Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
15.02.2014 22:04

«Нимфоманка»: секс и секретные составляющие

Возможны спойлеры!

13 февраля в российский прокат вышел долгожданный фильм Ларса фон Триера «Нимфоманка». Пока только часть первая, короткая: в коммерческих целях 5-часовую картину решено было показать в два раза и с вырезанными порнографическими сценами. Продолжение выйдет 6 марта, а пока мы поразмышляем о том, что уже удалось увидеть.

Кино про сексуальную жизнь женщины, в котором секреты соблазнения мужчин сравниваются с секретами хорошей рыбалки, пожалуй, один из самых веселых фильмов режиссера. Ларс фон Триер оправился от депрессий и в хорошем настроении развлекает публику, а теперь и гостей Берлинале, где первую часть «Нимфоманки» показали без цензуры. При просмотре фильма невозможно не вспомнить другую картину режиссера, с противоположным посылом — «Антихрист». В 2009 году от кино Триера веет мраком депрессии, в 2014-м его как будто отпустило. В «Нимфоманке» мы от души смеемся почти над каждой сценой. Или, по крайней мере, улыбаемся.

Как и в «Антихристе», перед нами вновь диалог: мужчина и женщина, рассудок и безумие. Два восприятия мира сталкиваются и обозначают грани человеческой души. Она, Джо (Шарлотта Генсбур), говорит о себе. Он, Селигман (Стеллан Скарсгард), слушает и резюмирует. Она больна, он здоров. Она смотрит изнутри, он — извне. Только, в отличие от «Антихриста», в этот раз «психоаналитик» едва ли осмеливается ставить диагнозы, а пациент бичует себя только на словах, без попыток покалечить. Вместо хлипкого дома, окруженного жутковатым лесом — вполне уютная аскетичная комната с книгами, картинами, музыкой и рыболовецкими снастями.



Ларс фон Триер взялся за всесторонний анализ секса. Он словно выводит его формулу. Уморительная аналогия секса в фильме с последовательностью Фибоначчи неплохо помогает и здесь. Один режиссер, одна картина, две части, три любовника, пять глав... Считаем дальше: «на каждые сто преступлений из-за любви приходится только одно из-за секса». Секс в фильме рационален. Он понятен и объясним, в отличие от любви, вызывающей безумие и отключающей сознание. Сексуальное желание — это, по сути, стремление жить (хотя бы в смысле продолжения рода) и получать удовольствие. Это как всегда «срезать ногти, начиная с левой руки». По фильму данная фраза означает оставлять трудности на потом, а в первую очередь наслаждаться моментом (правши оценили шутку). Секс — животный и этим оправдан. Он в самом деле математичен. Но всем известен и «секретный ингредиент» формулы — любовь. Режиссер, очевидно, замахнулся исследовать и его. Но обратимся пока к другим составляющим.



Триер подошел к делу основательно. Сначала он разобрался с религией. В качестве символического воплощения взял еврейскую булочку «розалех». Джо (в молодом возрасте ее играет Стэйси Мартин) несет эту булочку мужчине, своему возлюбленному Джерому (Шайа Лабаф), который лишил ее девственности, а потом по случайности оказался работодателем. Затем мужчина, уже в образе Селигмана, угощает розалехом Джо. Оба они — евреи. Фраза Джо о том, что обрезанная за всю историю плоть могла бы проложить дорогу до Марса, игриво затрагивает иудейский вопрос — все в рамках заявленной темы. Что ж, Триер не отделался от комплексов по поводу предыдущего Каннского фестиваля, где он так неосторожно высказался насчет евреев. В «Нимфоманке» он ясно обозначает разницу между антисемитизмом (неприятием евреев как нации) и антисионизмом (неприятием национальной одержимости евреев). Последнее, мол, не имеет никакого отношения к национальной дискриминации. Мы, конечно, все поняли и книксен зачли.



В качестве дополнения к религиозной теме нельзя не вспомнить и мессу «Mea Vulva», которую распевает главная героиня с подружками в своем клубе сексуально одержимых. Миссия клуба — бунт против любви. Идеологический лидер клуба (Софи Кеннеди Кларк) выросла в католической семье и привыкла относиться к культам серьезно. Вновь на ум приходят сцены из «Антихриста», где главная героиня пишет диссертацию о сожжении женщин на священном огне инквизиции. Нет, религия не способна серьезно участвовать в формуле секса, и Ларс фон Триер разносит ее в пух и прах.



Он подходит со стороны искусства. Мы видим живописный портрет женщины, имя которой начинается с латинской «H», и слушаем историю Джо о Миссис Эйч (прекрасная комедийная роль Умы Турман) — одержимой матери троих детей, у которой она увела мужа. Мы читаем «Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По и проводим аналогии с тем опустошением, что испытала Джо при смерти отца. Наконец, мы слушаем трехголосные прелюдии Баха и вместе с ними — полифонию сексуального влечения героини.

