невинными людьми? Как можно нести веру в Бога, в самые тяжелые моменты не получая никакого отклика от него? Молчание, тишина — это тот мир, в который оказываются погружены несчастные мученики за веру. Ни безмолвное темное море, ни пустые небеса не дадут ответа — в чем смысл этой борьбы, и почему должны погибнуть самые сильные души? Так, из трагического эпизода истории собственной страны Эндо, для которого, по его собственному признанию, католицизм стал «плохо пригнанным костюмом западного покроя», вывел масштабное философское произведение, смыслы которого словно поднимаются над первоначальной фактической основой и оказываются намного объемнее, чем разговор о религии или противостоянии двух миров. Вместо примитивного «кто прав, а кто виноват?» здесь выступает целый ряд вопросов, и многие из них просто повисают в воздухе. Конфликт мировоззрений, Запада и Востока мог бы стать ключевым в этой истории, но он лишь выполняет роль фона. Безусловно, исторический контекст оказывается здесь важен — легко догадаться, что для японских властей главная цель угнетений заключалась в отмене надвигающейся западной колонизации. Именно с того момента Cтрана восходящего солнца погрузилась в полную изоляцию. Как бы это кощунственно ни звучало, но геноцид христиан в Японии XV-XVII веков на фоне совершенных за всю историю этой религии деяний «за Христа», пожалуй, немного блекнет. Ну что мы там не видели? «Водяные кресты», «ямы», пытки... Даже не особо изощренные, а просто жестокие и хитрые. Но уже первой сценой распятия неугодных Скорсезе вызывает уважение к мученикам и трепетный страх. Нельзя сказать, что представленные эпизоды насилия как-то спекулируют на пресловутой японской жестокости. Наоборот, национальный и культурный колорит здесь отображен скуповато, но за счет этого срабатывает общий механизм картины: перед зрителем в первую очередь предстают не культурно-религиозные дебаты, а простые люди, не социальные или национальные группы, а отдельные личности со своими убеждениями и слабостями. Именно так Скорсезе, посвящая «Молчание» погибшим японским христианам, приравнивает их ко всем погибшим за большую идею, всем, кто не согласился на позорный компромисс. Собственно, именно компромисс является одной из проблемных точек фильма, а истории трех падре — разными вариантами выхода из сложной и неоднозначной ситуации. По мнению самого Эндо, «христианство [в Японии] умерло, потому что не может здесь выжить». Им была подобрана и удачная метафора: Япония — это болото, в котором ростки христианства вязнут и не могут прорасти. Сказывается различие менталитета и мировоззрений. Некоторые местные крестьяне даже не разграничивали буддизм и христианство, сливая их в одно целое. Дело еще, конечно, и в методах самих просветителей — это у Скорсезе намечено лишь пунктиром, а у Эндо объясняется в полном объеме. Среди миссионеров-иезуитов было вполне привычным пренебрежение японской культурой и менталитетом, граничащее порой с жестокостью и высокомерием по отношению к «язычникам». Это в некоторой степени парадокс, что фильм посвящен божественному присутствию или отсутствию, то есть тому, чего нельзя изобразить. Оттого визуальный язык здесь изначально берет на себя очень важную миссию, пытаясь выразить невыразимое. Единственная номинация на «Оскар» у драмы как раз за операторскую работу, и здесь даже нечего добавить: камера Родриго Прието иногда заставляет просто задержать дыхание. Несмотря на это, «Молчание» со всеми его паузами и замедленными пассажами фильм разговорный и дискуссионный. Безусловно, здесь сказывается литературная основа — книга Эндо построена в форме исповедальных писем брата Родригеса. Закадровый голос Эндрю Гарфилда иногда напрямую цитирует печатный оригинал. Хотя традиционно такая форма уже давно устарела и вообще редко когда отправляется в копилку мастерства постановщика, здесь она смотрится гармонично и позволяет зрителю лучше понять главного персонажа, погрузиться в его мучительные переживания. Эндрю Гарфилд и его игра — одна из жемчужин драмы Скорсезе. Уже в который раз молодой актер удивляет какими-то внезапными зрелостью и проникновенностью. И если поначалу он и его напарник Адам Драйвер слегка диссонировали с происходящим на экране, то оставшись со зрителем практически наедине, Гарфилд отыграл