Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Бертольт Брехт

Bertolt Brecht
Бертольт Брехт
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Композитор, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Marianne Zoff (00.00.1922) (детей: 1), Хелена Вайгель (00.00.1929) (детей: 2)
Родился: 10 февраля 1898, Водолей (126 лет назад)
Умер:: 14 августа 1956 (58 лет)
Последний фильм: 2009
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Новости

07.06.2018 18:30

«Кинотавр — 2018». Чехов на Адской кухне

Вечером в среду экран Зимнего театра приготовился к дебюту совсем других по духу и настроению картин. Программа 29-го «Кинотавра» от семейных драм перешла на новые российские комедии, и это решение было с энтузиазмом поддержано гостями фестиваля. С одной стороны, потому что любому смотру нужна эмоциональная разгрузка в середине. С другой, все были заинтригованы тем, что эти самые комедии на сцене театра представили два хулигана: мрачный циник Александр Гордон и главный эксцентрик страны Григорий Константинопольский.

Дирекция фестиваля поступила весьма остроумно, не столько подобрав фильмы по схожести жанров (родство их только формальное), сколько поставив на один вечер двух одноклассников. Все верно — Гордон и Константинопольский сидели за одной партой, ходили в одну театральную студию, открытую мамой Григория, были друзьями, соперниками, коллегами (Александр снимал одну из первых короткометражек Григория, а также играл в его «Красных слонах»). Они боролись за внимание одних и тех же девушек, а теперь вот и за расположение одного жюри. Хотя, судя по их ироничному отношению к себе, своим проектам и кинопроизводству в целом, награды интересуют постановщиков меньше всего. Тем не менее призы вполне могут достаться именно им: настолько бесшабашные, дерзкие и даже в какой-то степени революционные фильмы у них получились.
Читать полностью
Поделиться:

17.10.2016 19:24

Не мир принес, но меч. Рецензия на «Ученика»

Уже почти традиционно для российского общества фильмы, равно как и книги, поднимающие самые злободневные вопросы, сначала принимаются без особого воодушевления. Подчас реакция на критику текущей ситуации в стране проста — безоговорочный протест. «Сыты уже вашей оголенной правдой или чернухой, спасибо», — такой ответ вполне объясним: вдруг комом на Россию накатилась волна абсурда, от которой хочется либо подальше уехать, либо укрыться одеялом из фэнтези и блокбастеров, желательно западных и о своем наболевшем не напоминающих.

Но Кирилл Серебренников — театральный и кинорежиссер с мировым именем — на уступки своему зрителю никогда не шел. Сцена, как и большой экран, — это территория свободы, считает и доказывает своими произведениями постановщик. В лучших традициях Бертольда Брехта он придает большое значение социальному аспекту в своих работах, отчего они всегда звучат актуально.
Читать полностью
Поделиться:

30.04.2016 15:48

Ларсу фон Триеру — 60!

Сегодня бунтарь, любитель эпатажа и просто один из самых противоречивых режиссеров современности Ларс фон Триер стал немного старше.

Свой первый фильм он снял в 11 лет и с тех пор не выпускал камеру из рук. Полнометражным дебютом Ларса была картина «Элемент преступления» — первая часть «Трилогии Е», куда также вошли «Эпидемия» и «Европа». Три фильма не связаны между собой сюжетом или стилистикой, но их пронизывает общая идея пагубности наивного идеализма, которая затем вновь возникла в таких известных работах датского режиссера, как «Догвилль» и «Танцующая в темноте».
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7.07

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Мистерии одной парикмахерской
Мистерии одной парикмахерской (1923)

Mysterien eines Frisiersalons (7.50)

Сценарист [ скрыть ]



Соблазнение ангелов
Соблазнение ангелов (2000)

Verführung von Engeln (4.80)

Возвышение и падение города Махагони
Возвышение и падение города Махагони (1998)

Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny (6.80)

Tyttö ja sotamies
Tyttö ja sotamies (1995)
(0.00)

Семь смертных грехов
Семь смертных грехов (1993)

The Seven Deadly Sins (8.10)

Baal
Baal (1990)
(9.60)

Мэк по прозвищу Нож
Мэк по прозвищу Нож (1989)

Mack the Knife (5.50)

Dorogi Anny Firling
Dorogi Anny Firling (1985)
(0.00)


