Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
19.07.2016 20:32

Оригинальные «Охотники за привидениями»: история создания

Команда охотников за привидениями впервые появилась на экранах в 1984 году, сумев с ходу завоевать сердца миллионов зрителей по всему земному шару. За минувшие годы по мотивам истории о нью-йоркских парапсихологах было снято несколько анимационных сериалов и создано множество комиксов и видеоигр, но даже три с лишним десятка лет спустя франшиза не теряет своей популярности. Уже в конце этого месяца на российские экраны выйдет перезагрузка «Охотников», создатели которой намерены превратить знаменитую киносерию в бесконечную сагу.

История культовой франшизы берет свое начало на стыке 70-х и 80-х, когда актер Дэн Эйкройд написал сценарий фантастического фильма о ловцах призраков, действие которого разворачивалось в далеком будущем. Отец и дед комедианта увлекались сверхъестественными явлениями, благодаря чему у Дэна с ранних лет появился интерес к историям о привидениях. Эйкройд планировал составить экранный дуэт с Джоном Белуши, однако весной 82-го его друг скончался от передозировки наркотиков.

Эйкройд убрал сценарий «Охотников за привидениями» на полку, но через некоторое время все-таки решил предложить его на рассмотрение режиссеру Айвену Райтману, который сделал себе громкое имя в Голливуде благодаря работе над такими комедиями, как «Фрикадельки» и «Добровольцы поневоле». В интервью The Hollywood Reporter именитый постановщик вспомнил, как происходило создание культового фильма, на котором выросло не одно поколение любителей кинематографа.



«В свое время Дэн написал 70- или 80-страничную сценарную заявку “Охотников, — сказал Райтман. — К сожалению, ему не удалось реализовать этот проект из-за смерти Джона Белуши. Не знаю, планировал ли он найти другого партнера для съемок. Ходили слухи, что он обсуждал его с Эдди Мерфи, но я не могу ручаться за эту информацию. Однажды Дэн решил показать свой текст Биллу Мюррею, которому безумно понравились его идеи. Затем Эйкройд вышел на меня с предложением прочитать сценарий. Основное действие ленты должно было развернуться в далеком космосе. В сюжете фигурировали несколько конкурирующих групп охотников за привидениями, поскольку речь шла о том, что в будущем эта профессия станет довольно распространенной. Дэн также придумал множество удивительных монстров. Даже с нынешними технологиями воплотить все его идеи в реальность было бы крайне проблематично, чего уж говорить про те времена, когда мы еще не могли прибегать к помощи компьютерной графики.



Я подумал, что Дэн создал совершенно гениальную концепцию, но поместил героев немного не в то время. Я пригласил его на завтрак в ресторанчик Art’s Delicatessen. Мы с Эйкройдом были знакомы с незапамятных времен: еще на заре моей карьеры пересекались по работе над канадским игровым шоу... Мне нравилась сама идея того, что охотники за привидениями могут выполнять работу в духе противопожарной службы. При этом мне казалось, что историю имеет смысл перенести в современный мегаполис вроде Нью-Йорка, ведь герои фильма смотрелись бы куда уместнее на городских улицах, чем в космическом пространстве. Дэн сказал, что он совершенно не против подобной смены декораций.



Я также думал, что ему стоило добавить в сюжет историю формирования команды охотников. Так на свет появилась идея сделать центральных персонажей исследователями паранормальных явлений. Этот ход давал нам возможность показать, как они сначала теряют свою прежнюю работу, а потом начинают собственный бизнес. Я благодарен Дэну за то, что он оказался открыт ко всем моим идеям. Ему действительно хотелось выжать из этой истории максимум. Затем я предложил ему привлечь в проект Харольда Рэмиса, с которым я впервые встретился на съемках “Зверинца”. Он должен был стать кем-то вроде проводника моих идей при работе над сценарием фильма.



Уже через пару дней я попал на аудиенцию к президенту кинокомпании Columbia Pictures Фрэнку Прайсу. Несколько лет назад именно он согласился дать зеленый свет моим “Добровольцам поневоле” исключительно на основании краткой сценарной заявки. Фильм в полной мере оправдал ожидания студии, а потому ее боссы с нетерпением ждали возможности продолжить наше сотрудничество. Когда я показал им концепцию "Охотников за привидениями", им показалось, что это отличная идея для фильма. Фрэнк спросил: "Сколько тебе нужно денег?". В свое время они выделили на создание “Добровольцев поневоле$10 млн. Я ткнул пальцем в небо, оценив стоимость "Охотников" в $30 млн. Прайс кивнул и сказал, что студия будет готова запустить картину в производство, если я смогу выпустить ее в прокат 8 июня 1984 года. На дворе стоял май 83-го. Впереди было еще тринадцать месяцев, однако у нас не имелось ни готового сценария, ни графика работы, ни поддержки студии по созданию спецэффектов.



