Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
07.06.2012 12:39

Уснуть, чтобы уснуть, чтобы уснуть

В преддверии выхода предположительно шедевра — фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (осталось 48 дней!) — давайте вспомним шедевр состоявшийся, того же режиссера. Если кто-то еще не смотрел «Начало» Кристофера Нолана, самое время это сделать, и по возможности — в наилучшем качестве.

«Начало» – это достаточно непростой эксперимент, как для актёров, так и для зрителей. Режиссёр-сценарист потребовал не просто погрузиться в сон – он как бы сорвал тягучую оболочку сновидения, обнажив многоэтажный каркас, по которому можно путешествовать сколько угодно, и в котором так легко увязнуть.

Всё подвластно мысли архитекторов сновидений: каждый дом, каждый человек и даже само пространство, которое можно искривить, перевернуть и разорвать. Незримый импульс идеи, витая в воздухе, бесконечное количество раз преобразует мир сна. Вокруг – иллюзии, выдумки, мыльные пузыри, и где-то за этой зыбкой, но вполне себе опасной пеленой таится сознание другого человека, в которое надо проникнуть, чтобы изменить его…

Конечно, «Начало» не произвело революцию в кинематографе, как, например, «Матрица», но всё-таки что-то общее есть, и по смыслу, и по картинке. Новаторство Нолана в том, что он сделал сон основным местом действия, многоуровневым миром, где все границы условны – и потому так легко потерять Начало, точку входа. В этом фильме замечательно реализован принцип матрёшки, по которому арабы строили свои сказки много веков назад: в одном сюжете прячется другой, из одной истории торчат уши следующего уровня.

Часть фильма нас готовят: объясняют конструкцию сна, принципы работы с ним. Зрителю показывают, как можно проникать в сознание спящего человека, как можно изменить это сознание, заложить в него нужную мысль. А потом возникает предельно сложная задача: заложить мысль в подсознание. А чтобы достучаться до подкорки, недостаточно просто уснуть – надо уснуть несколько раз. Сначала уснуть в первом сне – чтобы погрузиться во второй сон, из которого можно будет попытаться пробиться в те пучины, где обитает не только подсознание – но страхи, комплексы, болевые точки, страшные воспоминания самих архитекторов.

И здесь можно только поаплодировать удачному кастингу, в результате которого появился замечательный актёрский ансамбль: Дилип Рао, Кен Ватанабе, Том Харди, Эллен Пейдж, Леонардо ди Каприо, Джозеф Гордон-Левитт. Бравая команда эффектно падает всё глубже и глубже, пробивая один уровень за другим, отстреливаясь от агрессивных иллюзий и на ходу меняя обстоятельства и конструируя среду. Мир сна оказывается чудовищно сложным и насыщенным, в этом мире можно умереть – чтобы проснуться уровнем выше и мучительно пытаться понять, где ты находишься, на каком из уровней, сколько снов отделяет тебя от реальности – и от друзей, которые всё ещё находятся там, где тебя убили.

Чем-то, кстати, «Начало» напоминает сетевую игру: в одном и том же сне работает целая бригада с разным распределением ролей: Архитектор, Сновидец, Имитатор. Кто-то конструирует мир сна, кто-то закладывает идею, кто-то прикрывает соратников, задержавшись на предыдущем уровне, где жизнь не замирает, продолжается. Пока персонажи продолжают внедрение, на оставленных уровнях продолжается движение и сохраняется опасность со стороны «юнитов». При этом чем глубже уровень, тем медленнее идёт на нём время. В реальности пролетает несколько секунд, в лимбе, то есть на самом нижнем уровне сна, – полчаса. Лимб вообще место опасное: если спящий перестанет осознавать, что находится в мире сна, он останется там навсегда.

Да, это игра, это потрясающая игра с чумовым сюжетом, талантливыми и обаятельными актёрами, продуманной до мелочей концепцией. И, кстати, в этом, пожалуй, основное отличие от «Матрицы»: когда смотришь кибер-панковскую фантазию братьев Вачовски, невольно начинаешь заражаться её убедительностью, транслируя предлагаемую картину мира на действительность. В «Начале» этого не происходит: весь фильм мы помним, что это только квест, но такой атмосферный и завораживающий, что на финальных титрах хочется помолчать.

И, наверное, совсем иначе после «Начала» будет восприниматься гортанный голос Эдит Пиаф, неожиданно зазвучавший из телевизора или по радио, где-нибудь в городе, в транспорте, на работе: «Non, rien de rien…»
Рубрика: Рецензия
Теги: пост, рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
53
Чужой
Alien (8.50)
54
Спасти рядового Райана
Saving Private Ryan (8.50)
55
Амели
Le fabuleux destin d'Amélie Poulain (8.50)
56
Чужие
Aliens (8.50)
57
Таксист
Taxi Driver (8.50)
58
ВАЛЛ-И
WALL·E (8.50)
59
Вечное сияние чистого разума
Eternal Sunshine of the Spotless Mind (8.50)
60
Заводной апельсин
A Clockwork Orange (8.50)
61
Реквием по мечте
Requiem for a Dream (8.50)
62
Пианист
The Pianist (8.50)
весь топ