Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Георгий Товстоногов

Georgi Tovstonogov
Георгий Товстоногов
Профессии: Режиссёр, Сценарист
Пол: Мужской
Родился: 28 сентября 1915, Весы (108 лет назад)
Умер:: 23 мая 1989 (73 лет)
Последний фильм: 1987
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

28.03.2020 20:26

Как рождаются гении. К юбилею Иннокентия Смоктуновского

«Мы — в стремлении познать себя», — написал однажды Иннокентий Смоктуновский. Постигая глубину своего актерского таланта, он позволял и нам, зрителям, путешествовать по мирам героев Достоевского, Пушкина, Шекспира, соприкасаться с противоречиями великих — Чайковского, Моцарта, Баха. Его часто не понимали, называли странным, сложным. Смоктуновский не прощал халтуры, был прямолинеен, высказывал свое мнение даже тогда, когда его об этом не просили. Но все сходились в одном — Смоктуновский был гениальным актером. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет.

Родился Иннокентий Смоктунович (настоящая фамилия актера) в деревне Татьяновка Томской губернии. Его дед и отец были раскулачены, семье пришлось переехать в Красноярск. Иннокентий был вторым из шести детей, и в какой-то момент родители просто не смогли их прокормить. Его вместе с братом забрала к себе родная сестра отца. Младший брат Володя вскоре умер, а юному Кеше пришлось выживать всеми возможными способами. «Все сполна, и человек рожден, чтоб видеть, пользоваться полнотой окружающего его, и не беда, коли звезды поначалу достают палкой. Ведь надо учиться чем-то тянуться к ним. Я в детстве дотягивался до ранеток и подсолнухов в чужом саду — это моя полнота стремлений, мои возможности тогда...» — будет вспоминать Смоктуновский.
Читать полностью
Поделиться:

16.03.2020 14:59

«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет.

Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич.
Читать полностью
Поделиться:

26.09.2019 19:16

История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается.

Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые».
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 8.1

Все | Режиссёр | Сценарист

Биография

советский режиссёр, народный артист СССР (1957), доктор искусствоведения (1968). В 1938 окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1938—46 режиссёр Тбилисского русского театра им. Грибоедова, в 1946—49 работал в московском Центральном детском театре, в 1950—56 главный режиссёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, с 1956 — Большого драматического театра им. Горького. Одна из сторон режиссёрского дарования Т. — стремление к монументальным, обобщённым формам. Это проявилось в спектаклях "Дорогой бессмертия" (1951, по книге Ю. Фучика "Слово перед казнью"), "Гибель эскадры" Корнейчука (1952) и в наиболее значительной работе — "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1955), удостоенной Ленинской премии (1958). Среди лучших спектаклей Т. в Большом драматическом театре: "Идиот" по Достоевскому (1957, 1966), "Варвары" (1959) и "Мещане" (1966) Горького, "Поднятая целина" Шолохова (1964), "Три сестры" Чехова (1965), "Беспокойная старость" Рахманова (1970), "Ханума" Цагарели (1973). Т. воспитал коллектив актёров-единомышленников, способствовал успешным дебютам ряда драматургов (А. М. Володина, В. С. Розова и др.). Автор книг по теории и практике режиссёрского творчества — "О профессии режиссера" (1965) и "Круг мыслей" (1972). В 1939—46 преподавал в Грузинском театральном институте им. Ш. Руставели, с 1962 заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960). Депутат Верховного Совета СССР 7— 8-го созывов. Государственная премия СССР (1950, 1952, 1968). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Дядя Ваня
Дядя Ваня (1987)

Dyadya Vanya (7.30)

Khanuma
Khanuma (1978)
(8.50)

А. Чехов. Сценки
А. Чехов. Сценки (1973)

A. Chekhov. Stsenki (0.00)

(0)
(0.00)

Сценарист [ скрыть ]


Khanuma
Khanuma (1978)
(8.50)

(0)
(0.00)


