Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Станислав Лем

Stanislaw Lem
Станислав Лем
Профессии: Сценарист, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Barbara Lesniak (00.00.1953) (детей: 1)
Родился: 12 сентября 1921, Дева (102 лет назад)
Умер:: 27 марта 2006 (84 лет)
Последний фильм: 2013
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

06.11.2019 17:01

В кинотеатрах России снова покажут «Солярис» Тарковского

С 19 декабря в кинотеатрах сети «Каро» стартует повторный прокат легендарной фантастической ленты режиссера Андрея Тарковского «Солярис». Для проката картина была специально отреставрирована. С 26 декабря показ начнется в 70 городах России. Кроме того, 11 декабря состоится спецпоказ фильма в московском «Октябре», а в Питере зрители смогут посмотреть «Солярис» раньше других 14 декабря в «Авроре».

Картина Тарковского по книге фантаста Станислава Лема «Солярис» вышла на экраны в 1972 году. Лента получила множество положительных отзывов, хотя была довольно неоднозначна, как и все творчество Андрея Тарковского. В том же году «Солярис» удостоился Гран-при жюри в Каннах и приза кинокритиков ФИПРЕССИ.
Читать полностью
Поделиться:

24.12.2016 19:11

Есть контакт: как зрителю являлось НЛО

Нас до сих пор могут тронуть картины о них — незваных пришельцах, заставляющих трепетать от ужаса и восхищения. Вот и канадский режиссер Дени Вильнев в одной из главных премьер этого года — фильме «Прибытие» — приправил сай-фай о контактах с внеземными цивилизациями особыми ингредиентами: лиричностью и философичностью. Массовый зритель от лент подобного жанра ждет впечатляющих спецэффектов и картин чинимых инопланетянами разрушений. Поэтому недостаточно высокие кассовые сборы драмы Вильнева можно посчитать вполне объяснимыми. Впрочем, как и восхищение критиков: с помощью литературного материала от Теда Чана, оригинальных приемов и практически соло в исполнении Эми Адамс режиссер сумел выжать столько саспенса и драмы, сколько любители умной научной фантастики в духе Станислава Лема или братьев Стругацких и ждут от произведений подобного рода.

Такой расклад не может не радовать, ведь удивить искушенного зрителя историями об НЛО в наши дни крайне сложно. Поэтому сегодня LostFilm.INFO хочет вспомнить другие, в меру оригинальные и философские картины о контакте с чужими на Земле, обернувшиеся не смертельной битвой или мировой войной, а чем-то гораздо более увлекательным.
Читать полностью
Поделиться:

20.11.2014 19:36

«Интерстеллар»: предшественники что надо

«Интерстеллар» — долгожданный проект, который не терпелось увидеть как преданным фанатам творчества Нолана, так и просто любителям фантастики. Режиссер не стремился разглашать подробности того, как он работал над картиной, и эта засекреченность только подогревала интерес зрителей. Изначально руководить съемками должен был Спилберг, и еще с тех пор было известно, что героев ждет путешествие через кротовую нору. Сейчас, в уже готовом фильме, его влияние еще чувствуется: вспоминаются «Близкие контакты третьей степени». Ничего удивительного в этом, конечно же, нет. Как любое постмодернистское произведение, «Интерстеллар» соткан из явных или неявных отсылок к другим фильмам.

Предлагаем вашему вниманию ряд картин, без которых «Интерстеллар» получился бы совершенно другим или вовсе не состоялся.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.88

Все | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Сценарист [ скрыть ]


Конгресс
Конгресс (2013)

The Congress (6.70)

Golem
Golem (2012)
(0.00)

Солярис
Солярис (2002)

Solaris (6.20)



Victim of the Brain
Victim of the Brain (1988)
(6.70)

Тест пилота Пиркса
Тест пилота Пиркса (1979)

Test pilota Pirxa (6.60)

Солярис
Солярис (1972)

Solyaris (8.00)

Przekladaniec
Przekladaniec (1968)
(7.20)

Икар-1
Икар-1 (1963)

Ikarie XB 1 (6.80)

Профессор Зазуль
Профессор Зазуль (1962)

Professor Zazul (6.80)

Безлюдная планета
Безлюдная планета (1962)

