Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
29.04.2015 20:05

«Эра Альтрона»: общий разлад

Первое, что можно сказать о фильме Джосса Уидона «Мстители: Эра Альтрона», — он полностью оправдывает зрительские ожидания. Оправдывает он их в том смысле, что на выходе оказывается именно тем проектом, который обещали многочисленные промо-материалы. Второй по счету общий сбор самых крутых супергероев вселенной Marvel не разочаровывает, как это было с картиной «Первый мститель», но и не удивляет нежданной смелостью и новаторством, как недавний сериал «Сорвиголова» (Daredevil). Вторые «Мстители» идеально справляются со своей главной задачей — заложить основу для раскола сплоченной команды и намекнуть на грядущий конфликт интересов.

Возможны спойлеры!

Конечно, блокбастер, являющийся соединительным звеном в череде сольных фильмов, сильно вырос по сравнению с первым групповым выступлением Мстителей. Джосс Уидон, избавившись к концу второй фазы от необходимости в очередной раз проговаривать происхождение, мотивацию и способности своих подопечных, наконец обратился к более сложным темам, а именно к сомнениям, страхам, душевным терзаниям, ошибкам и проколам персонажей. Даже заносчивый Тони Старк (Роберт Дауни-младший) во втором фильме приопустил железное забрало и стал как никогда более уязвимым.



Но если его мятежную натуру зритель мог лицезреть в отдельном проекте (ровно как и Капитана Америка с Тором), то Черной вдове (Скарлетт Йоханссон), Соколиному глазу (Джереми Реннер) и с некоторых пор Халку (Марк Руффало) такая роскошь неведома. Тем ценнее выглядят их личные истории, будь то семейная жизнь Клинта Бартона или недосягаемость оной для Брюса Бэннера. Отдельного внимания заслуживает персональная драма Наташи Романофф, которая цепляет не меньше, чем самопожертвование Стива Роджерса в финале «Первого мстителя». Ее трагедию не все поймут, но многие оценят хотя бы на инстинктивном уровне.



Несомненно, фильм впечатляет своей монструозностью, эпичностью и зрелищностью. В нем присутствуют все необходимые жанру элементы вроде безупречных массовых сражений, красочных спецэффектов, тонкого юмора и непременных поисков очередного макгаффина*. В «Эре Альтрона» это четвертый по счету Камень Бесконечности — камень разума, хранившийся в посохе Локи и вживленный затем в Вижена (Пол Беттани). Если вы не следили за этой сюжетной аркой, напомним, что в предыдущих фильмах второй фазы уже фигурировали такие могущественные артефакты, как Тессеракт, Эфир и Сфера. Они и еще два неназванных пока камня должны сыграть ключевую роль в «Войне бесконечности», если исходить из названия триквела.



Однако все это лишь формальные двигатели повествования. Самым же ценным во вторых «Мстителях» видится не это, и даже не грандиозное сражение Халка против Вероники, а детали: трогательная дружба Черной вдовы с семьей Соколиного глаза, ребяческое соперничество Тони и Тора в стиле «Чья девушка круче», старомодное отношение Кэпа к сквернословию, колыбельная для Халка и так далее. Эти мелочи делают фигуры уже родных нам героев более объемными и содержательными, а значит более приземленными, хотя ввиду обладания глобальной миссией до Мэтта Мердока им далеко.



Именно детали ненавязчиво подводят зрителя к обсуждению еще более интригующей проблематики. Если Мстители — всего лишь склонные к просчетам, страстям и эгоизму люди с расширенными способностями, значит ли это, что они вовсе не являются сверхлюдьми? Впервые их избранность ставится под серьезное сомнение. И олицетворением этого недоверия становится новый и самый совершенный на данный момент враг — Альтрон (Джеймс Спейдер).

Этот искусственный интеллект — пока что лучший, хотя и не идеальный вариант злодея. Он убедительнее Локи, который больше любуется собой да грозится, чем реально пытается стереть компашку брата Тора с лица Земли. И уж точно Альтрон мощнее любого из представленных ранее антагонистов — Красного черепа, Мандарина или Баки Барнса. Безжалостный, саркастичный и не распыляющийся по мелочам, он является следующей ступенью эволюции, а потому вполне логично пытается избавиться от устаревших прототипов себя — людей и суперлюдей.

К слову, интересно, что простые смертные в фильмах Marvel часто выпадают из обоймы, когда речь идет о решении судеб всего человечества. Они либо терпеливо выжидают, пока шпионы из «Щ.И.Т.а» наказывают злодеев, либо локально бунтуют против своих же спасителей и лишь изредка решаются протестовать во весь голос. В «Эре Альтрона» градус тревожности взвинчивается еще и потому, что гражданское население, наверное, впервые со времен «Невероятного Халка» по-настоящему противится помощи от этих сверхлюдей, а если и принимает ее, то очень неохотно. Пропасть между ними и Мстителями растет по мере разрушения мегаполиса взбесившимся Халком, а между тем для авторов будущих фильмов назревает еще один потенциальный конфликт.



