«У Хищника есть харизма, достоинство и чувство юмора»
Если в каком-то проекте упоминается имя Шейна Блэка, можно быть уверенным на 100% в двух вещах. Прежде всего, фильм будет создан с большой любовью к жанру, в котором он снимается. Однако в то же самое время этот режиссер найдет способ по-своему взглянуть на привычные каноны и привнести в сюжет изюминку. Вот что делает нового «Хищника» таким интригующим: как сценарист и постановщик, Блэк обещает зрителям крутой фантастический боевик с добавлением гуманизма, ностальгической нотки и, конечно, толпы мускулистых парней.
В интервью Шейн объяснил, почему в душе ему все еще 25 лет, рассказал о специфическом чувстве юмора Хищника, своем отношении к зеленому экрану и причинах, по которым легендарная франшиза все еще нуждается в новых элементах.
Можно ли в связи с «Хищником» говорить о вашем возвращении к сотрудничеству со сценаристом Фредом Деккером? Почему вам хотелось работать именно с ним?
Мы вместе сделали несколько проектов и еще тогда поняли, что отлично дополняем друг друга. Все дело во внутреннем возрасте. Говорят, неважно, сколько тебе по факту лет, ведь по ощущениям тебе всегда не больше 25. Мы с Фредом в индустрии около 30 лет, и иногда, глядя в зеркало, я думаю: «Боже, как было бы здорово снова стать пацаном, чтобы вернуть себе то прекрасное волнение и чистоту восприятия!». Я имею в виду, что вот мы все такие зрелые, нас окружают взрослые правила, да и смотрим мы теперь исключительно оскаровские фильмы... Но в какой-то момент я вдруг говорю себе: «Чувак, я просто хочу снять "Хищника" с Фредом». Есть сильное желание сделать что-то такое, что погрузит нас в атмосферу всех тех потрясающих дней, когда мы были молодыми, одаренными и подающими надежды парнями.
Довольно большую роль сыграла моя личная ностальгия, а также желание снять добротный олдскульный триллер типа старого «Хищника», потому что он был сделан по-настоящему талантливо и качественно. Думаю, причина в том, что его создавали до того, как появились компьютерные спецэффекты, с помощью которых можно нарисовать что угодно. И материал в итоге получался более продуманным. Мы с Фредом просто сели и решили: все используют зеленый экран да и мы тоже, но что если попробовать сотворить настоящий каноничный жанровый фильм, типа тех, от которых мы кайфовали, когда нам было по 25?
Мне нравится балансировать на грани разных жанров, но в конечном итоге это будет триллер. У него рейтинг R, а это подразумевает некоторое количество страшных вещей. К тому же мы писали о том, с чем хорошо знакомы. Попроси меня сочинить комедию, так я растеряюсь; но если мне нужен триллер с вкраплением шуток и юмора, тогда окей, я готов. Подобное комбинирование и жонглирование жанрами — это и вызов, и радость от того, что делаешь.
Мы много слышали о переосмыслении концепции «Хищника». Расскажите о подходе, с помощью которого вы сделали его свежим и новым, но при этом отдали дань уважения первым двум лентам...
Мы попытались использовать уже существующую мифологию и в то же время развивать ее. Центральной темой всех картин была охота в том или ином виде. Теперь задайте несколько вопросов о том, почему Хищники делают то, что делают? Каким будет их следующий шаг? Как Хищник решает охотиться на группу солдат? Что из себя представляют солдаты? Насколько они разные? Как показать, донести до зрителя их героические качества, чтобы это были не просто крепкие парни с оружием? Плюс мы привнесли в историю элемент интриги: шпионаж, тайны и все такое. Есть подозрение, что правительство как-то вовлечено во все это и использует вторжения в своих целях. Возможно, для Хищников это уже не просто охота в уикенд, их цели меняются. В общем, мы здорово повеселились, когда играли с сюжетом.
Своим актерам на съемочной площадке вы даете большой простор для импровизации. Расскажите, почему вы так делаете.
Очень много того, чего не было в сценарии, рождается непосредственно на съемочной площадке, а потом остается в фильме. Когда мы с Фредом придумывали сюжет, я сказал: «Знаешь что? Тут же 150 страниц текста. Давай просто найдем готовых персонажей и позволим им играть». И да, мы дописываем текст во время съемок. На съемках третьего «Железного человека» Роберт Дауни то и дело просил выключить камеру, потому что ему в голову пришла какая-то идея и он спешил ей поделиться. Может, я чему-то научился у него и потом получал огромное удовольствие от работы с талантливыми актерами.
Знаете, когда у меня есть Райан Гослинг или тот же Роберт, я счастлив. Потому что, во-первых, они делают результат лучше, а во-вторых, это позволяет взять любой кредит на любой срок. [Смеется.]
Первый фильм был настоящим боевиком: горы мяса и пороха. Что заставило вас добавить в новый проект такие элементы, как правительственный заговор?
Просто захотелось, чтобы не все было таким однозначным. Давайте объясню: Хищники бывают разные, бывают ситуации, когда и неудачники выходят на первый план. Возможно, нашего Хищника вообще изгнали. Мы просто искали новые ракурсы, которые бы работали на нас.
Говорят, вы хотите, чтобы этот фильм был совсем иным по сравнению с другими картинами об инопланетянах?
Да, таковы наши амбиции: собрать как можно больше интересных героев и сюжетных линий. Думаю, что и фильм «Чужие» оказался настолько успешен потому, что там был хороший актерский состав. Я считаю, что недостаточная популярность предыдущих частей киносерии обусловлена малым количеством по-настоящему интригующих персонажей. А еще мы постарались не быть банальными при постановке трюков и избежать распространенных клише. Подобная предсказуемость может оттолкнуть зрителей.
Как вы относитесь к компьютерным спецэффектам?
Я открыт для новых технологий, особенно когда на экране все выглядит реалистично. Но я также знаю, что глаз не так легко обмануть. Так что приходится выбирать нечто среднее — где-то 50 на 50.
Любопытно, каково это: сыграть второстепенную роль в оригинальном «Хищнике» 1987 года, а спустя столько лет возглавить съемки нового фильма?
Конечно, есть в этом некое удовлетворение. Трудно было в разгаре процесса: каждый день просыпаться с мыслью о том, что придется решать какие-то вопросы... Но потом пришло умиротворение и уверенность, что зрители все поймут и примут то, что мы для них сделали. Я думаю, мы не изменяем вселенную, а расширяем ее. Надеюсь, у нас получился триллер, который заставит киноманов понервничать. Что-то типа «Челюстей» Стивена Спилберга, когда он сказал: «Это вам не просто фильм про акулу, лодку и гавань. Это, черт возьми, эпическое морское приключение, и зритель должен осознать каждую его секунду, прочувствовать напряжение веревки, зыбкость палубы под ногами и тоску от мифической безвременности рыщущего под водой древнего врага».
В глубине души вам всегда хотелось снять большее количество фильмов про Хищника?
Нет, я просто подумал, что это отличный, культовый пришелец. Кроме того, он всегда отличался от своих киношных собратьев харизмой и своей историей, миссией и чувством чести в каком-то смысле. Он играет в собственную игру и обладает странным чувством юмора. Разумеется, он редко прям юморит, но иногда я смотрю на него и думаю: «Ты серьезно?..».