Telegram-канал

Топ 250
85
Лабиринт Фавна
El laberinto del fauno (8.30)
86
Бэтмен: Начало
Batman Begins (8.30)
87
Схватка
Heat (8.30)
88
Крепкий орешек
Die Hard (8.30)
89
2001 год: Космическая одиссея
2001: A Space Odyssey (8.30)
90
Большой куш
Snatch (8.30)
91
Бегущий по лезвию
Blade Runner (8.30)
93
Фарго
Fargo (8.30)
94
Гран Торино
Gran Torino (8.30)
весь топ
28.03.2020
Как рождаются гении. К юбилею Иннокентия Смоктуновского

«Мы — в стремлении познать себя», — написал однажды Иннокентий Смоктуновский. Постигая глубину своего актерского таланта, он позволял и нам, зрителям, путешествовать по мирам героев Достоевского, Пушкина, Шекспира, соприкасаться с противоречиями великих — Чайковского, Моцарта, Баха. Его часто не понимали, называли странным, сложным. Смоктуновский не прощал халтуры, был прямолинеен, высказывал свое мнение даже тогда, когда его об этом не просили. Но все сходились в одном — Смоктуновский был гениальным актером. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет. Родился Иннокентий Смоктунович (настоящая фамилия актера) в деревне Татьяновка Томской губернии. Его дед и отец были раскулачены, семье пришлось переехать в Красноярск. Иннокентий был вторым из шести детей, и в какой-то момент родители просто не смогли их прокормить. Его вместе с братом забрала к себе родная сестра отца. Младший брат Володя вскоре умер, а юному Кеше пришлось выживать всеми возможными способами. «Все сполна, и человек рожден, чтоб видеть, пользоваться полнотой окружающего его, и не беда, коли звезды поначалу достают палкой. Ведь надо учиться чем-то тянуться к ним. Я в детстве дотягивался до ранеток и подсолнухов в чужом саду — это моя полнота стремлений, мои возможности тогда...» — будет вспоминать Смоктуновский. В 1943 году за воровство картошки с полей его не расстреляли только потому, что мужская сила могла пригодиться на фронте. Тогда его, еще совсем юного, отправили сразу на передовую. Смоктуновский участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в освобождении Киева. Вокруг него гибли сотни солдат, а он оставался без единой царапины. Из попавшего в окружение отряда в 130 человек выжило только 4, Смоктуновский был среди них. «Я чувствовал, что меня вела какая-то сила по жизни фронта, я думал, что меня ни одна шальная пуля, ни какая-нибудь другая, ни осколок меня не может свалить. Я был кем-то охраняем», — расскажет актер в одном из своих интервью. В 1944 году Смоктуновский по такой же счастливой случайности сбежал из немецкого плена. Обессиленного, истощенного, больного дизентерией, его спрятала украинская семья, в доме которой он выздоравливал в течение нескольких недель. «Я лежал и передо мной на стене висело зеркало. Но в силу того, что сознание еще работало как-то не очень, я думал, что это окно и на меня в это окно кто-то смотрел, с очень большим носом, с очень проваленными глазами, — будет вспоминать Смоктуновский. — Я спрашивал, что ты смотришь на меня, что тебе от меня надо? А в это время он мне что-то шептал, тот человек. И потом я догадался, что это я и есть». Осознав пластичность собственного сознания, Смоктуновский смог разглядеть в себе того, кто будет перевоплощаться в гениев и сумасшедших, в юродивых и царей. Он часто будет говорить о нем в третьем лице и восхвалять, как главную находку внутри себя. Однако до момента, когда эту находку смогут разглядеть и другие, пройдет еще немало лет. Смоктуновский прошел всю войну, Победу встретил в немецком Гревесмюлене. Он был дважды награжден медалью «За отвагу» (одну из них вручили 49 лет спустя на сцене МХТ им. Чехова). Вернувшись на Родину, поступил в студию при Красноярском драматическом театре. Проучился там всего несколько месяцев, после чего был исключен за драку с формулировкой «противопоставил себя коллективу». Однако, скорее всего, просто стал известен факт нахождения Смоктуновского в плену. Его имя сразу попало в список неблагонадежных, и к нему была применена репрессивная мера «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах СССР. Смоктуновскому пришлось учиться профессии в краях, «дальше которых не ссылали». Он служил во 2-м Заполярном театре драмы в Норильске (на его сцене трудились в основном заключенные Норильлага). В начале 50-х он перенес цингу, лишился всех зубов и был вынужден покинуть север. Дальше на его пути были Грозный, Махачкала, Сталинград