Примерно через три недели семьи Райтманов и Рэмисов отправились на остров Мартас-Винъярд в штате Массачусетс, где была расположена резиденция Дэна Эйкройда. Наши близкие отдыхали в арендованных домиках, а мы каждый день отправлялись в подвал виллы Эйкройда для работы над сценарием фильма. Мы трудились над текстом на протяжении нескольких недель. Часов шесть в день мы проводили вместе, после чего Дэн и Харольд продолжали работать над разными частями текста уже по отдельности. Ради экономии времени нам даже пришлось объединить завтраки, обеды и ужины наших семей. Мы были вынуждены идти на экстренные меры, зато нам удалось благополучно завершить работу над текстом в районе Дня независимости.



Сложнее всего было разобраться, кто наш главный антагонист и что ему нужно? Как вообще мы могли показать призраков? Лично мне было трудно принять концепцию Зефирного человека, который перекочевал в наш сценарий прямиком из оригинальной заявки Дэна. Если значительная часть сюжета смотрелась довольно правдоподобно, то идея показать на улицах Нью-Йорка тридцатиметрового человека из зефира просто не могла не вызывать у меня противоречивых эмоций. Я здорово переживал по поводу того, как на эту сцену отреагируют зрители. Любопытно, что мы сохранили оригинальный дизайн монстра, созданный одним из друзей Эйкройда. Ему же принадлежит авторство знаменитого логотипа “Охотников”, который впоследствии немного доработал продюсер Майкл Гросс. В итоге мы получили едва ли не самый известный товарный знак в истории.



В те времена в мире большого кино была только одна крупная студия по спецэффектам — Industrial Light and Magic. Так получилось, что Стивен Спилберг уже задействовал все свои ресурсы для работы над лентой “Индиана Джонс и Храм судьбы”. Нам требовалось порядка 630 кадров с визуальными эффектами, а кроме ILM тогда никто не мог осилить столь сложную задачу. И я вспомнил про Ричарда Эдлунда, который прославился работой над сериалом “Звездный путь” (Star Trek). Я подумал, что можно попытаться построить вокруг него совершенно новую компанию. Я убедил боссов Columbia Pictures инвестировать в этот проект $5 млн, чтобы Эдлунд мог нанять персонал и купить нужное оборудование. Все это происходило прямо во время того, как мы проводили мозговые штурмы в подвале дома Эйкройда на острове Мартас-Винъярд. К счастью, Фрэнк Прайс понимал, что без компании по производству спецэффектов нам было не обойтись.



Потом дело дошло до кастинга. На роль Даны Баррет мы просмотрели множество актрис. Одной из первой на пробы пришла Джулия Робертс, которая проявила себя с самой лучшей стороны. Я даже сказал нашему кастинг-директору: “Она точно станет настоящей звездой”. А однажды в комнату вошла Сигурни Уивер... Несмотря на то, что изначально мы хотели найти актрису помоложе, она подкупила нас пониманием своей героини. “Думаю, вам стоит показать, как Дану захватывает нечистая сила, — заявила Сигурни. — Представьте себе, что она будет вести себя так же, как та собака на крыше”. Она тотчас же встала на четвереньки, а затем принялась истошно выть. Сигурни может быть уморительной, но при этом она умеет держать себя как настоящая королева экрана. Заполучить ее в наш фильм было большой удачей... Не успела она выйти из комнаты, как я бросился звонить Харольду: “Ты не поверишь, Сигурни Уивер только что выла прямо посреди моего офиса”. И в этот момент я наконец-то осознал, насколько интересна ее идея, ведь у нас как раз были проблемы с финальным актом на крыше. В конечном итоге мы добавили в текст сцены, где Дана становится Хранительницей Врат. Сигурни еще не успела покинуть здание, а наша команда уже полным ходом перерабатывала сценарий.



Роль Луиса мы хотели отдать Джону Кэнди, который снимался у меня в “Добровольцах поневоле”. Он прочитал сценарий, однако перезвонил мне только через два дня. Джон сказал, что не вполне понимает этого персонажа. “Быть может, мне стоит сыграть его с немецким акцентом, — предложил Кэнди. — У него могла бы быть пара овчарок". В конечном итоге Джон предпочел отказаться от участия в фильме. Затем пробы прошел Рик Морэнис, который поспешил сказать: “Джон Кэнди поступил глупо. Вы предлагаете блестящую роль, и я четко понимаю, как ее сыграть”. Рик оказался отменным дополнением к нашему основному актерскому составу.



К началу съемок “Охотников” мне уже приходилось пару раз работать с Биллом Мюрреем. Я знал, насколько хорош он может быть на съемочной площадке, но при этом не понаслышке был знаком и с его причудами. Нам с Эйкройдом даже пришлось отправиться в аэропорт, дабы убедиться, что Билл покинет терминал, а не пересядет на какой-нибудь другой самолет. Мы привезли его на съемочную площадку, нарядили в костюм охотника и отправили вместе с остальными парнями на улицы Нью-Йорка. Первую сцену мы снимали на Мэдисон-авеню. Актеры превосходно смотрелись в кадре. Еще до того, как я дал отмашку оператору, у меня по спине пробежал холодок. В тот момент я почувствовал, что мы стоим у истоков создания чего-то совершенно уникального.



