Интервью с генеральным директором «Фестиваля Фестивалей» Александром Мамонтовым
Накануне завершился ХХ Санкт-Петербургский международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей».Напомним, стартовал он 25-го июня и проходил на пяти площадках Северной столицы. В этом году в город на Неве организаторы привезли более 80 работ, каждая из которых получила международное признание и профессиональную критику на высших кинематографических смотрах мира последних двух лет.
Гран-при«Фестиваля Фестивалей» получила картина «Гете!» режиссера Филиппа Штельцля (Германия).
Интервью с генеральным директором «Фестиваля Фестивалей» Александром Мамонтовым
Накануне завершился ХХ Санкт-Петербургский международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей».Напомним, стартовал он 25-го июня и проходил на пяти площадках Северной столицы. В этом году в город на Неве организаторы привезли более 80 работ, каждая из которых получила международное признание и профессиональную критику на высших кинематографических смотрах мира последних двух лет.
Гран-при«Фестиваля Фестивалей» получила картина «Гете!» режиссера Филиппа Штельцля (Германия).
Как признались организаторы, за главный приз фестиваля — «Золотой Грифон» — боролись 5 картин. Кроме «Гете!» фильмами, получившими самую высокую оценку гостей и участников «Фестиваля», стали ленты «Королевство полной луны» Уэса Крейвена (США), «Ночь на закате лета» Бернхарда Каммеля (Австрия), «Дом на обочине» Антона Сиверса (Россия) и «Поклонница»Виталия Мельникова (Россия).
«Серебряный грифон» — приз зрительский симпатий — остался в России. Его получил «Дом на обочине» Антона Сиверса.
В этом году награду «За талант и народное признание» вручили питерскому актеру Семену Фурману. Получая статуэтку, он не стал скрывать своего удивления и вышел на сцену в явно приподнятом настроении.
«Я ничего не понимаю. Никогда ничего не давали, в кино не снимаюсь. И вдруг… Это мой первый киноприз. Были только театральные награды... Больше всего я боялся, что дадут награду «За честь и достоинство», и тогда пришлось бы отказаться, поскольку ни того, ни другого у меня никогда не было. А дали «За талант и народное признание» — это справедливо».
Приз творческой поддержки им. Николая Овсянникова достался Екатерине Сидоровой за фильм «Феличита».
В Фестиваль—2012 года были внесены небольшие коррективы. В одной из секций мероприятия — коротком метре — победителей выбирали не зрители, а жюри. Им стали представители Школы кино и фотографии (ШКИФ). Победу в этой номинации одержала картина «Забери меня отсюда» Виктории Лопач. Второе место — у Ильи Казанкова и его короткометражного фильма «Мальчики».
Приз Дирекции кинофестиваля в этом году достался телеканалу «100 ТВ».
Порталу LostFilm.INFO удалось пообщаться с генеральным директором и идейным вдохновителем «Фестиваля Фестивалей» Александром Мамонтовым, поздравить его с круглой датой и расспросить о планах на будущее.
Вашему фестивалю 20 лет. Для Вас это праздник или повод подвести итоги и начать строить планы на следующие два десятка лет?
Все вместе. И работа, и праздник, и планы на будущее. Потому, что 20 лет — это лишь планка, которую мы берем. И дальше будет продолжаться работа.
Есть какие-то уже наметки на будущее?
По регламенту фестиваля мы показываем лучшие фильмы, которые были в Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне. И если эти фестивали будут существовать и продолжать свою работу, то будем жить и мы.
Кстати о регламенте. В нем сказано, что Ваш фестиваль призван сформировать аудиторию XXI века. Удалось ли Вам это и какая она, современная аудитория?
Аудитория очень разная. Только в нашем городе 5 миллионов жителей, и, конечно, среди них есть люди, которые знают и любят кинематограф. Есть люди, которые занимаются этим профессионально и следят за развитием как российского, так и зарубежного кинематографа. Это определенный зритель. Мы уже два или три года назад стали организовывать наши фестивальные площадки не только в центре, например, в Доме кино. Также у нас также есть такая площадка, как кинотеатр «Чайка», который находится во Фрунзенском районе. И получается, что у нас есть специальная площадка для зрителей, которые там и живут. Это уже другой контингент зрителей. У нас есть площадка «Каскад» в Петродовце. Там у нас в этом году идет ретроспектива чехословацкого кино, его 20-летний период. Этот кинематограф повлиял на развитие всего европейского кинематографа. Те зрители, которые попадут на эту ретроспективу, увидят, с чего же начинался артхаусный европейский кинематограф. Также у нас есть площадка на базе «Центра современного искусства им. Сергея Курехина». Там молодежная площадка. В этом году там мы показываем программу «Ранний Голливуд» — от немого до звукового кинематографа. Площадки разные, соответственно, разный зритель на этих площадках. В этом году у нас также открывается кинозал на киностудии «Ленфильм». Мы назвали эту программу «Мастера Ленфильма представляют». У нас там состоится показ фильма Константина Лопушанского «Гадкие лебеди», который побывал на многих фестивалях. Режиссер проведет мастер-класс, расскажет о своей новой работе. Эта идея в этом году самая живая, самая энергичная.
