Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Михаил Козаков

Mikhail Kozakov
Михаил Козаков
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр
Пол: Мужской
Брак: Анастасия Вертинская (детей: 1), Anna Yampolskaya (детей: 2), Greta Taar (детей: 2)
Родился: 14 октября 1934, Весы (86 лет назад)
Умер:: 22 апреля 2011 (76 лет)
Последний фильм: 2012
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Михаил Козаков Фото Михаил Козаков

Новости

08.11.2020 20:19

«Однажды ваш Костик вас удивит». Олегу Меньшикову — 60!

В 1981 году на экраны вышла картина «Родня» Никиты Михалкова. В пронзительной трагикомедии одну из эпизодических ролей исполнил начинающий актер Олег Меньшиков. В обжигающем взгляде сына алкоголика Вовчика читались и детская боль от жизни с пьющим отцом, и стыд за него, и обещание — я все исправлю, со мной все будет по-другому. Свой разговор со зрителем Меньшиков продолжил спустя год в «Покровских воротах» Михаила Козакова, исполнив главную роль студента-бунтаря Костика Ромина. Умный, дерзкий, красивый — и в кино, и в жизни он стал воплощением светлых идеалов будущего. Будущее наступило — народному артисту России Олегу Меньшикову исполняется 60 лет. Что бы сегодня сказал тот самый Костик?

Читать полностью
Поделиться:

01.10.2016 20:33

В главной роли — Петербург

Жанр киноальманаха, посвященного городу, давно пережил пик своего развития, однако признание в любви к северной столице нашей страны от семи женщин-режиссеров, в числе которых Рената Литвинова, Оксана Бычкова и Авдотья Смирнова, кажется вполне своевременным. «Петербург. Только по любви» — это сборник новелл, в легкой манере изображающих манящий и неповторимый Санкт-Петербург, в котором, по версии авторов, невозможно не влюбиться и не исполнить свои мечты. А мечты у героев оказываются традиционными и не очень — от поиска спутника жизни до организации эстетичного самоубийства. К слову, короткометражку на последнюю тему сняла Анна Пармас, автор нашумевшего и, можно сказать, уже культового клипа «Экспонат» группы «Ленинград».

Несмотря на пестроту имен, «Только по любви» представляет собой далеко не единственный и не самый оригинальный взгляд на этот мегаполис в отечественном кино. Можно подумать, что в первую очередь Петербург удобнее всего использовать как декорацию к происходящему, красивую картинку. Однако кинематографичность и вымышленность города порой делают его если не полноправным участником событий, то точно фактором, определяющим судьбы своих жителей. Мы составили обзор проектов, включающих в себя оригинальный взгляд на Санкт-Петербург. Зачастую представленные ленты отображают не только авторскую интенцию, но и целую эпоху, и особое мировоззрение.
Читать полностью
Поделиться:

08.11.2015 18:15

Командовать парадом будет он!

Пожалуй, при всем желании невозможно найти в современной российской богеме человека более противоречивого, чем сегодняшний юбиляр, Олег Евгеньевич Меньшиков. Как ни старайся подогнать его под общий знаменатель, слепить четкий образ и окутать эпитетами, все равно получится нечто перманентно меняющееся. Если бы некий творец собрался ваять с Меньшикова скульптуру, натуру нашего героя выразило бы только кинетическое искусство — быть постоянным и монументальным Олег решительно отказывается.

С одной стороны, такая творческая энергия чрезвычайно важна для профессии. С другой, для служителя высокому искусству Меньшиков иногда уж очень цинично и меркантильно рассуждает, да и ведет себя соответственно. На классический вопрос о том, что есть лицедейство, уверенно заявляет — это великое и никчемное ремесло, и ему приходится вкалывать, чтобы пресловутое вдохновение (категория, о которой Олег говорит со снисходительной иронией) пролилось на него. По его же заявлению, он не Моцарт, но и не стыдится быть Сальери, ведь «моцарты» по жизни страдают, а Меньшиков страдать не намерен. Актер хочет жить хорошо и комфортно здесь и сейчас. Звучит немного по-мещански, но нынешний худрук Драматического театра им. М. Н. Ермоловой — сибарит, не бросающийся с головой в любую хоть сколько-нибудь заманчивую работу. Сибаритом, к слову, в одном из интервью его окрестил Никита Михалков.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.7

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]



Ten
Ten (1991)
(6.10)

Визит дамы
Визит дамы (1989)

Vizit damy (6.60)

Покровские ворота
Покровские ворота (1982)

Pokrovskiye vorota (8.50)

Maskarad
Maskarad (1981)
(6.40)

Безымянная звезда
Безымянная звезда (1978)

Bezymyannaya zvezda (8.50)

Вся королевская рать
Вся королевская рать (1971)

Vsya korolevskaya rat (7.50)

Сценарист [ скрыть ]



Визит дамы
Визит дамы (1989)

Vizit damy (6.60)

Актёр [ скрыть ]


Skazka. Est
Skazka. Est (2012)
(2.50)

Любовь-морковь 3
Любовь-морковь 3 (2011)

Lyubov-Morkov 3 (4.30)
Doctor Kogan

Apelsinovyy sok
Apelsinovyy sok (2010)
(0.00)

Uchastkovaya
Uchastkovaya (2009)
(0.00)

Любовь-морковь 2
Любовь-морковь 2 (2008)

Lubov morkov 2 (5.90)

Любовь-морковь
Любовь-морковь (2007)

