Вслед за рассказом о Королеве холодной горы мы посчитали необходимым вспомнить другого австралийца, достойного нашего скромного словесного монумента. Хью Джекман — человек, не измеряемый стандартными категориями. Его карьерный путь похож на увлекательный роман, каждая глава которого могла бы противоречить предыдущей. Любое появление актера на больших и маленьких экранах, а уж тем более на театральной сцене, — праздник, который всегда с нами. А его жизнь интереснее любого самого закрученного и остросюжетного сценария.
Не верьте, если вам когда-нибудь расскажут о том, что австралийцы сплошь катаются на серфах да вялят пузо под палящим солнцем. Хью Джекман доказал, что на этом горячем континенте закаляется стальной характер и выковывается истинный талант. Случайно выбрав театральный курс на факультете коммуникаций Технологического университета Сиднея, Джекман влюбился в актерскую профессию. Долговязый и несуразный, Хью был придирчивым к себе трудоголиком с врожденным актерским чутьем и уникальным чувством юмора и самоиронии.
«Мы изображали животных, что мне, кстати, впоследствии очень пригодилось. Я выбрал тогда суслика. И вот, невероятно высокий, худой, что уже само по себе шокировало, одетый в колготки, босиком и в купальной шапочке, чтобы голова казалась меньше, я вышел на сцену. Я думал, это будет провал, но мой суслик собрал овации».
Насколько велика была роль суслика в дальнейшей судьбе актера, история умалчивает, но после этого случая Джекману поступил ряд заманчивых с точки зрения карьеры предложений. Первой серьезной ролью стала партия в сериале «Корелли» (Correlli). А между тем и театральные продюсеры ворон не считали. Так сбивший всех с ног своим обаянием и искренностью, неиссякаемо энергичный Хью воплотил сразу несколько блестящих образов на театральных подмостках. За кулисами его в шутку спрашивали, какой наркотик он употреблял, чтобы продержаться в таком бешеном ритме до конца спектакля.
Но после «Оклахомы!», которую показали сначала в Британии, а потом и на Бродвее, но уже без Джекмана, пути актера с театром несколько разошлись. Он уверенно начал прокладывать себе дорогу в кино, пропустив превентивные удары и жахнув сразу напалмом. Фильм «Эрскинвильские короли» — в высшей степени драматичная и мрачная история, в которой актерам было где разгуляться. И хотя Хью по привычке все еще немного декламирует, включая театральный пафос, в его изображении злости, исступления и отчаяния уже прослеживается отпечаток кинопрофессионала.
Сцена из мюзикла «Оклахома!»
Однако Голливуду (да и Бродвею) все было мало. Джекман проходил проверку, ему требовалась роль, которая могла бы расставить все точки над «и». Похожую проверку проходил и Брайан Сингер, работавший над экранизацией одного из самых дорогих американскому читателю комиксов «Люди Икс». И без того рискованное предприятие отчаянно нуждалось в сильном касте. Сингер не мог ошибиться с выбором актера на пост Росомахи, в противном случае армия поклонников Marvel потребовала бы голову режиссера на блюде. Образ мутанта успели примерить на себя Дугрей Скотт, Мел Гибсон и Рассел Кроу, но в итоге Логаном стал австралиец.
«Иногда роль внешне подходит тебе как перчатка, и все, что остается, — это наполнить ее, поработав над внутренним содержанием», — вспоминал Хью. Он скромно умолчал о том, что для образа Росомахи ему пришлось изрядно потрудиться. Он мысленно вернулся в учебные годы, к этюдам с животными. Дотошный Джекман с присущей ему обязательностью изучил повадки волков и росомах, переняв у них походку и инстинкты. Над внешностью он также усердно поработал. Лишь его персональному тренеру Майклу Райану, который называл Хью«цыплячьими ножками» за его юношеский нелепый вид, в полной мере известно, насколько тяжело далась актеру эта метаморфоза.
Хью Джекман тренируется к фильму «Росомаха: Бессмертный»
С момента выхода первого фильма о Людях Икс Джекман менялся все сильнее, чтобы к «Росомахе: Бессмертному» подойти в лучшей своей форме. Изнуряющие тренировки по системе профессиональных бодибилдеров, регулярные занятия спортом и постоянный самоконтроль сделали из Хью экшен-звезду нулевых. Но фанаты полюбили мутанта не столько за гору мышц, сколько за органичный, близкий к первооснове и впечатляющий образ, созданный восходящим талантом. Фильм получился мрачным, эстетичным, не перегруженным спецэффектами, пугающим и плотным. Он был лишен всякой рисовки и петросянства, присущего, например, «Мстителям», «Новому человеку-пауку» или «Первому мстителю».
«Люди Икс-2» только закрепили за Джекманом статус супергероя от мира кино. Но он не останавливался, продолжая вписывать в летопись своей жизни новые рекорды.
Хью — хамелеон. Он гармонично вживается то в образ талантливого, но до нелепости неудачливого хакера в ленте «Пароль “Рыба-меч”», то в роль изысканного британского герцога в «Кейт и Лео». Для последнего проекта Хью понадобилась вся выдержка и терпение, чтобы научиться этикету и выправке. Специально нанятый для этого преподаватель часами гонял актера вверх-вниз по лестнице, чтобы движения Лео выглядели образцово элегантно.
