Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Олег Басилашвили

Oleg Basilashvili
Олег Басилашвили
Профессии: Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Galina Mshanskaya, Татьяна Доронина (00.00.1955)
Родился: 26 сентября 1934, Весы (90 лет)
Последний фильм: 2015
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Олег Басилашвили Фото Олег Басилашвили Фото Олег Басилашвили

Новости

16.03.2020 14:59

«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет.

Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич.
Читать полностью
Поделиться:

23.11.2019 19:53

К Бузыкину с любовью. Юбилей «Осеннего марафона»

Сегодня 40 лет исполняется «Осеннему марафону» Георгия Данелии. Культовый фильм по пьесе Александра Володина с Олегом Басилашвили, Натальей Гундаревой и Мариной Нееловой в главных ролях вышел на экраны на рубеже 70-80-х годов и представил зрителям колоритный портрет человека той эпохи, внутренние переживания которого близки и понятны нам и сейчас.

Драматург Александр Володин, написав автобиографичную пьесу «Горестная жизнь плута», осознал, что вышла-то не совсем комедия. Экранизировать историю должен был режиссер, который смог бы отразить глубину, скрытую за комичными жизненными перипетиями. Он обратился к Георгию Данелии, но тот решил отдать сценарий молодым кинематографистам. Однако Володин настоял — фильм должен снимать зрелый мастер. Тогда Георгий Николаевич передал сценарий Павлу Арсенову, но в нем драматург не увидел надлежащего интереса к своему детищу, и история снова вернулась к Данелии.
Читать полностью
Поделиться:

26.09.2019 19:16

История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается.

Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые».
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.85

Все | Актёр | Главные роли

Биография

Родился 26 сентября 1934 года в Москве. Окончил Школу-студию при МХАТ (1956). С 1959 года — актёр БДТ имени Г.А. Товстоногова. Заслуженный артист РСФСР (1969). Народный артист РСФСР (1977). Народный артист СССР (30.11.1984). Почётный гражданин г.Санкт-Петербурга (2012).

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Актёр [ скрыть ]


Без границ
Без границ (2015)

(0.00)

Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя
Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2007)

Karnavalnaya noch 2, ili 50 let spystya (4.10)
On spoons player

Сонька  золотая ручка
Сонька золотая ручка (2007)

Sonka zolotaya ruchka (5.40)
Levit Sandanovich

Ликвидация
Ликвидация (сериал) (2007)

Likvidatsiya (8.40)
The Old Man

Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита (сериал) (2005)

Master i Margarita (7.20)
Воланд

Идиот
Идиот (2003)

Idiot (8.30)
General Yepanchin

Азазель
Азазель (2002)

Azazel (6.60)
Lavrenty Arkadyevich Mizinov

Яды, или всемирная история отравлений
Яды, или всемирная история отравлений (2001)

Yady, ili vsemirnaya istoriya otravleniy (6.60)
Prohorov, pope Alexander VI

Романовы: Венценосная семья
Романовы: Венценосная семья (2000)

Romanovy: Ventsenosnaya semya (5.80)
Prof. Fyodorov

Бандитский Петербург 2: Адвокат
Бандитский Петербург 2: Адвокат (2000)

Banditskiy Peterburg: Advokat (7.80)
Prokhorenko

Что сказал покойник
Что сказал покойник (сериал) (2000)

Chto skazal pokoynik (5.60)
Chief

Орел и решка
Орел и решка (1995)

Oryol i reshka (6.90)
Professor Savitsky

Предсказание
Предсказание (1993)

Predskazaniye (6.30)
Oleg Gorunov

Сны
Сны (1993)

Sny (6.60)
Graf Prizorov

Билет в красный театр, или смерть гробокопателя
Билет в красный театр, или смерть гробокопателя (1992)

Bilet v krasnyy teatr, ili smert grobokopatelya (0.00)

Небеса обетованные
Небеса обетованные (1991)

Nebesa obetovannye (6.90)
President's friend

Город Зеро
Город Зеро (1990)

Gorod Zero (7.40)
The Writer

Чернов/Чернов
Чернов/Чернов (1990)

Chernov/Chernov (6.40)

Большая игра
Большая игра (1988)

Bolshaya igra (5.80)

Курьер
Курьер (1987)

Kuryer (8.00)
Katya's father

Дядя Ваня
Дядя Ваня (1987)

