«Интерстеллар» — долгожданный проект, который не терпелось увидеть как преданным фанатам творчества Нолана, так и просто любителям фантастики. Режиссер не стремился разглашать подробности того, как он работал над картиной, и эта засекреченность только подогревала интерес зрителей. Изначально руководить съемками должен был Спилберг, и еще с тех пор было известно, что героев ждет путешествие через кротовую нору. Сейчас, в уже готовом фильме, его влияние еще чувствуется: вспоминаются «Близкие контакты третьей степени». Ничего удивительного в этом, конечно же, нет. Как любое постмодернистское произведение, «Интерстеллар» соткан из явных или неявных отсылок к другим фильмам.
Предлагаем вашему вниманию ряд картин, без которых «Интерстеллар» получился бы совершенно другим или вовсе не состоялся.
В одном из интервью Кристофер Нолан признался: «Нельзя снимать "Интерстеллар", не принимая во внимание "Космическую одиссею"». Но потом заметил: «А второй фильм, который невозможно сбросить со счетов, — это "Парни что надо". Я показал его фрагмент своей команде перед началом съемок. Жалко, что так мало людей видели его на большом экране, ведь он снят практически идеально. Это один из величайших американских фильмов, а многие даже не подозревают, насколько он хорош. Возможно, так получается потому, что он идет более трех часов!». И правда: приключенческая драма Филипа Кауфмана длится 192 минуты. Но время, как Вы знаете, относительно.
«Парни» явно повлияли на нолановскую космическую эпопею. В обоих фильмах действие разворачивается и в полете, и на Земле. Иными словами, имеют место два параллельных повествования, основой которых являются не столько законы физики и научно-технический прогресс, сколько человеческие чувства и привязанности. Удивительными кажутся сходства визуальных эффектов картины 30-летней давности и современного блокбастера. Геометрические формы на экране, которые зритель видит, когда летчик-испытатель Чак Йегер (Сэм Шепард) преодолевает звуковой барьер, очень похожи на те, которые мы можем наблюдать, когда герои «Интерстеллара» приближаются к черной дыре. Это, конечно, частично объясняется актуальными научными данными, но также и тем, что Нолан увидел и оценил старания предшественника показать нечто, лежащее за пределами человеческого опыта.
Немая картина Фрица Ланга считается первым фильмом, в котором зритель увидел правдоподобное космическое путешествие, и потому она лежит в основе многих последующих проектов, посвященных космосу. К тому же Ланг, как и Нолан, рассказывает о практической пользе от посещения далеких планет. В «Женщине» речь идет о профессоре, убежденном, что на Луне можно добывать золото. Фильм, конечно, имеет свои условности. Так, предположение профессора оказалось верным, а на Луне каким-то непонятным образом оказался воздух, пригодный для дыхания. Но при этом Ланг четко дал понять: люди будут посещать другие планетные системы не из любопытства, а ради выгоды для себя.
Кто-то из братьев Ноланов точно фанатеет от японской анимации. Немало было сказано о том, как «Паприка» могла повлиять на создание «Начала». Анимационный фильм Сатоси Кона 2006 года также содержит многослойный сюжет про сны, а нежелание самого Нолана обсуждать этот вопрос свидетельствовал в пользу того, что параллели получились сами собой, и сознательных отсылок к «Паприке» он не делал. В этот раз предшественником нолановской картины оказалась анимационная романтическая драма Макото Синкая. Ее продолжительность — всего 25 минут.
«Голос далекой звезды» — пронзительная история влюбленных друг в друга еще со школы Нобору и Микако. Их отношения — любовь на расстоянии, ведь Микако призвана в космический флот, чтобы вести войну с марсианами, задумавшими вторжение. Военные действия уводят ее далеко в глубины вселенной, и потому ее сообщения долетают до любимого с опозданием на несколько лет. При этом Нобору стареет, а его девушке все еще 16, так что их любовь подвергается испытанию относительным временем. Похожий поворот принимают отношения отца и дочери в фильме Нолана.
По правде сказать, любой более или менее правдивый американский фильм про отношения отца и дочери будет содержать отсылку к роману Харпер Ли и его экранизации с участием Грегори Пека. В «Интерстелларе» отсутствует свой Страшила Рэдли, а события фильма разворачиваются в мире, где, на первый взгляд, нет беспросветного расизма. Да и с чего ему быть, если перед песчаными бурями все равны? При этом Купер очень напоминает Аттикуса Финча: вдовец, в одиночку воспитывает дочь, часто уезжает из дома по работе. Как и Финч, Купер переживает о том, в каком мире придется жить его детям. И он такой же стоик. В «Убить пересмешника» история рассказывается от лица девочки, а в фильме Нолана этого нет. Однако в последнем чувствуется стремление режиссера представить историю с нескольких точек зрения. А сочувствие Джин Финч по отношению к Страшиле по-своему перекликается с тем, как Купер относится к другим людям, вынужденным выбирать логичные решения в ситуациях, когда хочется думать сердцем.