свое соло очень глубоко и правдиво. Собственно, его персонаж — это центр драматургии всего фильма, тот, чьими глазами мы видим происходящее, чей внутренний конфликт переживаем. Достоинство тут не только в мастерстве актера, но и в прорисовке самого героя — отца Родригеса, сначала постоянно мысленно сравнивающего себя с Христом и его приближением к кресту. Такие сравнения себя с Иисусом чисто внешне вполне уместны, но внутренне, конечно, происходят из гордыни. И если, только попав на остров, Родригес предстает перед зрителем твердо убежденным священником, говорящим цитатами из Евангелия, то дальше, шаг за шагом, он переживает самое главное испытание религиозного человека — тяжелое испытание своей веры. Оказывается, мученики идут на смерть отнюдь не с восторженными криками и хвалой Господа, их смерть ужасно страшна и неприглядна, — несовпадение привычных библейских сюжетов с жизнью становится для падре откровением. Отец должен отвечать за свою паству и спуститься на землю, к людям, или же ждать знака от Господа и бездействовать? Для понимания отца Родригеса весьма полезно будет вспомнить Библию, хотя основное здесь лежит на поверхности. Герой Гарфилда переживает и свое искушение дьяволом в пустыне, и очевидное предательство Иуды, и свой Гефсиманский сад. Распятие оказывается для него метафорическим, выраженным в необходимости самого сложного выбора. Истина христианства абсолютна и универсальна — именно от этого не может отказаться отец Родригес, и именно это лежит в основе его личности, несогласной на подлые уступки. Пришлись к месту и актеры второго плана — и Лиам Нисон, за десять минут своего пребывания на экране одними глазами сказавший все, и Иссэй Огата в роли инквизитора, иронично-инфернального персонажа, кажется, единственного, кто хладнокровно осознает, что вообще происходит. Центр всего смыслового ядра картины как раз и можно уловить из диалогов святых отцов и особенно разговоров Родригеса с инквизитором, шутками и аллегориями объясняющим, почему Японии не нужна навязчивая любовь. Молчание — это объемная метафора, символизирующая собой не только отсутствие Бога или ответа от него, но и одну из возможных реакций на происходящее в мире зло. Именно в такой ситуации оказывается главный герой, поставленный перед выбором — смотреть на чужие страдания и молчать или нет; думать иначе, но подчиняться или нет. В молчании может быть скрыто сокровище, а может — пустота. Фильм Скорсезе не погружен в тишину, его наполнением становятся естественные звуки природы — щебетание птиц, шорох листьев, шум прибоя. В этих звуках нельзя найти какую-то оценку происходящему или смысловое содержание. Так и молчание Бога во всей своей экзистенциальной трагичности оказывается в то же время фактом и моментом его присутствия. Скорсезе не дает на это прямого ответа, хоть и в последнем, пусть и изящном кадре не удерживается и все-таки слегка клонится в очевидность. За исключением финала, вся выстраданная за десятилетия картина пронизана мудростью и тягостными вопросами без ответов. Когда мысленно обращаешься к коллизиям «Молчания», все больше кажется, что раз за разом обнаружишь новую символику и смыслы, берясь за эту словно неисчерпаемую чашу. Духовный путь, проделанный героями, невозможно пережить лишь с посещением кинотеатра. У каждого так и остается свое испытание, свой диалог в форме односторонних реплик и свой уровень пустоты и молчания, который порой хочется заполнить надеждой, смыслом и непоколебимыми убеждениями в самом главном.... подробнее
27.10.2016
64 минуты с незнакомым Бергманом

Ранее не публиковавшийся и не задействованный сценарий известного шведского киноклассика Ингмара Бергмана в скором времени будет воплощен на экране, сообщает IndieWire. За проект взялась землячка великого постановщика — Сюзанне Остен. Автор таких шедевров, как «Персона», «Седьмая печать» и «Земляничная поляна», запланировал написанный еще в 1969 году сценарий под названием «64 минуты с Ребеккой» для совместного проекта с подобными себе гигантами, такими как Акира Куросава и Федерико Феллини. К сожалению, тогда работа над фильмом почти не сдвинулась с места, а его текст пропал в архивах Бергмана и был обнаружен представителями его Фонда лишь в нулевые. Главная героиня «64 минут» по имени Ребекка — беременная учительница