Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
01.04.2017 23:03

Жить. Рецензия на «Манчестер у моря»

«Манчестер у моря» — это тот случай, когда после просмотра хочется молчать и крутить в голове только «Ну как же так?!» и «Спасибо». Анонс к фильму, как казалось, обещал простую драму об исцелении: отягощенный событиями прошлого нелюдимый сантехник Ли должен стать опекуном своего племянника после смерти брата, а потому возвращается в родной город. Зритель, сытый картинами об ответственности и ценности родственных уз, вправе предположить, что в этой ленте со скромным бюджетом и двумя «Оскарами» его ждет нечто похожее и довольно предсказуемое. Тем более это так по-американски — не сдаваться, воодушевлять, работать над собой. «Ан нет, все намного сложнее», — подумал режиссер Кеннет Лонерган, перечитал Чехова и снял по собственному сценарию фильм, реальность которого соединяет травму со спокойствием, а сюжет развивается вопреки шаблонам и слишком похож на жизнь. Только, пожалуйста, чужую.

Правда, абстрагироваться от переживаний героя Кейси Аффлека не удастся: приготовьтесь на два с лишним часа стать им — меланхоличным, опустошенным, порой грубым Ли Чендлером. Человеком, совершившем ошибку, за которую невозможно расплатиться ни жизнью, ни праведным поведением.



По атмосфере фильм похож на пастораль, полную одновременно тихой грусти и света. И в этом меланхоличная картина Лонергана снова ломает шаблоны: несмотря на боль, которая, скорее всего, еще долго будет тупо сверлить вам сердце, «Манчестер у моря» вызывает желание не умереть от безысходности, а жить дальше. Да, с той болью, что лишь приглушится со временем, но жить. Этот путь придется проделать и главному герою.

Манчестер-у-моря — место достаточно кинематографичное. Это прибрежный маленький городок в штате Массачусетс с численностью населения чуть больше пяти тысяч человек. Жизнь там течет размеренно и пролетает незаметно, а от океанских ветров постоянно мерзнут руки. Это целый микромир со своими маленькими вселенными — семьями, парами и компаниями, где все друг друга знают. Здесь, казалось бы, не может произойти ничего выдающегося или стоящего внимания. В таких местах легко спиться, а затем спасти себя религией. После просмотра даже начинает казаться, что Манчестер-у-моря — это не что иное, как состояние души — чувствительной и хрупкой. Здесь природа создала особый род людей — скупых на эмоции стоиков. Только не потому что жалко с кем-то поделиться, а оттого что выразить свои чувства в нужный момент оказывается почти невозможно.



Придуманная Кеннетом история, сочетающая в себе повседневность с трагедией, думается, на российском фоне приобрела бы совсем другие оттенки — вылилась бы в чернуху или, что еще хуже, в воспитательный плакат. Ни того, ни другого с картиной Лонергана, к счастью, не произошло: он подарил миру бытовую экзистенциальную драму, где кроются деликатность, эмоции на полутонах и психологизм. Что поражает в «Манчестере» больше всего, так это соединение приземленного, абсолютно незамысловатого существования с трагедией такого уровня, которому позавидовали бы даже древнегреческие драматурги.



Оттого здесь мотивы церковных хоралов сочетаются с произведениями Генделя, а знаменитое «Адажио Альбинони» от Ремо Джадзотто музыкальным языком говорит такое, что мгновенно приколачивает зрителя к стенке. Так снова и снова в «Манчестере» срабатывает механизм истинного киноискусства. Не с помощью прямых реплик или заламываемых рук, а при изображении семейной рыбалки в холодных водах Атлантики — идиллической сцены, после которой, казалось бы, не может произойти ничего из ряда вон выходящего. А оно происходит.

Оно словно того и ждет — когда дашь слабину, не послушаешь самого себя, забудешь, что счастье может оборваться в миг. И жизнь не против тебя, она просто идет дальше: кто-то умирает, кто-то рождается, а кто-то все никак не может уединиться со своей девушкой, чтобы просто стало теплее. Между тем жизнь постепенно уменьшает масштабы трагедии, стирает острые углы, но навсегда оставляет шрамы. Ни что иное, как фатум, злая судьба, нависло над некогда беззаботным Ли Чендлером, и только по его поведению можно понять, где перед нами настоящее, а где навсегда утраченное прошлое, неидеализированное подобие Эдема.



Из памяти, к сожалению, самого главного не сотрешь: с прошлым Ли мы знакомимся через разрозненные флэшбэки, уже к середине фильма разматывающие клубок давних событий. И если первая часть картины, где странный герой ведет себя как озлобленный неудачник, вызывает реакцию: «Да что с тобой, мужик, не так?», — то вторая превращает все мыслимые вопросы в одни эмоции. Новое знание расставляет все по местам, заставляя взглянуть на жизнь Ли с совершенно неожиданного ракурса. Играющему на каком-то запредельном уровне Кейси Аффлеку хочется не только отдать должное, поздравив с заслуженным «Оскаром», но и просто пожать руку. Интересным образом эта картина о возможном спасении через семью и о семье как отдельной вселенной овеяна радостью родственных отношений. Чего только стоят трогательные слезы Бена Аффлека во время вручения золотой статуэтки младшему брату.



И если о таланте Кейси или Мишель Уильямс зритель и без номинаций на престижные награды догадывался, то совсем юный Лукас Хеджес — открытие ленты Лонергана. Невинная, еще не оперившаяся душа, рвущаяся во взрослый мир, — именно такой персонаж должен был вызвать желание незаметно помочь и поддержать. Та или иная травма есть в анамнезе каждого героя из провинциального Манчестера, и у каждого из них свои лекарства, свои шансы на выздоровление. Однако, несмотря на то, что жизнь вновь и вновь торжествует, нет никаких спасительных кругов — тотальная грусть не покинет виновника трагедии никогда. Есть только вариант здраво оценить свои возможности и не пропасть для того, кому еще предстоит пройти собственную извилистую дорогу. Ради него научиться жить с сердцем, навсегда разбитым на осколки.
Поделиться:

Премьеры
01.06
Жизнь кабачка
Ma vie de Courgette
01.06
Одаренная
Gifted
01.06
СПАРК. Герой Вселенной
Spark: A Space Tail
01.06
Нелюбовь
Loveless
все премьеры
Топ 250
158
Красавица и чудовище
Beauty and the Beast (8.00)
159
Далласский клуб покупателей
The Dallas Buyer's Club (8.00)
160
Хорошо быть тихоней
The Perks of Being a Wallflower (8.00)
161
Шоу Трумана
The Truman Show (8.00)
162
Дитя человеческое
Children of Men (8.00)
163
Неприкасаемые
The Untouchables (8.00)
164
Зомби по имени Шон
Shaun of the Dead (8.00)
165
Маленькая мисс Счастье
Little Miss Sunshine (8.00)
166
Остров проклятых
Shutter Island (8.00)
167
Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button (8.00)
весь топ