Bezludna planeta (0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)


Играл себя [ скрыть ]


Polacy Polacy
Polacy Polacy (2003)
(0.00)
Himself

Stanislaw Lem
Stanislaw Lem (1996)
(0.00)
Himself

Мой Краков
Мой Краков (1979)

Mein Krakau (0.00)
Себя


Telegram-канал

Топ 250
78
Амадей
Amadeus (8.40)
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
84
Лицо со шрамом
Scarface (8.30)
85
Лабиринт Фавна
El laberinto del fauno (8.30)
86
Бэтмен: Начало
Batman Begins (8.30)
87
Схватка
Heat (8.30)
весь топ
06.11.2019
В кинотеатрах России снова покажут «Солярис» Тарковского

С 19 декабря в кинотеатрах сети «Каро» стартует повторный прокат легендарной фантастической ленты режиссера Андрея Тарковского «Солярис». Для проката картина была специально отреставрирована. С 26 декабря показ начнется в 70 городах России. Кроме того, 11 декабря состоится спецпоказ фильма в московском «Октябре», а в Питере зрители смогут посмотреть «Солярис» раньше других 14 декабря в «Авроре». Картина Тарковского по книге фантаста Станислава Лема «Солярис» вышла на экраны в 1972 году. Лента получила множество положительных отзывов, хотя была довольно неоднозначна, как и все творчество Андрея Тарковского. В том же году «Солярис» удостоился Гран-при жюри в Каннах и приза кинокритиков ФИПРЕССИ. В фильме, в котором рассказывается об экспедиции землян на планету Солярис с разумным Океаном, снялись популярные советские актеры Наталья БондарчукЗвезда пленительного счастья»), Донатас БанионисКлуб самоубийц, или Приключение титулованной особы»), Владислав ДворжецкийЗемля Санникова»), Анатолий СолоницынАндрей Рублев») и другие. Источник: ИА Inter-Media... подробнее
24.12.2016
Есть контакт: как зрителю являлось НЛО