Dyadya Vanya (7.30)

Litsom k litsu
Litsom k litsu (1986)
(0.00)

Про Веру и Анфису
Про Веру и Анфису (1986)

Pro Veru i Anfisu (7.50)
Narrator (голос) (как O. Basilashvili)

Противостояние
Противостояние (1985)

Protivostoyanie (7.40)
Kostenko

Соучастие в убийстве
Соучастие в убийстве (1985)

Souchastie v ubiystve (0.00)

И вот пришёл Бумбо...
И вот пришёл Бумбо... (1984)

I vot prishyol Bumbo... (0.00)

Вокзал для двоих
Вокзал для двоих (1982)

Vokzal dlya dvoikh (7.80)
Platon Sergeyevich

Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1980)

Neskolko dney iz zhizni I.I. Oblomova (7.50)
(как O. Basilashvili)

О бедном гусаре замолвите слово
О бедном гусаре замолвите слово (1980)

O bednom gusare zamolvite slovo (8.10)
Graf Merzlyayev

Осенний марафон
Осенний марафон (1979)

Osenniy marafon (7.80)
Андрей Павлович Бузукин

Служебный роман
Служебный роман (1977)

Sluzhebnyy roman (8.30)
Samokhvalov

Смешные люди
Смешные люди (1977)

Smeshnye lyudi (7.70)

Жизнь и смерть Фердинанда Люса
Жизнь и смерть Фердинанда Люса (1976)

Zhizn i smert Ferdinanda Lyusa (7.10)
Kroizman

Раба любви
Раба любви (1976)

Raba lyubvi (7.00)
Yuzhakov

Дни Трубиных
Дни Трубиных (1976)

Dni Turbinykh (0.00)
Владимир Тальберг

Воздухоплаватель
Воздухоплаватель (1975)

Vozdukhoplavatel (5.30)

Врача вызывали?
Врача вызывали? (1974)

Vracha vyzyvali? (5.80)

Выбор цели
Выбор цели (1974)

Vybor tseli (5.60)

День приёма по личным вопросам
День приёма по личным вопросам (1974)

Den priyoma po lichnym voprosam (0.00)

Podzornaya truba
Podzornaya truba (1973)
(0.00)

А. Чехов. Сценки
А. Чехов. Сценки (1973)

A. Chekhov. Stsenki (0.00)

Вечный зов
Вечный зов (сериал) (1973)

Vechnyy zov (6.80)

Opoznanie
Opoznanie (1973)
(6.90)
(голос)

Возвращение
Возвращение "Святого Луки" (1970)

Vozvrashcheniye 'Svyatogo Luki' (6.40)
Loskutov, an engineer

Баллада о Беринге и его друзьях
Баллада о Беринге и его друзьях (1970)

Ballada o Beringe i ego druzyakh (0.00)

Живой труп
Живой труп (1968)

Zhivoy trup (5.40)
Viktor Mikhajlovich Karenin

Мертвые души
Мертвые души (1968)

Mertvye dushi (7.70)
Manilov

Старшая сестра
Старшая сестра (1967)

Starshaya sestra (7.40)
Мединский (как O. Basilashvili)

Заговор послов
Заговор послов (1965)

Zagovor poslov (7.40)
George Lockhart

Гранатовый браслет
Гранатовый браслет (1964)

Granatovyy braslet (6.40)
Vasily Lvovitch

Горячая душа
Горячая душа (1959)

Goryachaya dusha (0.00)

Невеста
Невеста (1956)

Nevesta (5.90)

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
 Self - Guest 1 episode, 2014

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

Episode #1.2
Episode #1.2 (0)
(0.00)
Brenner

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Self - Guest

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

Episode #1.3
Episode #1.3 (0)
(0.00)
Brenner

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Georgiy

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

Episode #1.4
Episode #1.4 (0)
(0.00)
Brenner

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Judge Squeezum

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

Chief

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Kosterin


(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Joey Morphy

(голос)

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Ivan Ivanovich Pushchin

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Six

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
Ivan Ilyich Oblomov

(0)
(7.00)
 Gennadiy Nikitin, Grandfather 8 episodes, 2009

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)
unknown episodes

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

(0)
(0.00)
Theo

(0)
(0.00)
Lakhnovskiy

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

(0)
(0.00)
Mastakov

(0)
(0.00)
Lakhnovskiy

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)
Lakhnovskiy

(0)
(0.00)
Levit Sandanovich

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

Polkovnik Shaber
Polkovnik Shaber (0)
(0.00)
Derville

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
 Self - Guest 1 episode, 2019

