Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
23.07.2014 20:24

Трус, Балбес, Бушеми

Сложно не знать о Стиве Бушеми при его впечатляющих ролях, число которых перевалило за сотню. Он снимался у Квентина Тарантино и Роберта Родригеса, братьев Коэнов и Джима Джармуша, Майкла Бэя и Мартина Скорсезе. Стив Бушеми — большой голливудский трудяга и свой в доску парень. Актер отличается незвездными манерами в жизни (обратите внимание, он — Стив, а не Стивен), уязвимыми персонажами на экране и, конечно же, необычной внешностью.

Лицо Бушеми в равной степени подходит для воплощения на экране серийного убийцы и близкого родственника, которого просто невозможно не любить, несмотря на все его странности, коих, разумеется, много. Запомнить Стива Бушеми благодаря выразительному лицу очень легко, но на самом деле он врезается в память из-за отличной работы. Бушеми — один из лучших представителей своей профессии, потому что даже в откровенно плохих фильмах он держится на высоте.



Стивен Винсент Бушеми с самого детства хотел стать актером, но на время стал пожарным. С 23 до 28 лет Стив тушил дома в Нью-Йорке.

Будущий актер делал это с большим удовольствием и гордостью: он до сих пор входит в добровольную пожарную дружину. До 23 лет перспективы Стива были туманными: заправка, фургон с мороженым, карьера автомеханика на горизонте. Он даже пробовал спиваться, проводя каждую ночь с дружками в баре. Работа пожарного была избавлением. А вместе с ней спасением стали актерские курсы Ли Страсберга, давшие путевку в жизнь, среди прочих, Роберту Де Ниро и Микки Рурку. О том, что стало бы с актером, не сумей он собраться с силами, и не подвернись ему удача, Бушеми рассказал спустя годы в своем умелом режиссерском дебюте «Истина в вине».

Больше всего проявлять актерские таланты на заре карьеры Стив Бушеми любил в жанре стэндапа. Наверное, выступление на сцене — кратчайшая дорожка из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Раскрепощенность, умение контролировать публику, вести ее в нужном направлении — важные составляющие стендапа, необходимые и в актерской карьере. Вместе с достаточно заметным актером Марком Буном-младшим Бушеми создал дуэт стэндап-комиков, который сделал обоих известными в нужных кругах и просуществовал восемь лет.

Стоит только представить себе эту парочку, как в голову сразу лезут чеховские образы из сатирического рассказа «Толстый и тонкий».

Стив и Марк работают вместе до сих пор. Бушеми часто зовет приятеля в свои режиссерские ленты. Не удивительно, ведь и в кино они пришли вместе: в 1985-м актеры получили небольшие роли в инди-драме с участием Винсента Галло «Путь, как он есть». В следующем году Бушеми сыграл музыканта, больного СПИДом, в фильме «Прощальные взгляды». На его пути появлялись небольшие эпизодические роли в различных сериалах, в том числе в «Байках из склепа» (Tales from the Crypt) и на озвучке «Симпсонов» (The Simpsons).

В 1989 году актера пригласили в киноальманах Фрэнсиса Форда Копполы, Вуди Аллена и Мартина Скорсезе «Нью-Йоркские истории». Стив играл жутко худого… стэндап-артиста. Хотелось бы целиком привести монолог из его сцены: «Знаете, сегодня я проснулся… В смысле, я каждый день это делаю, но сегодня я проснулся и почувствовал что-то не то. Я не был в депрессии, не был расстроен или зол, но я и не был счастлив. Я просто чувствовал себя ровно. Не поймите меня неправильно, я не из тех, кто обычно всегда в порядке. Таких людей порой спрашиваешь: “Как дела?”, а он: “Я в порядке”. Так и хочется сказать: “Ты будешь в порядке, даже если я засажу тебе по лицу!”. Нет-нет, я не такой. Но сегодня утром я почувствовал себя ровно. И, знаете, мне это не понравилось». Прямо над головой у Бушеми оглушительно взрывается лампочка.



Как же хорошо эта минутная сцена характеризует актера Бушеми! Маленький чудак быстро говорит, активно жестикулирует и за короткий промежуток времени захватывает все зрительское внимание. Он — смешной, располагающий к себе, с ним непременно что-нибудь случается. То, что герои Стива Бушеми умирают и страдают в кино чересчур часто, — известный факт. И в первой же большой роли Бушеми в фильме «Таинственный поезд» Джима Джармуша исключения не произошло. Его трусливый, осторожный, непьющий парикмахер Чарли ввязывается в пьяную ночную авантюру со своим буйным шурином и в итоге получает пулю в ногу. И это после того, как он узнал, что вообще не имел причин выходить в ту ночь из дома. На Бушеми в этот момент просто больно смотреть. Больно и, конечно же, смешно.

Так на экране был заявлен «добряк Бушеми», но актер буквально напрашивался на изображение неприятных личностей. Через год Стив впервые работал с братьями Коэнами. У двуглавого режиссера он снимался в общей сложности шесть раз. К слову, столько же братья работали с другой своей музой — Джоном Гудманом. В 1990 году в «Перекрестке Миллера» Стив сыграл мерзкого слизняка. Английское слово “sleazy”, созвучное с нашим «слизняк», в переводе означает «подлый, низкий». Именно оно чаще всего встречается в англоязычной прессе, когда речь заходит о персонажах Бушеми. При этом, имея половину таких вот «слизких» ролей, актер в умах людей прочно ассоциируется с крайней степенью добропорядочности, практически с олицетворением совести нации. Такова уж сила его собственной натуры. Что же касается образов подлецов, то к ним актер не проявляет особой любви. «Мне все равно, кто мой персонаж, до тех пор, пока он обладает сложным характером, и пока я способен его понять и пропустить через себя», — признается Стив.

