Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Александр Пушкин

Alexander Pushkin
Александр Пушкин
Профессии: Сценарист
Пол: Мужской
Брак: Natalia Goncharova (18.02.1831) (детей: 4)
Родился: 06 июня 1799, Близнецы (220 лет назад)
Умер:: 29 января 1837 (37 лет)
Последний фильм: 2018
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

25.08.2019 18:26

«У меня есть один критерий ''настоящего'' — стыдно или не стыдно». Сергею Соловьеву — 75

Сегодня 75-летний юбилей отмечает известный российский режиссер Сергей Соловьев. Художник вне времени, но отлично чувствующий его. Его легендарная «Асса» стала гимном целого поколения, а экранизации Пушкина, Чехова и Толстого — классикой отечественного кинематографа. Сергей Соловьев самостоятельно и в соавторстве написал множество киносценариев, издал трехтомный сборник воспоминаний «Асса и другие произведения этого автора», поставил несколько спектаклей, а главное — и по сей день продолжает снимать кино. «Кино было и остается моим способом чувственного познания мира», — признается режиссер.

Родился Сергей Соловьев в небольшом городке Кемь в Карелии. Отец его служил в контрразведке, поэтому детство будущего режиссера прошло в Северной Корее. Позже семья вернулась в Ленинград, где, еще будучи школьником, Соловьев начал играть в спектаклях Георгия Товстоногова на сцене Большого драматического театра. Какое-то время он проработал на ленинградском телевидении, после чего в свои неполные 17 решил отправиться в Москву, как сам говорил, чтобы «посмотреть, как поступают во ВГИК». Дело в том, что в те годы вышло постановление Правительства, подписанное Никитой Хрущевым, о приеме в творческие ВУЗы только людей с жизненным опытом.
Читать полностью
Рубрика: Юбилей
Теги: пост, персона
Поделиться:

01.01.2017 13:19

Лучшие российские фильмы 2016 года

В последние годы о нем принято говорить полушепотом на кухне в кругу самых близких друзей. Ностальгировать по славным прежним временам, когда все было другим, — артисты талантливее, режиссеры смелее… О современном российском кино рассуждать стало зазорно и даже неловко, смотреть его — тем более. Что же оно такое наконец — «Летучий голландец» или кот Шредингера, который вроде есть, а вроде его и нет?

В начале 2016-го нам торжественно пообещали, что год российского кино запомнится яркими премьерами, неожиданными решениями и попросту хорошими работами на всех уровнях — от актеров до осветителей. LostFilm.INFO попытался выяснить, что же получилось у вечно критикуемых российских режиссеров в ушедшем году. Удивительно, но 2016-й оказался щедр на отечественные проекты с эпитетом «самый» — самый кассовый, рейтинговый, разрекламированный... Случались и победы в бокс-офисе, и скандалы, и жесткие дискуссии, и громкие удачи.
Читать полностью
Поделиться:

23.11.2016 22:12

Что есть кино? Игра! Рецензия на «Даму Пик»

«Даму Пик» ценители творчества Павла Лунгина ждали долго: изначально задуманный для западной публики проект в итоге пришлось оставить на родной земле. Впрочем, опера Петра Ильича Чайковского и повесть Александра Сергеевича Пушкина к этому только располагают.

Несмотря на обилие качественных костюмных драм и множество экранизаций, желание обновить сюжет и просто поместить его в настоящее вполне объяснимо — а как по-другому докажешь его вневременность? Какими красками заиграл, например, просто приправленный музыкой нашего века «Великий Гэтсби» от База Лурмана! Вот и современный классик российского кино похожим образом подступился к материалу. Его «Дама Пик» больше отсылает к музыкальному, а не литературному источнику, являя собой стильный триллер и трагикомедию.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.88

Все | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Сценарист [ скрыть ]



Дама Пик
Дама Пик (2016)

Queen of Spades (0.00)

Eugène Onéguine
Eugène Onéguine (2009)
(0.00)

La dame de pique
La dame de pique (2008)
(0.00)

Евгений Онегин
Евгений Онегин (2007)

Eugen Onegin (0.00)


Le coq d'or
Le coq d'or (2003)
(7.00)

Пиковая Дама
Пиковая Дама (2002)

Pique Dame (0.00)

Eugène Onéguine
Eugène Onéguine (2002)
(0.00)

Andjeo
Andjeo (2000)
(0.00)

Русский бунт
Русский бунт (2000)

Russkiy bunt (0.00)

Suzanj
Suzanj (2000)
(0.00)

Eho
Eho (2000)
(0.00)

Онегин
Онегин (1999)

Onegin (6.40)

Пиковая дама
Пиковая дама (1999)

The Queen of Spades (7.60)


Ruslan and Lyudmila
Ruslan and Lyudmila (1996)
(8.40)

