«Я бы хотела классифицировать свою жизнь как романтическую комедию. К сожалению, я чувствую, что она скорее походит на реалити-шоу» (Ума Турман).
Брюнетка со стрижкой каре и мужчина с длинными волосами вышли на сцену перед кинокамерами. Чак Берри запел "You Never Can Tell", и они начали танцевать. И в мире все исчезло, кроме этого танца. Огромные голубые глаза девушки сверкали из-под черной челки, чтобы потом, когда фильм выйдет на экраны, свести с ума миллионы мужчин в мире. А неподалеку стоял режиссер, смотрел на них и пританцовывал в такт. Так творилась история кино.
На самом деле, девушка была натуральной блондинкой, которая унаследовала цвет волос и глаз от своих скандинавских предков. Она также получила от предков спокойную силу и ум. К тому же девушка была невероятно сексуальна, но это вряд ли передается по наследству, как и талант. Ума Турман была первой актрисой в своей семье, и этот танец сделал ее суперзвездой.
Ума родилась в Бостоне, в семье, которая на первый взгляд выглядела, мягко говоря, нестандартно. Ее отец, профессор колледжа Роберт Турман, был буддийским монахом и ближайшим советником Далай Ламы. Мама, одна из самых красивых моделей конца 50-х — начала 60-х, Нена фон Шлебрюгге, побывала замужем за культовым поэтом Тимоти Лири и погуляла с хиппи, прежде чем завести семью. Сейчас отец Умы преподает в Колумбийском университете в Нью-Йорке и возглавляет Тибетский Дом (представительство Далай-ламы) в США, а мама стала известным психотерапевтом на Манхэттене.
Девочку назвали столь редким именем в честь индуистской богини красоты и света. Ума впоследствии говорила, что ее родители придерживались традиционных семейных ценностей, и, несмотря на бурную молодость, воспитывали детей очень аккуратно. Уму и трех ее братьев часто возили в путешествия по всему миру. Но дома, в Амхерсте (Массачусетс), девочка постоянно натыкалась на издевки одноклассников — слишком высокая, слишком «ужасное» имя и слишком длинный нос. «Я провела первые 14 лет своей жизни в убеждении, что моя внешность отвратительна. Подростковый период — болезненный для всех, я знаю, но мой был просто кошмарный». В итоге Ума росла очень замкнутой, но при этом весьма решительной. В восьмом классе девочка попробовала себя в школьном театре и поняла — это именно то, что ей нужно для самоутверждения. А в 15 лет Ума оставила школу и отправилась в Нью-Йорк делать карьеру модели. И сразу же попала на обложку итальянского Vouge. Но она все еще комплексовала по поводу своей внешности, поэтому сбежала на год в Лондон — носила мешковатые костюмы и старалась слиться с толпой.
Vogue, 1985 год
А уже в 1988 году, в 18 лет, Ума снялась сразу в четырех фильмах. Дебютом стало несколько скандальное появление в «Приключениях барона Мюнхаузена», где молодая актриса предстала перед зрителями выходящей обнаженной из большой раковины. Но гораздо важнее оказались легендарные «Опасные связи» Стивена Фрирза, экранизация великого романа Шодерло де Лакло. Ума сыграла одну из главных ролей — юную Сесиль де Воланж, которую соблазняет виконт де Вальмон (Джон Малкович). На высокую девочку с какой-то изысканной чувственностью и очень мягкой и тонкой манерой игры сразу обратили внимание. После съемок Малкович сказал: «Нервный подросток — это не про нее. Я не встречал никого похожего на Уму в таком возрасте. Редкий ум и самообладание. Но есть что-то еще... Она чересчур спокойна». Малкович не ошибся, эти черты характера — самообладание, ум и абсолютно спокойное, не «звездное» поведение — будут определять ее дальнейшую жизнь и карьеру. Благодаря «Опасным связям» юная Ума стала секс-символом для синефилов.
«Опасные связи»
В последующие годы Турман снималась в не самых заметных проектах. Очаровательная комедийная мелодрама из жизни полубезумной нью-йоркской семейки «Там, где сердце» запомнилась только киноманам. Ума сыграла девушку, похожую на нее: ищущую свое место в жизни. Сегодня, спустя почти четверть века, наблюдать за тем, как она двигается, флиртует с пожилым джентльменом в исполнении Кристофера Пламмера, истинное наслаждение. Именно в этой картине зрители впервые увидели, как Ума танцует.
«Генри и Джун»
В 1990 году Ума Турман снялась в скандальном байопике знаменитого американского писателя ХХ века Генри Миллера — драме «Генри и Джун». Она сыграла Джун, жену Миллера. Фильм был отнесен жесткой американской цензурой к порнографии, но позднее ему «смягчили» рейтинг до NC-17. Голливуд на самом деле очень консервативное место, и поэтому многие актеры боятся сниматься в рискованных фильмах, особенно в начале своей карьеры.