Lubov morkov (5.20)
Doctor Kogan

Сдвиг
Сдвиг (2006)

Sdvig (2.30)
Kharitonov

Игра в модерн
Игра в модерн (2003)

Igra v modern (4.90)
Felix Frize

Лавина
Лавина (2001)

Lavina (6.60)
Lev Borisovich

24 chasa
24 chasa (2000)
(5.90)
Kosta

Роковые яыца
Роковые яыца (1996)

Rokovye yaytsa (4.30)
Voland

Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита (1994)

Master i Margarita (7.00)

Ten
Ten (1991)
(6.10)
Caesar Borgia, journalist, man eater

Дураки умирают по пятницам
Дураки умирают по пятницам (1990)

Duraki umirayut po pyatnitsam (4.70)

Футболист
Футболист (1990)

Futbolist (7.00)

Господин оформитель
Господин оформитель (1989)

Gospodin oformitel (7.20)
Grilyo

Храни меня, мой талисман
Храни меня, мой талисман (1987)

Khrani menya, moy talisman (6.70)

Воительница
Воительница (1986)

Voitelnitsa (0.00)

Geroy eyo romana
Geroy eyo romana (1984)
(0.00)

Невероятное пари, или истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад
Невероятное пари, или истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (1984)

Neveroyatnoye pari, ili istinnoye proisshestviye, blagopoluchno zavershivsheyesya sto let nazad (5.80)
Dudochka

Демидовы
Демидовы (1983)

Demidovy (6.00)

Уникум
Уникум (1983)

Unikum (5.10)

Шестой
Шестой (1983)

Shestoy (7.10)
Danilevsky

Покровские ворота
Покровские ворота (1982)

Pokrovskiye vorota (8.50)
Константин Ромин в старости(как Михаил Козаков)

Cucaracha
Cucaracha (1982)
(9.20)
Narrator in Russian dubbed version (голос)

И с вами снова я...
И с вами снова я... (1981)

I s vami snova ya... (0.00)

Maskarad
Maskarad (1981)
(6.40)
Arbenin

Товарищ Иннокентий
Товарищ Иннокентий (1981)

Tovarishch Innokentiy (0.00)

20-е декабря
20-е декабря (1981)

20-e dekabrya (6.90)
Dzerzhinsky

Синдикат-2
Синдикат-2 (1981)

Sindikat-2 (6.60)
F. E. Dzerzhinsky

Безымянная звезда
Безымянная звезда (1978)

Bezymyannaya zvezda (8.50)
Mona's fiance

Красавец-мужчина
Красавец-мужчина (1978)

Krasavets-muzhchina (6.60)

Komediya oshibok
Komediya oshibok (1978)
(6.60)
Antipholus of Ephesus / Antipholus of Syracuse

Хождение по мукам
Хождение по мукам (сериал) (1977)

Khozhdenie po mukam (7.80)

Бабушка удава
Бабушка удава (1977)

Babushka udava (7.70)
Elephant (голос) (как M. Kozakov)

38 попугаев
38 попугаев (1976)

38 popugaev (7.60)
Elephant (голос) (как M. Kozakov)

Осьминожки
Осьминожки (1976)

Osminozhki (7.60)
Narrator (голос) (as M. Kazakov)

Мук-скороход
Мук-скороход (1975)

Muk-skorokhod (6.70)
(голос)

Иван да Мария
Иван да Мария (1975)

Ivan da Mariya (6.00)
Cashier

Здравствуйте, я ваша тетя!
Здравствуйте, я ваша тетя! (1975)

Zdravstvuyte, ya vasha tyotya! (7.50)
Colonel Francis Chesney

Соломенная шляпка
Соломенная шляпка (1974)

Solomennaya shlyapka (7.20)

Автомобиль, скрипка и собака Клякса
Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974)

Avtomobil, skripka i sobaka Klyaksa (6.00)

Лев Гурыч Синичкин
Лев Гурыч Синичкин (1974)

Lev Gurych Sinichkin (8.10)

Исполняющий обязанности
Исполняющий обязанности (1973)

Ispolnyayushchiy obyazannosti (0.00)

Гроссмейстер
Гроссмейстер (1972)

Grossmeyster (7.20)

Гойя, или тяжкий путь познания
Гойя, или тяжкий путь познания (1971)

Goya - oder Der arge Weg der Erkenntnis (7.30)
Gilmarde

Вся королевская рать
Вся королевская рать (1971)

Vsya korolevskaya rat (7.50)
Jack Burden (1971)

Два дня чудес
Два дня чудес (1970)

Dva dnya chudes (0.00)

Повесть о чекисте
Повесть о чекисте (1969)

Povest' o chekiste (0.00)

День солнца и дождя
День солнца и дождя (1968)

Den solntsa i dozhdya (7.40)

Звезды и солдаты
Звезды и солдаты (1968)

Csillagosok, katonák (8.10)
Nestor

Выстрел
Выстрел (1966)

Vystrel (7.40)
Silvio

Строится мост
Строится мост (1965)

Stroitsya most (0.00)

Девять дней одного года
Девять дней одного года (1962)

9 dney odnogo goda (7.60)
(как M. Kozakov)

Человек-амфибия
Человек-амфибия (1962)

Chelovek-Amfibiya (7.00)
Педро Зурита

Вдали от родины
Вдали от родины (1961)

Vdali ot rodiny (7.20)

Восемнадцатый год
Восемнадцатый год (1960)

Vosemnadtsatyy god (6.10)
(как M. Kozakov)

