Хищная Харли и пожарные-няньки: смотрите на этой неделе
На этой неделе на большие экраны вернется одна из любимейших среди молодых киноманов героинь комиксов — задиристая и хулиганистая Харли Квинн, да не одна, а в компании своих не менее отвязных подруг. Очевидно, именно на премьеру блокбастера «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» прокатчики возлагают особые надежды. Но и для киноманов с более классическими вкусами они приберегли пару сюрпризов. Во-первых, до нас наконец доедет новый фильм Романа Полански, рассказывающий об одной из самых интересных страниц французского судебного производства. Во-вторых, замечательный актер Марк Руффало в основанном на реальных событиях проекте пойдет один против огромной корпоративной машины.
В секторе комедий вас будет поджидать харизматичный Джон Сина в костюме пожарного, ну а поклонники отечественного кинематографа смогут оценить пронзительную военную драму о юном слухаче, отдающем долг Родине на полях Первой мировой.
Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом.
Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе.
В Сочи завершил свою работу 30-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». В этом году право поучаствовать в Основном конкурсе получили 15 картин, представленные как завсегдатаями смотра, так и его дерзкими дебютантами, и жюри во главе с Константином Хабенским предстояло сделать непростой выбор. О первых победителях мы сообщали несколько дней назад.
Как и в предыдущие годы, программа «Кинотавра» оказалась довольно колоритной, но в ней явно превалировали темы измен и бандитизма. Победителем смотра как раз стала лента, демонстрирующая неприкрытую правду о лихих 90-х, — «Бык» Бориса Акопова. А вот приз зрительских симпатий достался фильму совсем другого толка — легкой и смешной комедии «Давай разведемся».
Хищная Харли и пожарные-няньки: смотрите на этой неделе
На этой неделе на большие экраны вернется одна из любимейших среди молодых киноманов героинь комиксов — задиристая и хулиганистая Харли Квинн, да не одна, а в компании своих не менее отвязных подруг. Очевидно, именно на премьеру блокбастера «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» прокатчики возлагают особые надежды. Но и для киноманов с более классическими вкусами они приберегли пару сюрпризов. Во-первых, до нас наконец доедет новый фильм Романа Полански, рассказывающий об одной из самых интересных страниц французского судебного производства. Во-вторых, замечательный актер Марк Руффало в основанном на реальных событиях проекте пойдет один против огромной корпоративной машины.
В секторе комедий вас будет поджидать харизматичный Джон Сина в костюме пожарного, ну а поклонники отечественного кинематографа смогут оценить пронзительную военную драму о юном слухаче, отдающем долг Родине на полях Первой мировой.
«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн». С чистого листа
Сюжет блокбастера, который можно рассматривать как работу студии WB над ошибками «Отряда самоубийц», вращается вокруг Готэма, оставленного на растерзание преступникам. Бэтмен исчез, а Харли Квинн рассталась с Джокером, но скучать в одиночестве долго она не будет. Когда девочка по имени Кассандра Кейн находит бриллиант, который является собственностью криминального босса Романа Сиониса, на ее защиту встанет Харли и ее крутые готэмские подруги. В «Отряде самоубийц» 2016 года девушке с битой толком проявить себя не дали, что не помешало героине Марго Робби стать одним из самых ярких персонажей того мрачного блокбастера. В «Хищных птицах» она выйдет на первый план, компанию маленькому папочкиному монстру составят Джерни Смоллетт-Белл, Мэри Элизабет Уинстэд, Рози Перес и Элла Джей Баско, а герои Юэна МакГрегора и Криса Мессины окажутся на стороне зла. Режиссерское кресло проекта заняла Кэти Янь («Мертвые свиньи»).
«Офицер и шпион». «Именем народа Франции!..»
Костюмированная драма Романа Полански увезла с Венецианского фестиваля аж четыре награды: уже один этот факт намекает, что ее стоит посмотреть на большом экране. А повествует она об одном из самых нашумевших судебных дел в истории Франции. В январе 1895 года капитана артиллерии Альфреда Дрейфуса (его играет Луи Гаррель) обвинили в шпионаже в пользу Германии, лишили всех постов и регалий и выслали на Чертов остров — одну из французских колоний в Гвиане. Но когда бывшему наставнику Дрейфуса, полковнику Жоржу Пикару (Жан Дюжарден), поручили найти других шпионов, он заподозрил, что Альфред невиновен, а всех собак на него повесили только потому, что тот был евреем. Проблема снятия обвинений с невиновного человека, попавшего в жернова системы, актуальная для всех стран и в любые времена, а потрясающие актерские работы и великолепная режиссура сделали эту историю эмоционально заряженной и весьма зрелищной альтернативой супергеройскому блокбастеру.
