Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
22.04.2012 22:29

«Шпион» и зритель, который за наших

Любой фильм, так или иначе затрагивающий военную тему, неизбежно вызывает яростные споры. А если война тесно связана со шпионажем, градус полемики возрастает буквально на глазах.

Все дело в том, что советская традиция жанровых картин о войне давит на режиссеров неимоверным грузом. «Летят журавли», «А зори здесь тихие» — уже двух этих фильмов хватит, чтобы любой почувствовал себя не в свой тарелке. Ситуация с лентами о разведчиках чуть получше, но «Щит и меч» тоже всерьез заставляет призадуматься о собственной профессиональной пригодности.

Поэтому, чтобы вступить в неравную схватку с историей кино, нужно быть человеком очень отважным.

«Шпион» Алексея Андрианова пример как раз такой отваги. Экранизация «Шпионского романа» Бориса Акунина получился на удивление очень приличным, и эта ситуация стоит отдельного подробного разбора.



Содержание «Шпиона» пересказывать глупо: есть роман, есть аннотации, кому нужно, тот и так узнает. Важно другое. Важны те особенности, на которым мы и остановимся подробнее.

Во-первых, полное попадание в ожидания. Никто всерьез не рассчитывал, что «Шпион» получится шедевром, над которым будут рыдать поколения. Нет, картина была задумана как игровая и исполнена как игровая. Шпионский боевик не располагает к монотонным перемещениям камеры и возвышенным рассуждениям о чем-то возвышенном. Стрельба, погоня, тайна, заговор, внятный и узнаваемый исторический фон, простые и ясные характеры — все на месте. Александр Андрианов сделал все в самых лучших традициях игрового кино Голливуда, где режиссер не изображает из себя непонятного гения, а просто работает. Причем, раз от раза все лучше и лучше. И тот факт, что не каждому удалось родиться Стэнли Кубриком, ничего не меняет. Кто-то должен заниматься ремеслом, то есть создавать ту норму, тот канон, по которому и можно вычислить и бездаря, и гения. «Шпион» — лента каноническая, здесь все на месте, все в тему и все правильно.



Во-вторых, блестящие характеры. Циничный, но трепетный старший майор Октябрьский (Федор Бондарчук) и молодой, наивный, супергеройский супергерой лейтенант Егор Дорин (Данила Козловский), возлюбленная Дорина Надя (Анна Чиповская) и связная фашистской разведки Петракович (Виктория Толстоганова), старший лейтенант Коган (Владимир Епифанцев) и нарком Лаврентий Берия (Сергей Газаров) — кого ни возьми, все хороши. Самое удивительное, что Даниле Козловскому удалась даже сверхтонкая для современного российского кино психологическая игра: когда Дорн вживается перед зеркалом в образ подставного фашистского радиста, он демонстрирует настоящие чудеса мастерства. Прекрасно сыгран Викторией Толстогановой переход от женщины-вамп к запуганной барышне, выше всяких похвал исполнена роль Нади.



В-третьих, смелая игра с историческими реалиями. Предвоенная Москва в фильме — это первая сознательная российская заявка на дизельпанк, что само по себе невероятно интересно. Пользователи Сети, которые умудрились прочесть три исторические книжки в тонкой обложке, так любят пенять режиссерам на те или иные несоответствия, что трудно было удержаться и не начать «Шпиона» с невозможного в 40-е прототипа Скайпа, по которому фюрер ловко общается с адмиралом Канарисом. Да, все — условно, все — игра, не могло всего этого быть, что снимает с режиссера ответственность за все, кроме драйва, который ему прекрасно удается. Сторонники исторической достоверности пыхтят в углу, а Дорн и Октябрьский идут по залитой солнцем Москве разоблачать врагов, ошибаются, затем снова ошибаются, затем ошибаются в третий раз — и ничего не могут предотвратить, но делают это витально, убедительно и с известной степенью самоиронии, которая не снилась любителям с пеной у рта доказывать, что Сталин не мог поддаться на нехитрую уловку Гитлера.

А президент Авраам Линкольн не мог охотиться на вампиров, что никак не помешает выходу в свет многообещающей картины Тимура Бекмамбетова. Мало того, волшебные по исполнению «Бесславные ублюдки» — это вообще выдумка, вот как на духу вам скажу, а уж в «Порко Россо» главный герой — простите, вообще свинья. И никто почему-то не рыдает, заламывая руки, о том, что Хаяо Миядзаки и Квентин Тарантино все наврали, такие нехорошие люди. Кардинала Ришелье мы помним не по скучным хроникам, а по предвзятым романам Александра Дюма-отца, и со сталинским временем неизбежно произойдет то же самое. Картина Андрианова сыграет в новых обобщениях самую прямую роль.



И, наконец, в-четвертых, светлая имперская сталинская Москва с высоты птичьего полета (блестящая операторская работа Дениса Рамиреса), ошибающиеся то тут, то там чекисты, Надя и Дорин на берегу реки, танцующий танго Октябрьский, скрывающиеся в подземке шпионы — вся эта иллюзорная реальность, которой не было никогда, выглядит настолько убедительно, что в нее хочется поверить.

Что и требовалось доказать.

Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
99
Непрощенный
Unforgiven (8.30)
100
Большой побег
The Great Escape (8.30)
101
Убить пересмешника
To Kill a Mockingbird (8.30)
102
Мстители
The Avengers (8.20)
103
«V» значит Вендетта
V for Vendetta (8.20)
104
Шестое чувство
The Sixth Sense (8.20)
105
Старикам тут не место
No Country for Old Men (8.20)
106
Большой Лебовски
The Big Lebowski (8.20)
107
Умница Уилл Хантинг
Good Will Hunting (8.20)
108
Карты, деньги, два ствола
Lock, Stock and Two Smoking Barrels (8.20)
весь топ