Балтийское небо - 1 серия
Балтийское небо - 1 серия (1960)

Baltiyskoe nebo - 1 seriya (6.60)

Балтийское небо - 2 серия
Балтийское небо - 2 серия (1960)

Baltiyskoe nebo - 2 seriya (7.00)

Последние залпы
Последние залпы (1960)

Posledniye zalpy (0.00)

Евгения Гранде
Евгения Гранде (1960)

Evgeniya Grande (6.60)

Золотой эшелон
Золотой эшелон (1959)

Zolotoy eshelon (0.00)
(as M. Kozakov)

Дело Пёстрых
Дело Пёстрых (1958)

Delo Pyostrykh (5.80)

Syostry
Syostry (1958)
(8.00)

Трудное счастье
Трудное счастье (1958)

Trudnoye schastye (0.00)

Убийство на улице Данте
Убийство на улице Данте (1957)

Ubiystvo na ulitse Dante (7.50)

Velikoe zakrytie
Velikoe zakrytie (0)
(0.00)
Elephant (голос)

Elephant (голос)

Dozhd
Dozhd (0)
(0.00)
(голос)

Pyotr Ivanovich Aduyev

Kak lechit udava?
Kak lechit udava? (0)
(0.00)
Elephant (голос)

Elephant (голос)

Elephant (голос)

Privet martyshke
Privet martyshke (0)
(0.00)
Elephant (голос)

Zavtra budet zavtra
Zavtra budet zavtra (0)
(0.00)
Elephant (голос)

Elephant (голос)

Премьеры
04.02
Папаши
05.02
Проклятие ведьмы
The Reckoning
11.02
Дикая парочка
Wild Mountain Thyme
11.02
Оборотень
The Wolf of Snow Hollow
все премьеры

Топ 250
227
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
228
Аэроплан
Airplane! (7.80)
229
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
230
Идентификация Борна
The Bourne Identity (7.80)
231
Быть Джоном Малковичем
Being John Malkovich (7.80)
232
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
233
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
234
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
235
Реальная любовь
Love Actually (7.80)
236
Беглец
The Fugitive (7.80)
весь топ
08.11.2020
«Однажды ваш Костик вас удивит». Олегу Меньшикову — 60!

В 1981 году на экраны вышла картина «Родня» Никиты Михалкова. В пронзительной трагикомедии одну из эпизодических ролей исполнил начинающий актер Олег Меньшиков. В обжигающем взгляде сына алкоголика Вовчика читались и детская боль от жизни с пьющим отцом, и стыд за него, и обещание — я все исправлю, со мной все будет по-другому. Свой разговор со зрителем Меньшиков продолжил спустя год в «Покровских воротах» Михаила Козакова, исполнив главную роль студента-бунтаря Костика Ромина. Умный, дерзкий, красивый — и в кино, и в жизни он стал воплощением светлых идеалов будущего. Будущее наступило — народному артисту России Олегу Меньшикову исполняется 60 лет. Что бы сегодня сказал тот самый Костик? Олег Меньшиков родился в Серпухове Московской области, отец его был военным инженером, а мать — врачом-невропатологом. В пять лет мальчика отдали в музыкальную школу. Когда родители поняли, что увлечение музыкой повлекло за собой желание стать артистом, по словам Меньшикова, они пришли в ужас. «Мало того, что я решил пойти в артисты, я решил пойти в артисты оперетты, что для мамы было катастрофой», — вспоминает Олег Евгеньевич. Пойдя на поводу у семьи, в последний момент он все же выбрал драматическое искусство. Меньшиков без труда поступил в Щепкинское училище на курс Владимира Монахова. Приглашать сниматься Меньшикова начали еще во время учебы: «Я был наглый молодой везунчик. В 17-18 лет начал сниматься. На секундочку, Козаков, Михалков, Балаян. Это я сейчас могу дать оценку этому, а тогда это было — а что такого? В молодости, видимо, не было времени задуматься об этом. Не было. Наглые дураки были». За актерский состав картины Михаил Козаков бился очень долго. Госкино требовало известных актеров в кадре, режиссер же настаивал на обратном. Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов — на тот момент не самые медийные лица в отечественном кино. Сложнее всего было как раз с ролью Костика. Сценарист Михаил Зорин написал историю своей жизни, поэтому к выбору главного героя подошел с особой щепетильностью: «Костик был найден не сразу, было много вариантов, много проб. Пока Козаков не встретил Олега. Я тогда сразу сказал, что да, это он». Роль в «Покровских воротах» стала знаковой для Олега Меньшикова. И дело не только в первой работе у большого режиссера, Костик стал воплощением на экране самого Меньшикова. «Премьеру "Покровских ворот" мы смотрели у Олега на кухне. Олег был такой, какой он был в этом фильме. Просто он органично из восьмидесятых оказался на тридцатилетие раньше», — рассказывает однокурсник Меньшикова, актер Виктор Бохон. Остроумный, полный жизни, Костик был одновременно беспечным ребенком и глубоким философом, находящимся в вечном поиске страстей и движения — никаких «застывших форм». «Дорогу осилит идущий, вам необходим творческий непокой!», — восклицал он. Олег Меньшиков почти в каждом своем интервью отдает дань режиссеру картины: «Сколько я узнал, сколько я услышал от Козакова. С какими людьми я познакомился у него, они, может, и не помнят, что я с ними был знаком тогда, но для меня это было — что ни встреча, что ни приход в дом к нему — это было событие. Он, наверняка, не отдавал себе в этом отчет, но он меня формировал». Об Олеге Меньшикове часто писали, что все роли после «Покровских ворот» все равно были похожи на Костика. На что однажды Михаил Козаков замечательно ответил: «Это не они похожи на Костика, просто Костик похож на Меньшикова». А ведь главный герой прозорливо предупреждал: «Спокойствие. Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду. Каким умеренным я стану». Творческий путь Меньшикова, конечно, был триумфальным: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, «Статский советник» Филиппа Янковского, работа в лучших театрах Европы, успешное руководство и по сей день Театром имени Ермоловой. Были «рассудительные» и «умеренные» страницы творческой биографии: работы в сериалах «Золотой теленок», «Доктор Живаго», трилогии «Гоголь», фильмах «Легенда №17» и «Вторжение». Однажды Никиту Михалкова спросили, почему поздние работы Меньшикова гораздо слабее его первых ролей, на что тот ответил: «Ему нужен режиссер. Олег невероятно одаренный человек. В своей весовой категории, возрастной категории, в имидже и амплуа он один из крупнейших актеров, по крайней мере, Европы. Но Олег исполнитель. Он может быть творцом в театре, наверное. Там, где он в своей стихии. Но в кино он исполнитель. А исполнитель без того, кто его направляет, он теряется в кино». Сегодня Меньшикова часто обвиняют в сибаритстве, вменяя ему беспечное отношение к профессии и пренебрежение творчеством. Быть может, Костик просто повзрослел, и борьба с «застывшими формами» окончена? «Я хочу хорошо жить здесь и сейчас, — заявляет Олег Меньшиков, — но все, что я делаю в искусстве, я делаю по совести».... подробнее
01.10.2016
В главной роли — Петербург