Нас до сих пор могут тронуть картины о них — незваных пришельцах, заставляющих трепетать от ужаса и восхищения. Вот и канадский режиссер Дени Вильнев в одной из главных премьер этого года — фильме «Прибытие» — приправил сай-фай о контактах с внеземными цивилизациями особыми ингредиентами: лиричностью и философичностью. Массовый зритель от лент подобного жанра ждет впечатляющих спецэффектов и картин чинимых инопланетянами разрушений. Поэтому недостаточно высокие кассовые сборы драмы Вильнева можно посчитать вполне объяснимыми. Впрочем, как и восхищение критиков: с помощью литературного материала от Теда Чана, оригинальных приемов и практически соло в исполнении Эми Адамс режиссер сумел выжать столько саспенса и драмы, сколько любители умной научной фантастики в духе Станислава Лема или братьев Стругацких и ждут от произведений подобного рода. Такой расклад не может не радовать, ведь удивить искушенного зрителя историями об НЛО в наши дни крайне сложно. Поэтому сегодня LostFilm.INFO хочет вспомнить другие, в меру оригинальные и философские картины о контакте с чужими на Земле, обернувшиеся не смертельной битвой или мировой войной, а чем-то гораздо более увлекательным. «Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг) Само название легендарного фильма на-все-жанры-мастера Спилберга уже давно стало нарицательным, когда речь идет о том, что «невероятно, но факт». Так же, как в картине Вильнева, неопознанные летающие объекты здесь внезапно появляются в разных точках земного шара. Астрономам приходит загадочное мелодичное послание из пяти звуков — шифр особой тональности для установки контакта. Что за третья степень? Подскажет уфология, в которой контакты с тарелками варьируются в разной степени от одного до шести, от малого к более серьезному. При третьей степени человеку грозит воздействие на физическое и психическое состояние. Можно сказать, что здесь создатели картины впервые в кинематографе подобрались к НЛО именно с научной, а не научно-фантастической точки зрения, подробно рассмотрев возможность взаимодействия с инопланетянами. Уже по одному имени главного постановщика фильма и дате выхода (1977 год) можно догадаться, что зрителя ждет старая добрая интеллектуальная фантастика, создававшаяся в те славные времена, когда нагнетание мрака и пессимизм совсем не являлись эталоном вкуса, а инопланетяне представали не только в угрожающем образе врагов и захватчиков. Интересен также и тот факт, что идея фильма привлекла и другого именитого режиссера — француза Франсуа Трюффо, исполнившего здесь роль астронома. Да и музыка как всегда волшебного Джона Уильямса, а именно та самая мелодия из пяти нот, до сих пор нет-нет да и появляется в композициях современных музыкантов. «Контакт» (Роберт Земекис) Этот важный кирпичик в общем сооружении умного сай-фая о контакте с внеземным разумом снял еще один классик — Роберт Земекис. Главная героиня «Контакта» Элли Эрроуэй (Джоди Фостер) — ученый, за счет своего упорного труда и волей счастливого случая отправившаяся в межзвездное путешествие ради первого контакта с иным разумом. Картина Земекиса ценна в первую очередь тем, за что мы во многом и любим фантастику, — социальной злободневностью и философичностью. Режиссер, основывавшийся на одноименном романе Карла Сагана, ставит в центр фундаментальные проблемы и вопросы — столкновение религиозного и научного мировоззрений, отношение разных влиятельных представителей социума (политиков, священников, ученых) к возможности межгалактического контакта. Критики в свое время по достоинству оценили умную кинофантастику от Земекиса: и в конце 90-х инопланетный сай-фай в кино (по сравнению с литературой) нуждался в переосмыслении и философичности. Также важным достижением фильма можно назвать второе место в списке самых достоверных научно-фантастических фильмов не от кого-то там, а от NASA. «Инопланетянин» (Стивен Спилберг) Да, опять