Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Георгий Товстоногов

Georgi Tovstonogov
Георгий Товстоногов
Профессии: Режиссёр, Сценарист
Пол: Мужской
Родился: 28 сентября 1915, Весы (104 лет назад)
Умер:: 23 мая 1989 (73 лет)
Первый фильм: 1973
Последний фильм: 1987
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

26.09.2019 19:16

История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается.

Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые».
Читать полностью
Поделиться:

25.08.2019 18:26

«У меня есть один критерий ''настоящего'' — стыдно или не стыдно». Сергею Соловьеву — 75

Сегодня 75-летний юбилей отмечает известный российский режиссер Сергей Соловьев. Художник вне времени, но отлично чувствующий его. Его легендарная «Асса» стала гимном целого поколения, а экранизации Пушкина, Чехова и Толстого — классикой отечественного кинематографа. Сергей Соловьев самостоятельно и в соавторстве написал множество киносценариев, издал трехтомный сборник воспоминаний «Асса и другие произведения этого автора», поставил несколько спектаклей, а главное — и по сей день продолжает снимать кино. «Кино было и остается моим способом чувственного познания мира», — признается режиссер.

Родился Сергей Соловьев в небольшом городке Кемь в Карелии. Отец его служил в контрразведке, поэтому детство будущего режиссера прошло в Северной Корее. Позже семья вернулась в Ленинград, где, еще будучи школьником, Соловьев начал играть в спектаклях Георгия Товстоногова на сцене Большого драматического театра. Какое-то время он проработал на ленинградском телевидении, после чего в свои неполные 17 решил отправиться в Москву, как сам говорил, чтобы «посмотреть, как поступают во ВГИК». Дело в том, что в те годы вышло постановление Правительства, подписанное Никитой Хрущевым, о приеме в творческие ВУЗы только людей с жизненным опытом.
Читать полностью
Рубрика: Юбилей
Теги: пост, персона
Поделиться:

08.12.2014 17:08

Благословите женщину

В самом начале своей карьеры, буквально после первых ролей в театральных постановках, она беспокоилась, что всю жизнь будет играть травести. А вышло так, что именно эта актриса подарила нам одно из самых незабываемых воплощений женственности на большом экране — Людмилу Калугину из лирической комедии «Служебный роман».

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье известного актера и студентки драматических курсов. Лет с трех будущая легенда петербургской театральной сцены и всенародно любимая «мымра» Прокофья Людмиловна начала всячески демонстрировать тягу к актерству. «Первый раз в первый класс» у девочки пришелся на первый же год Великой отечественной войны.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 8.1

Все | Режиссёр | Сценарист

Биография

советский режиссёр, народный артист СССР (1957), доктор искусствоведения (1968). В 1938 окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1938—46 режиссёр Тбилисского русского театра им. Грибоедова, в 1946—49 работал в московском Центральном детском театре, в 1950—56 главный режиссёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, с 1956 — Большого драматического театра им. Горького. Одна из сторон режиссёрского дарования Т. — стремление к монументальным, обобщённым формам. Это проявилось в спектаклях "Дорогой бессмертия" (1951, по книге Ю. Фучика "Слово перед казнью"), "Гибель эскадры" Корнейчука (1952) и в наиболее значительной работе — "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1955), удостоенной Ленинской премии (1958). Среди лучших спектаклей Т. в Большом драматическом театре: "Идиот" по Достоевскому (1957, 1966), "Варвары" (1959) и "Мещане" (1966) Горького, "Поднятая целина" Шолохова (1964), "Три сестры" Чехова (1965), "Беспокойная старость" Рахманова (1970), "Ханума" Цагарели (1973). Т. воспитал коллектив актёров-единомышленников, способствовал успешным дебютам ряда драматургов (А. М. Володина, В. С. Розова и др.). Автор книг по теории и практике режиссёрского творчества — "О профессии режиссера" (1965) и "Круг мыслей" (1972). В 1939—46 преподавал в Грузинском театральном институте им. Ш. Руставели, с 1962 заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960). Депутат Верховного Совета СССР 7— 8-го созывов. Государственная премия СССР (1950, 1952, 1968). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Дядя Ваня
Дядя Ваня (1987)

