Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
24.11.2016 18:23

Зверское очарование бестиария мамы Ро

В 2011-м нам казалось, что пришла пора попрощаться с целой эпохой. Нет, конечно, этот год принес с собой куда более важные и резонансные события, но вот киноманам, в буквальном смысле выросшим с Мальчиком-который-выжил, было не до того: они расставались не столько с потрясающим, до мелочей продуманным магическим миром, сколько с собственным детством. Торжественно проводив Золотое трио во взрослую жизнь и пролив вагон слез, поттероманы разошлись по своим магловским делам. Однако продюсеры со студии Warner Bros., которая не хуже конкурентов научилась торговать ностальгией, решили по-своему и запустили приквел и одновременно спин-офф «Гарри Поттера» — «Фантастические твари и где они обитают». И вот спустя пять лет уже зрелые юноши и девушки, нацепив гриффиндорские галстуки и заткнув за пояс волшебные палочки, направились в кинотеатры, чтобы снова ощутить родное, но слегка подзабытое чувство присутствия волшебства.

К слову, многие поклонники поттерианы, несмотря на преобладающий позитивный настрой, часто бывают еще более мнительны и ранимы, чем толкиенисты или фанаты «Звездных войн». В этом году им уже довелось пережить путешествие в чародейскую вселенную — такую возможность любезно подарили авторы не в лучшем свете нашумевшей пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя». Ощущения получились сродни тем, когда съедаешь конфету «Берти Боттс» со вкусом соплей или получаешь под дых от Гремучей ивы. От второго такого подарка тем, кто настойчиво ждал письма из Хогвартса, было бы трудно оправиться. А потому большая удача, что за сценарий «Тварей» с прежним усердием и без посторонней помощи взялась сама мадам демиург этого богатого мира — Дж.К. Роулинг.



В режиссерское кресло экранизации приключений магозоолога Ньюта Саламандера уселся Дэвид Йейтс, чье имя чаще остальных мелькало в титрах фильмов о мальчике с молнией на лбу. Мелькало оно не только там — успевший привнести во франшизу много сомнительной отсебятины, постановщик начал собирать страйки от фанатов еще при работе над пятой частью, которую по итогам можно озаглавить как «Гарри Поттер и защемленный шейный нерв». Разрушение же Норы в «Принце-полукровке» вообще грозило Дэвиду проклятием вечного забвения, однако он реабилитировался в «Дарах смерти». Ну а в «Фантастических тварях» Йейтс продемонстрировал, что количество все-таки способно переходить в качество, и решительно разбавил долю скептицизма по отношению к новой киносерии.

Первая лента будущей пенталогии повествует о слегка нервном и замкнутом, но бесконечно обаятельном и добродушном британце Ньюте Саламандере, прибывшем в Нью-Йорк в 1926 году с чемоданом, полным невиданных существ. В местном магическом сообществе неспокойно — притесняемые собственным Конгрессом волшебники вынуждены скрываться втрое тщательнее, ведь на улицах вражду разжигают «новые салемцы», призывающие развернуть очередную охоту на ведьм. Так еще и некая темная сверхъестественная сила уничтожает все на своем пути — будь перед ней волшебник или не-маг.

Но у зоолога свои проблемы: разношерстные подопечные сбежали из его чудо-чемоданчика и разбрелись по мегаполису, грозя не только поставить на уши весь город, но и рассекретить чародеев по обе стороны океана.


Главное, чему стоит отдать должное, — у дуэта Йейтса и Роулинг получился абсолютно уникальный и самобытный, хотя и построенный на крепком фундаменте оригинала блокбастер. Конечно, авторы не отказывают себе в удовольствии изредка подмигивать поклонникам серии из-за угла, мол, мы-то с вами понимаем, как трудно быть легилиментом, что означает символ Даров смерти и что Хогвартс лучше какого-то там Ильверморни. Но делают они это крайне ненавязчиво, искусно маскируя пасхалки в канве сюжета. Дуэт заботится и о непосвященной публике, однако у тех, кто не читал книги, может пару раз закружиться голова: мифология северо-американского волшебного сообщества получилась обширной, при том что не все готовы черпать магию большой ложкой. Так что «Фантастические твари» — скорее клуб для своих.