«Темные воды». У каждой правды свой инсайдер
На Марка Руффало в серьезных драматических ролях смотреть всегда приятно, к тому же остросоциальная драма «Темные воды» вошла в наш список самых ожидаемых фильмов года. Снял картину оскаровский номинант Тодд Хейнс, а в центре ее сюжета оказывается очередной правдоискатель. Адвокат Роберт Билотт, когда-то работавший корпоративным юристом химического холдинга DuPont, решил подать в суд на своих бывших работодателей, когда узнал, что они на протяжении десятилетий загрязняли химикатами питьевую воду. На то, чтобы доказать свою правоту и отстоять права простых людей, у Роберта ушло почти два десятка лет и миллионы нервных клеток. Стоит упомянуть, что в основе фильма лежит реальная история, хотя любой юрист по вопросам окружающей среды наверняка скажет вам, что таких реальных историй и за пределами этого сценария можно найти бессчетное множество.
«Игры с огнем». Пожарный нянь
От серьезных жанров переходим к несерьезным. Ценителям современных американских комедий на этой неделе наши прокатчики приготовили кино о суровом начальнике пожарной части, чья команда во время очередного задания спасла троицу шаловливых детей и теперь вынуждена за ними присматривать, пока не вернутся родители. Брутальные мужчины отлично справляются со шлангами и брандспойтами, но никакие тренировки не готовили их к тому, чтобы быть няньками. А оказывается, некоторые детки бывают гораздо опасней и непредсказуемей, чем любое стихийное бедствие... Главные роли в комедии Энди Фикмена исполнили Джон Сина, Кигэн-Майкл Ки и Джуди Грир.
«Мальчик русский». Как звучит война
«Мальчик русский» режиссера Александра Золотухина затрагивает тему взросления на войне. Главный герой картины, нескладный деревенский парень, приехавший на фронт Первой мировой добровольцем, довольно быстро понимает, что никакой романтикой в окопах и не пахнет: после первых же боевых действий он лишается зрения. Из-за гордости мальчик отказывается ехать домой и становится слухачом. Примечательно, что актера на эту роль Золотухин, сам являющийся сыном военного летчика, нашел в одном из детских домов. Что касается отзывов прессы на фильм, они пестрят эпитетами «трогательный», «человечный» и «трагичный», а также намекают, что навязшим на зубах натужным патриотизмом «Мальчик русский» не грешит....подробнее
03.01.2020
Десять лучших российских фильмов 2019-го
Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом.
Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе.
«Юморист» Михаила Идова
Юморист Борис Аркадьев — любимец публики и советских чиновников, которые могут вызвать его в любой момент то в баню, то на праздничное застолье, чтобы послушать вживую несколько шуток. Аркадьева ценят даже космонавты, ради беседы с которыми ему приходится ехать на Байконур. По сути, он сам работает цирковой обезьянкой, про которую читает заезженный материал со сцены, а действительно смешные новые тексты держит при себе, потому что могут не понять. Кажется, Аркадьеву не на что жаловаться: у него есть семья, привыкшая к его постоянным разъездам и своенравности, прекрасный дом и востребованность. Но на дворе конец 1980-х, намечаются новые времена, которые, вероятно, под силу приблизить именно Аркадьеву. Дебютный фильм Михаила Идова, ставший результатом постсоветской рефлексии режиссера, также осмысляет и опыт современной эпохи. Саундтрек рэпера Face, который можно услышать на финальных титрах «Юмориста», явно переносит нас в пространство актуальных событий, в ситуацию цензуры и попадания в черные списки. От этого становится уже не смешно, а действительно страшно.
«Айка» Сергея Дворцевого
Неприветливая, недружелюбная столица, засыпанная снегом, обросшая льдом, как и ее жители. Девушка Айка из Киргизии нелегально проживает в Москве и работает на тяжелой работе. Ее положение осложняется невозвращенным долгом большим дядям, которые грозятся расправой. А еще тем, что она оставила новорожденного сына, которого, как ей казалось, она бы не смогла выходить, в роддоме. Режиссер Сергей Дворцевой показывает неприметную сторону жизни в Москве, на которую не принято обращать внимание, и предлагает взглянуть на судьбу современного чеховского «маленького человека», вынужденного выживать. Прежде Дворцевой работал в сфере документального кино, и это отчетливо прослеживается в «Айке», снятой без прикрас в реалистичной манере. Душераздирающая история тронула и зарубежных зрителей. Картина вошла в шорт-лист «Оскара-2019», а Самал Еслямову, сыгравшую главную роль, заслуженно наградили «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.