Dyadya Vanya (7.30)

Khanuma
Khanuma (1978)
(8.50)

А. Чехов. Сценки
А. Чехов. Сценки (1973)

A. Chekhov. Stsenki (0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Khanuma
Khanuma (1978)
(8.50)


Топ 250
217
Гарри Поттер и узник Азкабана
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (7.80)
218
Хищник
Predator (7.80)
219
Звёздные войны: Эпизод 3 - Месть ситхов
Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith (7.80)
220
Столкновение
Crash (7.80)
222
Джуно
Juno (7.80)
223
Машинист
The Machinist (7.80)
224
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
225
Аэроплан
Airplane! (7.80)
226
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
весь топ
26.09.2019
История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается. Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые». Переезд в Сталинград, затем в Ленинград. Работа в театре имени Ленинского комсомола давалась Басилашвили легко, он называет это время счастливым. Только постоянно подтачивала ностальгия по Москве, желание чего-то большего, чего-то «мхатовского». Свой МХАТ Олег Валерианович сумел найти и на берегах Невы: Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ, сцена которого была согрета «невидимым присутствием белоснежной мхатовской Чайки». Однако робость перед мечтой стеснительного Басилашвили так и не покинула. Жесточайшая конкуренция в театре и сложные задачи, которые ставил Товстоногов, снова заставили актера метаться. «Я репетировал, старался изо всех сил, делал все "по системе", прочел всего Бакунина, Кропоткина (революционер!), копал вглубь… а толку — ноль! И чем больше я старался, — тем больше был зажат, беспомощен, неорганичен», — вспоминает Олег Валерианович. Премьера первого спектакля, прошедшая с оглушительным успехом, лично для него стала позором. Когда всех артистов поздравляли, ему старались не смотреть в глаза. Серо и безлико тянулись для актера дальнейшие театральные будни. Росли и крепли его «неверие в свои способности, тупое, словно топорный обух, чувство подавленности и тоски, потный ужас от крика режиссера, позорная рабская стыдливость». Никак не угадать будущего Мерзляева, не правда ли? А вот глубина метаний нерешительного Бузыкина становится очевиднее. На пике славы от Олега Басилашвили уходит его супруга, блистательная Татьяна Доронина. Ее карьера в БДТ складывалась значительно успешнее. Басилашвили остался один в чужом городе, с багажом разочарований, комплексов и творческого одиночества. Помогало только телевидение — роли в телеспектаклях — среди камер, мониторов, кабелей Басилашвили чувствовал себя профессионалом. Когда уже с театром хотелось покончить, после одной из репетиций к Олегу Валериановичу подошел Товстоногов и сказал, чтобы тот не думал покидать БДТ, добавив: «Вы мне очень нужны». Надо ли было большего для тонкой, ранимой души Басилашвили? В него поверили, его оценили. «И как-то постепенно стало у меня все налаживаться — и внутри, и снаружи: постепенно прибавлялась уверенность, ощущение свободы, дотоле почти неизвестное мне», — будет впоследствии вспоминать актер. Он начал осваиваться, раскрепощаться, уже не с таким страхом смотрел на боготворимых им коллег, Юрского и Лаврова. Режиссер Эльдар Рязанов увидел Басилашвили впервые на сцене БДТ в спектакле «Мольер» по пьесе Булгакова. Олег Валерианович играл Людовика XIV и, по словам Эльдара Александровича, делал это блистательно. Зайдя после спектакля к нему в гримерку, Рязанов неосторожно произнес: «Я не понимаю, почему я до сих пор не снимаю вас в своих картинах». На что уже на тот момент осмелевший актер ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю». Так состоялось важное для отечественного кинематографа знакомство. Юрий Григорьевич Самохвалов, граф Мерзляев, Платон Громов — обретя себя, Басилашвили уже с легкостью бравировал своей импозантной фактурой, не утратив при этом очарования нерешительного интеллигента. Его герои были непривычны зрителю, в обыденное черное и белое Басилашвили удавалось замешивать оттенки собственных глубинных переживаний. Кому, как не ему, было знать, как легко мужчину могут сломить внешние обстоятельства, страхи, комплексы, как легко стать заложником внешности, не дающей тебе право на слабость. Ведь не всегда решишься подойти к такому большому, сильному мужчине со словами: «Вы мне очень нужны», — как сделал это однажды Товстоногов. Сейчас Олег Басилашвили — народный артист России, главная звезда БДТ, почетный гражданин Санкт-Петербурга, за его плечами десятки ролей в кино, театре и на телевидении. Но только и по сей день, если где-то на улицах города народный артист слышит «Это он!», внутри просыпается все тот же волнующийся самоед: «Спину прямо держать! И — главное, главное — туман в глаза, внутреннюю углубленность, иллюстрирующую богатство души и — простоту, простоту — да, да, это тоже важно, несмотря ни на что, на популярность и уважение — я прост, прям, доступен…». Команда LostFilm.INFO от всей души поздравляет любимого актера с юбилеем! Желаем отменного здоровья, неисчерпаемого вдохновения и всеобъемлющей гармонии с собой и миром!... подробнее
25.08.2019
«У меня есть один критерий ''настоящего'' — стыдно или не стыдно». Сергею Соловьеву — 75

