Мрачный год даже под занавес не желает оставлять нас без плохих новостей — сегодня на 86 году жизни скончался гениальный советский и российский композитор Эдуард Артемьев. Он умер в результате осложнений, возникших на фоне лечения бактериальной пневмонии. Думаем, музыка Народного артиста известна всем без исключения киноманам — он был автором саундтреков к лучшим фильмам таких больших режиссеров, как Никита Михалков, Андрей Тарковский, Карен Шахназаров, Вадим Абдрашитов и Андрей Кончаловский. Весьма плодовитый и невероятно талантливый композитор не только неустанно творил музыку и песни к фильмам, но и писал оперы, кантаты, сюиты и прочие произведения.
А начал свой путь он с экспериментов в электронной музыке. В 60-е Эдуард Николаевич познакомился с инженером Евгением Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов. Так он и открыл в себе любовь к этому диковинному в СССР стилю, а позже ездил со своими композициями по различным международным конкурсам. Артемьев даже был президентом Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО.
От дебюта к «Оскару». Юбилей фильмов Никиты Михалкова
Сразу несколько знаковых фильмов Никиты Михалкова отмечают свой юбилей. В ноябре советскому вестерну «Свой среди чужих, чужой среди своих» исполняется 45 лет, а российско-французской драме «Утомленные солнцем» — 25. Особо любимые зрителем ранние работы режиссера прошли проверку временем, не потеряв своей актуальности и сегодня.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — дебютный полный метр Никиты Михалкова. Впечатлившись фильмами Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главных ролях, режиссер задумал снять остросюжетный боевик со стрельбой, погонями и драками. Термина «истерн» (восточный вестерн) тогда еще не придумали, и свою картину Михалков создавал по всем канонам голливудского жанра. История нашла свое идеальное пристанище — время после окончания гражданской войны — эпоха, когда столкнулись старое и новое. Обязательный для вестерна конфликт воплотили на советских экранах красные с их верой в светлое будущее и белые, защищающие ценности прошлого. Действие картины разворачивается в 20-е годы прошлого века. В центре сюжета — золото, похищенное бандитами, бывшими белыми офицерами. Только подозрение падает на одного из красных, чекиста Егора Шилова, и чтобы доказать свою невиновность, ему приходится в одиночку биться с врагом...
Никита Сергеевич Михалков — человек весьма и весьма неординарный. Когда-нибудь о нем наверняка будут писаться очень толстые книги. Потому что личность он настолько многогранная и противоречивая, что коротко о ней просто невозможно рассказать. В нем слишком много слилось — и творческий гений, и работоспособность, умение создавать одинаково трогающую за душу как красоту, так и мерзость, и специфический (и это мягко сказано) характер. Нетривиальная персона.
Такие люди всегда привлекают внимание авторов биографий, потому что столь нестандартные образы интересны всем. Впрочем, до художественного фильма-биографии Михалкова еще надо дожить, ибо ему 70, и он вполне бодр и явно не собирается лишать мир своего сиятельного присутствия.
Сегодня ночью после продолжительной болезни ушел из жизни Александр Шалвович Пороховщиков. Как сообщил адвокат семьи Сергей Жорин в своем твиттере, у актера предположительно остановилось сердце: «Его любимая супруга Ирина была права, когда сказала мне однажды, что Александр Шалвович уже никогда не выйдет из больницы. Любящее сердце всегда знает». В среду исполнится 40 дней со дня смерти супруги Александра Пороховщикова, которая, не выдержав тяжелых новостей о состоянии мужа, наложила на себя руки. В среду же актера, скорее всего, и похоронят. О смерти жены Александру сообщить так и не успели.
Александр Шалвович родился 31 января 1939 года в Москве, но затем с родителями переехал в Магнитогорск, учился в челябинской школе и там же окончил мединститут. Потом, уже будучи в Москве, окончил Щукинское театральное училище, в 1960-х работал реквизитором в театре Вахтангова, служил в театре Сатиры, Московском театре им. Пушкина, Театре на Таганке.
Сентиментальная повесть о дружбе, верности и любви: «Шпион, выйди вон!»
Экранизация истории, рассказанной Джоном Ле Карре о нелегких буднях сотрудников британской разведки, заранее вызывала двойственное чувство. С одной стороны, писатель, известный своими интеллектуальными детективами и склонностью к детализации, а следовательно, пугающий объемами тех самых романов. К тому же постановщик — своеобразный шведский режиссер — непонятно, чего от него можно ждать. С другой — крайне соблазнительный состав британских актеров, на которых стоит прийти посмотреть даже при отсутствии какого-либо сюжета. (В итоге победило любопытство.)
Фильм был очень тепло принят на Венецианском фестивале и считается одним из фаворитов на статуэтку «Оскара» — по крайней мере, исполнившего роль Джорджа СмайлиГэри Олдмана называют в числе основных претендентов.