«Война Анны» Алексея Федорченко
Камерная минималистичная картина о девочке Анне, которая долгое время пряталась в камине здания немецкой комендатуры в 1941 году после расстрела ее родителей и изо всех сил пыталась выжить, — фильм, который не идет в сравнение ни с какими другими. Он снят на полутонах в спектральном призрачном пространстве, где Анне является то приятель-кот, то пьяные немцы, то злобные собаки, готовые разорвать на части. Покидать убежище Анне можно только по ночам, когда ее никто не обнаружит. Она молчит на протяжении всего фильма, говорят только ее большие распахнутые глаза, в которых читается отчаянное желание жить. Она уже однажды чудом выжила, поэтому все, что происходит после, напоминает какую-то сказку, но не жизнь. Это именно война Анны, которую она обязательно выиграет. Бессюжетный художественный этюд срежиссировал Алексей Федорченко. И даже неудивительно, что картина получила и «Золотого орла», и «Нику», и «Белого слона». Она говорит про войну и опыт обычного человека гораздо больше, чем похожие друг на друга громогласные пафосные военные драмы, которые наши киноделы продолжают штамповать из года в год.
«Мальчик русский» Александра Золотухина
Еще один фильм об истории взросления на войне, только уже на Первой мировой, снял Александр Золотухин, выпускник мастерской Александра Сокурова, которую тот открыл в Кабардино-Балкарии. На премьере фильма в Москве Золотухин поблагодарил режиссера за неоценимую помощь в создании картины. Влияние Сокурова трудно не отметить: зернистость картинки, длинноты, на которых выстроено повествование, наблюдательная камера, спокойствие и размеренность, заполняющие экран. Мальчик русский — это юный солдат, бойкий деревенский парнишка, играющий в окопе на гармошке. Почти сразу война перестает казаться ему романтичной, а после первых же боевых действий мальчик слепнет. Отправиться домой ему не дает гордость, поэтому он становится слухачом. Теперь ему придется «слушать небо» через огромные локаторы, которые будто сошли со страниц какой-нибудь фантастической повести. «Мальчик русский» и правда похож на сновидение из-за нечеткого изображения, хрупкости, ощущаемой на невербальном уровне, и необычных лиц, мелькающих на экране. Режиссер специально искал актеров по всей России: он хотел найти уникальные типажи — людей, максимально похожих на тех, что участвовали в Первой мировой и остались лишь на черно-белых снимках. А главного героя Золотухин нашел в одном из детских домов: его поразило, что в мальчике не было «сытости», как в остальных претендентах на роль. Отсюда и поразительная невесомость фильма, который будто завис где-то в облаках, чтобы зритель послушал его через земные локаторы.
«Верность» Нигины Сайфуллаевой
С тех пор, как «Верность» Нигины Сайфуллаевой прогремела на «Кинотавре», где режиссеру вручили специальный диплом жюри, разговоры о фильме не утихают. «Верность» уже назвали одним из самых откровенных проектов российского кино. И дело даже не столько в эротических сценах, показанных с невиданной долей открытости и чувственности, а в честности и прямоте, с которой Сайфуллаева размышляет о природе человеческих взаимоотношений. По сюжету, Лена (Евгения Громова) подозревает своего мужа (Александр Паль) в измене. Признаться ему в своих страшных догадках у Лены не хватает духа, и она решает действовать радикально и начинает изменять мужу с незнакомцами, что, конечно, не сможет долго оставаться в секрете. Оказывается, что людям не хватает обыкновенного разговора и рефлексии, они боятся переживать сложные чувства, стесняются открыться и копаться в собственной душе. Трудно сохранить верность близкому человеку, но еще сложнее остаться верным себе. О ревности, поиске чувственности, столь необходимого языка разговора и настоящей себя мало кто снимал также тонко и интимно, как сделала это Сайфуллаева.
«Русский бес» Григория Константинопольского
Постмодернистский психотический комедийный триллер «Русский бес» — это своеобразная вариация «Американского психопата». Только у Константинопольского все закручено в такую воронку, что выбраться из нее тяжеловато и зрителю, и главному герою Святу (Иван Макаревич). Влюбленный в Асю (Любовь Аксенова), дочку богатых родителей, Свят решает составить ей достойную пару и берет деньги у будущего тестя на открытие ресторана. Однако все сразу же идет не по его плану. К нему каждый день начинают наведываться с проверкой и вымогать деньги, грозя уничтожить бизнес, а вместе с тем и мечты молодого парня. Помимо этого, Ася, вопреки желаниям Свята, строго держит образ тургеневской девушки, чья нравственность не позволяет ей близости до свадьбы. В итоге великое искушение настолько затуманивает взор главного, что становится невозможно отделить реальность от фантазии. Фильм предельно литературоцентричен и отсылает то к «Братьям Карамазовым» Достоевского и ключевой сцене диалога Ивана с чертом, то к темным текстам Мережковского и Брюсова из Серебряного века, чтобы рассказать о цикличности русской истории. Сам Константинопольский появится в кадре в образе бизнесмена из 90-х, вывернет весь сюжет наизнанку и напомнит, что царство зверя никак не избыть, если оно находится в самой душе.