Тем не менее создатели не спекулируют на ностальгических переживаниях поттерианцев, как это сделали Питер Джексон, введя в «Хоббите» целую плеяду не имевших никакого отношения к повести персонажей, или Джей Джей Абрамс, «Пробуждением силы» просто перезагрузивший сагу. Перед нами — все тот же хорошо знакомый мир, в котором герои трансгрессируют, сыплют заклинаниями, читают мысли, пользуются чудными артефактами и бесконтактным образом моют посуду. Однако он внезапно расширяется, становится глубже и реалистичнее того мира, что уютно помещался в стенах Хогвартса.



Безусловно, сердечную теплоту школы чародейства и волшебства с ее парящими свечами, поющими портретами и вращающимися лестницами ничто не заменит, но давно мучивший вопрос: «А что же там во взрослой жизни?», — наконец получил исчерпывающий ответ. Как ни странно, деловая Америка ревущих 20-х подошла для этого гораздо лучше консервативной старушки-Англии. Здесь у нас и подчеркнуто строгий офис местного аналога Министерства магии, символично располагающийся в небоскребе, и содержащийся гоблином (Рон Перлман) подпольный бар, по колоритности своих представлений достойный внимания самого великого Гэтсби, и, самое главное, ощутимо присутствующий мир маглов, которых в Америке принято звать не-магами. Причем последние, в отличие от своих забугорных аналогов, вряд ли проглядели бы летящий по небу фордик.

Выбранная тональность ленты и ее корректировка на более взрослого зрителя обеспечила то, чего вплоть до последних картин в «Гарри Поттере» не доставало. Магия в «Фантастических тварях» весьма органично соседствует с более остроумным юмором, действительно холодящими душу ужасами и глубокой драмой.

Тут даже присутствует своя сцена казни — не «Зеленая миля», но психологически очень напряженное, неуютное зрелище. Более того, в новом фильме появилась не смотрящаяся нелепо любовная линия, хотя с амурными диалогами у Джоан по-прежнему дела обстоят, как у Рона с трансфигурацией, то есть весьма скверно. Гораздо привольнее писательница, в каждой сцене заново доказавшая циникам, что ее триумф в сфере фэнтезийной детской литературы не случайность, чувствует себя в компании персонажей, населяющих этот изобильный мир.

Конечно, Нью-Йорк эпохи джаза в качестве фона и магия глазами магла в качестве ракурса подачи истории — это приятные бонусы, но мы-то все знаем, зачем торопились на сеансы «Фантастических тварей». Собственно, ради самих этих тварей. Вот тут-то Роулинг и спустила свою фантазию с цепи. Экранизировать тоненький справочник по диковинным зверюшкам с комментариями нерадивых студентов Хогвартса, Рона и Гарри, изначально казалось абсурдной идеей. Но все же не хотелось, чтобы эти чудесные создания стали лишь атрибутами новых приключений. В итоге, мерлинова борода, насколько же точно было выбрано название фильма (его почти не испортила даже безграмотная российская локализация)! Эти шкодливые животные действительно крадут каждую сцену с их участием, а следить за ловлей разбежавшихся по Большому яблоку «покемонов» в определенный момент становится интереснее, чем за темными искусствами, что набирают силу в закулисьях столь увлекательной охоты.

Причем, как выяснилось, уже представленные ранее гиппогрифы и корнуоллские пикси были лишь верхушкой айсберга — в чемодане мистера Саламандера, которому могло бы позавидовать даже семейство Уизли со своей трехкомнатной палаткой, скрывается целый парк. Глазу есть на чем остановиться: каждое существо живет в своей климатической и магической зоне, у каждого есть отношения со своим прайдом, каждое — от робкого малыша-локотруса Пикетта до меняющегося в размерах полуптицы-полудракона Окками — обладает собственными характером, предысторией, увлечениями и грешками. Воистину, такого бестиария, как у мамы Ро, зрители не видели, пожалуй, со времен флоры и фауны «Аватара». И все же самым фантастическим из этих созданий выглядит сам Ньют — наверное, худший смотритель зверинца в истории кино.