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

Pikvikskiy klub
Pikvikskiy klub (0)
(0.00)
Jingle

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
General Ivan Epanchin

(0)
(0.00)
Gennadiy Nikitin, Grandfather

Episode #1.1
Episode #1.1 (0)
(0.00)
Brenner

(0)
(0.00)
Prokhorenko

(0)
(0.00)
General Ivan Epanchin

Играл себя [ скрыть ]


Читаем блокадную книгу
Читаем блокадную книгу (2009)

Chitaem 'Blokadnuyu knigu' (5.80)
Себя


Любопытно

Олег Басилашвили — человек уникальной порядочности, интеллигент в лучшем смысле этого слова. В котором однажды, под влиянием «нелепой фигуры» Сахарова, пытающегося что-то сказать с трибуны, проснулось то самое: он отчетливо понял, что сцены мало, что «можно и нужно говорить прямым текстом вслух». И по сей день Олег Валерианович является одним из самых политизированных представителей нашего искусства.

Таким неравнодушием к судьбе своей страны обладают, как правило, люди «с корнями» и определенным воспитанием. Они, оглядываясь на своих предков, осознали, что срамить прошлое и наплевательски относится к будущему просто не могут себе позволить. На глазах у маленького Олежки пьяница и матершинница соседка Валька взяла на воспитание двух еврейских сирот, его мать стояла в очереди с пяти утра до трех дня ради кусочка масла, а бабушка в это время надраивала полы и вязала кружевные ламбрекены. После такого только планку держать...

В '41-м году для семилетнего Олега самым вкусным блюдом была картошка, жаренная на рыбьем жире, случайно найденном на антресолях на зависть всем соседям по коммуналке. Спустя много лет Олег Басилашвили купит комнату в том же районе Москвы (хотя мог себе позволить и квартиру) — чтобы вернуться в свое прошлое.

Дед Олега Басилашвили со стороны отца был полковником царской армии, потом полицейским, однажды засадившим в тюрьму уголовника по фамилии Джугашвили. В '39-м деда забрали, страшно били, так что он все слова стал задом наперед говорить. При этом в Грузии до сих пор сохранились земли, пожалованные царем прадедушке Олега Валериановича. Всероссийского любимца там встречают с накрытым столом и предлагают помощь в строительстве дома, и никто не видел Басилашвили по телевизору — делают это только из уважения к прадеду, к его родне.

«Говорят, театр помогает разобраться в жизни. Я сам в себе никак разобраться не могу... Гораздо проще наладить производство хороших сосисок».

После школы Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ, где учился на одном курсе с Михаилом Козаковым и Евгением Евстигнеевым, имел репутацию самого красивого и при этом самого интеллигентного студента. К слову, актер до сих пор на дух не переносит ни «Аншлаг», ни «Камеди клаб». Говорит, эту «порнографию» ему смотреть просто неудобно, особенно когда рядом жена.

Переехав в Ленинград, Басилашвили стал служить в БТД у Товстоногова и, несмотря на многократные предложения из Москвы, уходить из «лучшего театра в мире» не собирался. Позже говорил, что Петербург стал для него «рабочим местом в лучшем смысле этого слова». И, как честный человек, Олег Валерианович следит за порядком на этом своем рабочем месте: регулярно выступает в защиту «небесной линии» Петербурга и против бездумного вмешательства капитала в культурное наследие Северной столицы.

«Задача современного искусства – сделать так, чтобы, зарабатывая деньги, строя дом, покупая вещи, люди не забывали о том, что есть душа».

Кстати, о душе. Обратите внимание, что интеллигент и «романтик-максималист» Басилашвили прославился сплошь ролями недотеп и подлецов: карьериста Самохвалова из «Служебного романа», гнусного чиновника Мерзляева из фильма «О бедном гусаре замолвите слово», рохли Платона Громова из «Вокзала для двоих» и несчастного Бузыкина из «Осеннего марафона». А еще, конечно, Воланда, который не совсем подлец и далеко не недотепа, но назвать его положительным героем вряд ли кто-то отважится.

