Орешек, калейдоскоп и гражданская война: смотрите на этой неделе
Наступающая премьерная неделя радостно богатыми умными и глубокими лентами. На фоне общего снижения уровня зрительских притязаний это смотрится удивительно. Первый фильм, на который стоит пойти, — конечно «Мастер» Пола Томаса Андерсона. Он исключен из подробного обзора лишь потому что LostFilm.INFO уже опубликовал обстоятельную рецензию. Так что милости просим. Из этого интеллектуального ряда выбиваются лишь боевик «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (в главной роли Брюс Уиллис, и он всех победит), почти документальный рассказ о цунами под названием «Невозможное» и индийская лента «Случайный доступ» (о компьютерах, ну надо же). Но уже драма «После любви» являет нам пример истинно серьезного отношения к делу. Правда, полных залов она не соберет, но ценителям медленного, вдумчивого европейского кино вполне рекомендуется.
Пожалуй, из всех новинок на массовый зрительский успех (особенно накануне 14-го февраля, да простят меня мужчины) самые большие шансы имеет лента «Прекрасные создания», речь в которой пойдет, как можно догадаться, о созданиях в той или иной степени ужасных. Режиссер Ричард ла Гравенес не слишком скрывает, что занимается игрой на руинах саги «Сумерки», но за простой пубертатной историей о любви на фоне сверхспособностей кроется в кои-то веки очень интересный и важный сюжет о свободе выбора и о способности выбирать. Человек обычно бежит от выбора, предоставляя его кому-нибудь другому, но вся беда в том и состоит, что бежать от себя некуда. Но и слепо следовать своей природе (моде, рекламе, мнению родителей и далее по тексту) тоже недостойно звания человека. Так что «Прекрасные создания», очередная глубокомысленная картина о «нелюдях среди нас», отлично подойдет и для взрослых тоже. В том, что валом пойдут подростки, сомневаться вообще не приходится.
В свою очередь «Калейдоскоп любви» бразильца Фернанду Мейреллиша может похвастаться двумя звездами первой величины: в фильме играют Джуд Лоу и сам Энтони Хопкинс. Разумеется, с рекламной точки зрения ход беспроигрышный, но те, кто клюнут только на этих актеров, будут крайне разочарованы: «Калейдоскоп любви» — цикл новелл о том, как соприкасаются друг с другом представители различных социальных групп, как взаимодействуют в современном обществе богатые и бедные, очень богатые и почти обеспеченные, нищие и крепко стоящие на ногах. Любовь в данном случае — лишь приводной ремень для нескольких сюжетов, связанных друг с другом лишь общей темой. Новеллы, между тем, очень тонко и умно сделаны и ставят действительно важные вопросы. Вряд ли на творение Мейреллиша стоит идти из развлечения, но фильм очень злободневен и честен, а это дорогого стоит.
Еще одна актуальная картина, в которой не обошлось без любви, мелодрама «Тихая гавань», была бы не стоящей подробного разговора, если бы не одно обстоятельство. Лассе Халльстрем рассказывает историю любви Кейт (Джулианна Хаф) и Алекса (Джош Дюамель) ровно так, как и положено говорить сегодня о чувствах. Скука смертная. Но Кейт бежит от человека, который ее избивал, и именно здесь сюжет приобретает смысловую и социальную глубину. Мечтательно-романтические истории всегда осторожно обходят тему семейного насилия, а оно и в США, и в России является одной из главных общественных проблем. Молчать об этом можно сколь угодно долго, но можно домолчаться до того, что женщин, которые «как-то не так себя ведут», будут забивать камнями, как в радостном Иране. Поэтому «Тихая гавань» стоит просмотра. Хотя бы для того, чтобы понять, что будет, если ты соглашаешься мириться с насилием.
А главная премьера недели будет посвящена войне. Но не той войне, где героические мужчины, обвязанные гранатами, убивают по сотне врагов за раз и утирают со лба трудовой пот. И не той войне, где веселые гусары скачут туда-сюда под звон бокалов. Настоящей войне, в которой детям приходится брать автомат и идти в партизаны. Так оно обычно и случается: «наши девочки платьица белые разтдарили сестренкам своим». В «Ведьме войны»Кима Нгуйена есть и еще одна важная мысль: западный зритель, расслабленный и толстый, привык, что другие — это какие-нибудь томные вампирчики с подведенными глазками, но ведь по-настоящему иной для нас может стать лишь тринадцатилетняя прорицательница Комона (Рашель Мванза), умеющая стрелять в спину и рассказывающая своему ребенку о том, каково это. Вот это действительно страшно.