с эмоциональными проблемами — переживает сексуальное и политическое освобождение на фоне протестных движений 1968 года. «Бергман позаимствовал тон повествования у представителей Новой волны и Микеланджело Антониони, но при этом сохранил свой неповторимый стиль. Главные темы сценария — это освобождение женщины, восприятие гомосексуализма и радикальное отношение к власти. Это крайне смелый, целостный сценарий, бросающий вызов современному обществу», — считает Остен. Сначала «64 минуты» будут представлены в качестве аудио-спектакля на шведском национальном радио, после чего Остен запустит производственный процесс фильма, планируя его релиз на 2018-й год, на столетие со дня рождения Ингмара Бергмана.... подробнее
13.08.2015
«Иррациональный человек»: триумф стиля, закат содержания

Вуди Аллен считается родоначальником интеллектуальной комедии. Что подразумевает под собой этот жанр? Он схож с самим Алленом — под внешностью мягкого, нерешительного, живущего в мире философии и искусства интеллигента прячется язвительный, даже желчный, обладатель острого ума, свободно разбирающийся в высших материях и также свободно их высмеивающий. «Иррациональный человек» относится именно к такой категории фильмов. Однако нельзя с уверенностью сказать, что новая лента Вуди дотягивает до его лучших картин. Безусловно, фирменный стиль ощущается, и все же местами кажется, что зрителя обманули. Вуди Аллен отличается исключительной трудоспособностью и выпускает по одному фильму в год или больше. Но нередко это сказывается на качестве. И дело не в том, что фильмы сняты плохо, иногда у режиссера явно не хватает фантазии, чтобы очередную картину наполнить своим особым смыслом. В ход идут самоповторы и явные переосмысления проектов других фильммейкеров, особенно Феллини и Бергмана. Получился ли «Иррациональный человек» таким же проходным? Давайте разберемся... Возможны спойлеры! В анонсах сюжет картины представлен недостаточно конкретно. До просмотра мы знаем лишь об уставшем от своего существования, потерявшем всякий смысл и удовольствие от жизни профессоре философии Эйбе (Хоакин Феникс). Он приезжает в небольшой колледж, где продолжает предаваться депрессии и злоупотреблять алкоголем, а параллельно заводит отношения с двумя очень разными женщинами — коллегой Ритой Ричард (Паркер Поузи) и хорошенькой студенткой Джилл (Эмма Стоун). Хотя правильнее будет сказать, что это они заводят с ним отношения, поскольку наш герой слишком апатичен. Ровно до того момента, как он подслушал один разговор, который неожиданно дал ему цель в жизни. После чего Эйб очнулся и начал действовать. Вообще, сам сюжет уже наводит на мысли о повторах. Он явно вдохновлен проблематикой «Преступления и наказания» Достоевского, и это не первая подобная картина в фильмографии Вуди Аллена. Аналогичные смыслы мы могли наблюдать, например, в «Преступлениях и поступках» и «Матч-пойнте». «Иррациональный человек» перекликается с ними обоими. Как и в «Преступлениях и поступках», мы имеем дело с философом, который нарушил закон. Как и в «Матч-пойнте», мы столкнемся с любовью, которая стала преградой личному благополучию и привела к преступлению. Как оба этих фильма, «Иррациональный человек» задает вопрос, можно ли оправдывать аморальный поступок острой необходимостью? Можно ли продолжать радоваться жизни, совершив убийство? Хотя Аллен и не скрывает, что продолжает исследовать проблематику Достоевского — в одном из эпизодов профессор записывает свои планы на полях романа «Преступление и наказание». Это можно интерпретировать и как то, что режиссер выдохся, и как то, что он развивает тему. Тем, кто не смотрел предыдущие фильмы Вуди, скорее всего, картина понравится. Снято очень бодро, с первых кадров история захватывает, а герои вызывают интерес. Хоакин Феникс — идеальный Эйб. Несмотря на отрощенное пивное брюшко, актер все также магнетически харизматичен. Он стоит в центре истории, и за его изменениями действительно интересно наблюдать. Что касается его спутниц... Обе актрисы — очень красивые женщины, несмотря на разницу в возрасте, и играют великолепно. И все же в них чувствуются те же недосказанность и недоделанность, что и во всем фильме в целом. Рита, преподавательница колледжа, уставшая от своей жизни и своего мужа, но целеустремленная, активная и