Но Ума ничего не боялась — у нее не было сверхзадачи стать суперзвездой. Да и в конце концов, статуя, изображающая ее обнаженную бабушку, уже 80 лет украшает шведский город Треллеборг. После фильма девушка сказала, что сексуальность — одна из основных составляющих профессии, и бояться этого глупо. Фильм получил очень противоречивые отзывы в прессе, но Ума удостоилась похвалы многих влиятельных критиков.
Ума счастливо избежала трех стадий взросления кинозвезды — алкоголь, наркотики и беспорядочный секс — и в 1990 году вышла замуж за малоизвестного тогда британского актера Гэри Олдмана. Через два года они тихо разбежались, продолжив свои пути к мировой славе по отдельности.
Квентин и его муза на съемках «Криминального чтива»
Студия Miramax предложила ему несколько актрис на выбор, но к тому моменту он уже увидел Уму, и переубедить его не удалось. Существует легенда, что Тарантино запал на большие ступни актрисы, сочтя их весьма сексуальными. Но, скорее всего, это просто легенда — вряд ли Квентину нужны были только ступни. Ему нужна была актриса, которая за небольшой отрезок экранного времени создаст совершенно законченный образ Мии Уоллес, молодой жены криминального босса.
И в какой-то исторической временной точке Ума и Джон Траволта вышли на сцену и станцевали свой легендарный танец, для начала взорвавший мозг членам жюри Каннского фестиваля, а потом кометой улетевший в бессмертие. В 2003 году Квентин скажет в интервью: «Ума была там с Дитрих и Гарбо — на территории, где живут богини». После выхода «Криминального чтива»Турман стала признанной суперзвездой — номинация на «Оскар», первая номинация на «Золотой глобус» и BAFTA.
Нравилась Голливуду эта девушка с европейским стилем и воспитанием или нет, ему пришлось с ней считаться. А Ума, которая появилась на обложке Vouge еще десять лет назад, не очень бурно отреагировала на эту перемену в своей жизни. Изменилось только количество папарацци вокруг нее.
Став суперзвездой, молодая актриса продолжила сниматься в абсолютно не кассовых фильмах. Приятная английская мелодрама «Месяц на озере» оказалась в видеотеках у любителей хорошего кино. Замечательный фильм режиссера Теда Демми «Красивые девушки» был немного более успешен в прокате. Основная сюжетная линия принадлежала Тимоти Хаттону и тинейджеру Натали Портман.
Но Ума выступила как бы лакмусовой бумажкой для всех героев фильма: красавица из Чикаго приезжает в маленький городок, и все парни сходят с ума. Но красавица оказывается отнюдь не сердцеедкой — Ума опять сыграла девушку, похожую на нее. Адэра, ее героиня, говорит о себе: «Знаешь, мне обязательно надо услышать перед сном четыре слова: "Спокойной ночи, моя милая." Больше мне ничего не надо. Я многого не требую. Если парень каждый вечер говорит мне эти слова, я буду с ним».
Ума Турман никогда не встречалась с записными голливудскими мачо. Ее личная жизнь почти не попадала на страницы желтой прессы. Но на съемках не очень удачного фантастического триллера «Гаттака» она встретила своего будущего мужа, очень известного и совсем не мейнстримового актера Итана Хоука. Они поженились за два месяца до рождения их дочери Майи. Итан внезапно стал предметом пристального внимания прессы — парень отхватил Уму Турман! Но Хоук в интервью больше восхищался семьей своей жены и кругом их общения. Через несколько лет у них родился сын Левон. Они выглядели вполне счастливой парой. К слову, Хоук не только актер, но и довольно успешный писатель. Он даже посвятил Уме одну из своих книг.
В 1997 году журнал Empire включил актрису в список «100 звезд всех времен». Но для зрителей она оставалась звездой «Криминального чтива».
«Золотая чаша»
Среди фильмов, в которых Ума снималась в конце 90-х и в начале XXI века, стоит выделить экранизацию романа Генри Джеймса «Золотая чаша». Шарлотта Стэнт, девушка из высшего света, выходит замуж за пожилого миллиардера, тестя своего любовника, который по совместительству еще и муж ее подруги. Шарлотта думает, что все будет просто, но муж оказывается не настолько стар, чтобы терпеть измены, и мягко и тактично воспитывает свою легкомысленную жену. Ума очень тонко сыграла процесс эмоционального взросления.
В 2002 году актриса получила свой первый «Золотой глобус» — за роль в телефильме «Истерическая слепота». Она выступила продюсером проекта и сыграла обычную девушку из пригорода: инфантильную и взбалмошную, засидевшуюся в 30 лет без мужа и детей, отчаянно пытавшуюся найти свое место в мире. Сыграла она просто умАпомрачительно и опять не отказала себе в удовольствии потанцевать.
