Почему мы любим фильмы про зеленых человечков? Откуда у людей такое пристрастие ко всему неопознанному и летающему? Многие утверждают, что перед лицом общей опасности (если инопланетный разум кровожаден) стираются грани между религиями, нациями и классами. Мы все же земляне как-никак! И хотя бы в этом мы едины.
О вторжении инопланетян на Землю в кинематографе многое сказано. И не всегда это Чужие, Хищник и Война миров. Это могут быть и бертоновские марсиане с обнаженным мозгом и глазами по пять копеек, квакающие, словно лягушки. Или беззащитный инопланетянин-романтик с грустным взглядом от Спилберга.
В преддверии летней премьеры фильма Ковбои против пришельцевLostFilm.info представляет пятерку, на наш скромный взгляд, лучших фильмов про летающие тарелки и инопланетный разум.
На первой строчке у нас, конечно, X-files. Олицетворение эпохи 80-90-ых, сериал стал общепризнанным увлекательным проектом для телеманов многих стран и наций. На его основе созданы десятки книг и несколько полнометражных фильмов, а фраза «The truth is out there» вошла в мировой цитатник уфологии.
Специальные агенты ФБР Дана Скалли и Фокс Малдер сумели остаться интересными персонажами на протяжении 9 сезонов. Рыжеволосый скептик, опирающийся на научные факты, да еще в юбке, и иррациональный синеглаз в длинном плаще и плакатом «I Want to Believe». Эта пара стала образцом, с которым будут сравнивать всех «последователей» X-files.
Крис Картер знал, что может удержать зрителя у экрана. Помимо сверхъестественных явлений, оборотней и природных аномалий, красной нитью через все сезоны сериала прошла теория международного заговора «сильных мира сего» с пришельцами-колонизаторами, на иглу которого Картер и его команда крепко посадили население планеты. Без шуток. Плюс загадка отношений героев Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон – которая, кстати, также осталась неразгаданной.
Несмотря на многие несостыковки и откровенные ляпы, о которых не писал только ленивый, у X-files были все шансы высоко подняться. Простой зритель идентифицировал себя со спецагентами, которые казались доступными, «домашними», потому что, как и мы, кашляли, потели, ругались и ездили на обычных автомобилях. Вот только постоянно сталкивались с неопознанным и летающим. В подобном зазеркалье они стали посредниками между обычными бюргерами и всем, что невозможно объяснить, а дойти до сути хочется.
Вы спросите: при чем тут инопланетяне? Так «They’re watching!»
Бертон решил вопрос «как придумать инопланетян» просто. Выдумщик на всю голову, он взял серию вкладышей из пачек жевательной резинки времен холодной войны и вылепил из них комедию, которую стоит прописывать для колик в животе. Заглавие ленты, кстати, тоже взято из вкладышей.
Режиссер Бэтмэна задумывал пародию на трэш-фантастику 1950-х. А получился культовый фильм, который, впрочем, едва отбил расходы за счет мирового проката. Бертоновские марсиане, прибывшие с коварными целями на Землю, похожи на фриков и зомби одновременно, а их лазарное оружие – на водяные пистолеты из нашего детства. В роли спасителей человечества – бабуля божий одуванчик с патефоном под мышкой, из которого постоянно доносятся звуки горлового пения – тирольские песни iodl, своим звучанием способные убить не только инопланетный разум.
Ну и конечно актерский ансамбль (так и хочется добавить – песни и пляски)! Столько именитых актеров на один квадратный миллиметр пленки, появляющихся на несколько минут, чтобы тут же погибнуть от рук маленьких злобных марсиан с огромной черепной коробкой, – кинематограф не помнит со времен оно. Джек Николсон, Пирс Броснан, Сара Джессика Паркер, Дени ДеВито, Майкл Дж. Фокс, Мартин Шорт, Натали Портман карикатурны, а главное самоироничны, что добавляет картине еще больше абсурда. Бертон демонстрирует цинизм по отношению ко всему человечеству и американскому «патриотизму» и вместе с нами задористо смеется над человеческой глупостью. Сотни летающих тарелок летят за вами, господа!
В этом же году был выпущен пафосный боевик Роланда Эммериха про инопланетное вторжение на территорию Америки. И бертоновский Марс атакует! тут же записали в откровенную пародию на День независимости. Победителем в прокате вышел фильм Эммериха, ну а Марсу досталась всего лишь бессмертная слава.
Инопланетянин (E.T.: The Extra-Terrestrial) 1982 Стивен Спилберг Ты объяснил ему, что такое школа? - Как это можно объяснить высшему разуму?
Романтик и оптимист, Стивен Спилберг первым в кинематографе (а возможно, и во вселенной) предположил, что пришельцы из Космоса могут прилететь к нам не обязательно с коварными целями захвата и уничтожения человеческой расы. Нарушив кинематографические традиции, Спилберг рассказал историю, которая оказалась сродни фильмам про детей и больших добрых, но беззащитных собак.