Съемочный этап стартовал в середине октября 1983 года. В Нью-Йорке мы провели шесть недель. Мне понравилось работать в этом городе, но тогда, конечно, все было намного проще, потому что ради съемок голливудского фильма мэрия могла запросто перекрыть несколько авеню. Нам приходилось полагаться в основном на практические эффекты. К примеру, сцену с книжными карточками мы сняли вживую. Я помню, как привел на съемочную площадку своего сына Джейсона, который сейчас является довольно неплохим постановщиком. Обычно он терпеть не мог наблюдать за моей работой, но в тот раз трюк с летающими библиотечными карточками вызвал у него неописуемый восторг. “Круто проделано. Покажите еще разок!”, — воскликнул он. Наши мастера по спецэффектам провернули этот трюк с помощью обычных ниток и сжатого воздуха. В результате мне удалось снять сцену всего с трех дублей. В работе над ней было задействовано сразу несколько камер: одна снимала ящики крупным планом, вторая была сфокусирована на библиотекарше, а еще парочка работала общим планом. Я чувствовал себя кем-то вроде дирижера, поскольку каждый каталог был пронумерован. Я называл какую-нибудь цифру, после чего парни выдували карточки из нужного ящика.



Нью-йоркский этап работы был завершен перед Рождеством, после чего мы отправились в Лос-Анджелес, где в студии Burbank команда художника-постановщика Джона ДеКуира построила для нас восхитительные декорации. Сложнее всего было работать над сценами на крыше. Из-за ламп освещения в павильоне было очень душно, а сама декорация располагалась на такой высокой платформе, что туда было весьма непросто забраться. Сегодня так бы уже никто не стал работать. Всю сцену сняли бы на фоне зеленого экрана, но тогда нашей команде пришлось нарисовать потрясающую 360-градусную панораму города. Мы даже добавили в нее множество огоньков, чтобы она больше напоминала живой мегаполис. Нам потребовалось столько энергии, что электрикам пришлось подключать четыре дополнительных генератора. На момент съемок “Охотников” в студии Burbank приостановили работу над всеми остальными проектами, потому что наша команда потребляла все мощности.



Основной съемочный период занял всего лишь 62 дня. Последние рабочие дни пришлись на январь 1984 года. Любопытно, что Шелдон Кан начал монтировать фильм прямо по ходу съемок. Ничего не поделаешь, ведь нам нужно было сдать ленту к началу июня. Пока мы работали над новыми сценами, Шелдон монтировал уже отснятый материал. Такой нестандартный подход оказался даже полезен, ведь я всегда представлял себе, стоит ли мне начать увеличивать или замедлять ритм дальнейшего повествования. Удивительно, но за все это время я так и не почувствовал какого-то сумасшедшего напряжения. В моей карьере бывали моменты, когда работа над фильмами шла с большим трудом, но при создании “Охотников за привидениями” я ощущал исключительно воодушевление. Мне выпала редкая возможность поработать с самыми талантливыми комедиантами в американской истории.



Спустя три недели после завершения съемок студия Columbia Pictures решила устроить тестовый просмотр для двухсот людей с улицы. В фильме еще не были готовы спецэффекты, но я хотел посмотреть, как зрители отреагируют на саму историю. Закрытый показ состоялся в одном из павильонов кинокомпании. Я выступил перед аудиторией, напомнив ей, что им предстоит оценить черновую версию ленты. Результат превзошел все мои ожидания: люди непрерывно смеялись и аплодировали. В той сцене, когда Дана открывает холодильник, мы вынуждены были поставить надпись "Кадр отсутствует", так как нужный визуальный эффект еще находился в работе. Зрители чуть с ума не сошли, желая узнать, что же там должно было быть на самом деле. В ту версию фильма включили всего пару моментов с Зефирным человечком, который на тот момент оставался всего лишь парнем в костюме на фоне миниатюр. Но зрителям хватило даже нескольких крупных планов монстра, чтобы они начали восторгаться и хлопать. Тогда мы поняли, что нам не о чем волноваться.



Охотники за привидениями” стартовали с первого места в бокс-офисе. За все лето 84-го они опустились на вторую строчку лишь один раз, когда на экраны вышла “Петля” с Клинтом Иствудом. Что тут сказать, это было великолепное приключение!».

Источник: The Hollywood Reporter
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
85
Лабиринт Фавна
El laberinto del fauno (8.30)
86
Бэтмен: Начало
Batman Begins (8.30)
87
Схватка
Heat (8.30)
88
Крепкий орешек
Die Hard (8.30)
89
2001 год: Космическая одиссея
2001: A Space Odyssey (8.30)
90
Большой куш
Snatch (8.30)
91
Бегущий по лезвию
Blade Runner (8.30)
93
Фарго
Fargo (8.30)
94
Гран Торино
Gran Torino (8.30)
весь топ