«Вот смотрю я на вас, Верочка, и думаю: будь я полегкомысленнее, я бы… ух!!!» (Самохвалов, «Служебный роман»)

Пик карьеры для Олега Басилашвили пришелся на 1970-1980-е годы. В 1977 году вышел «Служебный роман» Эльдара Рязанова, где он сыграл импозантного негодяя Самохвалова, который насоветовал тюфяку Новосельцеву приударить за мымрой-начальницей и ненароком разбил сердце трогательной Олечке Рыжовой.

Хотя какой же он негодяй? Новосельцеву обрадовался искренне, также искренне пытался ему помочь, а напора Рыжовой просто испугался — у него устоявшаяся сытая жизнь с красавицей-женой, зачем ему эти проблемы? А ведь мог бы и воспользоваться доступностью влюбленной женщины. Вот только письма в местком, конечно, относить не стоило. В общем, советский зритель сначала долго и с удовольствием хаял Самохвалова, а потом все ему простил — ведь именно он свел Новосельцева и Калугину, которая теперь уйдет в декрет, освободив ему место начальника. Настоящий советский хеппи-энд.

«Хартия переводчиков гласит, что перевод в современном мире должен содействовать лучшему взаимопониманию между народами. А вы своим лепетом будете только разобщать» (Бузыкин, «Осенний марафон»).

Не очень-то приятно было нашим, уставшим от собственного безволия, интеллигентам узнавать в Бузыкине себя, и как-то совсем неприятно в его дерзкой дочери — своих детей, для которых между интеллигентностью и слабостью давно поставлен знак равенства.

Бузыкин хочет только одного — обложиться словарями и переводить Бернса. Он умеет это делать и любит, и испытывает физические страдания от того, что вынужден поручить эту работу бездарной переводчице. А вот решать бытовые проблемы мы не любим и не умеем, нам хочется, чтобы они сами как-нибудь решились. И чтобы никому не было больно. Но так не бывает, и наш герой под гнетом неизбывного чувства вины окончательно превращается в тряпочку.

«Граф Мерзляев работал не на страх и не на совесть, поскольку ни того и ни другого у него давно уже не было» («О бедном гусаре замолвите слово»)

В фильме «О бедном гусаре замолвите слово» хитрый Мерзляев затевает интригу, чтобы проверить гусарский полк на благонадежность, и получает отпор от благородных гусар. В этой трагикомедии о противостоянии человеческого и бюрократического Мерзляев лишь выполняет свою работу. Он должен найти и непременно наказать всех врагов, даже если их нет.

Роль писалась специально под Басилашвили и является ключевой, именно на выходках Мерзляева завязан весь сюжет. Как и Самохвалов, внешне он хорош — воспитанный, элегантный, образованный. Как и у Самохвалова, у него есть обратная сторона — он расчетлив, холоден и высокомерен. По словам Рязанова, в этот образ Олег Басилашвили вложил всю свою ненависть к тиранам и сатрапам, разоблачил его, сорвал с него маску. На премьере Рязанов так хвалил актера, что даже написал расписку снимать его во всех своих последующих картинах. «Олег взял эту бумагу и бережно спрятал в карман», — вспоминал режиссер, следующим фильмом которого стал «Вокзал для двоих».

«Люди добрые, это мой дебют на базаре!» (Платон Громов, «Вокзал для двоих»)

Говорить об этой ленте, упоминая только Басилашвили, немыслимо. «Вокзал для двоих» — это в первую очередь блестяще сыгранный тандем с Людмилой Гурченко, которую именно после этой картины Олег Валерианович стал называть своей любимой актрисой. Вот она, та «женская преданность до последней капли крови», которая до сих пор восхищает Олега Басилашвили в его собственной супруге.

Только здесь она сыграна без излишнего героизма, да и Платоном Громовым принимается не как должное, а с большой опаской — даже пирожком подавился! И тем не менее, «пусть в голове у них мелькает проседь», они осознают, что «не поздно выбрать новый путь и прожитое зачеркнуть». Благодаря этой вере в возможность большого и светлого чувства вопреки всему, которую поддерживает в зрителе «Вокзал для двоих», смотреть его можно бесконечное количество раз и с любого места.

Сегодня Олегу Валериановичу исполняется 78 лет. Он живет и работает в Санкт-Петербурге, местные жители с любовью называют его «Басик» и по-настоящему гордятся, когда встречают его на улице или в магазине. Гордятся тем, что именно такие, как он — уникально порядочные — составляют душу и сердце этого высокомерного города с его небом-портянкой и пока еще просматриваемой вдоль него той самой, сокровенной «небесной линией».