Жанр киноальманаха, посвященного городу, давно пережил пик своего развития, однако признание в любви к северной столице нашей страны от семи женщин-режиссеров, в числе которых Рената Литвинова, Оксана Бычкова и Авдотья Смирнова, кажется вполне своевременным. «Петербург. Только по любви» — это сборник новелл, в легкой манере изображающих манящий и неповторимый Санкт-Петербург, в котором, по версии авторов, невозможно не влюбиться и не исполнить свои мечты. А мечты у героев оказываются традиционными и не очень — от поиска спутника жизни до организации эстетичного самоубийства. К слову, короткометражку на последнюю тему сняла Анна Пармас, автор нашумевшего и, можно сказать, уже культового клипа «Экспонат» группы «Ленинград». Несмотря на пестроту имен, «Только по любви» представляет собой далеко не единственный и не самый оригинальный взгляд на этот мегаполис в отечественном кино. Можно подумать, что в первую очередь Петербург удобнее всего использовать как декорацию к происходящему, красивую картинку. Однако кинематографичность и вымышленность города порой делают его если не полноправным участником событий, то точно фактором, определяющим судьбы своих жителей. Мы составили обзор проектов, включающих в себя оригинальный взгляд на Санкт-Петербург. Зачастую представленные ленты отображают не только авторскую интенцию, но и целую эпоху, и особое мировоззрение. «Прогулка» (Алексей Учитель) Прогулка — лучшее, чем можно заняться в летнем Петербурге. Фильм Алексея Учителя начинает нравиться или не нравиться почти с первых кадров. Это своеобразный ответ картинам «Мне двадцать лет» и «Я шагаю по Москве» спустя 40 лет, лиричный и немного рваный рассказ о случайном путешествии колоритной девушки и двух молодых людей по северной столице длительностью в полтора часа. Великолепный сценарий от Дуни Смирновой, представляющий собой болтовню о женщинах и мужчинах, любви и дружбе, эмоционален, психологичен и даже чуточку театрален. Недаром актеров Ирину Пегову, Павла Баршака и Евгения Цыганова специально «потребовали» из московского театра «Мастерская Петра Фоменко» на съемки. И, конечно, это разговор о городе — одновременно капризном, как женщина, и в то же время стойком, как мужчина. Сам жанр прогулки располагает к доле бессюжетности, но и к динамике: преследующая героев немного дрожащая камера ухватывает город в его быстротечности и изменчивости и создает у зрителя ощущение сопричастности. Особый колорит придают эпизодические персонажи — экскурсоводы, смотрители в Исаакиевском соборе, строители, уличные музыканты, актеры в костюмах Екатерины и Петра I — те, кто стали неотделимой частью Петербурга, его фольклором. «Маленькие люди», без которых не было бы большого и уникального города. А послевкусие от «Прогулки» остается еще надолго: в начале нулевых для многих зрителей этот фильм стал знаковым, а лиричный образ города привлек сюда туристов и даже жителей. «Питер FM» (Оксана Бычкова) В разговоре о кино-Петербурге без «Питер FM», конечно, не обойтись: в свое время он обозначил рубеж в российских романтических комедиях. Здесь музыкальны даже калитки во дворе дома, даже звук шлепающих балеток по вечным лужам. К музыкальности располагает и профессия героини актрисы Екатерины Федуловой — она остроумный диджей на радио. Кстати, в 2009 году в Петербурге действительно зазвучало радио «Питер FM» на волне 100.9. А герой знакомого по «Прогулке» Евгения Цыганова, будучи архитектором, еще органичнее вписан в пространство города, ведь что в Питере воплотилось ярче, чем архитектура? Как и в «Прогулке», в мелодраме Бычковой важны случайные прохожие и мимолетные встречи — с харизматичным люмпеном в лице Владимира Машкова, обиженным мужем в комичном исполнении Андрея Краско или одетым точь-в-точь как главный герой парнем, которого сыграл Павел Баршак. Все эти и многие другие персонажи представляют собой нишу искренних петербуржцев безо всякого стереотипного местного снобизма. Бычкова и ее герои задают важные для российской молодежи вопросы: ехать ли в Германию или довольствоваться скромным бытом дома, идти ли на компромисс с боссом или не прогибаться, наконец, выходить ли за нелюбимого или поверить в мимолетно возникшую симпатию? Но вопросы эти задаются без драматизма или надрыва, а так — легко и по-киношному. «Кококо» (Авдотья Смирнова) Дуня Смирнова создала картину на вечную для русской действительности тему о непримиримом непонимании между интеллигенцией и народом. В этом ментально-интеллектуальном плане Россия давно поделена на две части. Тема может показаться школьной и устаревшей — классики уже об этом рассказали. Но все течет и меняется, и вот в современном Петербурге сталкиваются особы из разных миров — вульгарная провинциалка Вика (Яна Троянова) и серая мышка, сотрудник Кунсткамеры Лиза (Анна Михалкова). Петербург здесь вывернут наизнанку, потому что показан под непривычным ракурсом — взглядом со стороны, живым и в чем-то детском (филологи называют этот прием отстранением). Фильм у Дуни получился трагикомичным, а грани между интеллигенцией и народом и явными, и размытыми одновременно. Потому что всегда трудно выбирать между разумом и чувствами, а в Петербурге тем более. «День солнца и дождя» (Виктор Соколов) О фильме Виктора Соколова по сценарию самого Эдварда Радзинского известно нещадно мало и лишь немногим. Несправедливо забытый, он в свое время явился не только удачной прогулкой его героев по городу, но и замечательным отражением эпохи оттепели, а по мнению некоторых критиков, и прощанием с ее иллюзиями, что скорее просто красивая фантазия. Фильм рассказывает об одном дне, в течение которого несколько раз привычно для Петербурга-Ленинграда успевает измениться погода. Вдобавок меняются и отношения главных героев-одноклассников, где по законам жанра один — отличник, а другой — веселый