Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
24.01.2018 19:57

Светлый час Олдмана. Рецензия на «Темные времена»

Джо Райт — режиссер с амбициями и большой любитель браться за священных коров, обгладывать до костей классическую историю и предлагать авторскую версию. Выходит у него это по-разному. Иногда вполне сносно, как в экранизации романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», а порой сомнительно — тому пример балаганная инсценировка «Анны Карениной» Льва Толстого. Последняя работа режиссера «Пэн: Путешествие в Нетландию» не смогла собрать кассу, и фильм «Темные времена» — своеобразная попытка Райта реабилитироваться. Напомнить зрителям и продюсерам, что именно он автор многообещающего «Искупления», чтобы те не списывали его со счетов и продолжали поддерживать дорогостоящие, размашистые проекты.

На этот раз он решил взяться не за легендарную историю, но за легендарную личность — британского премьер-министра в годы Второй мировой войны и просто умнейшего человека своей эпохи Уинстона Черчилля. И здесь главным было найти подходящего на эту роль актера. Выбор Райта удивил: образ Английского бульдога (так премьер-министра величали сами англичане) воплотил худощавый и резкий Гэри Олдман. Единственное, что на поверку объединяет актера и легендарного премьера, — оба не дураки выпить. Но вряд ли это залог успешной игры, да и актер последние годы в завязке. Так что киноманы замерли в предвкушении грядущего перевоплощения. И, как оказалось, не зря. Олдман сыграл блестяще, это уже состоявшийся факт. За эту роль он был отмечен «Золотым глобусом», да и «Оскар» у актера, говорят, уже в кармане. Но стала ли эта блистательно сыгранная роль гарантом столь же блистательного фильма?



Райт — мастер первого кадра. С помощью него он задает тон своим картинам. В «Анне Карениной» это небритое лицо Стивы, выглядывающее из-за занавеса красного бархата, по которому зритель понимает, что его ждет зрелище, мягко сказать, экспериментальное. И поскакала Россия — дымковская, драматичная, цветасто-платковая... Тот же ход он использует в «Темных временах». Первый кадр — прыжок над головами брызжущих слюной и ядом парламентеров, обещающий нам, что в ближайшие два часа мы постигнем все тонкости британской политики. Так и выходит. Кулуарные интриги, лобби, дебаты — всего этого в фильме в достатке. Однако показывать Черчилля Райт не спешит. Он прячет его за спинами и голосами других персонажей, так как понимает, что это его главный козырь, а потому выводит его позже, любовно, словно поднимая фату невесты. Самому не наглядеться, как хорошо вышло.

По всему видно, что Райт является эстетом: по завтраку, подаваемому Черчиллю в постель, по изящно сложенной богемной жене политика, обстановке, в которую он помещает своих героев, а главное — по довоенному Лондону, который он собирает из архивных фотографий, кинохроник и воспоминаний. Райт уже работал в этом времени, снимая «Искупление», и оказался на исхоженной территории. Ему не составило труда художественно и при том достоверно показать столицу Британской империи до падения бомб. Он продумал и тяжеловесную цветовую гамму фильма, которая лишний раз напоминает, что времена нынче темные. Несколько прямолинейно, но завораживающе. И если с картинкой у Райта происходит единение, то с сюжетом возникают трудности.

Он предугадывается. И дело не только в том, что все мы знаем, чем дело кончилось. Сами персонажи действуют механически, как марионетки в руках у кукловода. Настоящей же прорехой в сценарии выглядит сцена в подземке, куда озабоченный премьер спускается, дабы узнать чаяния своего народа. В какой-то момент кажется, что актеры вскочат со своих мест и запоют в лучших традициях британских мюзиклов, а Черчилль ответит им той же монетой и, подбоченясь, даст гопака или что в Британии принято танцевать в особо торжественных случаях. Будто это не фильм о выдающемся британце, не мир до войны, а постановка сколоченного наспех бродячего театра. При этом актеры, как доблестные солдаты генералиссимусу, пытаются помочь своему режиссеру и вытянуть сырые сцены.