Baal
Baal (1982)
(8.10)

Германия, бледная мать
Германия, бледная мать (1980)

Deutschland bleiche Mutter (7.30)




Галилео
Галилео (1975)

Galileo (6.70)

Die Dreigroschenoper
Die Dreigroschenoper (1972)
(0.00)

Баал
Баал (1970)

Baal (7.30)

Mann ist Mann
Mann ist Mann (1967)
(0.00)

Die Tage der Commune
Die Tage der Commune (1966)
(0.00)

Недостойная старая дама
Недостойная старая дама (1965)

La vieille dame indigne (6.90)

Fru Carrars gevär
Fru Carrars gevär (1965)
(0.00)

Poikkeus ja sääntö
Poikkeus ja sääntö (1965)
(0.00)

Jedna od onih godina
Jedna od onih godina (1963)
(0.00)

Die Dreigroschenoper
Die Dreigroschenoper (1962)
(5.30)

Мамаша Кураж и ее дети
Мамаша Кураж и ее дети (1961)

Mutter Courage und ihre Kinder (8.20)

Палачи тоже умирают
Палачи тоже умирают (1943)

Warcraft (7.60)



Трехгрошовая опера
Трехгрошовая опера (1931)

Warcraft (7.40)

Трехгрошевая опера
Трехгрошевая опера (1931)

L'opéra de quat'sous (7.30)

Мистерии одной парикмахерской
Мистерии одной парикмахерской (1923)

Mysterien eines Frisiersalons (7.50)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)


(0)
(0.00)


(0)
(0.00)


(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

(0)
(0.00)

Актёр [ скрыть ]


Theater of War
Theater of War (2008)
(6.60)
Himself (хроника)

(0)
(0.00)
Self (хроника)

Композитор [ скрыть ]


Kniven
Kniven (2010)
(0.00)

Играл себя [ скрыть ]


Himself (хроника)

Himself (хроника)

Himself (хроника)

Горящая стена
Горящая стена (2002)

The Burning Wall (9.20)
Себя (хроника)

Himself (хроника)


Telegram-канал

Топ 250
130
Город грехов
Sin City (8.10)
131
Терминатор
The Terminator (8.10)
132
Нефть
There Will Be Blood (8.10)
133
Взвод
Platoon (8.10)
134
Суперсемейка
The Incredibles (8.10)
135
Кошмар перед Рождеством
The Nightmare Before Christmas (8.10)
136
Крупная рыба
Big Fish (8.10)
137
Рататуй
Ratatouille (8.10)
138
Выпускник
The Graduate (8.10)
139
Принцесса-невеста
The Princess Bride (8.10)
весь топ
07.06.2018
«Кинотавр — 2018». Чехов на Адской кухне