Telegram-канал

Топ 250
205
Поезд на Юму
3:10 to Yuma (7.90)
206
Апокалипсис
Apocalypto (7.90)
207
Клерки
Clerks. (7.90)
208
127 часов
127 Hours (7.90)
209
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
210
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
211
Железная хватка
True Grit (7.90)
212
Офисное пространство
Office Space (7.90)
213
Перекресток Миллера
Miller's Crossing (7.90)
214
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
весь топ
16.03.2020
«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет. Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич. Отец Юрского был художественным руководителем системы цирков СССР, детство будущего актера по праву можно назвать цирковым: «Цирк и был моей жизнью. Мы жили в самом цирке. Я не выходил из цирка. Я только в школу выходил из цирка. И так год за годом». Оттуда, по его мнению, любовь к юмору и эксцентрике. Уже на третьем курсе театрального института Сергей Юрский был принят Товстоноговым в труппу БДТ, там он начал работать с Ефимом Копеляном, Олегом Басилашвили, Алисой Фрейндлих«Я с первого спектакля играл с актерами, которых я знал очень хорошо. Я их обожал! Вот теперь я лично с ними встречался на равных. Это тоже счастливое совпадение для моего поколения, которое вступало в жизнь в момент оттепели», — будет вспоминать Сергей Юрьевич. Начинал Юрский как комик, но Георгий Товстоногов направил его в сторону драматическую, а потом — героико-трагическую. Но он не изменит себе, смешное в его героях будет присутствовать всегда: «Юмор для меня — обязательный компонент, роль совсем без юмора для меня невозможна, не получается». На сцене БДТ он будет и Чацким, и Тузенбахом, и Мольером (булгаковским!), и Фарятьевым. В эти годы его часто приглашали в кино, он был обласкан и режиссерами, и публикой. Но однажды, по словам Юрского, «хозяева Ленинграда» больше не захотели его видеть и сделали все, чтобы и никто другой его тоже не видел — ни на сцене, ни на экране. Была ли причина в личной неприязни, в связи Юрского с Пражской весной 68-го, в дружбе с «неблагонадежными» Бродским, Барышниковым, Солженицыным — до сих пор неизвестно. «Со мной здоровался каждый встречный, и я здоровался с каждым встречным. Мы все знали друг друга… Так казалось. Казалось, пока я шел в гриме и костюме Бендера или Импровизатора… Так казалось, пока я был (довольно долго!) снимаемым, утвержденным актером. Но вот меня вдруг перестали утверждать — это еще только начиналось… еще и слухи не успели расползтись… но запах пошел… И тут уж ничего не поделаешь… большинство лиц стали незнакомыми… оставшихся знакомых захлестнули дела, у многих отшибло память… в самых любимых, самых уютных уголках студии как-то разом везде начался ремонт… в очереди в буфет перестали находиться люди, кричащие: «Сюда, сюда, он передо мной занимал!», — напишет в своей автобиографии Сергей Юрьевич. Однако Юрский всегда считал себя независимым — его поезд просто пошел дальше. А дальше был переезд в Москву, начало концертной деятельности и писательство. Концерты займут важное место в жизни Сергея Юревича. Он объездит весь Советский Союз, будет выступать для эмигрантов в Нью-Йорке, Чикаго, Иерусалиме, Кельне, Париже. Восемь разных двухчасовых концертных программ: от Пушкина и Гоголя до Шукшина и Жванецкого, от Достоевского, Мопассана и Чехова до Бунина, Зощенко и Бабеля… И Булгаков, и Есенин, и Бернс, и даже Шекспир. Более двадцати авторов, более пятидесяти их произведений. Артист был влюблен в литературу и гордился тем, что делает: «Я (не один, конечно, но среди других я) рекрутировал людей в интеллигенцию. Никогда не искал маленьких зальчиков «для своих», «для знающих-понимающих», а соединял в больших залах знающих и незнающих и знакомил их друг с другом», — писал Юрский. За 15 лет только на его литературных концертах побывало более миллиона зрителей. Так однажды Сергей Юрьевич и сам придет к писательству. Была такая поговорка: «Писатель, если его не издают, может писать в стол. Артисту хуже — если его не выпускают к зрителю, он может сыграть только в ящик». Юрский иронизировал: «Видимо, чтобы не сыграть в ящик, я стал писать в стол». Так он работал долгие годы, но это привело его к важнейшему делу его жизни — фильму «Чернов/Чернов». Испано-советская картина станет его единственной режиссерской работой, снятой по его собственному сценарию. Помимо Сергея Юрского в картине приняли участие Андрей Смирнов, Елена Яковлева, Олег Басилашвили, Андрей Толубеев, Сергей Маковецкий и другие. Картина была двухслойная: о советском интеллигенте, архитекторе Александре Петровиче Чернове, переживающем душевный кризис, и его иллюзорном «западном» прототипе, более счастливом, более устроенном. Как писал сам Юрский, этот фильм о страхах — мелких и крупных, об оскудении души в душной атмосфере застойного быта, о подмене и раздвоении личности в условиях тотальной слежки тоталитарного режима. У каждого из героев картины в душе была своя пустота, о которой и рассуждал режиссер. Объединяло всех троих одно — любовь к поездам. Мысли Александра Чернова были заняты гигантским макетом железной дороги, Пьер Чернов спасался от реальности в купе комфортабельного трансъевропейского экспресса, пересекающего Европу. А Сергей Юрский мечтал о своем поезде свободы — когда никому ничего не должен, когда все границы открыты. В 90-х, через несколько лет после окончания съемок «Чернов/Чернов», Сергей Юрский так же, как и герой его картины, окажется в самом сердце Европы. Он будет работать в парижском театре Bobigny, в Национальном театре в Брюсселе, учить актерскому искусству во Франции и Англии. Однако вскоре Сергей Юрский начнет понимать: «Я буду 564-м (или 1564-м) в очереди за товаром, который называется "интерес заграничной публики". Но не только я от нее далек, но и она далека от меня. Я стою в необыкновенно длинной очереди за абсолютно ненужным мне товаром». Вернувшись в Россию, он будет сниматься и выходить на сцену до своих последних дней, исполняя завет отца: «Будь актером столько, сколько дышать будешь».... подробнее
23.11.2019
К Бузыкину с любовью. Юбилей «Осеннего марафона»