В программу 2012 года Вы, кроме прочего, включили несколько немых картин. Совсем недавно с большим успехом прошел фильм Мишеля Хазанавичуса «Артист», в котором также отсутствовали диалоги. Как Вы думаете, почему сегодня подобные картины оказываются такими востребованными?
Понимаете, те технологии сегодняшнего дня, которыми сейчас нас пытается снабжать Голливуд, еще не достигли пика развития. Они еще только достигают этой планки. И те люди, которые любят кинематограф, и кого это не очень устраивает, — пытаются остаться в прошлом кинематографе. Они хотят смотреть Ларса фон Триера, Такеши Китано, арт-хаусный европейский кинематограф и вообще мировой кинематограф. При этом другим зрителям нравится «Аватар» и «Кунг-Фу Панда 2», и они встают на их сторону, так как им кажется, что все остальное — это уже старый кинематограф. А некоторые, и у нас таких, как мне кажется, большинство, все еще хотят смотреть кино на пленке 35 мм, хотя техника уже далеко шагнула вперед. Вы только представьте, мы за последние 25 лет уже пережили и VHS, пережили, по-моему, уже и DVD, сейчас идет DCP. И это все произошло на наших глазах.
Все-таки, почему сегодня так привлекает как зрителей, так и кинематографистов, отсутствие в картине диалогов?
Потому, что зритель, думающий зритель, возможно, хочет сам домыслить, сам понять замысел режиссера. Есть, например, у Йоса Стеллинга фильм «Стрелочник», в котором буквально 5 фраз. Но фильм на полтора часа. У того же Стеллинга есть три короткометражных фильма по 30 мин, которые вообще без слов. Серия называется «Эротические истории». Кстати, мы ее показывали здесь у нас, а сам Стеллинг был нашим гостем. Я думаю, что зрителя привлекает не какая-то говорильня не о чем, а зритель хочет сам додумать, сам понять и сам решить, о чем был фильм, что хотел сказать режиссер. И это как раз тот умный зритель, который приходит к нам на «Фестиваль фестивалей».В прошлом году картины программы можно было объединить общей темой семьи и межличностных отношений. В этом году программа столь разнообразна, что тем можно выделить сразу несколько. Каким образом происходил отбор фильмов для ХХ «Фестиваля Фестивалей»?
Мы хотим существовать на острие времени. У нас в этом году будет показано 4 немецких фильма, так как 2012 год — год Германии в России и России в Германии. Поэтому мы уделили внимание немецкому кинематографу. Конечно, осталась секция «Фестиваль Фестивалей» — современные фильмы-призеры, но мне кажется, что наш зритель уже готов смотреть ретроспективные программы, и, я думаю, что они будут иметь даже больший эффект. Поэтому в этом году у нас проходит ретроспектива Ларса фон Триера, и думаю, совсем скоро будет можно показывать ретроспективу Франсуа Озона. Все его новые работы мы уже показывали. Я думаю, что это будет хороший подарок нашим зрителям. То же самое я могу сказать о Бертолуччи, Бергмане, Феллини. Может быть, стоит показать какую-то ретроспективу актерской работы. Например, Мэрил Стрип, которая также была нашей гостьей. Я думаю, что наш зритель уже подготовлен для таких программ и наш фестиваль будет больше внимания этому уделять. Хотя мы и так делаем эти ретроспективы ежегодно. Например, году в 2000-м, была полностью показана ретроспектива Пьер Паоло Пазолини. К нам приезжала Лаура Бетти — актриса, которая снималась у Пазолини. Мы показывали где-то 15 фильмов режиссера. В программу попали даже те картины, которые были запрещены в Италии. И это, конечно, был фурор, успех и полные залы.
На какие картины из программы 2012 года Вы бы посоветовали обратить внимание в первую очередь?
Из русской программы я бы посоветовал посмотреть фильм «Презумпция согласия». Это картина о мигрантах в нашей стране. Сейчас на очень высоком уровне, на уровне президента, идет разговор о том, как же легализовать мигрантов, как предоставить им права и [научить исполнять] обязанности проживания в нашей стране. Эта проблема, можно сказать, коснулась нас в последнюю очередь. Многие страны, например Франция и Германия, решают эти проблемы уже очень давно и настойчиво. А мы только что к ней приблизились. Поэтому мы хотим с художественной точки зрения показать, что же происходит с мигрантами на территории Российской Федерации. Советую этот фильм посмотреть. Ну и еще «Кококо» — это питерская тема. А из зарубежных фильмов — картину, которая открывала Каннский кинофестиваль — «Королевство полной луны» Уэса Крейвена....подробнее