Мазепа
Мазепа (1996)

Mazeppa (8.00)

Барышня-крестьянка
Барышня-крестьянка (1995)

Baryshnya-krestyanka (5.70)

Евгений Онегин
Евгений Онегин (1994)

Yevgeny Onyegin (7.70)

Мне скучно, бес
Мне скучно, бес (1993)

Mne skuchno, bes (0.00)

Пиковая дама
Пиковая дама (1992)

Pique Dame (8.60)


Борис Годунов
Борис Годунов (1990)

Boris Godunov (8.60)

Благородный разбойник Владимир Дубровский
Благородный разбойник Владимир Дубровский (1989)

Blagorodnyy razboynik Vladimir Dubrovskiy (6.40)

Эти... три верные карты...
Эти... три верные карты... (1988)

Eti... tri vernye karty... (0.00)

Евгений Онегин
Евгений Онегин (1988)

Eugene Onegin (7.50)

Queen of Spades
Queen of Spades (1988)
(0.00)

Boris Godunov
Boris Godunov (1987)
(0.00)

O rybári a rybce
O rybári a rybce (1986)
(0.00)

Boris Godunov
Boris Godunov (1986)
(6.80)


Евгений Онегин
Евгений Онегин (1984)

Evgeniy Onegin (8.20)

Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане (1984)

Skazka o tsare Saltane (7.20)

Osen
Osen (1982)
(7.60)

Pikovaya dama
Pikovaya dama (1982)
(7.30)

Пиковая дама
Пиковая дама (1981)

Pique Dame (0.00)

И с вами снова я
И с вами снова я (1980)

I s vami snova ya (8.40)

Dunja
Dunja (1980)
(0.00)

Маленькие трагедии
Маленькие трагедии (1979)

Malenkie tragedii (8.00)

Осенние колокола
Осенние колокола (1979)

Osenniye kolokola (7.50)

Bal
Bal (1979)
(0.00)

Jevgeni Onegin
Jevgeni Onegin (1978)
(0.00)

Я к вам лечу воспоминанием
Я к вам лечу воспоминанием (1977)

Ya k vam lechu vospominanem (0.00)

Сенсуэла
Сенсуэла (1973)

Sensuela (6.30)

И дождь смывает все следы
И дождь смывает все следы (1972)

Und der Regen verwischt jede Spur (5.30)

Пиковая дама
Пиковая дама (1972)

Dama pikowa (0.00)

Stantsionnyy smotritel
Stantsionnyy smotritel (1972)
(6.20)

Евгений Онегин
Евгений Онегин (1972)

Eugen Onegin (0.00)

Руслан и Людмила
Руслан и Людмила (1972)

Ruslan i Lyudmila (6.90)

Каменный гость
Каменный гость (1971)

Kamennyy gost (0.00)

Baryshnya-krestyanka
Baryshnya-krestyanka (1970)
(0.00)

Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке (1967)

Skazka o zolotom petushke (6.90)

Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане (1967)

Skazka o tsare Saltane (7.60)

Метель
Метель (1966)

Metel (6.50)

Выстрел
Выстрел (1966)

Vystrel (7.40)

Estudio 1
Estudio 1 (сериал) (1965)
(7.00)

La dame de pique
La dame de pique (1965)
(0.00)

De postmeester
De postmeester (1965)
(0.00)

La figlia del capitano
La figlia del capitano (1965)
(0.00)


Евгений Онегин
Евгений Онегин (1963)

Eugen Onegin (0.00)


Novela
Novela (сериал) (1962)
(5.20)

Dubrovsky
Dubrovsky (1961)
(0.00)



Пиковая дама
Пиковая дама (1960)

Pikovaya dama (7.50)

Капитанская дочка
Капитанская дочка (1959)

Kapitanskaya dochka (5.80)

La dame de pique
La dame de pique (1958)
(0.00)

Евгений Онегин
Евгений Онегин (1958)

Yevgeni Onegin (7.30)

Буря
Буря (1958)

La tempesta (6.00)

Mozart da Salieri
Mozart da Salieri (1957)
(0.00)

Утренний театр
Утренний театр (сериал) (1955)

Matinee Theatre (8.20)

Дуня
Дуня (1955)

Dunja (5.40)

Boris Godunov
Boris Godunov (1954)
(6.70)


Алеко
Алеко (1953)

Aleko (0.00)


Uçuruma dogru
Uçuruma dogru (1949)
(0.00)

Пиковая дама
Пиковая дама (1949)

Warcraft (7.40)


Капитанская дочка
Капитанская дочка (1947)

Warcraft (7.00)

Черный орел
Черный орел (1946)

Warcraft (5.90)

Крест любви
Крест любви (1946)

Warcraft (7.10)