Но главная бомба была впереди. Квентин Тарантино наконец исполнил свою мечту — снять фильм только для Умы Турман. На экраны вышли теперь уже легендарные триллеры — «Убить Билла. Часть 1» и «Убить Билла Часть 2». Квентин написал основной сценарий, а образ Невесты, она же Беатрикс, она же Черная мамба, придумала сама Турман.
«Убить Билла»
В 2001 году актриса отказалась сниматься в блокбастере «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». А зачем ей было там сниматься, если они с Квентином уже писали сценарий «Убить Билла»?..
На этот раз она показала все, на что способна. Редкая актриса может вытащить на себе четырехчасовой фильм, даже с таким захватывающим сюжетом. И, как писали критики, далеко не каждый актер может продемонстрировать такой крутой экшен, который создавала на экране Ума. Ее Беатрикс была и супергероиней, и очаровательной женщиной, и отвергнутой возлюбленной, и убийцей, и матерью. Это была как бы демонстрация силы со стороны Умы: «Я могу это сделать. Я могу все это сыграть», — и за каждый фильм она получила по номинации на «Золотой глобус».
Но грандиозный успех омрачился личной драмой. Итану Хоуку захотелось простоты, и он провел уикенд в Канаде с какой-то одноразовой девушкой. К сожалению, эта шалость оказалась на страницах желтой прессы, а Ума стала центральным персонажем унизительной для нее «мыльной оперы». Держалась она, как всегда, с достоинством, но семейная жизнь с Хоуком закончилась. Спустя несколько лет Ума Турман скажет в интервью: «Я никогда не уеду из Нью-Йорка, потому что отец моих детей живет здесь».
После «Убить Билла» и развода Ума подумывала об уходе из кино, чтобы просто заниматься детьми. «Уйти трудно... Эта профессия, она все время тянет тебя обратно. Я люблю болтаться с дочерью по городу, возиться в своем саду, но я не могу так просто отказаться от работы», — сказала позже актриса.
Во второй половине нулевых Ума появилась в приятных мелодрамах «Мой лучший любовник» и «Случайный муж». В основном, она по-прежнему отдавала предпочтение не мейнстриму. Единственные блокбастеры, в которых она снималась, были фильмы ее друга Квентина.
В 2012 году у Турман и ее многолетнего партнера, лондонского бизнесмена Арпада Бюссона, родилась дочь Луна. Во время беременности актриса просто феерично сыграла в сериале «Успех» (Smash) страдающую острой формой нарциссизма кинозвезду и получила номинацию на Emmy. Наиболее значительной работой в кино в последние годы стала роль Мадлены Форестье в экранизации романа Ги де Мопассана «Милый друг». Мадлена в исполнении Умы — обворожительная, стильная и чувственная. Именно такая, как в романе Мопассана.
Верная своей привычке сниматься в скандальных проектах, она появилась у Ларса фон Триера в «Нимфоманке». Сейчас Ума и Тарантино пишут сценарий к проекту «Убить Билла 3». Получится ли у них войти еще раз в ту же реку, покажет время.
«Милый друг»
Кто-то скажет, что Ума постарела, вероятно, думая, что сам избежит этой «ужасной» участи. Но женщины не стареют на самом деле, они просто меняются. В ней всегда было и есть какое-то особенное сочетание интеллекта и чувственности, благородства и сексуальности. Ума — редкое явление в кино. Возможно поэтому ее отношения с Голливудом так и не перешли в стадию большой любви. Она никогда не жила в Лос-Анджелесе, откровенно предпочитая Нью-Йорк и Европу. Она старается сниматься в фильмах, которые базируются в Нью-Йорке, чтобы надолго не уезжать от детей. В 2006 году Франция наградила Уму Турман Орденом Искусств и литературы (L'Ordre des Arts et des Lettres).
«Я люблю, я просто обожаю быть матерью. Это самый большой подарок, который я когда-либо получала».
Актриса насмешливо рассуждает в интервью: «Моя жизнь после тридцати была непростой, но в 20 лет я считала, что у меня очень тяжелая жизнь. А теперь, после сорока, все стало еще труднее. Если в 32 года вы думаете: "О, у меня двое детей, и я работаю с 16 лет, и вот теперь, наконец, станет полегче", — вы обречены... Нельзя расслабляться».
Что ж, Ума Турман еще далеко не все сделала. Она легко перемахнула барьер от ролей сексапильных героинь к образам зрелых женщин. И нам остается ждать возвращения повзрослевшей на десять лет Беатрикс, которая уже, наверно, не Невеста, но все еще Черная мамба.
«Я чувствую, что прожила свою жизнь назад. Как пел Боб Дилан, "Ah, but I was so much older then I'm younger than that now"».