и, наконец, долгожданная Москва. Смоктуновскому отказали во всех театрах, директор Театра-студии киноактера вынес вердикт, что у Иннокентия Михайловича некиногеничное лицо. «Не думаю, чтобы он уж слишком долго стоял надо мной и втолковывал, какое у меня ненужное лицо; наверное, он вскоре ушел — я не видел. Хотелось пить, только пить…» — с горечью будет вспоминать актер. Но он не сдавался. Для чего-то же кто-то сберег его тогда, когда вокруг гибли сотни? Смоктуновский долго скитался по Москве, ночуя где придется. Иногда это были квартиры друзей, знакомых, иногда — вокзалы и подъезды. Но однажды раздастся: «Глаза! У него его глаза!». Это закричит на репетиции «Идиота» Георгий Товстоногов, увидев Иннокентия Смоктуновского в картине «Солдаты» режиссера Александра Иванова. Георгий Александрович стал тем, кто разглядел за «некиногеничным лицом» глаза того, кто смотрел когда-то из зеркала на искалеченного войной 19-летнего Кешу. На репетициях в БДТ его начали убеждать, что ничего не надо играть, что все за него сделают его глаза. Но для актера это был первый настоящий шанс проявить себя, проявить глубину своего восприятия персонажа, автора. В своей автобиографии Иннокентий Михайлович напишет: «Вспоминаю ту дрожь, которая охватывала меня, то первое соприкосновение с миром мысли и чувства Достоевского. "Да-да, конечно", — отвечал я вслух на внимание и заботу. Но вел я себя крайне нечестно, потому как в это время думал: «Позвольте, что же здесь такого, способного трясти и потрясать, открывать новый мир, и не только открывать, но и вовлекать в него — я же знаю себя, не мог же Достоевский прослеживать свои идеи через личность масштаба, подобного мне. Неслучайно в первых редакциях романа он именовал своего героя "князь Христос", явно обобщая этим именем все светлое и самозабвенное в человеке ради окружающих его. И вот в этой сгустившейся творческой, совсем нелегкой репетиционной атмосфере непростых человеческих взаимоотношений Достоевский вел меня к выявлению всего того доброго, что дремало во мне, что нужно было еще только вызвать к жизни, пробудить». Князь Мышкин навсегда изменил жизнь актера, такого успеха не ожидал никто. С этого момента его уверенность в себе и востребованность будут только расти. Смоктуновский создаст на сцене и на экране нетленные образы Гамлета (к/ф «Гамлет»), физика Куликова (к/ф «Девять дней одного года»), Моцарта (т/ф «Моцарт и Сальери»), Сальери (т/ф «Маленькие трагедии»), Юрия Деточкина (к/ф «Берегись автомобиля»), Иудушки Головлева (спектакль «Господа Головлевы»), Иогана Баха (спектакль «Возможная встреча») и многих других. Он мог сыграть все. Деревенский парень и самоучка, ставший воплощением аристократизма и актерского интеллекта — в этих противоречиях родился гений Смоктуновского, как между пороками и добродетелями — гении его персонажей. «Он привлекает тем, что в нем горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актерами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить», — сказал об Иннокентии Смоктуновском режиссер Григорий Козинцев.... подробнее
16.03.2020
«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет. Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич. Отец Юрского был художественным руководителем системы цирков СССР, детство будущего актера по праву можно назвать цирковым: «Цирк и был моей жизнью. Мы жили в самом цирке. Я не выходил из цирка. Я только в школу выходил из цирка. И так год за годом». Оттуда, по его мнению, любовь к юмору и эксцентрике. Уже на третьем курсе театрального института Сергей Юрский был принят Товстоноговым в труппу БДТ, там он начал работать с Ефимом Копеляном, Олегом Басилашвили, Алисой Фрейндлих«Я с первого спектакля играл с актерами, которых я знал очень хорошо. Я их обожал! Вот теперь я лично с ними встречался на равных. Это тоже счастливое совпадение для моего поколения, которое вступало в жизнь в момент оттепели», — будет вспоминать Сергей Юрьевич. Начинал Юрский как комик, но Георгий Товстоногов направил его в сторону драматическую, а потом — героико-трагическую. Но он не изменит себе, смешное в его героях будет присутствовать всегда: «Юмор для меня — обязательный компонент, роль совсем без юмора для меня невозможна, не получается». На сцене БДТ он будет и Чацким, и Тузенбахом, и Мольером (булгаковским!), и Фарятьевым. В эти годы его часто приглашали в кино, он