«Большая поэзия» Александра Лунгина
«Большая поэзия» — дебютная режиссерская работа Александра Лунгина о двух товарищах, которых объединило военное прошлое и поэтическое настоящее. Витя (Александр Кузнецов) и Леха (Алексей Филимонов) пишут тексты на фоне грубой урбанистической реальности: пустырей, бесконечных строек и свалок. Поэзия как язык, возведенный в абсолют, помогает им найти точки опоры в серой неприглядной жизни на окраинах города, дает им возможность поразмышлять о вечных вопросах в мире, где для поэзии нет места. По тому же принципу и действует Лунгин, у которого получилось во многом символичное и образное кино. Ощущение войны бередит сознание главных героев и помещает их в сюрреалистичную ситуацию. Выместить это ощущение они пытаются с помощью поэтического слова, которому едва ли под силу избавить нас от жесткости, агрессии и всеобщего безмолвия.
«Простой карандаш» Натальи Назаровой
Режиссеру Наталье Назаровой удалось снять фильм о беспросветной российской реальности без «чернухи». Главным пороком становится равнодушие, с которым предстоит сражаться Антонине — художнице, приехавшей в маленький городок вслед за мужем, отбывающем срок по сфабрикованному делу. Жена декабриста устраивается на работу в местную школу учительницей черчения и рисунка, но вскоре понимает, что один школьник и его старший брат-преступник занимаются самоуправством. Вступится за обычных жителей Антонина в одиночку, но способен ли всего один человек противостоять замкнутости и безысходности? «Простой карандаш» подчас походит на одну из поэм Некрасова, пристально вглядывающегося в суть русской жизни и души русского человека. В городке расположена фабрика по производству простых карандашей. Похожие друг на друга, серые с неокрашенным грифелем, карандаши способны на волшебство в руках художника. Искусство способно преобразить образ мышления людей, убеждена идеалистка Тоня. Трагедия лишь в том, что все вокруг считают это наивным и предпочитают конвейер индивидуальности.
«Бык» Бориса Акопова
Вслед за ностальгией по 80-х закономерно приходит ностальгия по лихим 90-м. В России 90-е и вовсе сакральное время. Кажется, что его на самом деле не было, байки были придуманы народом, а Балабанов все утрировал. Ведь не может же десятилетка впитать в себя столько разных событий и настроений? На излете этого насыщенного времени постоянного накала разворачивается действие фильма «Бык». «Бык» — это прозвище Антона Быкова, молодого заикающегося парня, в глазах которого наливается агрессия. Выпускает эту мощную энергию он вместе с товарищами на улицах города: ребята воруют машины, вступают в потасовки с «восточными», качками из другой преступной группировки, регулярно попадают в изолятор, а некоторые — на зону. После очередной кровавой перестрелки Быка хотят отправить в места не столь отдаленные, но его вытаскивает один авторитет и взамен просит об услуге. Акопов мастерски воссоздает атмосферу 90-х, которая не похожа на лощеную романтизацию в клипе Монеточки. Это жесткое колоритное высказывание о странном периоде жизни, который с уходом Ельцина, объявляющего начало новой эпохи, по всей видимости, не закончился.
«Дылда» Кантемира Балагова
Выпускник мастерской Александра Сокурова Кантемир Балагов в прошлом году представил миру дебютный фильм «Теснота», который удостоился приза Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. Многие режиссеры подтверждают, что снимать второй фильм всегда тяжелее. Поэтому Балагов создал ленту, на первый взгляд, совсем не похожую на «Тесноту». Действие разворачивается в послеблокадном Ленинграде в 1946 году, война только-только закончилась, но люди еще не успели прийти в себя. Контуженная бывшая зенитчица Ия по прозвищу «Дылда» работает в госпитале и заботится о трехлетнем мальчике Пашке. К ней приезжает его мать, фронтовая подруга Ии Маша. Двух девушек объединяет тайна, которая и станет отправной точкой для развития истории. Как и в «Тесноте», Балагова интересуют сложные отношения между близкими людьми, которые живут во время войны: Чеченской — в «Тесноте» и только завершившейся Второй мировой — в «Дылде». Ленинград предстает фантомным местом, где любые связи между людьми искорежены и вымучены, где все напоминает о травме, которую необходимо прожить и осознать. К идее фильма Балагов пришел, прочитав книгу Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Визуально выдающуюся картину, предлагающую новый взгляд на известные события, отметили двумя наградами на Каннском кинофестивале и внесли в шорт-лист премии «Оскар»....подробнее