Выстрел
Выстрел (1942)

Warcraft (6.50)

Почтмейстер
Почтмейстер (1940)

Warcraft (6.90)

Coups de feu
Coups de feu (1939)
(0.00)

Nostalgie
Nostalgie (1938)
(6.10)

La dame de pique
La dame de pique (1937)
(5.60)

Дубровский
Дубровский (1936)

Warcraft (7.10)

Волга в пламени
Волга в пламени (1934)

Volga en flammes (3.60)

Pique Dame
Pique Dame (1927)
(0.00)

Орел
Орел (1925)

The Eagle (7.50)

Коллежский регистратор
Коллежский регистратор (1925)

Kollezhskiy registrator (0.00)

Дубровский, атаман разбойников
Дубровский, атаман разбойников (1921)

Dubrowsky, der Räuber Ataman (0.00)

Krasavice Kata
Krasavice Kata (1920)
(0.00)

Metel
Metel (1918)
(0.00)

Pique Dame
Pique Dame (1918)
(0.00)

Wanda Warenine
Wanda Warenine (1917)
(0.00)

Пиковая дама
Пиковая дама (1916)

Pikovaya dama (6.70)

Барышня-крестьянка
Барышня-крестьянка (1916)

Baryshnya-krestyanka (0.00)

Ruslan i Lyudmila
Ruslan i Lyudmila (1915)
(6.80)

Симфония любви и смерти
Симфония любви и смерти (1914)

Simfoniya lyubvi i smerti (0.00)

Домик в Коломне
Домик в Коломне (1913)

Domik v Kolomne (6.80)

Yevgeni Onegin
Yevgeni Onegin (1911)
(0.00)

Пиковая дама
Пиковая дама (1910)

Pikovaya dama (6.10)

Rusalka
Rusalka (1910)
(0.00)

Бахчисарайский фонтан
Бахчисарайский фонтан (1909)

Bakchisarayskiy fontan (0.00)

Мазепа
Мазепа (1909)

Mazepa (6.00)


Премьеры
12.12
Тайна Мосли
Mosley
19.12
Звездные Войны: Скайуокер. Восход
Star Wars: The Rise of Skywalker
19.12
Реальная любовь в Нью-Йорке
The Kindness of Strangers
19.12
Отверженные
Les misérables
все премьеры

Топ 250
103
Старикам тут не место
No Country for Old Men (8.20)
104
Большой Лебовски
The Big Lebowski (8.20)
105
Умница Уилл Хантинг
Good Will Hunting (8.20)
106
Карты, деньги, два ствола
Lock, Stock and Two Smoking Barrels (8.20)
107
В диких условиях
Into the Wild (8.20)
108
Убить Билла
Kill Bill: Vol. 1 (8.20)
109
Донни Дарко
Donnie Darko (8.20)
110
Казино
Casino (8.20)
111
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
112
Нечто
The Thing (8.20)
весь топ
25.08.2019
«У меня есть один критерий ''настоящего'' — стыдно или не стыдно». Сергею Соловьеву — 75