Сегодня 40 лет исполняется «Осеннему марафону» Георгия Данелии. Культовый фильм по пьесе Александра Володина с Олегом Басилашвили, Натальей Гундаревой и Мариной Нееловой в главных ролях вышел на экраны на рубеже 70-80-х годов и представил зрителям колоритный портрет человека той эпохи, внутренние переживания которого близки и понятны нам и сейчас. Драматург Александр Володин, написав автобиографичную пьесу «Горестная жизнь плута», осознал, что вышла-то не совсем комедия. Экранизировать историю должен был режиссер, который смог бы отразить глубину, скрытую за комичными жизненными перипетиями. Он обратился к Георгию Данелии, но тот решил отдать сценарий молодым кинематографистам. Однако Володин настоял — фильм должен снимать зрелый мастер. Тогда Георгий Николаевич передал сценарий Павлу Арсенову, но в нем драматург не увидел надлежащего интереса к своему детищу, и история снова вернулась к Данелии. Георгий Николаевич был уверен, что «материал не его», что главная роль, написанная специально для Басилашвили, тому не подходит. Хитростью приведенный на пробы Олег Валерианович и при личной встрече не смог изменить мнение режиссера: «Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина. Конечно, он не годится на скромного, беспомощного и безвольного Бузыкина». Но после проб Георгия Николаевича попросили подвезти актера. «Он вышел на Маросейке у аптеки (там жила его мама), а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на красном светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу — сутулый человек, и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар», — будет вспоминать режиссер. Так после этой непостановочной сцены Олег Басилашвили был утвержден на главную роль. Андрей Бузыкин — талантливый переводчик, преподаватель. Он та самая интеллигенция, болтающаяся посреди безвременья 70-х. Бузыкин женат, у него есть взрослая дочь, молодая любовница, сосед-алкоголик, друг-переводчик из Дании и бездарная университетская подруга. Всех их герой любит, всем старается угодить, только в плену собственной безотказности он глубоко несчастен. Пробегая свой ежедневный «марафон», он безуспешно пытается догнать собственную жизнь: еще немного, еще чуть-чуть, и я выдохну, я начну жить. Однако марафон оказывается банальным бегом по кругу, а фильм становится памятником человеческой уязвимости. Это о наших хрупких душах. О нас, переживающих, сомневающихся, ищущих… В какой-то момент история захватила и Данелию. Он считал Александра Володина лучшим советским драматургом, получал огромное удовольствие от его текстов. Но энтузиазма добавило именно желание копнуть глубже — порассуждать на тему мужской природы, кризиса среднего возраста и, конечно, своих собственных противоречий. «Володин написал сценарий о себе, а я, сознаюсь, снимал эту историю про себя», — признается потом режиссер. Георгий Данелия впервые позволил мужчине проявить на экране свои слабости (тему продолжит несколько лет спустя в своих картинах Роман Балаян). Пропала необходимость махать шашками, спасая себя, свои семьи и заодно все человечество. Теперь мужская природа, отполированная годами общественных установок, смогла явить свои шероховатости и нюансы. Герой получил право на сомнения, неуверенность, усталость. Бузыкин сдался перед жизнью, ссутулил спину и с рабской покорностью принял навязанные ему условия. Он не возражает начальнику, когда тот сворачивает его хорошие переводы только потому, что автор уже не актуален, не отказывает соседу, пришедшему выпить, не отвечает честно даже самому себе на вопросы о чувствах к жене и к