был обласкан и режиссерами, и публикой. Но однажды, по словам Юрского, «хозяева Ленинграда» больше не захотели его видеть и сделали все, чтобы и никто другой его тоже не видел — ни на сцене, ни на экране. Была ли причина в личной неприязни, в связи Юрского с Пражской весной 68-го, в дружбе с «неблагонадежными» Бродским, Барышниковым, Солженицыным — до сих пор неизвестно. «Со мной здоровался каждый встречный, и я здоровался с каждым встречным. Мы все знали друг друга… Так казалось. Казалось, пока я шел в гриме и костюме Бендера или Импровизатора… Так казалось, пока я был (довольно долго!) снимаемым, утвержденным актером. Но вот меня вдруг перестали утверждать — это еще только начиналось… еще и слухи не успели расползтись… но запах пошел… И тут уж ничего не поделаешь… большинство лиц стали незнакомыми… оставшихся знакомых захлестнули дела, у многих отшибло память… в самых любимых, самых уютных уголках студии как-то разом везде начался ремонт… в очереди в буфет перестали находиться люди, кричащие: «Сюда, сюда, он передо мной занимал!», — напишет в своей автобиографии Сергей Юрьевич. Однако Юрский всегда считал себя независимым — его поезд просто пошел дальше. А дальше был переезд в Москву, начало концертной деятельности и писательство. Концерты займут важное место в жизни Сергея Юревича. Он объездит весь Советский Союз, будет выступать для эмигрантов в Нью-Йорке, Чикаго, Иерусалиме, Кельне, Париже. Восемь разных двухчасовых концертных программ: от Пушкина и Гоголя до Шукшина и Жванецкого, от Достоевского, Мопассана и Чехова до Бунина, Зощенко и Бабеля… И Булгаков, и Есенин, и Бернс, и даже Шекспир. Более двадцати авторов, более пятидесяти их произведений. Артист был влюблен в литературу и гордился тем, что делает: «Я (не один, конечно, но среди других я) рекрутировал людей в интеллигенцию. Никогда не искал маленьких зальчиков «для своих», «для знающих-понимающих», а соединял в больших залах знающих и незнающих и знакомил их друг с другом», — писал Юрский. За 15 лет только на его литературных концертах побывало более миллиона зрителей. Так однажды Сергей Юрьевич и сам придет к писательству. Была такая поговорка: «Писатель, если его не издают, может писать в стол. Артисту хуже — если его не выпускают к зрителю, он может сыграть только в ящик». Юрский иронизировал: «Видимо, чтобы не сыграть в ящик, я стал писать в стол». Так он работал долгие годы, но это привело его к важнейшему делу его жизни — фильму «Чернов/Чернов». Испано-советская картина станет его единственной режиссерской работой, снятой по его собственному сценарию. Помимо Сергея Юрского в картине приняли участие Андрей Смирнов, Елена Яковлева, Олег Басилашвили, Андрей Толубеев, Сергей Маковецкий и другие. Картина была двухслойная: о советском интеллигенте, архитекторе Александре Петровиче Чернове, переживающем душевный кризис, и его иллюзорном «западном» прототипе, более счастливом, более устроенном. Как писал сам Юрский, этот фильм о страхах — мелких и крупных, об оскудении души в душной атмосфере застойного быта, о подмене и раздвоении личности в условиях тотальной слежки тоталитарного режима. У каждого из героев картины в душе была своя пустота, о которой и рассуждал режиссер. Объединяло всех троих одно — любовь к поездам. Мысли Александра Чернова были заняты гигантским макетом железной дороги, Пьер Чернов спасался от реальности в купе комфортабельного трансъевропейского экспресса, пересекающего Европу. А Сергей Юрский мечтал о своем поезде свободы — когда никому ничего не должен, когда все границы открыты. В 90-х, через несколько лет после окончания съемок «Чернов/Чернов», Сергей Юрский так же, как и герой его картины, окажется в самом сердце Европы. Он будет работать в парижском театре Bobigny, в Национальном театре в Брюсселе, учить актерскому искусству во Франции и Англии. Однако вскоре Сергей Юрский начнет понимать: «Я буду 564-м (или 1564-м) в очереди за товаром, который называется "интерес заграничной публики". Но не только я от нее далек, но и она далека от меня. Я стою в необыкновенно длинной очереди за абсолютно ненужным мне товаром». Вернувшись в Россию, он будет сниматься и выходить на сцену до своих последних дней, исполняя завет отца: «Будь актером столько, сколько дышать будешь».... подробнее
26.09.2019
История нерешительного интеллигента. К юбилею Олега Басилашвили