Сегодня 75-летний юбилей отмечает известный российский режиссер Сергей Соловьев. Художник вне времени, но отлично чувствующий его. Его легендарная «Асса» стала гимном целого поколения, а экранизации Пушкина, Чехова и Толстого — классикой отечественного кинематографа. Сергей Соловьев самостоятельно и в соавторстве написал множество киносценариев, издал трехтомный сборник воспоминаний «Асса и другие произведения этого автора», поставил несколько спектаклей, а главное — и по сей день продолжает снимать кино. «Кино было и остается моим способом чувственного познания мира», — признается режиссер. Родился Сергей Соловьев в небольшом городке Кемь в Карелии. Отец его служил в контрразведке, поэтому детство будущего режиссера прошло в Северной Корее. Позже семья вернулась в Ленинград, где, еще будучи школьником, Соловьев начал играть в спектаклях Георгия Товстоногова на сцене Большого драматического театра. Какое-то время он проработал на ленинградском телевидении, после чего в свои неполные 17 решил отправиться в Москву, как сам говорил, чтобы «посмотреть, как поступают во ВГИК». Дело в том, что в те годы вышло постановление Правительства, подписанное Никитой Хрущевым, о приеме в творческие ВУЗы только людей с жизненным опытом. Никакого жизненного опыта у юного Соловьева, понятно, не было, да еще и в экзаменационном листе абитуриента — двойка, тройка и тройка с минусом. Поступить помог случай: режиссер Евгений Фосс поставил Соловьеву неудовлетворительную оценку за сочинение, посчитав, что это просто переписанный рассказ то ли Паустовского, то ли Пришвина. Во время третьего тура Михаил Ромм (именно в его и Александра Столпера мастерскую поступал Сергей Александрович) несколько раз отправлял Фосса в библиотеку с целью найти этот рассказ. Но источник плагиата так и не был найден, тогда Михаил Ильич решил, что «молодого жулика» надо зачислять: «Женя, милый, так нельзя. Переломать жизнь ничего не стоит. Если ты, человек начитанный, интеллигентный, перепутал его писания с Паустовским и Пришвиным, то этого достаточно, чтобы поставить оценку». Так неопытный ленинградский юноша стал студентом великого Михаила Ромма, о чем, как признавался позже, даже не мог и мечтать. Первые кинематографические успехи Сергей Соловьев сделал еще во время учебы во ВГИКе. В 1966 году короткометражный документальный фильм «Взгляните на лицо» по его сценарию был отмечен золотой медалью Лейпцигского кинофестиваля. С 1969 года Соловьев стал режиссером киностудии «Мосфильм». Его дебютом были две новеллы по рассказам Чехова «От нечего делать» и «Предложение» в киноальманахе «Семейное счастье». Антон Павлович — особенный автор для режиссера, и он опасается, что настоящее наследие писателя может исчезнуть. Уже сейчас, по его мнению, Чехов находится на обочине нашей культурной жизни, в «дремучем лесу». «Кому, действительно, нужен сейчас Чехов? Либо это должны быть невиданная пошлятина с элементами авангарда, чего-то такого, либо он никому не нужен. Сам по себе Чехов никому не нужен, но мы-то его должны сохранить, вот там, в лесу, на обочине», — заявляет в одном из своих интервью Сергей Александрович. Трепетное отношение Соловьева к классике, не терпящее сиюминутных, модных инсинуаций, отражено и в его картине «Егор Булычев и другие» по пьесе Горького, «Станционный смотритель» по повести Пушкина, и в более поздних экранизациях «Трех сестер» Чехова и «Анны Карениной» Толстого. Важной вехой творческого пути режиссера стала юношеская трилогия, которую в 1975 году открыла картина «Сто дней после детства». Фильм о жизни подростков в пионерском лагере был и обласкан советским киноначальством, и награжден «Серебряным медведем» на Международном кинофестивале в Берлине. Трилогию продолжили