Сегодня 75-летний юбилей отмечает известный российский режиссер Сергей Соловьев. Художник вне времени, но отлично чувствующий его. Его легендарная «Асса» стала гимном целого поколения, а экранизации Пушкина, Чехова и Толстого — классикой отечественного кинематографа. Сергей Соловьев самостоятельно и в соавторстве написал множество киносценариев, издал трехтомный сборник воспоминаний «Асса и другие произведения этого автора», поставил несколько спектаклей, а главное — и по сей день продолжает снимать кино. «Кино было и остается моим способом чувственного познания мира», — признается режиссер. Родился Сергей Соловьев в небольшом городке Кемь в Карелии. Отец его служил в контрразведке, поэтому детство будущего режиссера прошло в Северной Корее. Позже семья вернулась в Ленинград, где, еще будучи школьником, Соловьев начал играть в спектаклях Георгия Товстоногова на сцене Большого драматического театра. Какое-то время он проработал на ленинградском телевидении, после чего в свои неполные 17 решил отправиться в Москву, как сам говорил, чтобы «посмотреть, как поступают во ВГИК». Дело в том, что в те годы вышло постановление Правительства, подписанное Никитой Хрущевым, о приеме в творческие ВУЗы только людей с жизненным опытом. Никакого жизненного опыта у юного Соловьева, понятно, не было, да еще и в экзаменационном листе абитуриента — двойка, тройка и тройка с минусом. Поступить помог случай: режиссер Евгений Фосс поставил Соловьеву неудовлетворительную оценку за сочинение, посчитав, что это просто переписанный рассказ то ли Паустовского, то ли Пришвина. Во время третьего тура Михаил Ромм (именно в его и Александра Столпера мастерскую поступал Сергей Александрович) несколько раз отправлял Фосса в библиотеку с целью найти этот рассказ. Но источник плагиата так и не был найден, тогда Михаил Ильич решил, что «молодого жулика» надо зачислять: «Женя, милый, так нельзя. Переломать жизнь ничего не стоит. Если ты, человек начитанный, интеллигентный, перепутал его писания с Паустовским и Пришвиным, то этого достаточно, чтобы поставить оценку». Так неопытный ленинградский юноша стал студентом великого Михаила Ромма, о чем, как признавался позже, даже не мог и мечтать. Первые кинематографические успехи Сергей Соловьев сделал еще во время учебы во ВГИКе. В 1966 году короткометражный документальный фильм «Взгляните на лицо» по его сценарию был отмечен золотой медалью Лейпцигского кинофестиваля. С 1969 года Соловьев стал режиссером киностудии «Мосфильм». Его дебютом были две новеллы по рассказам Чехова «От нечего делать» и «Предложение» в киноальманахе «Семейное счастье». Антон Павлович — особенный автор для режиссера, и он опасается, что настоящее наследие писателя может исчезнуть. Уже сейчас, по его мнению, Чехов находится на обочине нашей культурной жизни, в «дремучем лесу». «Кому, действительно, нужен сейчас Чехов? Либо это должны быть невиданная пошлятина с элементами авангарда, чего-то такого, либо он никому не нужен. Сам по себе Чехов никому не нужен, но мы-то его должны сохранить, вот там, в лесу, на обочине», — заявляет в одном из своих интервью Сергей Александрович. Трепетное отношение Соловьева к классике, не терпящее сиюминутных, модных инсинуаций, отражено и в его картине «Егор Булычев и другие» по пьесе Горького, «Станционный смотритель» по повести Пушкина, и в более поздних экранизациях «Трех сестер» Чехова и «Анны Карениной» Толстого. Важной вехой творческого пути режиссера стала юношеская трилогия, которую в 1975 году открыла картина «Сто дней после детства». Фильм о жизни подростков в пионерском лагере был и обласкан советским киноначальством, и награжден «Серебряным медведем» на Международном кинофестивале в Берлине. Трилогию продолжили