В дальнейшем любой новый образ подходил Хью как идеально пошитый костюм. В перерывах между частями одной из самых долгоиграющих комиксовых франшиз Джекман с успехом сыграл Ван Хельсинга в адской солянке из литературных персонажей под руководством Стивена Соммерса. Вуди Аллен снял Хью в своей блестящей комедии «Сенсация», а Кристофер Нолан с помощью этого актера создал один из лучших своих киноаттракционов — «Престиж». Эстафету сотрудничества с Джекманом подхватил Даррен Аронофски, наслышанный о талантах и усердии австралийца. Он пригласил Хью на главную роль в недооцененный и раскритикованный в пух и прах фильм «Фонтан». К слову, лента, по задумке Аронофски, снималась с минимумом спецэффектов. Натурные съемки преобладали, а потому режиссеру нужен был выносливый, но в то же время хороший драматический актер, чтобы мог и лицом поиграть, и головокружительный трюк выполнить.
Джекману, который к тому моменту мог жать от груди 145-килограммовую штангу, это было под силу. На время он стал человеком-амфибией, так как все те красивые финальные сцены, в которых его герой парит в сфере, были сняты в бассейне без применения CGI-технологий. Джекман бросал самому себе вызов и брал очередной Эверест.
В это же время Бродвей, словно оклемавшись от продолжительного анабиоза, предложил Хью сыграть в очень спорном и физически выматывающем мюзикле «Мальчик и из страны Оз», основанном на биографии и творчестве Питера Аллена. Такого шоу Нью-Йорк давно не видел. Словно накофеиненный, потерявший 20 килограмм веса, три часа шаровой молнией носящийся по сцене Джекман рвал зал. Трудно представить себе Росомаху, изящно запрыгивающего на рояль, вздергивающего ножку и пляшущего кан-кан лучше танцовщиц из кабаре «Мулен Руж». Невозможно поверить, что топовая звезда попкорнового кино стал единственным в истории актером, собравшим все театральные награды в течение одного сезона, включая престижную премию «Тони». Странно осознавать, что Хью исполнял 21 песню из мюзикла восемь раз в неделю. Джекман — воистину многослоен, как торт «Наполеон».
Номер Not the boy next door в исполнении Хью Джекмана
В последующие годы на экраны выходят фильмы «Список контактов» и «Австралия». В последней ленте Хью в паре с Николь Кидман — как найденные. Конечно, свою роль сыграло австралийское происхождение обоих актеров, а довершило дело то, что им было очень комфортно в своих образах и друг с другом. Также Джекман, наконец, дослужился до собственного сольника в «франшизе Икс», окончательно притеревшись к образу Росомахи.
Помимо регулярного и разностороннего бытования на экране, Хью мелькал в озвучке мультфильмов «Смывайся!» и «Делай ноги». Харизматичный, живой и открытый австралиец становился желанным гостем на профессиональных тусовках. За работу на церемонии вручения «Тони» в 2005 году он даже получил «Эмми» как лучший телеведущий. Его Хьюсочетво Джекман, как ласково прозвали актера фанаты по аналогии с Your Highness (Ваше Высочество), просто не в состоянии испортить ни один проект. На него приятно смотреть, где бы он не появился, будь то 20-секундное камео в блокбастере «Люди Икс: Первый класс» или даже эпизод из богомерзкой и недосягаемо смешной комедии «Муви 43». Хотя без роли в «Муви 43»Джекман вполне мог бы и обойтись.
Хью Джекман и Нил Патрик Харрис на церемонии вручения «Тони» в 2011 году
Но все эти работы, включая комедию «Как по маслу» и блокбастер «Живая сталь», были лишь аперитивом перед основным и самым вкусным блюдом. «Отверженные» — не только легендарный мюзикл, но и колоссальное культурное достояние французской литературы. Том Хупер должен был прыгнуть выше головы, и, надо признать, ему это удалось. Его голосистый каст с беспрестанно надрывающимся Джекманом во главе самозабвенно страдает, плачет и поет. Актеры исполняли свои партии вживую, дабы не растерять эмоционального запала, что подарило зрителю несколько особенно пронзительных сцен.
Хью Джекман и Энн Хэтэуэй были, пожалуй, самыми отчаянными и преданными делу участниками этой эпичной драмы. Оба критически похудели для своих ролей, используя для этого экстремальные методы. Хью, например, сбросил около 14 килограмм, а чтобы выглядеть больным и изможденным в сценах на каторге, ничего не пил 36 часов кряду. Но настоящего киномана восхищает не только умелая игра габаритами. Джекман впервые после своего последнего выступления на Бродвее выдал настолько мощный и масштабный перформанс, что на Жана Вальжана в его исполнении было больно смотреть. В то же время от него совершенно невозможно было оторвать глаз, настолько мастерски актер показывал отчаяние, разочарование, безысходность и, наконец, обретенную надежду.
За свою игру Джекман удостоился давно заслуженного «Золотого глобуса» и получил номинацию на «Оскар».
Последняя роль Хью в камерном триллере Дени Вильнева «Пленницы» была единогласно признана критиками лучшей его работой в кино. Фильм незаслуженно незаметно прошелся по российскому прокату, так что не все смогли увидеть своего любимого героя теряющим контроль над собой, ситуацией и загнанным в угол, но при этом все еще сильным и решительным.
И вот теперь Джекманснова готовится выпустить когти и спасти мир. Он мог бы уже притомиться от Росомахи, обеспокоиться тем, что стал заложником одного образа, если бы именно эта роль не держала его в таком тонусе. Вот почему он не спешит расставаться с нахальным мутантом, присматриваясь при этом к другим, внекомиксовым проектам. В свои 45 он выглядит лучше, чем когда-либо, по-прежнему исполняя большинство трюков самостоятельно. Конечно, у членства Хью Джекмана в клубе Людей Икс есть срок давности, и рано или поздно Логану придется уйти на пенсию. Но вот стать сусликом ему больше никогда не грозит. Это уж точно.