лирическая история «Спасатель», получившая диплом Венецианского фестиваля, и киноповесть «Наследница по прямой», отмеченная золотой медалью на Международном кинофестивале детских фильмов в Салерно. Сергей Соловьев предстал в этих картинах режиссером-романтиком, с нежностью и трепетом изобразившим юношеские переживания, попытки осознания себя и своих чувств в этом непростом мире. Уже сформировывается и кинопоэтика Соловьева — меланхоличное, тягучее повествование, преисполненное художественности и образности. В конце 70-х — начале 80-х режиссер выпускает две совместные работы: советско-японскую мелодраму «Мелодия белой ночи» и советско-колумбийскую драмы «Избранные» по одноименному роману Альфонсо Лопеса Микельсена. В 1986 году состоялась премьера картины «Чужая Белая и Рябой». История послевоенного городка в Казахстане, подростка Ивана Найденова и белой голубки, символа мира. «Это был абсолютно точный срез и скол советской власти, советского общества, в котором не было мерседесов, а были ленд-лизинговые студебеккеры, которые дали американцы, чтобы мы до Берлина доехали вместо них. Но были ценности, которые мы и сами изобретали, и сами ими жили, и сами умирали, если эти ценности у нас отбирали. И, конечно, волшебный, волшебный мир отрочества, когда все на белом свете вдруг проясняется…», — рассказывал о своей картине режиссер. В следующем году выходит «Асса», самая культовая картина Сергея Соловьева. Режиссер брался за нее скорее интуитивно, увидев в образах советских молодых рокеров и «новых художников» что-то, что отражало настроение и дух времени. Сергей «Африка» Бугаев, исполнивший роль мальчика Бананана, в одном из интервью скажет: «В области народного героетворчества на поверхности лежит не так много глыб подобных фильму "Асса", который заключает в себе весь спектр символизма и содержание нескольких поколений. Одно поколение представляли Соловьев, Говорухин, другое — Гребенщиков, Курехин, Новиков, Цой. Это люди, которые своим творчеством на протяжении всей жизни боролись за свободу. За самые разные ее проявления, но, прежде всего, за свободу творчества». «Асса» стала первой картиной новой трилогии режиссера, за ней в начале 90-х на экраны выйдут «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом». В начале 2000-х выйдут фильмы: «Нежный возраст», «О любви», «2-Асса-2» и др. Почти во всех своих картинах Сергей Соловьев снимал свою музу, актрису Татьяну Друбич. Какое-то время они были женаты, но и расставшись, продолжали оставаться творческим тандемом. «Без нее я плохо представляю свои фильмы. В Канаде на премьере "Анны Карениной" журналисты спросили, почему героиню играет именно Друбич. Я поначалу замялся, потом смело сформулировал: "Вот у товарища Дзержинского, председателя Чрезвычайной Комиссии, наверняка был свой любимый пистолет. А Таня Друбич — мой любимый пистолет". Так что прошу запомнить: я вооружен и очень опасен». Вооруженный и опасный Сергей Соловьев продолжает оставаться на страже интересов отечественной культуры. Его авторству принадлежит не один десяток работ по истории и теории кино, Сергей Александрович преподает во ВГИКе и является президентом Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. В этом году на фестивале «Кинотавр» юбиляру была вручена награда за вклад в кинематограф с формулировкой «За свободу духа и твердость убеждений». А он и не скрывает, что душа за наше кино у него болит: «Мне кажется, одна из бед сегодня нашего кинематографа — это то, что называлось у Маяковского: "Улица корчится, безъязыкая, ей нечем плакать и разговаривать". Вот кинематограф в России был всегда языком безъязыкой улицы, через который она плакала и разговаривала…».... подробнее
08.12.2014
Благословите женщину