В то время, как подавленные, деморализованные и недоверчивые супергерои скрываются в глуши, Альтрон на пару с близнецами-мутантами (именно так их называют в официальном российском дубляже, хотя это противоречит договору между Marvel и 20th Century Fox) Ртутью (Аарон Тейлор-Джонсон) и Алой ведьмой (Элизабет Олсен) разворачивает свой план по «спасению» человеческой расы.

В ходе реализации задуманного он разглагольствует о новом боге и о сверхчеловеке, прямо и косвенно цитируя труды Фридриха Ницше. Он не только сам претендует на это звание, но и всерьез заставляет зрителя усомниться в уникальности и непогрешимости Мстителей. По крайней мере, он, в отличие от тех же Старка и Бэннера, никогда не врет относительно своих истинных, пусть и радикальных намерений. Его образ — не откровение для популярной культуры: только в прошлом году на экраны вышло несколько фильмов, создатели которых задавались вопросами о сосуществовании искусственного интеллекта с биологическим. Однако это не умаляет актуальности образа Альтрона.

Этого обаятельного и умного злодея подводит, пожалуй, лишь тщеславная тяга к доминированию, присущая обычным людям. Самонадеянность и желание иметь физическое тело (первое, о чем спрашивает Альтрон, только «родившись»), перенятые от двух его создателей, никак не вяжутся с его же философией, согласно которой противиться эволюции смерти подобно. Потому и гибель Альтрона от рук его же «отпрыска» Вижена кажется каким-то совсем уж невероятным событием.

Вся эта метафизика обогащает новый фильм Marvel, делая его любопытным для более зрелой аудитории и объясняя к тому же, почему Джосс Уидон был так измотан производственным процессом. Однако даже вычеркнув ее из сюжетной канвы зритель все равно получит один из самых впечатляющих киноаттракционов начала 2015 года. Фанаты вселенной смогут насладиться сложным и мрачноватым произведением, под завязку напичканным символикой, отсылками к сольным картинам и камерными историями, расписанными по минутам.



Однако в этом изобилии и заключается, как ни парадоксально, главный минус блокбастера, мешающий назвать его эпохальным. Дело в том, что отдельные его элементы и сцены — штурм замка в Заковии, галлюцинации персонажей, дебют новичков, вечеринка в штаб-квартире Мстителей, финальное сражение — настолько самодостаточны, что никак не желают уживаться вместе. Они теснят друг друга, урывая драгоценные минуты экранного времени и существуя в порядке, но не в гармонии. В итоге структура «Эры Альтрона» становится похожа на башню Дженги: стоит только неосторожно выдвинуть один из составляющих брусков, как вся она распадется. Благо, у Уидона все в порядке с чувством баланса, и он грамотно уравновешивает размеренные эпизоды в доме Клинта с головокружительно лихой сценой похищения регенератора.



И все равно при попытке воссоздать в памяти фильм на ум придут отдельные сцены. У кого-то это будут скелеты в шкафу, что точат героев, у кого-то громкое месиво, в котором Халк крушит дроидов, а вдова лавирует на мотоцикле в потоке машин, наплевав на правила дорожного движения. Однако на месте целостной картины, вероятно, окажется лишь один огромный «бдыщь». Оно, может, и неспроста, ведь герои тоже готовы расползтись по углам, чтобы зализать душевные и физические раны, а заодно отдохнуть от общества друг друга. Когда первые «Мстители» позиционировались как общий сбор, притирание борцов со злом к другим таким же лидерам и закончились совместным поеданием шаурмы, вторые стали общим разладом и на время сделали с виду помирившихся членов команды одиночками.



К чему приведет Мстителей их конфликт на почве провокаций Альтрона, можно будет увидеть уже в «Гражданской войне», режиссеры которой возьмутся и за постановку обеих частей «Войны бесконечности». Что ж, выбор Джо и Энтони Руссо на этот пост очевиден: именно они в свое время задали более мрачный и реалистичный тон повествованию. Однако «Эра Альтрона» как картина-связка всегда будет значить для своей киновселенной очень многое. Возможно, в будущем она потеряет самодостаточность и превратится в мостик от удалого и развеселого первого фильма франшизы к более серьезному и драматичному третьему. Но один постулат она утвердила окончательно: экранизация комиксов Marvel может быть вдумчивым проектом. И даже без потери фанатского обожания и огромной заслуженной кассы.

* — термин, введенный в широкое употребление Альфредом Хичкоком и обозначающий предмет, вокруг поисков которого строится повествовательная сторона произведения. Макгаффин формально является двигателем сюжета, тем, чем все хотят обладать, но по ходу действия он вымещается на задний план.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
75
Монти Пайтон и Священный Грааль
Monty Python and the Holy Grail (8.40)
76
Лоуренс Аравийский
Lawrence of Arabia (8.40)
77
Олдбой
Oldeuboi (8.40)
78
Амадей
Amadeus (8.40)
79
Развод Надера и Симин
Jodaeiye Nader az Simin (8.40)
80
Бункер
Der Untergang (8.40)
81
Китайский квартал
Chinatown (8.40)
82
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds (8.30)
83
История игрушек
Toy Story (8.30)
весь топ