Вечером в среду экран Зимнего театра приготовился к дебюту совсем других по духу и настроению картин. Программа 29-го «Кинотавра» от семейных драм перешла на новые российские комедии, и это решение было с энтузиазмом поддержано гостями фестиваля. С одной стороны, потому что любому смотру нужна эмоциональная разгрузка в середине. С другой, все были заинтригованы тем, что эти самые комедии на сцене театра представили два хулигана: мрачный циник Александр Гордон и главный эксцентрик страны Григорий Константинопольский. Дирекция фестиваля поступила весьма остроумно, не столько подобрав фильмы по схожести жанров (родство их только формальное), сколько поставив на один вечер двух одноклассников. Все верно — Гордон и Константинопольский сидели за одной партой, ходили в одну театральную студию, открытую мамой Григория, были друзьями, соперниками, коллегами (Александр снимал одну из первых короткометражек Григория, а также играл в его «Красных слонах»). Они боролись за внимание одних и тех же девушек, а теперь вот и за расположение одного жюри. Хотя, судя по их ироничному отношению к себе, своим проектам и кинопроизводству в целом, награды интересуют постановщиков меньше всего. Тем не менее призы вполне могут достаться именно им: настолько бесшабашные, дерзкие и даже в какой-то степени революционные фильмы у них получились. «Дядя Саша» Гордона очень напоминает «Бердмэна» и «8 с половиной»: это кино о том, как создается кино. В то же время это и остроумный, безжалостный по отношению к режиссеру автошарж, и наглый эксперимент (в ход шли случайные кадры), и снятый на камеру спектакль в духе Брехта, Фолкнера и, конечно, Чехова. У Гордона даже свое ружье имеется, и оно под конец обязательно выстреливает. История разворачивается вокруг некогда успешного режиссера Александра Авербуха (настоящая фамилия Гордона), который вместо коммерческого кино про «духовные скрепы», «незабытых предков» и прочую лабуду назло продюсерам и важным шишкам из министерства решает снять авторский фильм у себя дома. Он приглашает актеров, главную женскую роль отдает своей жене, а сам всеми силами старается, чтобы и без того сомнительный проект не развалился окончательно. Шарма всей этой буффонаде добавляют незваные гости, а самовлюбленные актеры вместо репетиций крутят друг с другом романы. Впрочем, и сам режиссер от них не отстает, и вот уже вместо кино у него вырисовывается причудливый и полный едкой самоиронии капустник. Александр Гордон, славящийся своим язвительным чувством юмора, действительно снимал «Дядю Сашу» у себя на даче. Причем во время съемок он прибегал к таким уловкам, от которых иные продюсеры просто хватались бы за сердце. К примеру, чтобы не простаивать, дожидаясь, пока молодой актер протрезвеет, постановщик делал пьяным его персонажа да так и пускал в кадр. Сцена питчинга, в которой Гордон как раз несет пургу про те самые «духовные скрепы» снималась во время реального питчинга в Минкульте. Зал был в шоке и недоумении, пока Александр не поблагодарил всех за отснятую сцену будущего фильма — и деньги сэкономил, и максимально аутентичные физиономии заснял. К импровизациям у Гордона тоже отношение особенное: во время съемок сцен репетиций актерам позволялось абсолютно все. Это, конечно, добавило головной боли и самому режиссеру, и оператору Григорию Яблочникову с монтажером Иваном Лебедевым, зато сделало реакции героев друг на друга живыми. А снявшиеся у Гордона актеры будто того и ждали: совершенно по-новому в «Дяде Саше» раскрылись Анна Слю и Сергей Пускепалис, невероятную храбрость проявил «нежный пацан» Никита Ефремов. Кажется, именно ему досталось от Гордона больше всех (тут тебе и удар в паховую область, и стриптиз почти что в духе «Цельнометаллической оболочки»). Видимо, в благодарность Никите Александр и назвал свой фильм «Дядя Саша»: только молодому Ефремову Гордон позволял себя так называть. В итоге название вышло крайне удачным: пришла аллюзия на чеховского «Дядю Ваню». Вообще, чеховский дух витает над каждой сценой «Дяди Саши», и дело не только в ждущем своего часа ружье. За смехом у Гордона скрывается жесткая социальная сатира, за фасадом безобидного актерского междусобойчика — реальное положение дел в российском кинематографе. Вряд ли «Дядю Сашу», как, кстати, и «Русского беса» Константинопольского ждет широкий прокат, а зря, ведь смотреть оба фильма — ни с чем не сравнимое удовольствие. Удовольствие это усугубляется еще и хлесткими диалогами, щедро сдобренными фирменной гордоновской колкостью. Фразы здесь летают как меткие пощечины от одного персонажа к другому, попутно задевая и зрителя. При этом даже лирические или, напротив, балансирующие на грани фола сцены могут обернуться неожиданной оплеухой так, что зал, в сотый раз взрываясь от хохота, срывается на аплодисменты. «Дядя Саша» — этакий неотесанный дальний родственник на чопорном семейном приеме — нет-нет, да и ляпнет что-то непредсказуемое и в приличном обществе совершенно неуместное. Как хорошо, что Гордон — это не про приличия, а про искренность. Эта искренность не дает обижаться, даже когда легкий подзатыльник режиссер выписывает уже нашей критиканской братии да и самому зрителю. Вдоволь посмеяться над самим собой, над всеми современными условностями, над сытым, беспечным и самовлюбленным обществом решил и Григорий Константинопольский. Вот только у него это вышло дьявольски пугающе, жестко и по-хорошему трэшово. В общем, так как умеет только режиссер «Кошечки» и «Пьяной фирмы». После просмотра «Русского беса» в голове крутится мысль: «Что за дичь я, черт возьми, только что посмотрел?». А затем сразу: «Дайте еще!». «Русский бес» — это и черная комедия, и фантасмагория в лучших традициях Гоголя, и социальная сатира. Словом, такой клубок форматов и смыслов, который можно распутывать часами. По словам самого Константинопольского, этот слоеный фильм рассчитан на аудиторию разной степени подготовленности. Для кого-то это будет сумасшедший триллер про маньяка-фантазера, охотно отсылающий к «Американскому психопату» и далеко не только своим названием. Для других это окажется философская притча или же страшная сказка про вековых духов, сошедших на Землю и поселившихся среди нас, чтобы искушать и путать. Для истинных киноманов и книголюбов это станет ребусом из остроумных, использованных со вкусом отсылок. Единым для всех будет то, что «Русский бес» — картина-провокация, картина-событие, картина-фейерверк, проверяющая на прочность вашу смелость, готовность к экспериментам и чертовщине. Не зря лента заканчивается ремиксом песни “Мало огня”. Кажется, Григорию его всегда будет мало. В Зимнем театре желающих проверить свои нервы оказалось предостаточно: «Русский бес» стал первым фильмом, собравшим аншлаг. Даже уважаемым Дмитрию Месхиеву и Сергею Гармашу было затруднительно найти себе свободные места в зале. Неудивительно — хотя Минкульт и любит поддерживать патриотическое, правильное кино, обычные зрители, пресса да и коллеги по цеху никогда не прочь лицезреть что-то хулиганское, бросающее вызов, выбивающее почву из-под ног. Сюжет «Русского беса» рассказывает о Святославе (Иван Макаревич), художнике по образованию, который ухаживает за чудесной девушкой Асей (Любовь Аксенова). Понимая, что его избранница благодаря папе-управляющему крупного банка привыкла к сытой и роскошной жизни, герой решает заняться бизнесом и открыть свой ресторан. На его пути внезапно встает множество преград: то заявится проверяющая, которую можно умаслить лишь крупными взятками, то следователь нарисуется да начнет разнюхивать, куда эта самая проверяющая вдруг исчезла. Но главная опасность ждет Святослава от таинственного Неизвестного (в этой роли выступил сам Константинопольский), преследующего его. Юноше не остается ничего другого, кроме как, вооружившись топором, защищать себя, свой бизнес и возлюбленную. Вот только что делать, если настоящий враг таится в нем самом?.. «Русский бес» не зря вызывает ассоциации с Гоголем: следуя лабиринтами сознания безумного Святослава, мы, как в «Мертвых душах», встречаем целую галерею колоритных и вполне узнаваемых персонажей. Есть здесь и коррупционеры, и самодовольные бизнесмены, и пустоголовые куклы, и маленькие человечки, мечтающие всего лишь пробиться в этой жизни. С другой стороны, пугающий своей дьявольской улыбкой Иван Макаревич ни на йоту не уступает Кристиану Бэйлу в роли Патрика Бэйтмана, так что мозг услужливо подкидывает еще и это сравнение. Однако, несмотря на все сходства, у Константинопольского получилось его коронное смачное безобразие — злая шутка, торжество анархии и танец смерти в одном флаконе. Иногда герой срывается, и начинаются похождения как в «Заводном апельсине», а в следующей сцене нас ждет бал у Сатаны, прямо как в «Мастере и Маргарите». Впрочем, всех этих сравнений все равно недостаточно, чтобы описать кровавую, шизофреническую, но и очень смешную, выстреливающую в самое сердце зрителя феерию. Григорий высмеивает все и всех: препоны на пути малого бизнеса, коррупцию, церковь, госчиновников, олигархов, вертлявых подхалимов, готовых буквально на все, чтобы воплотить свою мечту о процветании, даже саму идею этой мечты. Пока герои попадают под раздачу режиссера, сам он на своей Адской кухне смешивает в одной кастрюле реальность и фантазию, размывая их границы (тоже, кстати, в гоголевском стиле), пока они не сотрутся окончательно. В итоге зритель сам себе не доверяет, постоянно разгадывая загадки ненадежного Святослава. Что же он увидел: действительность или страшный сон? Печально, что с таким подходом Константинопольскому практически не доверяют госструктуры, распределяющие дотации на съемки кино. Ему приходится рассчитывать на помощь постоянных коллег-продюсеров и каждый раз, закрыв глаза на предыдущие заслуги, вновь доказывать, что он способен снимать нечто очень странное, но приобретающее культовый статус у публики. Впрочем, отношение к деньгам у Григория такое же лихое, как у его одноклассника Гордона. Если первый сэкономил деньги, сняв довольно продолжительную сцену прямо на питчинге, то Константинопольский для дорогостоящего эпизода с ограблением банка привлек акционеров с краудфандинговой платформы, предложив им роли в массовке. В итоге, кроме Максима Виторгана, жертв маньяка Святослава среди профессиональных актеров нет. Что ж, такое жульничество может сойти с рук только ему, нашему отечественному enfant terrible — Константинопольский не хуже Ларса фон Триера сохраняет этот статус даже в свои 54 года. Итак, четвертый фестивальный день доказал нам и, надеемся, вам, что российское кино умеет быть отвязным, отчаянным, актуальным и просто острозубым. Очень хочется верить, что «Кинотавр» поможет обеим этим камерным комедиям найти своего зрителя, и переполненные залы Зимнего театра станут далеко не самыми многочисленными в их прокатной жизни. Фото с четвертого конкурсного дня фестиваля предоставлены пресс-службой ОРКФ «Кинотавр».... подробнее
17.10.2016
Не мир принес, но меч. Рецензия на «Ученика»