Совсем не похожий на убеленного сединами старца с карточек, прилагаемых к «Шоколадным лягушкам», этот очаровательный ранимый невротик, гораздо лучше понимающих своих четвероногих и пернатых друзей, чем окружающих людей, полностью оправдал звание главного героя. Он может совсем по-ребячески бастовать против домашнего ареста, чтобы улизнуть, как пятилетний мальчишка, при первой же возможности, а может без колебаний выступить против могущественного темного мага. Если Гарри в оригинальных фильмах только поначалу был затюканным изгоем, то Ньют — полноценный аутсайдер, у которого намного больше общего не только с Хагридом, но и с другими отщепенцами, коих так любит Роулинг. Важно, что по канону увлечение странными животными никогда не считалось модным или престижным занятием, зато к себе они подпускали только достойных личностей с чистыми сердцами. Вот и отважного, но совершенно не приспособленного к жизни Саламандера, стремящегося своими заботливыми руками оградить бесправных магических зверей от бед, самого впору заносить в Красную книгу, дабы холить и лелеять. Но это вовсе не значит, что в ответственный момент он не станцует брачный танец перед разъяренной самкой сносорога или девушке на подмогу не придет.



Немного инфантильный обладатель выразительного лица, застенчивой улыбки и какой-то почти женственной, мягкой грации Эдди Редмэйн смотрится в этой роли как находка. Однако не обо всех представителях актерского состава можно сказать то же самое. Несомненно впечатляюще выглядящему со стрижкой а-ля Острые козырьки Колину Фарреллу не хватило злодейской харизмы — его Грейвс оказался где-то посередине между коварством Северуса Снейпа и абсолютной жестокостью Волан-де-Морта. Кэтрин Уотерстон (Тина) померкла на фоне быстро спевшихся Дэна Фоглера (Ковальски) и Элисон Судол (Киунни). Впрочем, последние также не слишком самодостаточны по отдельности.

Но совсем уж странным кастинговым решением кажется Джонни Депп, мелькнувший лишь на пару минут в образе ослепленного честолюбием Геллерта Грин-де-Вальда. Ну не мог этот вальяжный человек с пьяным прищуром капитана Джека Воробья очаровать и склонить на свою сторону самого Альбуса Дамблдора, а затем стать тем единственным, с кем будут сравнивать Темного лорда. Впрочем, тем интереснее будет следить за развитием героя в последующих фильмах, где он заявлен в качестве виновника совсем безрадостных событий. Остается лишь надеяться, что грядущие эпичные дела этого господина не сместят фокус с титульных героев, которые в таком случае вместе с Саламандером рискуют оказаться не к месту.



По правде говоря, все эти обоснованные сомнения возникают лишь после просмотра ленты, во время же в горле стоит ком, а в голове крутится мысль о том, что с Гарри мы выросли и потому относимся к нему трепетно, как к своему детству. У «Фантастических тварей» же подобного преимущества нет. Не все зрители приметят в их героях старинных друзей, вернувшихся невредимыми из долгих странствий. Но другим на больших разноцветных крыльях и в когтистых лапах они обязательно принесут то драгоценное чувство, когда перехватывает дыхание и екает в груди от первых же аккордов “Hedwig's theme”. И тогда самым верным описанием случившегося в кинотеатре чуда станет диалог Дамблдора и Снейпа: «“После стольких лет?” — “Всегда!”».
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
125
Игры разума
A Beautiful Mind (8.10)
126
Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2
Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2 (8.10)
127
Малышка на миллион
Million Dollar Baby (8.10)
128
Двенадцать обезьян
Twelve Monkeys (8.10)
129
Марсианин
The Martian (8.10)
130
Город грехов
Sin City (8.10)
131
Терминатор
The Terminator (8.10)
132
Нефть
There Will Be Blood (8.10)
133
Взвод
Platoon (8.10)
134
Суперсемейка
The Incredibles (8.10)
весь топ