любовнице. Может, потому что его собственные желания затерялись где-то среди понятий «долг», «обязательства», «традиции», среди того, чему научили семья и школа? «Бузыкин мой, Андрей Павлович, — одна из самых дорогих мне ролей. Благодаря Георгию Николаевичу, с его помощью, а подчас и при его диктате пришлось мне посмотреть на себя со стороны, заглянуть себе в душу. Нет, не о любовном треугольнике идет речь, а о своем месте в жизни, о конформизме, свойственном каждому советскому человеку, об интеллигентном неумении сказать, когда необходимо, "нет!" или, в противном случае, "да!", о трагедии самоуничтожения, о невозможности измениться…», — говорит о своей роли Олег Басилашвили. Олег Валерианович не преувеличивал, диктатура Данелии на площадке была. Архитектор по образованию, он был поразительно точен и внимателен к деталям. В итоге картина получилась удивительно гармоничной по своей композиции, недаром ее и сегодня изучают в западных киношколах. Скрупулезен он был и в работе с актерскими образами. Режиссер плавно и постепенно раскрывает нам Бузыкина — все-таки марафон, а не бег на короткие дистанции. А вот второстепенные герои яркими вспышками проносятся по пути его следования. Их образы, пожалуй, даже утрированы, что заставляет зрителя чувствовать их острее. Уставшая от такой жизни, подчеркнуто скучная супруга главного героя Нина в исполнении Натальи Гундаревой. Пытающаяся уживаться со своей ролью любовница Аллочка, умело манипулирующая «там же ничего нельзя, а здесь все можно», которую сыграла Марина Неелова. Евгений Леонов за роль неподражаемого соседа Василия Игнатьевича получил премию итальянских журналистов на Венецианском кинофестивале. За тот небольшой промежуток, что был отведен ему в картине, он успел поведать и о загадочной русской душе, и о философии наших застолий. «Тостуемый пьет до дна», «Хорошо сидим!», «Не тот лес, не тот», — практически все реплики персонажа ушли в народ. Удивительно, что сыграть Леонов должен был соседа не Бузыкина, а Аллочки. К счастью, этого не случилось. Роль фронтовика дяди Коли, человека старой закалки блистательно исполнил Николай Крючков. Спокойный, уверенный, твердый. Для него все предельно просто, он лишен бузыкинских сомнений. Если ты вышел из туалета — вымой руки, если спишь с женщиной — женись на ней. Такая вот бытовая лирика, за которой спрятана целая философия. «Осенний марафон» стал символичным окончанием уходящей эпохи. Андрей Бузыкин вобрал в себя все переживания, которые витали в воздухе того времени. Помните, как каких-то пятнадцать лет назад резво бежал вверх по эскалатору метростроевец Коля в картине «Я шагаю по Москве»? И как теперь сутуло, с поникшей головой бредет по нему Бузыкин… Горькая насмешка над жизнью от Георгия Данелии.... подробнее
26.09.2019
История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается. Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые». Переезд в Сталинград, затем в Ленинград. Работа в театре имени Ленинского комсомола давалась Басилашвили легко, он называет это время счастливым. Только постоянно подтачивала ностальгия по Москве, желание чего-то большего, чего-то «мхатовского». Свой МХАТ Олег Валерианович сумел найти и на берегах Невы: Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ, сцена которого была согрета «невидимым присутствием белоснежной мхатовской Чайки». Однако робость перед мечтой стеснительного Басилашвили так и не покинула. Жесточайшая конкуренция в театре и сложные задачи, которые ставил Товстоногов, снова заставили актера метаться. «Я репетировал, старался изо всех сил, делал все "по