Уже почти традиционно для российского общества фильмы, равно как и книги, поднимающие самые злободневные вопросы, сначала принимаются без особого воодушевления. Подчас реакция на критику текущей ситуации в стране проста — безоговорочный протест. «Сыты уже вашей оголенной правдой или чернухой, спасибо», — такой ответ вполне объясним: вдруг комом на Россию накатилась волна абсурда, от которой хочется либо подальше уехать, либо укрыться одеялом из фэнтези и блокбастеров, желательно западных и о своем наболевшем не напоминающих. Но Кирилл Серебренников — театральный и кинорежиссер с мировым именем — на уступки своему зрителю никогда не шел. Сцена, как и большой экран, — это территория свободы, считает и доказывает своими произведениями постановщик. В лучших традициях Бертольда Брехта он придает большое значение социальному аспекту в своих работах, отчего они всегда звучат актуально. За основу сценария своей последней работы Серебренников выбрал пьесу современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Немного переработанная под российскую действительность, изначально она была поставлена режиссером в его «Гоголь-центре». В фильм перекочевал почти весь актерский состав спектакля, за исключением исполнителя главной роли, — Никиту Кукушкина заменил талантливый и совсем юный Петр Скворцов. Конечно, театральная база сказалась на общем характере картины — мизансцены и долгие дискуссии занимают большую часть ее хронометража, но как блестяще они проработаны! Однако для того чтобы фильм не превратился в киноспектакль, понадобился особый взгляд оператора, которым здесь выступил Владислав Опельянц, ранее работавший в последних проектах Никиты Михалкова. Долгие планы, неожиданные ракурсы, европейская картинка — несомненные визуальные достоинства фильма. Отметим, что «Ученик» привлек к себе внимание задолго до российской премьеры, сначала получив премию имени Франсуа Шале на Каннском кинофестивале (за «наилучшим образом переданную действительность нашего мира»), затем — награду за лучшую режиссуру на «Кинотавре». Но не похвала рецензентов и признание коллег в первую очередь характеризуют работу Серебренникова, а ее критическая природа по отношению к одной из проблем российского общества. В последнее время градус религиозного фанатизма зашкаливает, причем не только у некоторых рядовых граждан, но даже среди тех, кто управляет важными процессами в стране. Принимаются странные законы, чувства верующих оказываются оскорблены в вопросах, никак не связанных с религией. Можно сказать, что религиозность в мире переживает новый этап развития и одновременно искажения, грозя принять форму фундаментализма. На серьезную тему Кирилл Серебренников рассуждает нетривиальным образом, помещая место действия в обычную российскую школу. Один из старшеклассников сего заведения, Веня Южин, вдруг проникается текстом Священного Писания, начинает во всех случаях жизни цитировать Библию и агрессивно навязывать окружающим свои якобы религиозные ценности. К тому же он отказывается плавать в бассейне, выступая против девочек в бикини, эпатажно срывает уроки биологии, не желая знакомиться с приемами контрацепции, и отвергает теорию Дарвина. Начавшись как фарс, история ученичества и мученичества Южина перерастает в триллер, а потом и вовсе оборачивается трагедией. Всем известно, что Библия полна противоречий: на одну и ту же цитату приходится целый список разных толкований. Порой сами церковники оказываются в замешательстве по поводу той или иной хлесткой фразы. При этом слово Священного Писания, несомненно, обладает особой силой и ритмом, словно заставляющими неокрепшего умом читателя принять все написанное за абсолютную истину. Вот и Веня требует вдумчивой веры и при этом буквального понимания каждого библейского отрывка. А как правильно интерпретировать этому ребенку массу жестокостей, описанных в Евангелии? Оказать какое-либо эффективное противостояние взбесившемуся школьнику не может никто, кроме разумной и просвещенной учительницы биологии в исполнении Виктории Исаковой. Ее взгляд — научный и либеральный — противопоставляется средневековому мракобесию, в которое