разгильдяй, и между ними изначально — непримиримая борьба и непонимание. По воле случая прогуляв уроки, мальчики успевают обойти весь центр города, начиная с Пряжки и заканчивая Невским. Они посещают продуктовую лавку у «Дома Кино», покупают таз в «Пассаже», ужинают в ресторане-корабле и даже снимаются в эпизоде на «Ленфильме». Сцена пребывания мальчишек в кинопавильоне крайне интересна. Они попадают на съемки какого-то дико пошлого мюзикла о Мишке Япончике в исполнении Михаила Козакова, между прочим. Кстати, четырехминутный эпизод только в этом году был возвращен в фильм и показан на фестивале «Белые столбы». По прошествии лет можно сказать, что подобное кинопроизводство на деле никак не отражало реальное положение вещей на одной из главных киностудий страны: в 60-е свои мощные картины там снимали Григорий Козинцев, Михаил Ромм и Иосиф Хейфиц. Но если не ратовать за честь «Ленфильма», то ирония режиссера вполне ясна — приходит новое кино, обывательское, мещанское и пошлое, а настоящий кинематограф вынужден бороться за свои права и своего зрителя. Фильм Соколова демонстрирует удивительный пример того, как детская открытость и наивность стали символом своего времени. Умиление и радость вызывают изображенные здесь беззаботные мальчишки и встречающиеся на их пути люди. «Ирония судьбы, или С легким паром!» (Эльдар Рязанов) В череде «легких» фильмов о Петербурге нельзя не вспомнить легендарную «Иронию судьбы», диалоги из которой практически каждый россиянин знает наизусть. Несмотря на то, что квартиры и дома Нади и Жени в Ленинграде и Москве оказываются до смешного одинаковыми, задумчивая прогулка героини Барбары Брыльской по северной столице словно ненароком показывает отличительные черты города. Именно ленинградские пейзажи не только по сюжету, но и по своей общей тональности идеально подходят тому моменту, когда события в фильме приобретают мелодраматический оборот. «Осенний марафон» (Георгий Данелия) История мягкотелого переводчика Бузыкина в исполнении Олега Басилашвили прекрасно отразила и проблему кризиса среднего возраста, и эпоху застоя в Союзе. Ленинград здесь не только фон, но и неотъемлемая часть жизни героя. Его работа в ЛГУ и «Лениздате» — маркер принадлежности к интеллигенции и в то же время иллюстрация исторического периода. Именно осенний Ленинград становится спутником Андрея Павловича в его вялых попытках вырваться из рутины, суеты и безысходности собственной жизни. Герой начинает заниматься легким бегом по серым холодным ленинградским паркам. А город совсем не приветлив — он скорее просто безразличен и сам будто доживает свой век на автомате. «Бандитский Петербург» (Владимир Бортко) Если сериал про питерских суперментов «Улицы разбитых фонарей» задумывался как ответ московскому «Петровка, 38», то объемный «Бандитский Петербург» по праву стал драматическим отражением целой эпохи, превратившейся в страшную легенду. Основанный на книгах Андрея Константинова, которые, в свою очередь, во многом были подкреплены реальными фактами и журналистскими расследованиями, сериал породил миф о Петербурге, из северной столицы трансформировавшемся в столицу криминальную. По сути, это историческая правда. Город-мираж здесь, как пел Игорь Корнелюк, оказывается «городом, которого нет», где разбиваются надежды, рушатся судьбы, предаются идеалы. Мир, кажется, существовавший совсем недавно, мир, где можно было хоть во что-то и кому-то верить, становится безнадежно далек и недостижим. Вокруг не просто ведется борьба за власть — криминальные связи пронизывают основные институты государства, что делает любую попытку добиться справедливости бессмысленной или по крайней мере смертельно опасной. Пожалуй, самый известный и сильный второй сезон сериала под названием «Адвокат» запоминается трагично бледным Дмитрием Певцовым, отчаянным Алексеем Серебряковым и вечно плачущей Ольгой Дроздовой. Следователь прокуратуры, герой Певцова вынужден стать правой рукой русского дона Корлеоне и, можно сказать, адвокатом дьявола. И вот коварный, неуловимый Антибиотик (Лев Борисов) назначает браткам стрелку у ЦПКиО или Смольного Собора, иной раз вся братия собирается в «Англетере», а ты смотришь и понимаешь, что не только маслом по холсту рисовался Петербург, и картины получались далеко не всегда вдохновляющими. «Брат», «Про уродов и людей», «Мне не больно» (Алексей Балабанов) Но нигде более не найти такого Петербурга, как у Балабанова. Когда у большинства режиссеров изображенный город так или иначе связан с эпохой и реальностью, Питер в воображении Алексея Октябриновича находится на грани между явью и выдумкой. Постановщик сам так его увидел и сам создал. И в этом он ближе к литературному материалу, Гоголю, Белому и, конечно, Достоевскому, чем любой другой фильммейкер. Знаменитый режиссер, сам долгое время живший и творивший в Петербурге, создал свой миф, являясь в этом плане Достоевским от мира кино. Однако если Федор Михайлович называл Петербург самым умышленным городом на свете, то герои Балабанова говорят жестче: «Красивый город, но провинция». Изображенный режиссером Петербург — фантом и гротеск на границе между русской провинцией и виднеющейся вдалеке Европой. Герои постановщика оказываются такими же — потерянными среди полярных миров маргиналами и изгоями. «Если быстро ехать на запад, то солнце не зайдет никогда», — говорит Лиза из драмы «Про уродов и людей», отправляется в Выборг, но находит там тот же искаженный мир. А инфантильно-демонический Данила Багров давно уже стал символом своей эпохи, как и Петербург 90-х, в котором он оказался. В фильмах Алексея Балабанова вы не увидите Петербурга из туристического гида — никаких разведенных мостов, дворцов и блеска. Может быть, поэтому его город кажется более правдивым и настоящим.... подробнее
08.11.2015
Командовать парадом будет он!