Его герой Ити – похожий больше на огромную черепаху без панциря, которая встала на задние ноги и заговорила, – «бороздит вселенские пространства», исследуя космос. Моделируя лицо космического ботаника, Стивен Спилберг взял на основу образы поэта Карла Сандбурга, Альберт Эйнштейн и собаки породы мопс. Такое можно представить лишь человеку с огромной фантазией!
Это фильм о настоящей дружбе, в существовании которой мы не сомневаемся ни минуты на протяжении всего фильма. Попав на Землю, Ити находит общий язык только с одной «категорией» людей – детьми! Юные герои и сам Ити воспринимают все вокруг буквально, они открыты естественным сильным чувствам, из-за чего получается большой накал драматизма и кинематографическое волшебство.
Спилберг высказал человечеству свое отношение по теме «инопланетного вторжения»: дружить можно даже с тем, кто на тебя совсем не похож. За фильмами про злобных пришельцев стоит страх людей не только перед вторжением, а вообще перед войной и бедами цивилизации. А страх за свое будущее рисует в воображении самих «агрессоров» весьма непривлекательными. Стивен Спилберг предложил иной взгляд. Режиссер по-детски, наивно-сказочно убежден, что спасет мир только доброта, и никакое создание не пострадает от человеческой безучастности. И убеждает в этом нас. И если через несколько лет вы не сможете вспомнить сюжет какого-нибудь крепкого боевика или триллера, то Ити вы не забудете никогда.
Это страшное кино. Да. Атмосфера ужаса и паранойи удалась Карпентеру, и экранизация рассказа Джона В. Кэмпбелла«Кто идет?» стала образцом в своем жанре. Антарктида не приспособлена к жизнедеятельности, и люди, проводящие многие годы в научно-исследовательских экспедициях, все равно чувствуют себя на «чужой» территории. А здесь еще появляется и «чужой» организм, который способен трансформироваться в человека. Чужой среди своих – тема весьма популярная в кинематографе. Только вот действие происходит во льдах и замаскированный инопланетянин заставил людей сомневаться в очевидных вещах, а главное – друг в друге.
Потрясающая электронная музыка Эннио Мориконе - «пощипывание» одной из струн бас-гитары на фоне тихого звучания электронного органа усиливает беспокойство зрителя, вселяя в него подспудное ощущение тревоги и безысходности. Фантазии режиссера и спецэффектам не успеваешь удивляться – «облики» нечто меняются по нарастающему вектору ужаса, чувствуется обреченность в каждом кадре, которая пугает и давит, не обещая happy end. Не удивительно, что сам создатель спецэффектов Рик Боттин (которому на момент съемок фильма было всего 22 года) загремел в сумасшедший дом по причине нервного истощения.
Нечто вышел сразу после премьеры Инопланетянина, и это была совершенно другая история о пришельцах, больше напоминающая ЧужогоРидли Скотта, с которым все поторопились сравнить фильм Карпентера. Но популярность картине сделали не кинотеатры, а обычные видеокассеты, на которых лента распространилась со скоростью света. Да, и подобный финал фильма вряд ли сможет себе позволить современный режиссер – испугается наверняка, что его картина не окупится в прокате.
Знаки (Signs) 2002 М. Найт Шьямалан «Хорошо, а если исключить вероятность того, что прошлой ночью на нашей ферме была олимпийская чемпионка из Скандинавии, то кто, по-вашему, это был?»
В чем одни видят предсказания и знаки свыше, другие – лишь совпадения. Эйнштейн как-то «пошутил», что Бог сохраняет свою анонимность как раз таки при помощи совпадений. Когда смотришь Знаки, складывается ощущение, что автор Шестого чувства индиец М. Найт Шьямалан держал в голове именно это высказывание математического гения.
Провинциальный пастор Грэм (Мел Гибсон), усомнившийся в вере после гибели жены, занимается фермерским хозяйством. У него на шее двое маленьких детей и младший брат бейсболист... Фильм мог бы стать философской притчей, если бы кудесник М. Найт Шьямалан не разбавил вялотекущий сюжет фантастическим коктейлем из хоррора и страшных инопланетян. Тут любой атеист уверует!
Так круги на кукурузных полях превращаются не в «испытание на прочность веры», а в настоящую угрозу. Режиссер, безусловно, следует моде на представление инопланетян как монстров-захватчиков. Здесь нет поисков загадочных истин, которые, как известно, «где-то рядом». Однако мысль гуманитарная вполне ясна: тем, что нам досталось даже в виде болезни, не стоит пренебрегать. И уж тем более не винить в случившемся Кого-то.
Астма мальчика спасла ему жизнь – нос не дышал, и смертоносный газ перестал быть опасным. А навязчивая идея дочери героя, связанная с водой, спасла вообще все человечество – для инопланетян вода стала ядом. Ну и драка с тварями при помощи бейсбольной биты – дань традиции «мы их шапками закидаем». «Скажи Мерриллу (Хоакин Феникс), чтобы махнул битой» - пророческие слова жены Грэма перед смертью становятся финальным аккордом, после которого герою ничего не остается, как снова надеть сутану.