ударяется несмышленый Вениамин. И все же, несмотря на очевидную расстановку сил в сюжете, Серебренников и его актеры показывают неоднозначность сложившейся ситуации. Преподавательница сперва никак не может совладать с юношей и постоянно впадает в истерику, в то время как школьник даже при очевидном помешательстве говорит справедливые вещи, например, отвергая веру, которую проповедует недалекий батюшка на уроках по православной культуре. Но, к счастью, «Ученик» не история обаятельного преступника вроде Алекса из «Заводного апельсина» и тем более не рассказ о славном крестовом походе. Режиссер очень скоро заставляет зрителя расстаться с любыми иллюзиями по поводу возможного «излечения» героя. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», — именно в этой цитате из Нового Завета ярче всего выражены взгляды Вениамина на то, как переделать мироустройство. Его Господь — карающий и воинственный — призывает к истреблению евреев и гомосексуалистов и изменению окружающей действительности радикальными мерами. Что примечательно, в герое Скворцова не так уж много психологизма: безотцовщина и явная сексуальная неудовлетворенность — вот двигатели его агрессии. Несмотря на место действия, «Ученик», конечно, совсем не школьная драма. Изначально сеттинг может показаться надуманным и утрированным, но не стоит воспринимать изображаемое автором буквально. Как и в театре, в ленте мы в первую очередь видим гротескную иллюстрацию обострившейся ситуации. Школа же представлена как наиболее консервативный социальный институт, где большую часть работников составляют люди советской закалки и старых взглядов. Немного неуместной скорее выглядит цивилизованная учительница, настолько выбивающаяся из своего окружения, что невольно хочется спросить: «А что ты вообще здесь делаешь?». Что же касается уровня напряжения, «Ученик» тем более вырывается из рамок подростковой драмы. Основная проблематика фильма кроется в том, что обществу нечего возразить Вене и подобным фанатикам — в головах у людей все совсем перемешалось. Вполне узнаваемым образом в сердцах работников школы сочетаются и прежняя любовь к тоталитаризму, и те самые духовные скрепы, и абсолютно бездумное выполнение церковных обрядов (увидел крест — перекрестись), и даже слезы под воровские песни. Пустоту ушедшего коммунизма быстро заполнила страстная и одновременно формальная религиозность. Вполне знакомым кажется эпизод, когда дирекция школы смягчается перед проповедями Южина и соглашается с ним: вместо просвещения будем просто запрещать, и проблема разрешится сама собой. Аморфная масса оказывается бессильной перед натиском фанатичной идеи харизматичной, хоть и узколобой личности. Само столкновение консервативного и либерального взглядов вполне логично в современном обществе, где люди старшего поколения не хотят мириться с новыми, порой неприятными веяниями, а молодые и прогрессивные с рьяным рвением пытаются доказать необходимость модернизации сознания и взглядов. Мир словно находится на стыке и готов либо откатиться назад, либо рухнуть вперед. Есть вариант обрести некий баланс, золотую середину, но он пока не работает. Серебренников же указывает на опасность не консерватизма или христианства, но радикализма, который в российском обществе почему-то принимается с большим успехом. Через запреты всего и вся, закрытые выставки и запрещенные сайты нас якобы хотят привести к добру, но ведь все помнят, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Вот и «Ученик» лишь в начале балансирует где-то посередине, но финальный катарсис расставляет все точки над «i». Быть здравомыслящим человеком в обществе сумасшедших оказывается безумием, а жертвой должен пасть невинный и искренний — тот самый (м)ученик. Серебренников же и есть та учительница, что пришлась не к месту. Ее последние слова режиссер почти что прибивает гвоздем: «Я никуда не уйду. Я остаюсь. Я на своем месте». Нам же — и верующим, и атеистам — приходится уповать лишь на то, чтобы такие люди и правда оставались на своем месте, не сдаваясь под натиском все более заполняющей пространство неадекватности.... подробнее
30.04.2016
Ларсу фон Триеру — 60!