всемогущий Спилберг пробрался в топ. И если уже упомянутая нами лента об инопланетянах представляет собой проект широкого размаха, то «Инопланетянин» — история более лиричная, камерная и метафоричная. Неслучайно сначала занимавшаяся продюсированием «Близких контактов» Columbia Pictures отвергла сценарий Мелиссы Мэтисон, назвав его «скучным проектом в духе "Диснея"». Правда, обратился тогда Спилберг не к Мышиному дому, а в Universal. После полученных фильмом четырех «Оскаров» и множества других премий, а также присвоения ему звания самого кассового проекта десятилетия, боссам Columbia Pictures оставалось только кусать локти. Впрочем, это уже неважно. И без упоминания громких титулов и наград «Инопланетянин» представляет собой один из уникальных случаев, когда зритель за время просмотра все больше проникается симпатией к другому, возможно, изначально ему неприятному существу. Правда, для этого оператору пришлось часто спускаться до уровня глаз ребенка, ведь взрослым порой приходится напоминать о самом главном именно таким способом, с помощью тех, чей взгляд не затуманен стереотипами и лицемерием. Эта работа Спилберга, как и его творчество в целом, — гимн человечности и толерантности. «Человек, который упал на Землю» (Николас Роуг) По такому случаю вспомним еще один старый фильм — с несравненным Дэвидом Боуи в главной роли. Британца Николаса Роуга вдохновил популярный на тот момент роман Уолтера Тевиса. Сюжет его достаточно прост: пришелец прибывает на Землю с целью спасти свою планету, однако земная жизнь чересчур увлекает его. Британский музыкант Дэвид Боуи явно был создан для этой роли двойственного по своей натуре андрогинного гостя с другой планеты. Именно после этой первой его кинематографической работы за Боуи закрепился статус «человека, упавшего на Землю», которым, похоже, он и являлся. Фильм вышел в 1976-м, уже после космических композиций Боуи "Space Oddity", "Life On Mars" и эпохального альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars», где он как раз впервые и предстал в образе андрогина-инопланетянина. Образ этот следовало поддержать визуально, поэтому музыкант не только поменял имидж, но и попросил известного документалиста Донна Алана Пеннебейкера снять о Зигги рокьюментари. Сам Боуи посчитал этот фильм неудачей, так как перед камерой предстал не загадочный пришелец, а лишь Дэвид Роберт Джонс под его маской. С этого момента певец и заинтересовался предложениями о съемке в игровом кино. С точки зрения сай-фая «Человека, упавшего на Землю» можно назвать одним из уникальных примеров, когда внимание жанрового фильма концентрируется не на динамичном сюжете или спецэффектах, а на идеях и образах. Это не картина для разового поверхностного просмотра, она вряд ли вписалась бы в мейнстрим современного популярного кино. Оттого возвращаться к медитативному и атмосферному фильму Роуга еще ценнее. «Знаки» (М. Найт Шьямалан) Естественно, что там, где задействованы НЛО и его пассажиры, вполне найдется место мистике и хорошей доле ужаса. Впрочем, одно имя М. Найта Шьямалана уже навевает определенные мысли. В его фильмографии «Знаки» вряд ли назовут лучшим фильмом. После «Шестого чувства» к индийцу Шьямалану вообще были выдвинуты серьезные требования, которые он весьма наплевательски проигнорировал. В том числе по этой причине почти каждая последующая работа режиссера вызывает противоречивую реакцию от восхищения до непонимания. Такая участь не обошла и «Знаки», где в главных ролях выступили Мэл Гибсон и Хоакин Феникс. Этот фильм, в общем-то, не совсем об инопланетянах или их вторжении. Внешняя угроза, показанная через борьбу с ней отдельной семьи, становится лишь формальным двигателем сюжета, поднимающего вопросы иного толка — истинной веры, духовного преображения и стойкости. Сама известная история загадочных знаков на кукурузных полях здесь не особо объясняется, но является одним из ярких