В фильме «Бартон Финк» Коэнов Стива Бушеми очень мало, но все равно его портье запоминается зрителю. Он выступает хранителем этого королевства абсурда. В этом же 1991 году Бушеми совершил еще один шажок в мир криминала в фильме «Билли Батгейт», этапной картине для Николь Кидман. А вот для Стива он таковым не был, чего не скажешь о следующей его работе.



«Я никогда не оставляю чаевых, — надменно заявляет персонаж актера. — Если я вижу, что официант старается, могу прибавить сверху, но давать чаевые автоматом — это для бестолковых». У большинства зрителей спустя годы после просмотра выдающегося официального дебюта Квентина Тарантино «Бешеные псы» остается в памяти именно этот диалог про чаевые, отрезанное ухо и то, как мистер Розовый не хочет носить свою кличку. Мистер Розовый был большим актерским и карьерным прорывом Бушеми, не так давно служившего пожарным. Стив продемонстрировал настоящее искусство сквернословия, взрывной темперамент и умение красть сцены. Его эгоистичный и трусливый герой все время твердит, что надо вести себя профессионально. Удивительно, но он, пожалуй, в самом деле единственный, кто так себя ведет. В карьерном же плане значение роли в столь культовом кинопроизведении сложно переоценить.



Через год вышла достойная, но обделенная вниманием черная комедия «В супе». А ведь этот фильм подарил синефилам столь редкую полноценную главную роль Бушеми. Сама же картина стилистикой и атмосферой напоминает «Пи» Даррена Аронофски, а темой — «Бартона Финка». Сотрудничеством с независимым режиссером Александром Рокуэллом, снявшем ее, Бушеми очень гордится. В общей сложности он участвовал в проектах режиссера пять раз.



В 90-е годы для Стива-трудяги-Бушеми было в порядке вещей сниматься в пяти-шести фильмах в год. «Восходящее солнце», «Подручный Хадсакера», «Криминальное чтиво», «Пустоголовые» — все в едином потоке. Последняя работа привела к дружбе актера с Адамом Сэндлером, вылившейся в десять совместных лент. При этом где бы он ни появлялся, за Бушеми никогда не было стыдно. Он как будто переносил собственный мир из фильма в фильм.



В 1995 году Стив получил первую роль у Роберта Родригеса, в криминальном боевике «Отчаянный». За восемь лет актерской деятельности он дошел до того, что в его честь называли персонажей. Именно так случилось в «Отчаянном» — Стив играл парня по имени Бушеми. Еще через семь лет актер сыграл во второй и третьей частях «Детей шпионов» Родригеса. Сложно не признать удивительную точность и теплоту, с которыми Стив создает своего чокнутого профессора, упоенно играющего в доктора Моро и его ужасный остров.



Но, пожалуй, главной работой в карьере Бушеми оказался фильм «Фарго». Мелкий бандит Карл Шоуолтер — роль, созданная как образец для последующего копирования.

Карл — смешной болтун и при этом настоящее чудовище. В течение одного монолога у шлагбаума на парковке происходит переход от первого ко второму. В «Фарго» Стив задействовал весь свой комедийный и драматический арсенал одновременно: потому и получился такой мощный эффект.

Что касается комедийной части своего таланта, то абсолютного максимума Стив достиг через три года в «Большом Лебовски». Драматических же пиков в фильмографии лицедея не счесть. К ним можно отнести и роли в его режиссерских исканиях «Истина в вине» и «Зверофабрика», и образ в фильме о пронзительном одиночестве «Мир призраков» со Скарлетт Йоханссон и Торой Берч. Отдельно стоит отметить две идущие подряд роли в блокбастерах «Воздушная тюрьма» и «Армагеддон». В первом случае Стив играет самого опасного преступника Америки. Вокруг все взрывается и разлетается, а он вразрез экшену фильма выдерживает на себе все напряженные сцены: медлительно, вдумчиво и нетипично для обычно суетного типажа Бушеми. В этом плане «Армагеддон» выглядит проще — это лишь яркий комедийный отрыв актера, скачущего верхом на ядерной бомбе.

И как же можно не любить человека, который не выставляясь на показ, не рекламируя себя, может показать на экране все грани человеческого характера. Кроме того, он хорош еще и в озвучке анимационных картин. Для актера со столь запоминающимся голосом было бы странно не преуспеть в этом. Стив подарил англоязычному зрителю голос скользкого злодея Рэндалла из «Корпорации монстров» и «Университета монстров», Нила из «Последней фантазии» и Скампера из мультфильма «Игорь».



И он никогда не подводит. Артист, сделавший в кино практически все, с последними проектами получил еще и величие. О чем ему остается мечтать? А мечтать остается нам — о том, чтобы Стив Бушеми в свои 56 лет и позже не переставал нас радовать.
Поделиться:

Фото по теме


Telegram-канал

Топ 250
75
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
76
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
77
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
78
Амадей
Amadeus (8.40)
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
84
Лицо со шрамом
Scarface (8.30)
весь топ