Отечественный кинематограф понес очередную невосполнимую потерю. В Москве на 89-м году жизни скончался знаменитый режиссер и сценарист Георгий Данелия. Классик советского кинематографа был госпитализирован в одну из столичных больниц еще в конце февраля с подозрением на воспаление легких. К великому сожалению, врачам не удалось спасти его жизнь.
Георгий Николаевич родился 25 августа 1930 года в Тифлисе. Уже через год его семья перебралась в столицу нашей родины. Мать Георгия работала на «Мосфильме», так что мальчик с юных лет приобщился к волшебному миру кинематографа. После окончания Московского архитектурного института Данелия пару лет проработал по профессии, однако в итоге творческие гены все-таки взяли свое. В 1956 году Георгий поступил на Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме». За время учебы в мастерской Михаила Калатозова он зарекомендовал себя в качестве невероятно одаренного рассказчика. Неудивительно, что сразу же после получения диплома его пригласили в штат столичной киностудии.
Сегодня исполняется 85 лет Георгию Данелии — культовому режиссеру, сценаристу и актеру, живому классику отечественного кино, чьи фильмы знает, любит и цитирует не одно поколение жителей нашей страны. Именно под его чутким руководством велись съемки картин «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!». Всего же в послужном списке Данилии 18 фильмов, в большинстве из которых он также был автором или соавтором сценария.
С миром кино семью Георгия Николаевича связывают крепкие узы: его мать работала на «Мосфильме» ассистентом режиссера и режиссером-постановщиком. Несмотря на это, Данелия не сразу пришел в кинематограф, а поначалу выбрал себе куда более приземленную профессию: после окончания Московского архитектурного института он устроился по специальности, архитектором. О том, что на «Мосфильме» открылись режиссерские курсы, Георгий узнал по чистой случайности, гуляя с другом и увидев газету, которую читал один человек в парке.
Советская писательница, кинодраматург.
Родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону.
В раннем возрасте потеряв отца, Панова прожила трудное трудовое детство. Занималась самообразованием, с юности писала стихи.
В 17 лет работала в редакции ростовской газеты "Трудовой Дон".
В 1926-1927 годах под псевдонимом "Вера Вельтман" писала фельетоны, будучи ведущей отдела фельетона в газете "Советский Юг".
До середины 1930-х годов работала в детских газетах и журналах Ростова ("Ленинские внучата", "Костер", "Горн").
В 1940 году Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио.
Первую повесть написала в 1945 году — "Семья Пирожковых" (в новой редакции 1959 года — "Евдокия").
Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от которых послужили фактической основой повести "Спутники", увидевшей свет в 1946 году (Государственная премия СССР, 1947).
В 1947 году выходит роман "Кружилиха" о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию.
В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: "Ясный берег"(1949), "Сентиментальный роман" (1958), "Времена года" (1953).
В 1955 году повестью "Сережа" открывается цикл произведений Пановой о детях: "Валя", "Володя", "Мальчик и девочка" и др.
В середине 1960-х годов обращается к жанру исторической повести. Сюжеты "Сказания об Ольге" и "Сказания о Феодосии" взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести "Кто умирает" (1965) описан конец царствования Василия III. Цикл исторических повестей "Лики на заре" (1966).
Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: "Метелица" (1957), "Проводы белых ночей" (1961), "Еще не вечер" (1965) и др. На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены фильмы: "Сережа", "Евдокия", "Високосный год", "Поезд милосердия", "Рано утром", "Мальчик и девочка" и др.
Умерла Вера Панова 3 марта 1973 года в Ленинграде.
Отечественный кинематограф понес очередную невосполнимую потерю. В Москве на 89-м году жизни скончался знаменитый режиссер и сценарист Георгий Данелия. Классик советского кинематографа был госпитализирован в одну из столичных больниц еще в конце февраля с подозрением на воспаление легких. К великому сожалению, врачам не удалось спасти его жизнь.