Сегодня бунтарь, любитель эпатажа и просто один из самых противоречивых режиссеров современности Ларс фон Триер стал немного старше. Свой первый фильм он снял в 11 лет и с тех пор не выпускал камеру из рук. Полнометражным дебютом Ларса была картина «Элемент преступления» — первая часть «Трилогии Е», куда также вошли «Эпидемия» и «Европа». Три фильма не связаны между собой сюжетом или стилистикой, но их пронизывает общая идея пагубности наивного идеализма, которая затем вновь возникла в таких известных работах датского режиссера, как «Догвилль» и «Танцующая в темноте». Но настоящие признание и слава пришли к фон Триеру благодаря европейскому ответу на «Твин Пикс» — сериалу «Королевство» (Riget), рассказывающему о призраках, фобиях, зловещих клиниках и прочих ужасах. Именно за эту жизнеутверждающую работу мастер получил прозвище фон Триллер. А после, доказывая собственную многоплановость, он создал одну из самых титулованных своих картин — «Рассекая волны» — о настоящей человеческой жертвенности и относительности морали. Эта лента открыла трилогию «Золотое сердце», посвященную бескорыстным светлым душам. За «Рассекая волны» кинодел получил Гран-при жюри на кинофестивале в Каннах. Но, конечно, Триер не мог просто прийти на церемонию, сказать речь и забрать награду (все это так банально) — он прислал на фестиваль свое фото в килте. Следующий фильм, «Идиоты», режиссер создавал в соответствии с «Догмой 95». Ларс фон Триер и Томас Винтерберг составили этот манифест, чтобы бросить вызов традициям мейнстримового кинематографа. К манифесту прилагался «Обет целомудрия» — список из десяти строгих правил, ограничивающих возможности режиссера (например, нельзя было использовать спецэффекты, реквизит и декорации). Целью всего этого было «выжать правду из персонажей и обстоятельств», чего и добился фон Триер в «Идиотах» — истории о людях, сознательно выбравших путь юродства. Трилогию «Золотое сердце» закрыла трогательная музыкальная драма «Танцующая в темноте», где главную роль исполнила исландская певица Бьорк. Фильм получил главный приз Каннского кинофестиваля, но Триер не собирался почивать на лаврах. Следующую его работу, «Догвилль», до сих пор анализируют критики и исследователи кино. Лента, созданная в традициях театральных постановок Бертольта Брехта, показывает, как легко хорошие люди, ощущая полную безнаказанность, превращаются в плохих. Этот проект положил начало неоконченной трилогии с саркастичным названием «США — страна возможностей». Самой скандальной и противоречивой в творчестве фон Триера получилась, пожалуй, «Трилогия депрессии». Ленты «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка» объединены библейской символикой и всегда интересующей Ларса темой амбивалентности добра и зла, нравственности и безнравственности. Жестокий, абсолютно не щадящий зрителя «Антихрист» посвящен подсознательным страхам и хаосу, который режиссер передает через образы природы и женщины. «Меланхолия», повествующая о конце света как об очищении, напротив, внушает чувство гармонии и баланса. А провокационная «Нимфоманка» в очередной раз дала понять: фон Триер с удовольствием пойдет на все, чтобы сделать зрителю неудобно и выдернуть его из привычной системы координат. Бросивший школу Триер так и остался вечным бунтарем: все его фильмы говорят о том, о чем в приличном обществе принято молчать. А ведь именно такие люди — ощущающие свою инаковость и восстающие против традиции — и двигают искусство вперед. Подробней о творчестве скандального режиссера можно почитать в нашей рубрике Культ киноличности.... подробнее