







«Скучно быть нормальным» — эту идею Тим Бертон, как знамя, несет на протяжении всей карьеры. Каждое его творение — гимн чудаковатости, симфония инаковости, манифест решительного шалопайства. Персонажи Бертона — будь то оригинальные или же ассимилированные в его среду — словно существуют в условиях бесконечного Хэллоуина. Командующий этим гротескным парадом незаметно домаршировал до солидного юбилея — сегодня, 25 августа, режиссеру исполняется 60 лет. И раз уж мы исходим из того, что за Тима Бертона говорят его герои, то бросим взор на десятку наиболее знаковых, колоритных и многослойных представителей злодейского лагеря.

Еще один классический враг Человека-летучей мыши и одновременно с тем любовный интерес Брюса Уэйна, получивший иконическое экранное воплощение под присмотром Тима Бертона.


Эти башковитые ребята из не самого обласканного критиками фильма Бертона заслуживают коллективное упоминание за черные пояса по троллингу. Каждый раз, когда доверчивые земляне ведутся на сказки о дипломатической миссии, марсиане пускают в ход свои бластеры. Здесь, конечно, можно усмотреть тонкую сатиру на бесчисленные попытки цивилизованного мира наладить диалог с правителями-головорезами:

В «Алисе в стране чудес», где чувство меры и вкуса впервые по-настоящему изменило Тиму Бертону, а все актеры безбожно переигрывали (кроме Мии Васиковской, которая наоборот недоигрывала), лишь Красная королева, воплощенная Хеленой Бонем Картер, смотрится естественным, уместным и, безусловно, получившимся элементом. Ее героиня, несмотря на высокий монарший статус, ведет себя как взбалмошная девчонка: шумит, капризничает и всегда ищет виноватых. А еще с наслаждением наблюдает, как неугодным ей фигурам отрубают головы. На фоне аморфной Белой королевы в исполнении Энн Хэтэуэй персонаж Картер выглядит словно затейливое винное пятно на накрахмаленном платке, от которого невозможно отвести глаз. И это не инерционная фриковость, как у Безумного шляпника Джонни Деппа, а безукоризненная точечная подстройка под игольное ушко конкретной роли.