Сегодня народному артисту России Олегу Басилашвили исполняется 85 лет. Его актерская карьера началась в далеком 1939 году в картине «Подкидыш», где он сыграл мальчишку на велосипеде, которого даже не указали в титрах. Более полувека спустя он перевоплотится на экране в самого Воланда в экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. А между этими вехами будут созданы еще и самые противоречивые в отечественном кино мужские образы. Самохвалов из «Служебного романа», Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», Платон Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона», Семен Кузнецов из «Курьера» и другие. Путь к любимым зрителями ролям был длинным и сложным. Глядя на неоспоримые заслуги Олега Басилашвили, об этом сегодня мало кто догадывается. Все мы робеем перед мечтой. Робел и молодой Олег все годы учебы в Школе-студии МХАТ. Чем больше он старался, тем чаще его вызывали на разговоры с просьбой подумать, а стоит ли ему вообще заниматься этой профессией. Скрупулезно изученные заветы Станиславского и Немировича-Данченко, пересмотренные и проанализированные мхатовские постановки, попытки подражать гениям сцены — все было брошено к ногам ее величества мечты. Но после окончания учебы отбор во МХАТ Олег Басилашвили не прошел — «отчаяние, стыд, безнадега». Мечта, значимость которой довлела над ним все годы учебы, в итоге обернулась провалом. Снова заиграла природа Басилашвили, и с отчаянным самоедством он принялся себя критиковать: «А на что я горазд? Да ни на что! Вокруг все яркие, все талантливые». Переезд в Сталинград, затем в Ленинград. Работа в театре имени Ленинского комсомола давалась Басилашвили легко, он называет это время счастливым. Только постоянно подтачивала ностальгия по Москве, желание чего-то большего, чего-то «мхатовского». Свой МХАТ Олег Валерианович сумел найти и на берегах Невы: Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ, сцена которого была согрета «невидимым присутствием белоснежной мхатовской Чайки». Однако робость перед мечтой стеснительного Басилашвили так и не покинула. Жесточайшая конкуренция в театре и сложные задачи, которые ставил Товстоногов, снова заставили актера метаться. «Я репетировал, старался изо всех сил, делал все "по системе", прочел всего Бакунина, Кропоткина (революционер!), копал вглубь… а толку — ноль! И чем больше я старался, — тем больше был зажат, беспомощен, неорганичен», — вспоминает Олег Валерианович. Премьера первого спектакля, прошедшая с оглушительным успехом, лично для него стала позором. Когда всех артистов поздравляли, ему старались не смотреть в глаза. Серо и безлико тянулись для актера дальнейшие театральные будни. Росли и крепли его «неверие в свои способности, тупое, словно топорный обух, чувство подавленности и тоски, потный ужас от крика режиссера, позорная рабская стыдливость». Никак не угадать будущего Мерзляева, не правда ли? А вот глубина метаний