Пожалуй, при всем желании невозможно найти в современной российской богеме человека более противоречивого, чем сегодняшний юбиляр, Олег Евгеньевич Меньшиков. Как ни старайся подогнать его под общий знаменатель, слепить четкий образ и окутать эпитетами, все равно получится нечто перманентно меняющееся. Если бы некий творец собрался ваять с Меньшикова скульптуру, натуру нашего героя выразило бы только кинетическое искусство — быть постоянным и монументальным Олег решительно отказывается. С одной стороны, такая творческая энергия чрезвычайно важна для профессии. С другой, для служителя высокому искусству Меньшиков иногда уж очень цинично и меркантильно рассуждает, да и ведет себя соответственно. На классический вопрос о том, что есть лицедейство, уверенно заявляет — это великое и никчемное ремесло, и ему приходится вкалывать, чтобы пресловутое вдохновение (категория, о которой Олег говорит со снисходительной иронией) пролилось на него. По его же заявлению, он не Моцарт, но и не стыдится быть Сальери, ведь «моцарты» по жизни страдают, а Меньшиков страдать не намерен. Актер хочет жить хорошо и комфортно здесь и сейчас. Звучит немного по-мещански, но нынешний худрук Драматического театра им. М. Н. Ермоловой — сибарит, не бросающийся с головой в любую хоть сколько-нибудь заманчивую работу. Сибаритом, к слову, в одном из интервью его окрестил Никита Михалков. Однако не стоит представлять себе этакого возлежащего на диване Обломова. Будучи по природе крайне ленивым, в чем Олег признавался неоднократно, он играет по десять спектаклей в месяц и строит собственный театр, свернувший в сторону от замшелого репертуарного. Что касается кино, плохо перенося бытовые лишения, актер ни разу не пожаловался на перспективу спать вповалку со своими коллегами и есть неудобоваримую гадость на съемках «Кавказского пленника» Сергея Бодрова. Ненавидя репетиции, Меньшиков до четырех утра каждый день зазубривал сцены из драмы «Восток-Запад» Режиса Варнье, так как 90 процентов его текста было написано на французском. Ну а когда 37-летний Олег предложил свою кандидатуру на роль молоденького юнкера Толстого в картине Михалкова «Сибирский цирюльник» и выяснил, что режиссер склоняется к отказу, то сгреб силу воли в кулак и нехотя, но оперативно привел себя в форму. И речь здесь не только о лишнем весе: попробуй-ка в зрелом возрасте сыграть пылкого романтичного молодчика. В лучшем случае выйдет конфуз, чего с нашим юбиляром не случилось. Так что о его разгильдяйской натуре можно говорить весьма условно. Возможно, секрет подобного успеха кроется в исключительной везучести Олега. Даже начало его карьеры было ознаменовано феерически удачной импровизацией — поступление в Щепкинское училище было чистейшим импульсом. В то время как большинство знакомых лихорадочно искали свой путь в жизни, Меньшиков играючи прошел конкурс, вызвав бурю эмоций у приемной комиссии. И далее, на протяжение всех лет обучения Олег Евгеньевич считался лидером на курсе, любимчиком среди преподавателей и, как ни странно, однокурсников, не одаренных такой же энергией и смелостью. Да и как он мог им не быть с его-то магнетическим обаянием, буйной фантазией и стремлением есть жизнь большой ложкой. Харизматичный, остроумный и дерзкий, студент третьего курса с первых же проб покорил Михаила Козакова, хотя на роль Костика в свои «Покровские ворота» постановщик на тот момент прослушал уже нескольких исполнителей, включая Сергея Колтакова, Андрея Урганта и Валерия Сторожика, и почти определился с выбором. Остальных же Козаков собирался посмотреть просто для галочки. По словам Татьяны Догилевой, Олег из всех претендентов на эту роль был самым невзрачным. И каково же было удивление всей съемочной команды, когда Меньшиков заиграл. Первое же сказанное междометие запало Козакову в душу — он увидел того самого по-хорошему наглого и улыбчивого Костика, который вдобавок ко всему вел себя так непринужденно, будто знал Броневого, Ульянову, Маркову и прочих звездных персон с малолетства. Меньшиков действительно никогда не возносил личностей, с которыми ему посчастливилось работать, в ранг небожителей. Сейчас Олег Евгеньевич, конечно, говорит, что был самонадеянным дураком — сотрудничество с такими мастодонтами, как Роман Балаян и Никита Михалков, в столь нежном возрасте никогда не повергало его в трепет и воспринималось как должное. Однако и с годами актер не изменил своего отношения: он будто бы всегда знал, что имеет право считаться им ровней, что занимает лишь то