







Его называют «самым плохим парнем в Голливуде», «самой политизированной кинозвездой США» и лучшим актером Америки (по мнению журнала Time). Все характеристики относятся к одному человеку, которому с детства ничего, кроме актерской карьеры, на горизонтах не светило. Его зовут Шон Пенн. Этот парень сумел избавиться от клейма «муж Мадонны» и не побоялся ради «правды в глаза» рассориться практически со всеми друзьями юности — а ныне звездами первой величины.
Впоследствии Шон заявил (он вообще никогда не был щепетилен ни в словах, ни в действиях), что Кейдж «продался с потрохами и снимается теперь в отвратительных картинах», чего тот не смог пережить и разорвал всяческие отношения с бывшим другом. Однако и не отказался от двух масштабных проектов «Скала» и «Угнать за 60 секунд», в которые был изначально приглашен Пенн. Шон на это отреагировал по-своему: его актерская копилка наполнена яркими фестивальными работами, а игру по достоинству оценивают крупнейшие кинофестивали мира. Названия картин и имена режиссеров говорят сами за себя: «Игра» Дэвида Финчера, «Тонкая красная линия» и «Древо жизни» Терренса Малика, «21 грамм» Алехандро Иньярриту, «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена (за который Пенн был вторично номинирован на «Оскара»), «Таинственная река» Клинта Иствуда («Оскара» все-таки вручили), «Харви Милк» Гаса ван Сэнта (подаривший второго «Оскара»).
И во всех картинах Пенн играет самого себя — это мрачные личности с трудной судьбой. По крайней мере, так утверждают газетные злопыхатели. Кинематографическая семья Шона (отец — режиссер Лео Пенн, мать — актриса Айлин Райан) дала своим детям зеленый свет в творческие профессии. Майкл стал музыкантом, Крис — актером, Шон — головной болью родителей. Его агрессия и приступы ярости, проявляющиеся с детства, сыграли злую шутку с будущим актером. Ведь многие утверждают, что лишь благодаря разнузданному поведению (перебитым носам, телекамерам и оскорблениям потерян счет) и женитьбе на Мадонне (их совместный фильм «Шанхайский сюрприз» признан худшим в карьере актера) Пенн стал «узнаваемой звездой».
Не подтверждая и не опровергая подобные слухи, Пенн продолжает намеченный путь, начало которому положено в 1981 году, когда он дебютировал в роли кадета в картине «Кадеты». Потом была подростковая комедия «Веселые времена в школе Риджмонт». И уже через год — первая крупная роль в ленте с многозначным для Пенна названием «Плохие парни». Затем Шон играет романтика (что так несвойственно для его взрывоопасного характера) в фильме «Наперегонки с луной» с Элизабет Макговерн и в криминальной драме «В упор» с Кристофером Уокеном.
И вот он появляется с Робертом де Ниро и Деми Мур в картине «Мы не ангелы», с Мартином Шином — в драме «Суд в Берлине» (поставил фильм отец Шона, Лео Пенн). Режиссер Брайан де Пальма снимает его в двух лентах — «Военные потери» и «Путь Карлито». Пенн оказывается на съемочной площадке со своим первым сильным увлечением — актрисой Сьюзан Сарандон в ленте «Мертвец идет», за главную роль насильника и убийцы в которой получает первую номинацию на «Оскар». Критики один за одним начинают называть Пенна «самым значительным из молодых актеров Голливуда».
Параллельно Шон пробует себя в режиссуре, и небезуспешно. Первый его фильм — драма «Индеец-беглец» тотчас привлек внимание критиков; с Джеком Николсоном завязывается крепкая дружба на съемочной площадке «Постового на перекрестке», и следующая их совместная работа — экранизация романа Фридриха Дюрренматта «Обещание». В 1997 году за роль в ленте «Она прекрасна», в которой актер снялся со своей второй женой Робин Райт, Пенн получает приз Каннского кинофестиваля.
«Если мне дали голос, к которому кто-то прислушивается, я считаю своей обязанностью заставить его звучать. Не думаю, что в этом лучшем из миров можно быть уважаемым и уважающим себя художником и не высказываться по существу терзающих его проблем. Мы живем в мире, где люди гибнут каждый день, а мы сидим и телевизор смотрим! И если мне не дадут самовыражаться на экране, я все равно молчать не буду!»
Его персонаж — торговец недвижимостью Сэмюэл Байк, совершивший в 1974 года попытку убийства 37-го президента Америки в фильме «Убийство Ричарда Никсона», — весьма символичный образ, ведь Пенн неоднократно обрушивал свой гнев в своих выступлениях на Буша-младшего и не только на него.