В самом начале своей карьеры, буквально после первых ролей в театральных постановках, она беспокоилась, что всю жизнь будет играть травести. А вышло так, что именно эта актриса подарила нам одно из самых незабываемых воплощений женственности на большом экране — Людмилу Калугину из лирической комедии «Служебный роман». Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье известного актера и студентки драматических курсов. Лет с трех будущая легенда петербургской театральной сцены и всенародно любимая «мымра» Прокофья Людмиловна начала всячески демонстрировать тягу к актерству. «Первый раз в первый класс» у девочки пришелся на первый же год Великой отечественной войны. Бруно Фрейндлих незадолго до этого покинул жену и город, других родственников с немецкими корнями сослали либо расстреляли, и Алиса осталась выживать с матерью. Тяготы военного времени, ужасы и голод блокадного Ленинграда, а также презрение к девочке с немецкой фамилией со стороны сверстников, по сей день являются для великой актрисы самыми яркими воспоминаниями о детстве. После войны Алиса записалась в драмкружок при своей же школе, и его руководительница сыграла немалую роль в выборе девочкой будущей профессии. В 1953 году Фрейндлих поступила в ЛГИТМиК, закончила его с отличием и отправилась служить в Театр им. Комиссаржевской. В начале 60-х перебралась в Театр имени Ленсовета, а в БДТ, по приглашению Товстоногова, попала уже в 80-х. И к тому моменту, когда она уже стала признанной артисткой, смена площадки Алисой Бруновной сопровождалась жутким переполохом в стане петербургских театралов — куда теперь брать билеты, на какую сторону Фонтанки приезжать? Сниматься в кино Фрейндлих начала в 1955 году. Это были скромные эпизоды в картинах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Большую роль в кинокарьере актрисы сыграл ее второй муж — режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. В том смысле, что если бы не он, она бы снималась в кино гораздо чаще. Но, уловив особенности таланта Алисы, он начал давать ей такие роли, которые невозможно было променять на любые киношные. Многие критики считают, что это время является вершиной театральной карьеры Фрейндлих, тогда как на большом экране в 60-е годы самой значительной ее работой стала роль в комедии Элема Климова «Похождения зубного врача». В масштабах истории отечественного кинематографа этот фильм примечателен еще и тем, что именно на его съемочной площадке Алиса впервые поработала с Андреем Мягковым. В общем, из-за сильной загруженности в театре Фрейндлих была вынуждена отказаться от многих интересных проектов. И так продолжалось до 1976 года, когда Эльдар Рязанов настоял на том, что в его новом фильме главную роль должна исполнить именно Алиса. Ради создания достоверного образа серой мышки в «Служебном романе» актриса долго подбирала подходящий гардероб, тренировала деревянную походку, подсматривая за реальными женщинами-начальницами. А «уродские» очки, по слухам, вообще сняли с отца оператора картины. После премьеры фильма советские женщины начали осаждать парикмахерские, бросившись приводить себя в порядок: а вдруг где-то рядом бродит тот самый Новосельцев? Алиса Бруновна получила тысячи благодарственных писем, которые, возможно, сгладили неприятный осадок от того, что Госпремии СССР удостоились все создатели фильма, кроме его главной звезды. К числу лучших киноработ Фрейндлих также можно отнести Анну Австрийскую в фильме «Д'Артанян и три мушкетера» и жену главного героя из «Сталкера» Тарковского. Королева у Алисы Бруновны получилась замечательная: исполненная достоинства, своенравная, сильная духом, но при этом настоящая женщина, мечтающая о большой любви, трепетная и нежная. Что касается небольшой роли в «Сталкере», то, как точно подметила Лия Ахеджакова, там есть «мощное страдание», в нескольких сценах — целая судьба. Сама Фрейндлих о своем таланте говорила, что черпает его