символов, направленных на то, чтобы все больше нагнетать обстановку. Шьямалана всегда можно поругать за предсказуемость развития сюжета или некоторую наивность, порой даже граничащую с глупостью. Но чего у него не отнять, так это умения так плотно сгустить сумерки мистики вокруг героев, что даже самому рациональному зрителю придется порой вздрогнуть или испытать странный инсайт от происходящего. Получается в итоге некий магический реализм в кино, который вполне способен очаровывать. «Конец детства» (The Childhood's End, Ник Харран) «Конец детства» по сценарию Мэтью Грэхэма и книге олдскульного фантаста Артура Ч. Кларка — пример качественного современного научно-фантастического ТВ-шоу. Это мини-сериал из трех частей от телеканала Syfy. Здесь так же, как в «Прибытии», над Землей внезапно нависают космические инопланетные корабли. Только вот приносят они совсем другую весть — наша планета оказывается в оккупации у мощного противника. При этом жизнь на Земле начинает напоминать утопию: прекращаются войны, конфликты и разного рода угнетения. Благодарить стоит Сверхправителей — ту самую инопланетную расу, благородно решившую помочь неразумным землянам. Роман Артура Кларка по праву считается классикой литературы о пришельцах. И интересовались им в качестве материала для постановки уже не раз: сначала сам Стэнли Кубрик, выбравший в итоге другое произведение Кларка, потом «коммунист Голливуда» Эбрахэм Полонский — тоже безуспешно, и, наконец, BBC, в 1997-м записавший радиопостановку произведения. Режиссер мини-сериала Ник Харран известен по работе над несколькими эпизодами бриллиантов британского ТВ — «Доктора Кто» (Doctor Who) и «Шерлока» (Sherlock). Не будем здесь говорить о расхождениях книги с шоу, на то они и отдельные произведения, однако нельзя не отметить глубину вопросов, задаваемых в сериале, как и полученных на них ответов. Утешения ждать не приходится, но поразмыслить вместе с персонажами о судьбе человечества во вселенских масштабах — удовольствие, может, и сомнительное, но очень уж притягательное. «Побудь в моей шкуре» (Джонатан Глейзер) Наконец, вспомним весьма странный и гипнотический фильм Джонатана Глейзера об упавшем на Землю инопланетном существе, выгодно принявшем образ Скарлетт Йоханссон. Ранее клипмейкер таких групп, как Radiohead, Massive Attack и UNKLE, Глейзер готовил к выходу «Побудь в моей шкуре» по сатирическому сай-фай роману Мишеля Фабера в течение десяти лет. В итоге картина попала на 70-й Венецианский кинофестиваль и как у критиков, так и у зрителей вызвала ажиотаж, недоумение, восхищение — целый комплекс противоречивых чувств. Творение у британца получилось тягучее, построенное на абстрактных образах, где-то на стыке артхауса с фантастикой. С традиционными привычными представлениями о том, как должно быть сделано кино, сюда лучше не заглядывать. Людям с тонкой душевной организацией тоже. Забавно то, что массового зрителя «Побудь в моей шкуре» привлек разве что тем фактом, что здесь во множестве сцен присутствует обнаженка с участием Скарлетт. И если кто-то после выхода трейлера «Призрака в доспехах» еще мог возмутиться непрорисовкой некоторых частей соблазнительного тела актрисы, то у Глейзера все по-настоящему. Однако вдумчивому зрителю картина, конечно, запомнится другим, а именно необычным исследованием отношения полов и границ гуманизма в непривычной обстановке. Можно пошутить, что в некоторых сценах это просто ирония на тему, каково же находиться в теле Скарлетт Йоханссон. Ее героиня — это тот же «человек, который упал на Землю», исследующий свой новый облик и других людей, вплоть до их физического состояния, взглядом чужого. Такая отстраненная позиция во многом и является изюминкой фильма, где, казалось бы, привычные нам вещи оказываются на поверку чем-то не менее странным, чем возможно существующие инопланетные существа.... подробнее
20.11.2014
«Интерстеллар»: предшественники что надо