Георгий Николаевич родился 25 августа 1930 года в Тифлисе. Уже через год его семья перебралась в столицу нашей родины. Мать Георгия работала на «Мосфильме», так что мальчик с юных лет приобщился к волшебному миру кинематографа. После окончания Московского архитектурного института Данелия пару лет проработал по профессии, однако в итоге творческие гены все-таки взяли свое. В 1956 году Георгий поступил на Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме». За время учебы в мастерской Михаила Калатозова он зарекомендовал себя в качестве невероятно одаренного рассказчика. Неудивительно, что сразу же после получения диплома его пригласили в штат столичной киностудии.
Дебютной полнометражной работой Данелии стала семейная драма «Сережа». Экранизация одноименной повести Веры Пановой завоевала Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах и заслужила титул лучшего фильма 1960 года по опросам читателей журнала «Советский экран». Стало очевидно, что Георгия ждет великое будущее. Всесоюзная слава пришла к режиссеру уже четыре года спустя, когда тот снял лирическую комедию «Я шагаю по Москве».
В 1965 году молодого постановщика пригласили на должность художественного руководителя «Экспериментального творческого объединения» студии «Мосфильм». Данелия сполна оправдал выданные авансы. Хотя он и вошел в историю советского кинематографа прежде всего в качестве признанного мастера комедии, его работы всегда славились интересными жанровыми экспериментами. Так, снятая в 1965 году картина «Тридцать три» раскрыла режиссера в качестве блистательного сатирика.
Пик карьеры Георгия Николаевича пришелся на 70-е годы прошлого века. В 1971 году он выступил в качестве сценариста и художественного руководителя всенародно любимых «Джентльменов удачи», в 1975-м снял остросоциальную ленту «Афоня», в 1977-м выпустил на экраны трагикомедию «Мимино», а в 1979-м завоевал премию Международной федерации кинопрессы за работу над «Осенним марафоном». В середине 80-х Данелия вновь проявил себя в качестве смелого экспериментатора, подарив зрителям культовую научно-фантастическую картину «Кин-дза-дза!»
За годы своей выдающейся карьеры Данелия выиграл несколько десятков престижных наград. В 1989 году его заслуги перед отечественным киноискусством были отмечены званием Народного артиста СССР.
Редакция LostFilm.INFO выражает искренние соболезнования родным и близким Георгия Николаевича Данелии.
Источник: ТАСС...подробнее
25.08.2015
«Тостуемый пьет до дна!». Георгию Данелии — 85!
Сегодня исполняется 85 лет Георгию Данелии — культовому режиссеру, сценаристу и актеру, живому классику отечественного кино, чьи фильмы знает, любит и цитирует не одно поколение жителей нашей страны. Именно под его чутким руководством велись съемки картин «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!». Всего же в послужном списке Данилии 18 фильмов, в большинстве из которых он также был автором или соавтором сценария.
С миром кино семью Георгия Николаевича связывают крепкие узы: его мать работала на «Мосфильме» ассистентом режиссера и режиссером-постановщиком. Несмотря на это, Данелия не сразу пришел в кинематограф, а поначалу выбрал себе куда более приземленную профессию: после окончания Московского архитектурного института он устроился по специальности, архитектором. О том, что на «Мосфильме» открылись режиссерские курсы, Георгий узнал по чистой случайности, гуляя с другом и увидев газету, которую читал один человек в парке.
Дебютом Данелии в полнометражном кино стал фильм «Сережа» (1960), собравший у экранов более трех миллионов жителей СССР. В основу этой картины, получившей «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах, легла повесть Веры Пановой «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика». Уже в этом первом фильме было видно, что Данелии важнее всего раскрыть характер человека через его действия и поступки.
Далее последовали психологическая драма «Путь к причалу» и лирическая комедия «Я шагаю по Москве», в одночасье сделавшая знаменитыми Никиту Михалкова, Алексея Локтева, Галину Польских и Евгения Стеблова. Евгений Леонов, с 1965 года не пропустивший ни одного фильма Данелии, впервые появился в сатирической «ненаучной фантастике» о зубной боли «Тридцать три». А трагикомедия «Не горюй» с участием Вахтанга Кикабидзе стала предметом особой гордости легендарного режиссера, который всегда стремился держать высокую планку: «Ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме».