пространство, которое ему предназначено, и на чужое претендовать не собирается. В качестве доказательства можно вспомнить относительно недавний случай: Меньшиков отказался от персонажа, которого впоследствии сыграл Сергей Маковецкий, в драме «12». Сделал он это за два дня до старта съемок, потому как не обнаружил для себя никаких «манков», чтобы зацепиться за образ. Михалкову пришлось не без недовольства отпустить Олега из важного проекта. Чему тут удивляться, когда именно Никита Сергеевич сделал своего подопечного таким избирательным и капризным. Даже на заре карьеры Олег мог отказаться от таких лакомых предложений, как участие в ставшем любимым у советской публики сериале «Гардемарины, вперед!», хотя и согласился потом озвучить героя Сергея Жигунова. Вообще, между кино и театром он чаще выбирал последнее, считая, что именно на сцене сможет реализовать весь свой потенциал. Однако знавшему себе цену и довольно самолюбивому артисту приходилось мириться с тем, что и в Малом, и в Театре Советской армии он то и дело начинал с партии «гонца». Неудивительно, что уверенный в собственной исключительности Меньшиков при первой же возможности переметнулся к Валерию Фокину, в труппу Театра им. Ермоловой. К тому же туда Олег перешел со старой гвардией, в которую входили, в числе прочих, совершенно влюбленные в него Татьяна Догилева и Александр Балуев. То были самые счастливые и бесшабашные годы, когда вечерами под водочку с селедочкой легкий на подъем и готовый горы свернуть Олег играл на гитаре и строил наполеоновские планы. Он ни разу не испытывал страха перед лицом сложного материала, а потому когда его настрой а-ля «шапками закидаем» был сломан о жесткий стиль руководства Фокина, Меньшиков оказался в растерянности. После одного неприятного инцидента со спектаклем по набоковскому «Приглашению на казнь» Олег ушел из труппы, жестоко разорвав все отношения с друзьями страстной юности. Междусобойчики и доверительное отношение закончились, а некогда доступный, легкий и не укладывавшийся в представления об актере Олег начал отдаляться от людей, становиться более холодным, закрытым, замороченным. Он четко разделил окружающих на тех, кого можно было искупать в своем очаровании, и других, от кого он застегнулся на все пуговицы. Во вторую группу незаслуженно попали все еще восхищенные его талантом Догилева и Балуев. В первой же, по счастливому стечению обстоятельств, нарисовался Михалков. На съемочной площадке «Утомленных солнцем» творилось нечто невообразимое. «Я не актер роли, я — актер темы. Да и вообще не люблю лицедействовать», — заявлял Меньшиков. «Хорошо, Олег, вот тебе конфликт, драма, история. Работай», — отвечал Михалков. «Не переношу репетиции», — вставлял актер. «Без проблем, выйдешь из вагончика, когда все будет готово», — парировал постановщик. Казалось бы, Олег Евгеньевич бесстыдно вил веревки из одержимого контролем режиссера, который создавал ему почти тепличные условия. На деле же он всегда чувствовал границы допустимого. Играя в полноги на редких прогонах, актер становился неузнаваемым по команде «Мотор!». В его Мите пробивная мощь бесчестного человека сочетается с детской уязвимостью и ранимостью интеллигента, который страдает от того, что всеми силами пытается встроиться в новый уклад жизни, но неизбежно чувствует — его отовсюду «ластиком стерли». Олег блистает и в драматических сценах, где без всяких слов накал между его персонажем и Котовым Михалкова достигает такого уровня, что зажги спичку, случится пожар. При этом ловкость, с которой он выступает в «домашних» эпизодах, настолько естественна и изящна, что заставляет улыбаться, забыв, какой фильм мы смотрим. Однозначно, Михалков не прогадал, уступив своенравию Меньшикова ради его мастерства. Формула, которую вывели для себя Никита Сергеевич и Олег Евгеньевич, заключалась в том, чтобы прощать друг другу некоторые причуды и не сближаться больше необходимого. В итоге фильм получился почти ансамблевым, а значит «Оскара» выиграл не в последнюю очередь благодаря работе актеров. Хотя сам Олег не получил за эту роль ни одной номинации на какую-либо из существующих наград. С сарказмом, за которым у Меньшикова почти всегда маячит укор, он говорит о том, что киноиндустрия не особенно-то жалует его. Являясь первым из немногих в России обладателем престижной премии Лоуренса Оливье за роль спектакле «Когда она танцевала» на сцене лондонского театра «Глобус», он имеет всего лишь одну «Нику» за «Кавказского пленника». Другое дело, что иные актеры