Отдельной похвалы заслуживает Бен Мендельсон, сыгравший короля Георга VI, который, как все мы помним по фильму «Король говорит!», страдал от заикания. Трудно представить, насколько страшно браться за роль, которую до тебя уже воплотил один из самых обласканных Голливудом британских актеров, Колин Ферт, да еще и получил за нее главную кинонаграду. Но Мендельсон не испугался и создал совсем другого, не менее интересного короля. Сцены, где Олдман и Мендельсон взаимодействуют, одни из самых удачных в фильме. Они сделаны не только со вкусом, как всячески старается Райт, но и со смыслом, а также, что еще более ценно, с юмором. Последнее время режиссеры, которые замахиваются на серьезный кинематограф, неоправданно пренебрегают юмором. И этим «Темные времена» выгодно отличаются.

Несомненным успехом является Гэри Олдман. Даже за уродливыми накладными щеками, которые не столько помогают, сколько мешают, тормозя его мимику, актер сумел создать полнокровного героя, и его работа, конечно, впечатляет. Но загвоздка в том, что не впечатляет сам Черчилль. Возможно, англичанам интересно посмотреть на своего политического героя без штанов, в буквальном и переносном смысле, на то, как тяжеловес-политик плачет, сопереживает, мучается в принятии решений. Но зритель, не сведущий в его биографии и помнящий лишь фотоснимок с Ялтинской конференции, где Черчилль курит неизменную сигару в компании Сталина и Рузвельта, получит не исторического героя, а скорее точку зрения Райта на исторического героя.

На экране немощный, вялый старик, неясно по какой причине выдвинутый в премьер-министры. Невдомек, почему его так боится сам король. Даже его выступления перед оппонентами выходят блеклыми. Не угадывается в экранном Уинстоне эрудит, стратег, острый на язык нобелевский лауреат по литературе. Между тем речи британского премьера столь же культовы, как и многократно цитируемая «У меня есть мечта», произнесенная Мартином Лютером Кингом со ступеней Мемориала Линкольна. Как Райт обесценил то, что сегодня проходят в школах на обеих сторонах Атлантики, — загадка. Видимо, слишком увлекся погоней за красотой кадра.

Оценивать фильмы всегда трудно. Любой новый создан в контексте уже вышедших, а потому огрехи видны сразу, и, так или иначе, мысли о том, что не дожали, не додумали или пропустили, царапают сознание. Тем не менее со всеми своими столь явными минусами фильм «Темные времена» вышел крепким середнячком. Как любят говорить в таком случае рецензенты, кино на любителя. И этих любителей, кажется, предостаточно. Это и поклонники Олдмана, и ценители биографических лент, и почитатели довоенной эпохи, неспешно проплывающей мимо окон автомобиля Уинстона Черчилля.



К слову, название фильма наши прокатчики переиграли. В оригинале оно звучит как «Темный час» и дает своего рода подсказку, ведь самый темный час бывает перед рассветом. Правда, за рассветом стоят еще миллионы смертей и многие месяцы, сложившиеся в кровавые шесть лет. Но само рождение надежды и отказ от рабского служения нацистскому режиму уже есть точка отсчета до победы.
Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия, байопик
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
109
В диких условиях
Into the Wild (8.20)
110
Убить Билла
Kill Bill: Vol. 1 (8.20)
111
Донни Дарко
Donnie Darko (8.20)
112
Казино
Casino (8.20)
113
Унесенные ветром
Gone with the Wind (8.20)
114
Нечто
The Thing (8.20)
115
На игле
Trainspotting (8.20)
116
13 причин почему
13 Reasons Why (8.20)
117
День сурка
Groundhog Day (8.20)
118
Охотник на оленей
The Deer Hunter (8.20)
весь топ