Последний эпизод преподнесен так искусно, что оставляешь все морализаторские предубеждения и просто наслаждаешься. Нет, не порнографическими кадрами, конечно, а изобретательностью режиссера. Кто, как не фон Триер, умеет красиво показать любое безобразие в кино, будь то небезопасный секс, смерть ребенка («Антихрист»), убийство («Танцующая в темноте») или конец света («Меланхолия»). Посредством искусства и красоты Триеру удается пробраться во мрак сексуальной природы чуть дальше и без смеха. Тем не менее, книга По, музыка Баха — все это вплетено в рассказ слишком условно и театрально. Режиссер монтирует фильм, словно детскую энциклопедию, добавляя для наглядности схемы и подписи. В этом несомненно есть юмор, но... «Почему вы смеетесь?», — спрашивает Джо Селигмана. Он смущенно оправдывается, и рассказ продолжается.



Следующий ингредиент — семья Джо. Перед нами классический сюжет: холодная мать, нежный отец, пубертатный период ребенка. Если бы назвали имя Фрейда, оно бы прозвучало как пародия. Образ матери, бесстрастно раскладывающей пасьянс, показан ну слишком карикатурно. Отца у девочек принято как-то увязывать с будущими мужчинами, но в фильме любовники Джо меньше всего походят на него. Нелепее такого психоанализа только аналогии секса с рыбалкой и математикой.

Но фон Триер выворачивает фрейдизм наизнанку. Отношения отца (Кристиан Слэйтер) с дочерью выходят за рамки «комплекса Электры». Он не сковывает стремление Джо исследовать свое тело, он знакомит ее с природой. В качестве сквозной метонимии природы вновь, как в «Антихристе», выступает лес. Но теперь он совсем не злой. И если, следуя традиции, понимать за ним внутреннюю природу человека, то здесь все безобидно. Вокруг приятный шелест и листья в форме сердечек. Отец рассказывает дочери про ясень, про самое красивое дерево леса — не иссушенное (как в том же «Антихристе»), а полное жизни. Позже Джо соберет гербарий. А потом присвоит по одному дереву каждому из своих любовников. И в ее мужском гербарии будет и та веточка, у которой самые красивые листики.

Образ отца выводит фильм из энциклопедического формата. Эпизод о его смерти показан в черно-белых тонах. Отношения с отцом, безусловно, влияют на сексуальную жизнь Джо, но только в том смысле, что от него она получит первый ключик к «секретному ингредиенту секса» — любви.



Но что такое любовь по Триеру? Если секс — воля к жизни, и в биологическом смысле он существует для продолжения рода, то можем ли мы предположить, что любовь у Триера окажется дорогой, ведущей к смерти? До каких аналогий дойдет режиссер, чтобы показать то, что интересует публику еще больше порнографии? И что же все-таки привело Джо к тому, что она, грязная и побитая, лежит на улице без сознания?

Темнота, вода, лес детства, полифония желания и наслаждения, пазл любви... Зритель не чувствует страха, ненависти, отчаяния, исследуя внутренний мир героини. Не чувствует всего этого и Селигман. Все улыбаются. Рефлексирует лишь сама Джо — то ли под властью навязанного моралью чувства вины, то ли под влиянием чего-то еще. Но вина, которую она испытывает, в какой-то момент кажется такой же театральной и схематичной, как и остальные внутренние связи фильма. Триер выворачивает женщину и, простите, имеет ее со всех сторон, насколько позволяют ему интеллект и кругозор. И мы скорее видим его собственные страхи, ненависть и отчаяние. Джо, не испытывая чувств к своим любовникам, выбирает, что ответить каждому из них по телефону, бросая игральные кости. Не отчаяние ли это режиссера в попытке понять, чем руководствуется женщина в отношениях? Героиня Триера управляема природой, алогична, иррациональна, но при этом именно она управляет желаниями мужчин. В конце первой части режиссер все-таки наказывает Джо, лишая ее способности испытывать удовольствие. Что он сделает с ней дальше? От предположений воздержимся и дождемся-таки выхода второй части.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
209
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
210
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
211
Железная хватка
True Grit (7.90)
212
Офисное пространство
Office Space (7.90)
213
Перекресток Миллера
Miller's Crossing (7.90)
214
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
215
21 грамм
21 Grams (7.90)
216
Рок-н-рольщики
Sing Street (7.90)
217
300 спартанцев
300 (7.80)
218
Мальчишник в Вегасе
The Hangover (7.80)
весь топ