Влияние «Соляриса» на «Интерстеллар» можно назвать эстетическим: и у Нолана, и у Тарковского мы наблюдаем тягу к воде. Подобно главному герою книги Станислава Лема и снятого по ней фильма, Купер — вдовец (и уж точно далеко не первый космонавт-вдовец в истории кино). Но в фильме очень много внимания уделяется дочери главного героя, и потому времени на скорбь по рано ушедшей из жизни жене Купера просто нет. Ничего из того, что космонавты делают, не связано с воскрешением мертвых, тогда как в «Солярисе» важна именно мысль о преодолении смерти. Сама планета при этом покрыта океаном, отражающим коллективное сознание людей, находящихся на станции на орбите. Две планеты, на которые высаживается команда Купера, отличаются тем, в каком состоянии там находится вода: на одной из них волны размером с гору, в атмосфере другой — замерзшие облака. И, совсем как в случае с «Солярисом», эти планеты могут уничтожить человека в мгновение ока.
Триллер Грегори Хоблита рассказывает о нью-йоркском детективе (Джеймс Кэвизел), который из-за появления над городом загадочного северного сияния получил возможность слышать голос своего покойного отца (Дэннис Куэйд), включив старую радиостанцию. Отец говорит из 1969 года, сын общается с ним в 1999-м, но их беседам эта разница во времени совершенно не мешает. Вдаваться в дальнейшие подробности не имеет особого смысла из-за спойлеров, но стоит сказать, что в фильме Нолана царит примерно такое же настроение. Возможно потому, что в обеих картинах речь идет о взаимной ответственности родителей и детей. «Радиоволна» куда меньше опирается на реальную науку, чем «Интерстеллар», но именно этот проект получил поддержку известного физика Брайана Грина, который сыграл там самого себя.
В начале «Интерстеллара» ученые говорят о неких сущностях, способных жить в нескольких измерениях. У них имеется нечто общее с инопланетной расой из романа Курта Воннегута и его экранизации режиссера Джорджа Роя Хилла. Тральфамадорцы — инопланетные существа, живущие одновременно в настоящем, прошедшем и будущем, и способные видеть в четвертом измерении. «Такие вот дела», как говорят на Тральфамадоре. В фильме Хилла их назначение — прямое вмешательство в жизнь главного героя, Билли Пилигрима, которого поместили в космический зоопарк вместе с голливудской актриской Монтаной Вайлдхэк. Природа подобных существ в «Интерстелларе» куда более загадочна. Впервые их упоминает герой Майкла Кейна: он сообщает, что эти создания разместили кротовую нору в районе Сатурна. Как раз там, куда люди с их уровнем развития науки и техники вполне способны долететь сами. И очевидно, что инопланетяне у Нолана никогда не будут полметра ростом, зелеными и напоминающими по форме воннегутовскую «прокачку» — «ту штуку, которой водопроводчики прокачивают трубы».
8. «2001 год: Космическая одиссея» (1968)
Наиболее очевидная параллель. Хотя, надо признать, начиная с 1968 года все научно-фантастические фильмы несут на себе отпечаток картины Стэнли Кубрика. Да и сам Нолан этого не отрицает: «Этот фильм заставляет освежить в памяти впечатления от “Космической одиссеи” и не просто следовать за героями, а пережить это самому». По своему размаху «Интерстеллар» действительно сравним с работой Кубрика. К примеру, сцена, в которой Купер и его команда пролетают мимо Сатурна, направляясь к первой из планет, — потрясающее зрелище, а особенно в IMAX. Но блокбастер Нолана держится не только на зрелищности, но и на личности главного героя. А еще в нем чувствуется старый-добрый посыл: «смело идти туда, куда не ступала нога человека». Но это уже совсем другая космическая одиссея. Так что пожелаем удачи Роберто Орси и его «Звездному пути 3». Кстати, ТАРС — далеко не первый робот, чей уровень правды может быть далеко не стопроцентным. В фильме Кубрика новейший бортовой компьютер HAL9000 утаивает от членов экипажа истинную цель экспедиции и даже выдает убийство за несчастный случай.
В фильме Нолана, конечно же, чувствуется влияние знаменитого блокбастера, ставшего значительной вехой в развитии научно-фантастического кино. Взять того же говорящего робота, выполняющего за людей самую сложную работу (правда, не лишенного чувства юмора, что, согласитесь, явный прогресс по сравнению с Р2Д2). Это также и образ фермера на пыльной планете (еще чуть-чуть, и Земля превратится в такой же Татуин), мечтающего о звездах, но вынужденного по какой-то причине оставаться на Земле. И как Купер надевает на себя шлем, и как он садится в шаттл — все это заставляет вспомнить Люка Скауйокера перед полетом.
Одной из отсылок к «Чужому» является погружение человека в состояние криосна или анабиоза. Это технологии, позволяющие «законсервировать» себя на время длительных перелетов. Но, строго говоря, анабиоз трудно назвать находкой Ридли Скотта и его команды: в «Одиссее» Кубрика космонавты также спят во время путешествия, и некоторым из них было не суждено проснуться по вине все того же не очень правдивого компьютера. Не стоит забывать и про вселенную «Звездного пути»: и в оригинальном сериале, и в новом полнометражном фильме до встречи с капитаном Кирком и его людьми злодей Хан и его команда мирно спят. К тому же в фильме Скотта также присутствуют машины, умеющие если не врать, то скрывать правду: это бортовой компьютер корабля «Ностромо» и андроид Эш, осведомленные о том, что выживание экипажа не является приоритетной задачей. Вспомним, что в фильме Нолана возвращение космонавтов на Землю также не являлось вопросом первостепенной важности. Кстати, дочь Эллен Рипли (Сигурни Уивер) умерла раньше, чем ее мать обнаружили в дрейфующем шаттле. А ведь мама обещала маленькой Аманде вернуться из космоса ко Дню рождения. Правда, похоже на историю Купера и Мерф?