лирическая история «Спасатель», получившая диплом Венецианского фестиваля, и киноповесть «Наследница по прямой», отмеченная золотой медалью на Международном кинофестивале детских фильмов в Салерно. Сергей Соловьев предстал в этих картинах режиссером-романтиком, с нежностью и трепетом изобразившим юношеские переживания, попытки осознания себя и своих чувств в этом непростом мире. Уже сформировывается и кинопоэтика Соловьева — меланхоличное, тягучее повествование, преисполненное художественности и образности. В конце 70-х — начале 80-х режиссер выпускает две совместные работы: советско-японскую мелодраму «Мелодия белой ночи» и советско-колумбийскую драмы «Избранные» по одноименному роману Альфонсо Лопеса Микельсена. В 1986 году состоялась премьера картины «Чужая Белая и Рябой». История послевоенного городка в Казахстане, подростка Ивана Найденова и белой голубки, символа мира. «Это был абсолютно точный срез и скол советской власти, советского общества, в котором не было мерседесов, а были ленд-лизинговые студебеккеры, которые дали американцы, чтобы мы до Берлина доехали вместо них. Но были ценности, которые мы и сами изобретали, и сами ими жили, и сами умирали, если эти ценности у нас отбирали. И, конечно, волшебный, волшебный мир отрочества, когда все на белом свете вдруг проясняется…», — рассказывал о своей картине режиссер. В следующем году выходит «Асса», самая культовая картина Сергея Соловьева. Режиссер брался за нее скорее интуитивно, увидев в образах советских молодых рокеров и «новых художников» что-то, что отражало настроение и дух времени. Сергей «Африка» Бугаев, исполнивший роль мальчика Бананана, в одном из интервью скажет: «В области народного героетворчества на поверхности лежит не так много глыб подобных фильму "Асса", который заключает в себе весь спектр символизма и содержание нескольких поколений. Одно поколение представляли Соловьев, Говорухин, другое — Гребенщиков, Курехин, Новиков, Цой. Это люди, которые своим творчеством на протяжении всей жизни боролись за свободу. За самые разные ее проявления, но, прежде всего, за свободу творчества». «Асса» стала первой картиной новой трилогии режиссера, за ней в начале 90-х на экраны выйдут «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом». В начале 2000-х выйдут фильмы: «Нежный возраст», «О любви», «2-Асса-2» и др. Почти во всех своих картинах Сергей Соловьев снимал свою музу, актрису Татьяну Друбич. Какое-то время они были женаты, но и расставшись, продолжали оставаться творческим тандемом. «Без нее я плохо представляю свои фильмы. В Канаде на премьере "Анны Карениной" журналисты спросили, почему героиню играет именно Друбич. Я поначалу замялся, потом смело сформулировал: "Вот у товарища Дзержинского, председателя Чрезвычайной Комиссии, наверняка был свой любимый пистолет. А Таня Друбич — мой любимый пистолет". Так что прошу запомнить: я вооружен и очень опасен». Вооруженный и опасный Сергей Соловьев продолжает оставаться на страже интересов отечественной культуры. Его авторству принадлежит не один десяток работ по истории и теории кино, Сергей Александрович преподает во ВГИКе и является президентом Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. В этом году на фестивале «Кинотавр» юбиляру была вручена награда за вклад в кинематограф с формулировкой «За свободу духа и твердость убеждений». А он и не скрывает, что душа за наше кино у него болит: «Мне кажется, одна из бед сегодня нашего кинематографа — это то, что называлось у Маяковского: "Улица корчится, безъязыкая, ей нечем плакать и разговаривать". Вот кинематограф в России был всегда языком безъязыкой улицы, через который она плакала и разговаривала…».... подробнее
01.01.2017
Лучшие российские фильмы 2016 года

