Родилась 13 февраля 1915 года в Тобольске (по другим источникам — Мензелинск, Татарстан) Российская империя, в семье царского офицера и земской учительницы, и бурное начало века прокатилось по этой семье сполна. Детство провела в родной Сибири. После революции отец стал уже не царским, а колчаковским офицером, да так и сгинул в лихолетье. Мать, потеряв её младшего брата, сошла с ума и вскоре умерла в психиатрической лечебнице. И быть бы осиротевшей девочке беспризорницей, если бы не старший брат отца, взявший её в свою семью. Дальше было все, как у всех, — очень голодная юность, комсомольский задор, нормы ГТО, «ворошиловские стрелки», Чкалов, полярники, физкультурные парады. Лидия Смирнова была активной комсомолкой, была старостой, председателем спортивной организации — многие прочили ей карьеру спортсменки, однако после школы она уехала в Москву и поступила в промышленно-экономический техникум. Получила диплом экономиста и отправилась по направлению работать в Главное управление авиационной промышленности. Сложиться еще одной типичной советской биографии помешало увлечение театром — ухаживающий за Смирновой заместитель начальника управления был театралом и приобщил молодого экономиста к этому искусству. В театральное училище Лидия Смирнова пришла со второго курса авиационного института. Заявление подала одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии, и везде была принята. Она выбрала училище при Камерном театре так как оно было самым близким к дому. Она поступает в школу-студию при Камерном театре, и после окончания в 1939 году великий Таиров берет её в штат театра — причём из всей группы художественный руководитель взял только двух человек. С театром, впрочем, не заладилось — помешала всенародная слава кинозвезды. Когда Смирнова училась в школе Таирова, к ним часто приходили с киностудий приглашать студентов на съёмки. Когда нужна была голубоглазая блондинка, говорили — у нас есть Смирнова, но утверждали её редко. В 1940-1945 годах — актриса киностудии Мосфильм. С 1945 года — актриса Театра-студии киноактёра. В кино Смирнова начала работать сразу после окончания студии, и после двух эпизодов (в том числе и знаменитой «Большой жизни») ей предложили главную роль. После выхода на экран фильма «Моя любовь» Смирнова стала кумиром миллионов — в улыбчивую девушку Шурочку, искренне уверявшую с экрана строителей социализма: «Ждать любовь не надо, явится нежданно…», — влюбилась вся страна. Успех, пришедший к ней после фильма «Моя любовь», окрылял. Но с началом Великой Отечественной войны ушли на фронт товарищи по студии: режиссёры, операторы, художники, артисты. Муж Смирновой Сергей Добрушин был журналистом. Он, не дожидаясь повестки, сам пошёл на призывной пункт и всего через месяц погиб под Смоленском. Вторым мужем Лидии Смирновой был известный советский кинооператор Владимир Рапопорт (1907-1975). Судьба немногочисленных богинь экрана того времени сложилась по-разному. Некоторые, как Ладынина, просто прекращали сниматься, чтобы остаться в памяти зрителя молодой и прекрасной. Лидии Николаевне повезло. Перед ней и через неё прошла целая эпоха в жизни кино, разные её периоды — довоенный, война, время "малокартинья", подъем советского кино. Она играла с великими русскими актёрами Петром Алейниковым, Николаем Крючковым, Верой Марецкой, Михаилом Жаровым. Работала с режиссёрами — классиками советского кино: Львом Кулешовым, Фридрихом Эрмлером, Абрамом Роомом, Константином Воиновым и др. Многое для себя она почерпнула из встреч с легендами советского и мирового искусства Сергеем Прокофьевым, Михаилом Зощенко, Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Эйзенштейном, Галиной Улановой. Любая эпоха, любой период времени остается в памяти зрителя прежде всего образом человека — характером и образом актёра. Народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова — актриса нескольких поколений. Её помнят и зрители конца 1930-х годов, её знают и сегодняшние любители кино. Член КПСС с 1952 года. Смирнова рискнула сменить «героический» образ на амплуа характерной актрисы, спуститься с Олимпа, чтобы убедительно доказать, что ей вполне по силам и комические, и отрицательные роли — сваха в «Женитьбе Бальзаминова», докторша в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» или продавщица Дуська из фильмов про Анискина. Она оставалась на экране и в 1960-е, и в 1970-е годы, она ещё экзаменовала в роли председателя комиссии Муравьёву в «Карнавале». Она же, едва ли не единственная из сталинских кинозвёзд, осталась и в постсоветском кино: в мелодраме «Приют комедиантов», в телесериале «Наследницы»… Даже в пожилом возрасте Смирнова была необычайно деятельная и активна. Она много ездила по стране, отдавала много сил общественной деятельности. Была членом Правления Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. К ней часто обращались за помощью. Смирнова очень любила показывать свою коллекцию кукол в национальных одеждах, они занимают всю стену её квартиры в высотном доме на Котельнической набережной. Лидия Николаевна любила классическую музыку, балет. Среди актёров выделяла Алису Фрейндлих, Лидию Сухаревскую, Олега Жакова, Василия Меркурьева, Петра Алейникова, Фаину Раневскую, Светлану Крючкову. Ей была совершенно чужда ненужная самореклама, она обладала редким даром объективно оценивать себя самое, относится к себе с иронией и юмором. "Чем труднее роль даётся, тем она больше меня привлекает" — таков был принцип Лидии Смирновой. Заслуженная артистка РСФСР (1955). Народный артист РСФСР (1965). Народная артистка СССР (31.05.1974). Лидия Николаевна Смирнова ушла из жизни 25 июля 2007 года в одной из больниц Москвы. Похоронена актриса 28 июля на Введенском (Немецком) кладбище, рядом с могилой мужа.