«Интерстеллар» — долгожданный проект, который не терпелось увидеть как преданным фанатам творчества Нолана, так и просто любителям фантастики. Режиссер не стремился разглашать подробности того, как он работал над картиной, и эта засекреченность только подогревала интерес зрителей. Изначально руководить съемками должен был Спилберг, и еще с тех пор было известно, что героев ждет путешествие через кротовую нору. Сейчас, в уже готовом фильме, его влияние еще чувствуется: вспоминаются «Близкие контакты третьей степени». Ничего удивительного в этом, конечно же, нет. Как любое постмодернистское произведение, «Интерстеллар» соткан из явных или неявных отсылок к другим фильмам. Предлагаем вашему вниманию ряд картин, без которых «Интерстеллар» получился бы совершенно другим или вовсе не состоялся. 1. «Парни что надо» (1983) В одном из интервью Кристофер Нолан признался: «Нельзя снимать "Интерстеллар", не принимая во внимание "Космическую одиссею"». Но потом заметил: «А второй фильм, который невозможно сбросить со счетов, — это "Парни что надо". Я показал его фрагмент своей команде перед началом съемок. Жалко, что так мало людей видели его на большом экране, ведь он снят практически идеально. Это один из величайших американских фильмов, а многие даже не подозревают, насколько он хорош. Возможно, так получается потому, что он идет более трех часов!». И правда: приключенческая драма Филипа Кауфмана длится 192 минуты. Но время, как Вы знаете, относительно. «Парни» явно повлияли на нолановскую космическую эпопею. В обоих фильмах действие разворачивается и в полете, и на Земле. Иными словами, имеют место два параллельных повествования, основой которых являются не столько законы физики и научно-технический прогресс, сколько человеческие чувства и привязанности. Удивительными кажутся сходства визуальных эффектов картины 30-летней давности и современного блокбастера. Геометрические формы на экране, которые зритель видит, когда летчик-испытатель Чак Йегер (Сэм Шепард) преодолевает звуковой барьер, очень похожи на те, которые мы можем наблюдать, когда герои «Интерстеллара» приближаются к черной дыре. Это, конечно, частично объясняется актуальными научными данными, но также и тем, что Нолан увидел и оценил старания предшественника показать нечто, лежащее за пределами человеческого опыта. 2. «Женщина на Луне» (1929) Немая картина Фрица Ланга считается первым фильмом, в котором зритель увидел правдоподобное космическое путешествие, и потому она лежит в основе многих последующих проектов, посвященных космосу. К тому же Ланг, как и Нолан, рассказывает о практической пользе от посещения далеких планет. В «Женщине» речь идет о профессоре, убежденном, что на Луне можно добывать золото. Фильм, конечно, имеет свои условности. Так, предположение профессора оказалось верным, а на Луне каким-то непонятным образом оказался воздух, пригодный для дыхания. Но при этом Ланг четко дал понять: люди будут посещать другие планетные системы не из любопытства, а ради выгоды для себя. 3. «Голос далекой звезды» (2003) Кто-то из братьев Ноланов точно фанатеет от японской анимации. Немало было сказано о том, как «Паприка» могла повлиять на создание «Начала». Анимационный фильм Сатоси Кона 2006 года также содержит многослойный сюжет про сны, а нежелание самого Нолана обсуждать этот вопрос свидетельствовал в пользу того, что параллели получились сами собой, и сознательных отсылок к «Паприке» он не делал. В этот раз предшественником нолановской картины оказалась анимационная романтическая драма Макото Синкая. Ее продолжительность — всего 25 минут. «Голос далекой звезды» — пронзительная история влюбленных друг в друга еще со школы Нобору и Микако. Их отношения — любовь на расстоянии, ведь Микако призвана в космический флот, чтобы вести войну с марсианами, задумавшими вторжение. Военные действия уводят ее далеко в глубины вселенной, и потому ее сообщения долетают до любимого с опозданием на несколько лет. При этом Нобору стареет, а его девушке все еще 16, так что их любовь подвергается испытанию относительным временем. Похожий поворот принимают отношения отца и дочери в фильме Нолана. 4. «Убить пересмешника» (1962) По правде сказать, любой более или менее правдивый американский фильм про отношения отца и дочери будет содержать отсылку к роману Харпер Ли и его экранизации с участием Грегори Пека. В «Интерстелларе» отсутствует свой Страшила Рэдли, а события фильма разворачиваются в мире, где, на первый взгляд, нет беспросветного расизма. Да и с чего ему быть, если перед песчаными бурями все равны? При этом Купер очень напоминает Аттикуса Финча: вдовец, в одиночку воспитывает дочь, часто уезжает из дома по работе. Как и Финч, Купер переживает о том, в каком мире придется жить его детям. И он такой же стоик. В «Убить пересмешника» история рассказывается от лица девочки, а в фильме Нолана этого нет. Однако в последнем чувствуется стремление режиссера представить историю с нескольких точек зрения. А сочувствие Джин Финч по отношению к Страшиле по-своему перекликается с тем, как Купер относится к другим людям, вынужденным выбирать логичные решения в ситуациях, когда хочется думать сердцем. 