В последние годы о нем принято говорить полушепотом на кухне в кругу самых близких друзей. Ностальгировать по славным прежним временам, когда все было другим, — артисты талантливее, режиссеры смелее… О современном российском кино рассуждать стало зазорно и даже неловко, смотреть его — тем более. Что же оно такое наконец — «Летучий голландец» или кот Шредингера, который вроде есть, а вроде его и нет? В начале 2016-го нам торжественно пообещали, что год российского кино запомнится яркими премьерами, неожиданными решениями и попросту хорошими работами на всех уровнях — от актеров до осветителей. LostFilm.INFO попытался выяснить, что же получилось у вечно критикуемых российских режиссеров в ушедшем году. Удивительно, но 2016-й оказался щедр на отечественные проекты с эпитетом «самый» — самый кассовый, рейтинговый, разрекламированный... Случались и победы в бокс-офисе, и скандалы, и жесткие дискуссии, и громкие удачи. «Хардкор» (Илья Найшуллер) Начался год, как это часто бывает в российском кино, с хардкора в самом прямом смысле этого слова. Смелый проект Ильи Найшуллера и Тимура Бекмамбетова быстро обрел своих поклонников. Жгучая смесь «Адреналина 2» и шутера от первого лица не могла не привлечь зрителей, ведь подобное с нашим кинопромом случилось впервые. Любитель блокбастеров Бекмамбетов вдохновился на создание проекта просмотром клипа “Bad Motherfucker” группы Biting Elbows, идея которого как раз и принадлежала Илье Найшуллеру. А дальше все понеслось с дикой скоростью, и в итоге в съемках ленты приняли участие Шарлто Копли, Хейли Беннетт, Данила Козловский, Сергей Шнуров и даже сам Тим Рот. Фильм интересен с технической точки зрения: съемки велись на любимые экстремалами камеры GoPro. Для поклонников боевиков именно «Хардкор» стал символом российского кино 2016 года как смелый, близкий зрителю проект. Его пример демонстрирует, что можно успешно сотрудничать с американскими коллегами, забывать о правилах и находить все новые и новые формы для воплощения своих эксцентричных задумок. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Для начала игры нажмите «старт». Рецензия на «Хардкор» «Дуэлянт» (Алексей Мизгирев) Несмотря на кассовые успехи фильмов-катастроф от Николая ЛебедеваЭкипаж») и Николая ХомерикиЛедокол»), хотелось бы выделить другой дорогостоящий проект второй половины года. О «Дуэлянте» Мизгирева было слышно на каждом углу — за качественное продюсирование и рекламу стоит отдельно поблагодарить мастера своего дела Александра Роднянского, периодически сотрудничающего с Голливудом. Премьера драмы состоялась на фестивале в Торонто, где западному зрителю, возможно, оказалось непросто постичь российский колорит. На родине же эклектичная картина о судьбе наемника в имперской России XIX столетия прельстила как критиков, так и зрителей. Главный плюс «Дуэлянта» — это мифологизация Петербурга того времени с его мрачной атмосферой и якобы непрекращающимся дождем. Создатели поместили динамичный сюжет в манящую, яркую обертку, рассказав историю о том, что всегда будет править миром, — о любви, ненависти и мести. Получилось не без огрехов, но благородный дуэт Владимира Машкова и Петра Федорова на таком фоне — это и правда вкусно. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — «Не бойся крови». Рецензия на «Дуэлянта» «Дама Пик» (Павел Лунгин) Еще одна стильная драма от независимого автора, затеявшего игру с жанром. Это музыкальный триллер с вариациями на тему знаменитой классики — повести Александра Сергеевича Пушкина и оперы Петра Ильича Чайковского. До боли известный сюжет о нищем офицере Германе, страстно желающем испытать судьбу, и роковой Пиковой дамы, вставшей у него на пути, был перенесен в современный оперный театр. В новых обстоятельствах сорвать большой куш — партию Германа — пытается молодой и талантливый певец Андрей (Иван Янковский). Ему приходится помериться силами с коварной дамой — певицей и автором постановки Софией Майер (Ксения Раппопорт). Размышления на тему сближения разных сфер искусства и шизофрении творческих людей у Павла Лунгина получились стильными, чувственными и динамичными. Последнее постановщику совсем не свойственно, оттого новый проект кажется экспериментальным. «Даму Пик» можно назвать пробой пера как для режиссера (в новой стилистике), так и для молодого, перспективного Янковского, наследника известной кинодинастии. А главную скрипку тут сыграла неподражаемая Ксения Раппопорт в роли азартной, взбалмошной и тираничной роковой женщины. Не получившая широкой огласки и отклика со стороны массового зрителя, драма Лунгина тем не менее заинтриговала многих критиков. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Что есть кино? Игра! Рецензия на «Даму Пик» «Коллектор» (Алексей Красовский) «Коллектор» — это соло одной скрипки по имени Константин Хабенский. Скрипки, в принципе часто солирующей на просторах российского кинематографа. Актер давно доказал, что его имя способно гарантировать качество проекта, и последняя работа не стала исключением. Монодрама в замкнутом пространстве моментально напоминает о таких западных картинах, как «Лок» и «Погребенный заживо». «Коллектор» не соревнуется с ними, но говорит со зрителем о важном, о том, что мы с легкостью теряем и подчас не успеваем обрести снова. В контексте российского кино «Коллектор» — это шаг вперед, необходимое высказывание о жителе мегаполиса, утраченной совести и победе золотого тельца и одновременно удачная попытка искренне обратиться к зрителю. К слову, Красовский готовил картину к выпуску долгие годы, не попросив ни одного рубля из «Фонда Кино» или от Министерства культуры. И не в качестве протеста, а из вполне объяснимого нежелания от кого-то зависеть. «Зоология» (Иван Твердовский) «Зоология» от молодого автора «Класса коррекции» Ивана Твердовского — важное высказывание этого года, прошедшее