нерешительного Бузыкина становится очевиднее. На пике славы от Олега Басилашвили уходит его супруга, блистательная Татьяна Доронина. Ее карьера в БДТ складывалась значительно успешнее. Басилашвили остался один в чужом городе, с багажом разочарований, комплексов и творческого одиночества. Помогало только телевидение — роли в телеспектаклях — среди камер, мониторов, кабелей Басилашвили чувствовал себя профессионалом. Когда уже с театром хотелось покончить, после одной из репетиций к Олегу Валериановичу подошел Товстоногов и сказал, чтобы тот не думал покидать БДТ, добавив: «Вы мне очень нужны». Надо ли было большего для тонкой, ранимой души Басилашвили? В него поверили, его оценили. «И как-то постепенно стало у меня все налаживаться — и внутри, и снаружи: постепенно прибавлялась уверенность, ощущение свободы, дотоле почти неизвестное мне», — будет впоследствии вспоминать актер. Он начал осваиваться, раскрепощаться, уже не с таким страхом смотрел на боготворимых им коллег, Юрского и Лаврова. Режиссер Эльдар Рязанов увидел Басилашвили впервые на сцене БДТ в спектакле «Мольер» по пьесе Булгакова. Олег Валерианович играл Людовика XIV и, по словам Эльдара Александровича, делал это блистательно. Зайдя после спектакля к нему в гримерку, Рязанов неосторожно произнес: «Я не понимаю, почему я до сих пор не снимаю вас в своих картинах». На что уже на тот момент осмелевший актер ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю». Так состоялось важное для отечественного кинематографа знакомство. Юрий Григорьевич Самохвалов, граф Мерзляев, Платон Громов — обретя себя, Басилашвили уже с легкостью бравировал своей импозантной фактурой, не утратив при этом очарования нерешительного интеллигента. Его герои были непривычны зрителю, в обыденное черное и белое Басилашвили удавалось замешивать оттенки собственных глубинных переживаний. Кому, как не ему, было знать, как легко мужчину могут сломить внешние обстоятельства, страхи, комплексы, как легко стать заложником внешности, не дающей тебе право на слабость. Ведь не всегда решишься подойти к такому большому, сильному мужчине со словами: «Вы мне очень нужны», — как сделал это однажды Товстоногов. Сейчас Олег Басилашвили — народный артист России, главная звезда БДТ, почетный гражданин Санкт-Петербурга, за его плечами десятки ролей в кино, театре и на телевидении. Но только и по сей день, если где-то на улицах города народный артист слышит «Это он!», внутри просыпается все тот же волнующийся самоед: «Спину прямо держать! И — главное, главное — туман в глаза, внутреннюю углубленность, иллюстрирующую богатство души и — простоту, простоту — да, да, это тоже важно, несмотря ни на что, на популярность и уважение — я прост, прям, доступен…». Команда LostFilm.INFO от всей души поздравляет любимого актера с юбилеем! Желаем отменного здоровья, неисчерпаемого вдохновения и всеобъемлющей гармонии с собой и миром!... подробнее