5. «Солярис» (1972) Влияние «Соляриса» на «Интерстеллар» можно назвать эстетическим: и у Нолана, и у Тарковского мы наблюдаем тягу к воде. Подобно главному герою книги Станислава Лема и снятого по ней фильма, Купер — вдовец (и уж точно далеко не первый космонавт-вдовец в истории кино). Но в фильме очень много внимания уделяется дочери главного героя, и потому времени на скорбь по рано ушедшей из жизни жене Купера просто нет. Ничего из того, что космонавты делают, не связано с воскрешением мертвых, тогда как в «Солярисе» важна именно мысль о преодолении смерти. Сама планета при этом покрыта океаном, отражающим коллективное сознание людей, находящихся на станции на орбите. Две планеты, на которые высаживается команда Купера, отличаются тем, в каком состоянии там находится вода: на одной из них волны размером с гору, в атмосфере другой — замерзшие облака. И, совсем как в случае с «Солярисом», эти планеты могут уничтожить человека в мгновение ока. 6. «Радиоволна» (2000) Триллер Грегори Хоблита рассказывает о нью-йоркском детективе (Джеймс Кэвизел), который из-за появления над городом загадочного северного сияния получил возможность слышать голос своего покойного отца (Дэннис Куэйд), включив старую радиостанцию. Отец говорит из 1969 года, сын общается с ним в 1999-м, но их беседам эта разница во времени совершенно не мешает. Вдаваться в дальнейшие подробности не имеет особого смысла из-за спойлеров, но стоит сказать, что в фильме Нолана царит примерно такое же настроение. Возможно потому, что в обеих картинах речь идет о взаимной ответственности родителей и детей. «Радиоволна» куда меньше опирается на реальную науку, чем «Интерстеллар», но именно этот проект получил поддержку известного физика Брайана Грина, который сыграл там самого себя. 7. «Бойня номер пять» (1972) В начале «Интерстеллара» ученые говорят о неких сущностях, способных жить в нескольких измерениях. У них имеется нечто общее с инопланетной расой из романа Курта Воннегута и его экранизации режиссера Джорджа Роя Хилла. Тральфамадорцы — инопланетные существа, живущие одновременно в настоящем, прошедшем и будущем, и способные видеть в четвертом измерении. «Такие вот дела», как говорят на Тральфамадоре. В фильме Хилла их назначение — прямое вмешательство в жизнь главного героя, Билли Пилигрима, которого поместили в космический зоопарк вместе с голливудской актриской Монтаной Вайлдхэк. Природа подобных существ в «Интерстелларе» куда более загадочна. Впервые их упоминает герой Майкла Кейна: он сообщает, что эти создания разместили кротовую нору в районе Сатурна. Как раз там, куда люди с их уровнем развития науки и техники вполне способны долететь сами. И очевидно, что инопланетяне у Нолана никогда не будут полметра ростом, зелеными и напоминающими по форме воннегутовскую «прокачку» — «ту штуку, которой водопроводчики прокачивают трубы». 8. «2001 год: Космическая одиссея» (1968) Наиболее очевидная параллель. Хотя, надо признать, начиная с 1968 года все научно-фантастические фильмы несут на себе отпечаток картины Стэнли Кубрика. Да и сам Нолан этого не отрицает: «Этот фильм заставляет освежить в памяти впечатления от “Космической одиссеи” и не просто следовать за героями, а пережить это самому». По своему размаху «Интерстеллар» действительно сравним с работой Кубрика. К примеру, сцена, в которой Купер и его команда пролетают мимо Сатурна, направляясь к первой из планет, — потрясающее зрелище, а особенно в IMAX. Но блокбастер Нолана держится не только на зрелищности, но и на личности главного героя. А еще в нем чувствуется старый-добрый посыл: «смело идти туда, куда не ступала нога человека». Но это уже совсем другая космическая одиссея. Так что пожелаем удачи Роберто Орси и его «Звездному пути 3». Кстати, ТАРС — далеко не первый робот, чей уровень правды может быть далеко не стопроцентным. В фильме Кубрика новейший бортовой компьютер HAL 9000 утаивает от членов экипажа истинную цель экспедиции и даже выдает убийство за несчастный случай. 9. «Звездные войны» (1977) В фильме Нолана, конечно же, чувствуется влияние знаменитого блокбастера, ставшего значительной вехой в развитии научно-фантастического кино. Взять того же говорящего робота, выполняющего за людей самую сложную работу (правда, не лишенного чувства юмора, что, согласитесь, явный прогресс по сравнению с Р2Д2). Это также и образ фермера на пыльной планете (еще чуть-чуть, и Земля превратится в такой же Татуин), мечтающего о звездах, но вынужденного по какой-то причине оставаться на Земле. И как Купер надевает на себя шлем, и как он садится в шаттл — все это заставляет вспомнить Люка Скауйокера перед полетом. 10. «Чужой» (1979) Одной из отсылок к «Чужому» является погружение человека в состояние криосна или анабиоза. Это технологии, позволяющие «законсервировать» себя на время длительных перелетов. Но, строго говоря, анабиоз трудно назвать находкой Ридли Скотта и его команды: в «Одиссее» Кубрика космонавты также спят во время путешествия, и некоторым из них было не суждено проснуться по вине все того же не очень правдивого компьютера. Не стоит забывать и про вселенную «Звездного пути»: и в оригинальном сериале, и в новом полнометражном фильме до встречи с капитаном Кирком и его людьми злодей Хан и его команда мирно спят. К тому же в фильме Скотта также присутствуют машины, умеющие если не врать, то скрывать правду: это бортовой компьютер корабля «Ностромо» и андроид Эш, осведомленные о том, что выживание экипажа не является приоритетной задачей. Вспомним, что в фильме Нолана возвращение космонавтов на Землю также не являлось вопросом первостепенной важности. Кстати, дочь Эллен Рипли (Сигурни Уивер) умерла раньше, чем ее мать обнаружили в дрейфующем шаттле. А ведь мама обещала маленькой Аманде вернуться из космоса ко Дню рождения. Правда, похоже на историю Купера и Мерф? Источник: The Playlist... подробнее