мимо большинства кинотеатров и, соответственно, зрителей. Представленный сначала на фестивале в Карловых Варах, фильм как-то незаметно, крайне ограниченным тиражом вышел на наших экранах. Нелюбимый зрителями «дух либерализма», на который, пожалуй, скоро объявят охоту, можно найти и здесь. Как и резкую критику положения дел в стране. Вот только история зоолога Наташи совсем не об этом. Она не стремится расколоть и так уже вконец разобщенное российское общество. Иногда сгущая краски, Твердовский говорит об утрате и поиске человечности в обществе, о принятии личностью своей инаковости, каковой бы она ни была, и о возможности эту уникальность сохранить. Блестящая метафора картины — это хвост, внезапно выросший у главной героини. Гоголевский «Нос» или «Превращение» Франца Кафки в этой связи вспоминаются совсем не случайно. Ценность истории Наташи именно в ее метафоричности. Изгоем может оказаться каждый, другой вопрос в том, насколько общество способно дать возможность отдельному человеку самому разобраться со своими странностями. По словам режиссера, западные зрители, посмотревшие «Зоологию» на фестивалях, совсем не задавались вопросами о том, такова ли Россия и ее граждане, как было показано в ленте. Потому что история Наташи вообще обо всех нас, независимо от национальности, политики или еще чего-то на первый взгляд важного. «Франкофония» (Александр Сокуров) Другой, скорее всего, проигнорированной основной зрительской массой картиной ушедшего года стала полудокументальная «Франкофония» маэстро Александра Сокурова. После посвящения Эрмитажу в фильме «Русский ковчег» режиссер обратился к истории Лувра, а конкретнее — к периоду Второй мировой войны и фашистской оккупации Франции, когда судьба музея была под серьезной угрозой. «Что было бы со страной, да и со всем миром, не будь Лувра?», — задается вопросом Сокуров. Прогуливаясь по знаменитому музею вместе с Наполеоном и Марианной, зритель становится свидетелем обретения российским кинематографом второго дыхания. Впрочем, от обласканного критиками и коллегами признанного гения ожидать другого было бы просто странно. Его признание в любви к искусству в целом и Лувру в частности стало актуальным рассуждением на тему поиска человечности, цивилизованности в мире диких правил, политических законов и войн. Все преходящее — правители, режимы, лидеры... И только искусство безмолвно хранит и передает образ вечности, дух целого народа через века. «В лучах солнца» (Виталий Манский) Другой, пожалуй, даже более любопытной документальной картиной стала работа Виталия Манского, посвященная истории из жизни девочки Джин-ми из Северной Кореи. Это первый фильм, снятый по разрешению властей в стране победившего социализма. Лучи славы великих вождей здесь не ласкают и не греют своих жителей, а иссушают и лишают их самих себя. Картину сложно и страшно смотреть. Особенно тяжело придется тем зрителям, которые в эпизодах, что «подглядел» режиссер, увидят знакомые лица, образы, события... И если просмотр научно-фантастической антиутопии может доставить приятные эмоции, то фильм Манского опустошает и приземляет. Реальность может оказаться страшнее любого кинопредупреждения. «28 панфиловцев» (Андрей Шальопа, Ким Дружинин) Одним из главных событий в отечественном кинематографе, конечно, стала премьера «28 панфиловцев» — в буквальном смысле выстраданного фильма. Знаменательным в отношении него становится многое: и собранный народом бюджет, и небывалый успех у российского зрителя, и огромный общественный резонанс. К тому же каждому зрителю с первых кадров становится понятно — отмывать с трудом полученные деньги создатели проекта не будут, ведь перед нами не боевик, а фильм о подвиге. Подвиге общем, народном, эхом откликающимся во множестве других, известных или канувших в Лету, историй. Тем, кто посмотрел «Панфиловцев», бесконечные споры об исторической правде покажутся неуместным и попросту пустым занятием. Ведь то, как предстают в ленте бой под Дубосеково и его герои, снимает все вопросы. Фильм Шальопы и Дружинина не провоцирует, не трясет перед глазами красной тряпкой, а показывает будничность подвига и отсутствие героизма или пафоса в том, чтобы защищать свою Родину. «28» сняты в духе самых проникновенных отечественных фильмов о войне. А героев здесь и считать не надо — их просто нет, ибо подвиги совершаются обычными людьми. Есть только Мать-Земля и ее дети, не жалеющие ради нее собственных жизней. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Они сражались за Родину. Рецензия на «28 панфиловцев» «Ученик» (Кирилл Серебренников) Венчает пантеон лучших представителей отечественного кинематографа 2016 года, по нашему мнению, картина Кирилла Серебренникова «Ученик». Гротескная история внезапного фанатизма школьника рядового учебного заведения откликнулась в сердцах многих киноманов и рецензентов как вывернутая наизнанку картина нашего больного общества. Опять-таки не только сугубо российского. Серебренников выискивает самые острые углы и больные места, то превышая градус безумия, то смягчая свои гиперболы. Его драма действительно выглядит вполне конкурентоспособно на фоне современного мирового кино — смело, ярко и талантливо. Для того, чтобы зритель мог оценить картину по достоинству, ей не нужна «помощь спонсоров» — необходимы только пара часов вашего времени. К тому же, несмотря на напрашивающуюся метафору, режиссер не ставит крест на поднимаемых им проблемах, не считает их неразрешимыми. «Ученик» — это блестящий и находчивый киноспекталь, представивший легко узнаваемые типажи в немного карикатурной форме. Но если рожа крива, так это еще классик объяснял, чего не следует делать. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии — Не мир принес, но меч. Рецензия на «Ученика»... подробнее
23.11.2016
Что есть кино? Игра! Рецензия на «Даму Пик»