подобного подарка судьбы годами ждут и не дожидаются. А Олегу снова повезло, на сей раз — с Бодровыми. Бодров-старший вслед за Александром Хваном (пригласившим Меньшикова в мелодраму «Дюба-Дюба») предложил актеру воплотить совершенно несвойственный ему образ. Саня — не типичный солдафон, а скорее человек, всю жизнь откладывавший то, чего ему на самом деле хотелось, но не переставший мечтать. Потому наряду с грубостью в нем проскакивают артистизм и желание покрасоваться, с жесткостью и твердостью уживаются добросердечность и фантазерство. Он — тот, кто сбежит из пекла при первой возможности, чтобы тут же вернуться за товарищем или просто потому, что совесть не позволит поступить иначе. С Бодровым-младшим Олег составил один из самых ярких за всю его фильмографию дуэтов. Непринужденность и доверительность, которые сложились между ними, вылились в сцену дурашливого танца под “Go Down Moses”, которую Меньшиков придумал сам. В самом деле, кому нужны «Ники» и «Орлы», когда есть такая жемчужина в анналах мирового кинематографа?.. Впоследствии с Сережей Бодровым Олегу выпало работать во Франции, в съемочных павильонах того самого «Востока-Запада». Но там уже не было такой раскрепощенности, как у старшего Бодрова. Меньшиков, конечно, вскружил головы французам во главе с самой дивой Катрин Денев, но его закрытость немного отпугнула иностранных коллег. Стоит отметить, что это вовсе не было высокомерием: такое поведение проистекало от растерянности и опустошенности, вызванных провалом «Горя от ума», дебютного спектакля его независимого творческого объединения «Театральное товарищество 814». В результате как бы профессионально не вел себя Олег после щелчка хлопушки, их с Сандрин Боннэр разобщенность проглядывала сквозь трещинки идеального на первый взгляд фасада. А может, трудности перевода взяли свое. После исторической драмы Вернье актер упоенно занялся постановкой спектаклей, бросив на это все свои силы. Из последних успешных работ на экране стоит выделить сериал «Доктор Живаго», в котором Меньшиков не горел желанием сниматься. Его переубедил постановщик Александр Прошкин, написавший Олегу длинное укоризненное письмо о преступном простаивании таланта. При этом ни экранизация исторической беллетристики «Статский советник», ни авантюрная комедия «Золотой теленок», изначально предложенные Олегу в качестве режиссерских проектов, не выстрелили. Не любящий проигрывать, а потому старающийся не идти на необоснованные риски Меньшиков уверяет, что даже после шквала критики и раздражения зрителей «командовал бы парадом» точно так же. Защитная маска Олега Евгеньевича вынуждает его говорить, что именно таким он видит великого комбинатора. На деле же его Остап Бендер — это повзрослевший и слегка оборзевший Костик из «Покровских ворот». А последний, как мы помним, в финале сказал: «Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь… Каким рассудительным я буду, каким умеренным стану я». Вот он и стал если не умеренным, то точно склонным к самокопанию — не хватило остаповских живости и задора. Но в нашем сочувствии сегодняшний юбиляр не нуждается, тем более, что года три назад для него наступила чудесная пора. Уместно будет вспомнить, что Борис Пастернак в свои 55 лет удивлялся, насколько по-другому он начал писать на шестом десятке. Вот и Олег в те же 55 почувствовал небывалую страсть к своему делу и теперь только начинает перерождаться в Меньшикова, с которым мы еще не знакомы. Сам театральный деятель, как он предпочитает себя называть, шутит, что у него просто задержка в развитии. Что касается кино, до сих пор заваливаемый предложениями, в том числе из Голливуда, читающий в месяц по 60 сценариев, Меньшиков ждет исключительного проекта, который заставит его сдвинуться с места. И в общем даже неплохо, что актер и режиссер перестал размениваться по пустякам и понял: совсем не обязательно одаривать своей энергией всех подряд. Теперь он ценит одиночество, подчиняет все своему расписанию, но и чаще идет на компромиссы. Остается, по крайней мере на публике, беспредельно самоуверенным, чуток пренебрежительным, самоироничным и словоохотливым, когда этого требует новая должность. Народный артист Олег Евгеньевич носит алые пиджаки, потертые джинсы и кашне и честно признается, что денег для счастья ему нужно чем больше, тем лучше. Впрочем, Меньшиков никогда не считал необходимым скромничать и кокетничать как гимназистка. И только самые близкие люди могут знать, какого труда стоит ему такая степень свободы.... подробнее