маленькой ложечкой из большого «эмоционального бункера», куда прячет все накопленные за долгую жизнь сильные эмоции, все яркие впечатления. И видит Бог, «мощных страданий» на долю этой маленькой женщины выпало столько, что, если б не актерство, можно было бы и умом тронуться. Но вернемся к кинематографу... Самое время вспомнить, что, прежде чем пойти на актерский, юная Алиса долго думала, не посвятить ли себя опере. Сделать выбор в пользу театра ей помог папа, сославшись на то, что с ее ростом в опере Алиса будет смотреться несерьезно, а если ей так уж хочется петь, то петь можно и в театре, и в кино. И папа оказался прав: Фрейндлих блестяще реализовала себя не только как актриса, но и как певица. Так, ее чудесное меццо-сопрано звучит в «Служебном романе», «Мушкетерах» и других фильмах с ее участием. Если хотите испытать на себе чарующее действие голоса Алисы Бруновны, послушайте прямо сейчас в ее исполнении пронзительную песню «Маленький принц». 1980-е годы ознаменовались для уже полностью состоявшейся театральной звезды несколькими работами и на большом экране. Ни одна из них не затмила успеха «Служебного романа», но в каждом из этих фильмов по сей день приятно наблюдать узнаваемую манеру игры Фрейндлих: в любом драматичном образе она находит что-то светлое, в любом тяжелом — что-то легкое, живое. В это время на советские экраны вышли такие фильмы с ее участием, как «Опасный возраст», «Успех» и «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». Но более всего удивил и впечатлил зрителей воплощенный Алисой Бруновной образ Огудаловой в «Жестоком романсе»: насколько он был тяжеловесен и мрачен в оригинальной пьесе Островского, и как великолепно оживила, очеловечила его Фрейндлих! В 90-х Алиса Бруновна вернулась к роли Анны Австрийской в продолжениях истории о мушкетерах, а также сыграла в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», за который удостоилась своей первой премии «Ника». Одной из лучших экранных работ Фрейндлих в XXI веке стала роль престарелой скульпторши в драме «На Верхней Масловке». Фильм вызвал множество противоречивых отзывов, тогда как Алисе Бруновне после его выхода не признался в любви только самый бесчувственный критик. Она сотворила настоящее чудо, сыграв старость, граничащую с забвением, так, что зритель напрочь забыл о зудящем неприятном чувстве жалости к увядающему кумиру. На первый план в ее Анне Борисовне несмотря ни на что гордо выходит Женщина с большой буквы. Женщина как начало всех начал, которая даже «накануне отброса копыт» может и разбередить душу любому Мальчику, и тут же успокоить его, укутав своей мудростью, отогрев своим внутренним огнем. Ее партнер по съемкам, Евгений Миронов, говорят, влюбился в Алису Бруновну до умопомрачения, даже бредил во сне. Ну а критика со свойственным ей цинизмом описала все это безумие фразой «Фрейндлих находится в хорошей актерской форме». Другим поздним проектом актрисы, на который непременно стоит обратить внимание, является фильм-фантазия «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» о том, как Иосиф Бродский якобы совершил путешествие в Петербург за несколько лет до своей смерти в Нью-Йорке. В этой замечательной, проникновенной и очень грустной картине Алиса Бруновна воплотила образ матери поэта, из которой разлука с сыном и бесчеловечность Системы вытягивает последние соки. Она медленно умирает от горя, невозможности что-то изменить и банально от старости, но она все та же Женщина. Женщина в самом высшем, простом и единственно верном смысле этого слова. «Тяжело ли быть красивой?.. Не знаю, не пробовала» Сегодня несравненной Алисе Бруновне исполняется 80 лет. Редакция LostFilm.INFO от души поздравляет любимую актрису с юбилеем! При Вашей бешеной энергетике, неисчерпаемом вдохновении и безграничном обаянии остается пожелать только крепкого здоровья и сохранности Вашего замечательного «эмоционального бункера»!... подробнее