«Даму Пик» ценители творчества Павла Лунгина ждали долго: изначально задуманный для западной публики проект в итоге пришлось оставить на родной земле. Впрочем, опера Петра Ильича Чайковского и повесть Александра Сергеевича Пушкина к этому только располагают. Несмотря на обилие качественных костюмных драм и множество экранизаций, желание обновить сюжет и просто поместить его в настоящее вполне объяснимо — а как по-другому докажешь его вневременность? Какими красками заиграл, например, просто приправленный музыкой нашего века «Великий Гэтсби» от База Лурмана! Вот и современный классик российского кино похожим образом подступился к материалу. Его «Дама Пик» больше отсылает к музыкальному, а не литературному источнику, являя собой стильный триллер и трагикомедию. Всем известно хотя бы несколько так называемых вечных сюжетов с вечными образами, основу которых составляет, чаще всего, классика. И в наше время ходят где-то отчаявшиеся Гамлеты, идеалистично настроенные Дон Кихоты, хитрые Тартюфы и любвеобильные Дон Жуаны. Для русской, да и мировой культуры Пиковая дама — безусловно, вечный образ-символ, хорошо понятный культурный код. С каждой последующей интерпретацией он обрастал новыми оттенками смыслов, но в целом его значение вполне ясно: старуха, знающая секрет трех карт, но разрушившая судьбу бедного офицера, воплощает собой злой рок и безумие. Готическую мрачную новеллу Пушкина великий Чайковский в своей одноименной опере немного переосмыслил, сместив акцент на психологизм и любовные отношения Лизы и Германна, что лишь сделало эту историю ближе для понимания рецепиентом. По мнению Лунгина, именно Герман — герой нашего времени. Отчаянный человек без солидной суммы в кармане, но с козырем и упрямством, чтобы ее получить. Социальные лифты закрыты, и либо ты плачешь как неудачник, либо пытаешься выиграть большой куш и вырваться в люди. Повторять очевидное Лунгину должно было быть как минимум неловко. И он, вполне в духе постмодернизма, поместил пушкинский сюжет не просто в современность, но в московский оперный театр, где проходят репетиции к новой постановке «Пиковой дамы» Чайковского под руководством дивы Софии Майер (Ксения Раппопорт). За счет этого приема новый Герман в исполнении харизматичного Ивана Янковского на первый взгляд кажется интереснее классического: странный юноша Андрей, помешавшийся на идее спеть партию собственного якобы альтер-эго в спектакле любимой певицы. В свободное время за большие деньги он на спор разбивает лампочки своим мощным тенором. Но, как оказалось, стилистика, форма и «сюжет в сюжете» — чуть ли не главные столпы этого так обнадежившего своим трейлером фильма. Местами некоторые герои «Дамы Пик» удивляют топорностью своих фраз: отношения между ними оказывается проще выразить прямыми репликами, причем с многочисленными повторами — на случай, если зритель уже успел их забыть. Сценарий может немного разочаровать и долей предсказуемости: слишком многие, пожалуй, еще хорошо помнят «Черного лебедя» с блистательно обезумевшей Натали Портман (и тоже от музыки Петра Ильича). Участники постановки «Пиковой дамы» нещадно смешивают искусство с жизнью, и лишь тот, кто дергает за ниточки, осознает, где реальность, а где выдумка, и как они взаимосвязаны. В общем-то и основные идеи «Дамы» достаточно тривиальны: искусство требует жертв, не верь женщинам, не придумывай себе второе «я» и не забывай судьбу своих любимых литературных героев, чтобы не повторяться. К счастью, при всех несостыковках и очевидностях картина все-таки не превратилась в балаган, за что стоит поблагодарить Ксению Раппопорт и, конечно, бессмертную музыку Чайковского. Образ Софии Майер — взбалмошной эксцентричной и азартной оперной дивы — не просто удался актрисе, она сделала его безумно притягательным и живым. Именно вокруг ее героини и сплетаются все нити сюжета, именно она — виновник как успеха, так и трагедии. Женщина-вамп — новая версия пиковой дамы, почему бы и нет? Нельзя этого сказать об исполнителе роли Андрея-ГерманаЯнковском, впрочем как и об актрисе, сыгравшей ЛизуМарии Курденевич. Проблема Ивана в том, что, несмотря на несомненное обаяние, он не смог вырваться из пут одного выражения лица и одной интонации. В итоге его Андрей кажется скорее глуповатым дворовым парнем, чем безумным авантюристом, а его неуемное желание стать Германом — все более комичным. О самой музыке Чайковского, пожалуй, нет смысла что-то добавлять, кроме одного — она встроена в полотно фильма весьма удачно, что лишний раз подчеркивает ее гениальность и современность. Голос и музыка здесь — это именно то, что держит эмоции на нужной степени накала и гораздо точнее передает чувства героев, чем те же предсказуемые реплики. Голоса артистов Большого театра, озвучивших партии за актеров, рождают нужную искру и чувственность. Последнее, пожалуй, можно назвать заслугой Лунгина, драйвом и страстью попытавшегося оживить всем знакомый сюжет. Сексуальное желание Андрея к обретению своего «я» с помощью искусства и денег вполне созвучно дикой жажде жизни, которая двигает молодыми. Единение оперы, литературы и кино — тоже несомненные бонусы фильма. Литература здесь присутствует скорее на заднем плане, как повторение школьной программы. «Тройка, семерка, туз», «Герман в последний раз проиграл», — вдруг зритель забыл или не читал? Можно здесь осуждать Лунгина за упрощение или даже опошление, за его явное намерение угодить массовому зрителю, которому проще доставить удовольствие. Хотя сам режиссер не видит в этом ничего предосудительного, ведь опера, как кино, была ранее площадным массовым искусством. А Лунгин лишь доказал, что классическая музыка не только не устарела, но ей это в принципе и не грозит. В то же время это совсем не значит, что следует обходить новаторские приемы и строго следовать канону. Попытка у команды Лунгина получилась вполне интересная и бодрая, несмотря на сырые места в сюжете и прорисовке некоторых персонажей. Хотя школьников с сюжетом Пушкина этим произведением знакомить не стоит. Но и не на них же делались ставки?.. ... подробнее