циничная, — весьма любопытный персонаж. Но кажется, что он раскрыт не до конца. С одной стороны, эта героиня является антиподом Джилл — женщина уже успела разочароваться в жизни и к вопросам морали относится куда проще, не скрывая своих взглядов на мир. С другой, именно она лучше всех понимает истинную сущность Эйба и открывает ее своей студентке. Но при этом сюжетная линия Риты словно не закончена. Если и Эйб, и Джилл завершили свое развитие как персонажи, то история Риты как будто прервана на полуслове, что, несомненно, разочаровывает. Джилл Поллард весьма значима для сюжета, и потому нелогичность ее поведения обескураживает. Образ подается как антипод Риты — наивная, возвышенная, чистая девушка, привлеченная мрачным, таинственным огнем ауры, окружающей профессора, и опалившая свои крылышки. Но ее слова расходятся с делами. Она изменяет своему без памяти ее любящему парню Рою (Джейми Блэкли), не считается с чувствами окружающих, эгоцентрична и явно высокого о себе мнения. Она считает себя особенной, что дает ей право смотреть на других людей свысока. На всех, кроме Эйба. Исходя из этого, весьма смешанные чувства вызывает ее неожиданная совестливость. Но даже в этой ситуации ее больше волнует не само преступление, а то, как оно отразится на ней. И только когда под раздачу попадает невиновный, она требует от героя сдаться. Можно, конечно, предположить, что так и было задумано, что ее хотели показать как своего рода молодого Эйба. Только сам профессор дошел до последней черты, а у Джилл все же оказались какие-то границы морали. Но если и так, то смотрится это слишком расплывчато, да и звучит надуманно. В принципе, роль Джилл в сюжете понятна. Она помогает показать эволюцию Эйба и его истинное лицо. Вначале герой отказывается от предложенной Джилл любви, объясняя это своей порядочностью, но стоило ему вновь ощутить вкус к жизни, и он передумал. И лишь в конце мы понимаем, что это вовсе не было настоящим чувством — на самом деле он не хотел себе отказывать в таком наслаждении, как любовь красивой молоденькой девушки. Хладнокровие, с которым он поставил свои интересы выше жизни Джилл, показывает, что, несмотря на внешние проявления, он никогда не менялся. Он был и остается эгоистом, только вначале он получал удовольствие от одних вещей, затем начал получать от других. Но все это становится очевидно уже после просмотра. До финальных кадров создается впечатление, что Эмму Стоун наняли исключительно для того, чтобы она меняла ультракороткие наряды и проникновенно смотрела на Хоакина своими огромными зелеными глазами. Даже название фильма вызывает недоумение. Эйб вовсе не иррационален, напротив, весь фильм он ведет себя как человек довольно холодного ума. Просто мышление его несколько своеобразно, но конкретно в его голове все логично. В начале фильма мы видим его мизантропом, а в конце — скорее социопатом. Сам Аллен считает, что Эйб только мнит себя рациональным, но на самом деле им не является. Как говорит мать Джилл, рассуждения профессора — триумф стиля, но содержание не выдерживает критики. И все же, на наш взгляд, герой остается вполне рациональным. Дело в том, что благодаря уму и образованию он мыслит, исходя из несколько других предпосылок, нежели обыватель, но все его действия четко обоснованы с точки зрения логики. Его логики, конечно. Основная проблема фильма — перманентное ощущение, что чего-то не хватает. А ведь, казалось бы, есть все: прекрасные, харизматичные актеры, интересный сценарий, юмор, множественные культурные отсылки, философия и острая проблематика. И даже великолепная музыка трио Рамси Льюиса. Саундтрек подобран идеально и, можно сказать, собирает фильм по кусочкам в единое целое. Но после просмотра остается чувство, будто тебе чего-то недодали, недосказали, что какой-то важный кусочек потерялся. Возможно, картине просто не хватает души. Она кажется идеально выполненной домашней работой, но в ней нет чего-то незримого, что делает ее уникальной и вызывает желание пересмотреть. Впрочем, «Иррациональный человек» стоит того, чтобы увидеть его хотя бы раз. Так является ли этот фильм проходным? Скорее, да. Является ли он неудавшимся? Точно нет. И, надо признать, что его можно было бы оценить куда выше, если бы в строке «режиссер» не стояла фамилия Вуди Аллена.... подробнее