Несмотря на призыв не горевать, в комедиях Данелии обязательно присутствуют и драматические нотки, этакий смех сквозь слезы. «Мимино», «Афоня» и «Осениий марафон» — ярчайшие тому подтверждения. Именно благодаря Георгию Николаевичу к миру кино впервые приобщился Андрей Макаревич и его группа «Машина времени»: съемки в фильме «Афоня» принесли им приличный по тем временам гонорар. «Мимино», по словам самого режиссера, — история «о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли», о ностальгии у человека, который добился того, о чем всегда мечтал. Как и «Не горюй!», эта картина — признание в любви давно покинутой стране, ведь Данелия родился в Тбилиси, но его семья переехала в Москву, когда ему был всего один год.
Вышедший в 1979 году «Осенний марафон» произвел самый настоящий переполох: ведь это история супружеской неверности, можно сказать, изнутри, глазами человека, который из-за своей мягкотелости сам себе не принадлежит. Талантливого переводчика Бузыкина разрывают на части переменчивая любовница, обманутая жена, любящий выпить сосед-грибник. А еще Андрею Павловичу приходится тратить время на труды бездарной сокурсницы и заниматься другими делами, к которым он, в общем-то, не имеет никакого отношения. «Я свою жизнь переменить уже не могу», — резюмирует свой марафон герой Олега Басилашвили.
В культовой фантастической комедии «Кин-Дза-Дза!» (1986) Данелия-сценарист использует старый добрый прием, беспроигрышный еще со времен Свифта: сделать привычное и наболевшее странным, невероятным, но при этом непременно узнаваемым. А что, если ценным ресурсом будет не золото или нефть, а спичечная сера? Что от этого изменится? И так ли сильно будет отличаться от нашего общество, в котором мерилом социального статуса окажется цвет штанов?..
Создание картины было связано с немалыми трудностями: одежду и реквизит обитателей Плюка приходилось делать из подручных материалов, зачастую найденных прямо на месте съемок в пустыне Каракумы. В ход пошли матросские брезентовые штаны, разобранные на части старые летные костюмы, куски ткани со свалки. Кое-что режиссеру пришлось красить самому, используя для этого ванну с чернилами. От чего-то приходилось специально отказываться, чтобы добиться искомого художественного эффекта: когда «Мосфильм» выделил для съемок редкую в то время пленку Kodak, Георгий Данелия и оператор картины Павел Лебешев приняли решение использовать отечественную, чтобы изображение получилось не такого высокого качества.
Премьера фильма о приключениях Гедевана и дяди Вовы на планете чатлан и пацаков состоялась в Доме Кино в Москве и обернулась провалом, но постепенно, несмотря на свою кажущуюся странность, «Кин-Дза-Дза!» начала обрастать поклонниками. Данелия как-то сказал: «Я всегда стремился достичь уровня Чаплина, когда картину понимает и самый умный зритель, и не самый умный… С "Кин-Дза-Дзой!" в конечном итоге все так и вышло».
Спустя почти 30 лет после премьеры фильма о планете Плюк и ее обитателях состоялся релиз анимационного ремейка «Ку! Кин-дза-дза» (2013). На данный момент это последняя работа Данелии. Несмотря на то, что действие из советской эпохи перенесено в наши дни, а вместо прораба Машкова и студента в шапке появились диджей Толик, норовящий все заснять на камеру телефона, и всемирно известный виолончелист Владимир Чижов, суть истории осталась прежней: героев ждут всяческие странные и нелепые ситуации в мрачном мире, чем-то напоминающем самый настоящий постапокалипсис.
В числе других полюбившихся зрителям фильмов Георгия Николаевича — «Слезы капали», «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна». Помимо работы над собственными лентами, он написал сценарий к нескольким картинам других режиссеров, среди которых знаменитые «Джентльмены удачи» Александра Серого.
Редакция LostFilm.INFO от души поздравляет блестящего режиссера, сценариста и актера с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, отличного настроения и новых творческих идей!...подробнее