системе", прочел всего Бакунина, Кропоткина (революционер!), копал вглубь… а толку — ноль! И чем больше я старался, — тем больше был зажат, беспомощен, неорганичен», — вспоминает Олег Валерианович. Премьера первого спектакля, прошедшая с оглушительным успехом, лично для него стала позором. Когда всех артистов поздравляли, ему старались не смотреть в глаза. Серо и безлико тянулись для актера дальнейшие театральные будни. Росли и крепли его «неверие в свои способности, тупое, словно топорный обух, чувство подавленности и тоски, потный ужас от крика режиссера, позорная рабская стыдливость». Никак не угадать будущего Мерзляева, не правда ли? А вот глубина метаний нерешительного Бузыкина становится очевиднее. На пике славы от Олега Басилашвили уходит его супруга, блистательная Татьяна Доронина. Ее карьера в БДТ складывалась значительно успешнее. Басилашвили остался один в чужом городе, с багажом разочарований, комплексов и творческого одиночества. Помогало только телевидение — роли в телеспектаклях — среди камер, мониторов, кабелей Басилашвили чувствовал себя профессионалом. Когда уже с театром хотелось покончить, после одной из репетиций к Олегу Валериановичу подошел Товстоногов и сказал, чтобы тот не думал покидать БДТ, добавив: «Вы мне очень нужны». Надо ли было большего для тонкой, ранимой души Басилашвили? В него поверили, его оценили. «И как-то постепенно стало у меня все налаживаться — и внутри, и снаружи: постепенно прибавлялась уверенность, ощущение свободы, дотоле почти неизвестное мне», — будет впоследствии вспоминать актер. Он начал осваиваться, раскрепощаться, уже не с таким страхом смотрел на боготворимых им коллег, Юрского и Лаврова. Режиссер Эльдар Рязанов увидел Басилашвили впервые на сцене БДТ в спектакле «Мольер» по пьесе Булгакова. Олег Валерианович играл Людовика XIV и, по словам Эльдара Александровича, делал это блистательно. Зайдя после спектакля к нему в гримерку, Рязанов неосторожно произнес: «Я не понимаю, почему я до сих пор не снимаю вас в своих картинах». На что уже на тот момент осмелевший актер ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю». Так состоялось важное для отечественного кинематографа знакомство. Юрий Григорьевич Самохвалов, граф Мерзляев, Платон Громов — обретя себя, Басилашвили уже с легкостью бравировал своей импозантной фактурой, не утратив при этом очарования нерешительного интеллигента. Его герои были непривычны зрителю, в обыденное черное и белое Басилашвили удавалось замешивать оттенки собственных глубинных переживаний. Кому, как не ему, было знать, как легко мужчину могут сломить внешние обстоятельства, страхи, комплексы, как легко стать заложником внешности, не дающей тебе право на слабость. Ведь не всегда решишься подойти к такому большому, сильному мужчине со словами: «Вы мне очень нужны», — как сделал это однажды Товстоногов. Сейчас Олег Басилашвили — народный артист России, главная звезда БДТ, почетный гражданин Санкт-Петербурга, за его плечами десятки ролей в кино, театре и на телевидении. Но только и по сей день, если где-то на улицах города народный артист слышит «Это он!», внутри просыпается все тот же волнующийся самоед: «Спину прямо держать! И — главное, главное — туман в глаза, внутреннюю углубленность, иллюстрирующую богатство души и — простоту, простоту — да, да, это тоже важно, несмотря ни на что, на популярность и уважение — я прост, прям, доступен…». Команда LostFilm.INFO от всей души поздравляет любимого актера с юбилеем! Желаем отменного здоровья, неисчерпаемого вдохновения и всеобъемлющей гармонии с собой и миром!... подробнее