Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
04.02.2013 16:45

«Мастер»: рецензия

«Иметь в Америке фамилию Андерсон — все равно, что не иметь никакой», — так можно перефразировать крылатое выражение того самого барона Мюнхгаузена из знаменитой картины Марка Захарова.

В России известны как минимум три режиссера с такой фамилией. Первый — отец-основатель хоррор-франшизы «Обитель зла», по имени Пол Уильям Скотт. Его однофамилец Уэс известен чуть меньше, однако его инди-комедию «Королевство полной луны» приняли в нашей стране довольно тепло. И, наконец, самый титулованный из АндерсоновПол Томас, обладатель Золотой пальмовой ветви 2002 года как «Лучший режиссер» — со своим новым драматическим проектом «Мастер» сегодня в центре нашего внимания.

Пол Томас Андерсон из той когорты режиссеров, которые не торопятся реализовать свои проекты в срок, точно заданный продюсером, Андерсон — режиссер в лучшем смысле независимый. Он снимает не так часто, зато каждый его проект — по-настоящему знаковое событие.



«Мастер» нельзя отнести ни к мейнстриму, ни к арт-хаусу. С одной стороны, картина не требует сильного мозгового напряжения в попытках распутать клубок замысловатых метафор, с другой — зритель должен быть готов к тому, что ему придется слушать и разбираться с тем, что, когда, зачем и почему говорят герои фильма.

«Мастер» — одна из лучших работ Андерсона, несмотря на то, что мы не найдем в ней ни болезненного капиталистического прикуса, как в оскароносной «Нефти», ни задорной предвзятости математики судьбы, как в «Магнолии». Фильм все равно очень хороший, ведь неспроста некоторые кинокритики рассматривают Андерсона как творческого правопреемника Стэнли Кубрика.

Режиссер потрясающе воссоздает психологический климат Северной Америки после Второй мировой войны, умело и к месту вписывая в данную канву появление нового мессии, героя Филипа Сеймура Хоффмана, по имени Ланкастер Додд. После войны в Америке наступило преображение. Жить в этой стране становилось все комфортней. Во многом именно это и стало причиной появления бесчисленного множества авантюристов и шарлатанов, расплодившихся по территории страны от Аляски до Флориды. Додд — один из ярких образов «нового пришествия», который одновременно и не без удовольствия примеряет на себя одну за другой мантии мастера, гуру, мистика, философа, физика-ядерщика, врача, писателя, наставника и друга.

Мастер — обаятельный и харизматичный, он балагур и весельчак, его искренне любят, им искренне восторгаются. «Прежде всего, я человек, безнадежно любознательный человек, как и вы», — говорит Додд всем своим последователям. Он приветлив, расположен к людям, но только до того момента, пока дело не касается скепсиса в отношении его учения. Позволившие себе усомниться неизбежно сталкиваются с неприкрытой животной агрессией учителя.

Если представить учение Ланкастера Додда в виде тезисов, то выглядит оно примерно так: «Ученые заблуждаются, и Земля существует триллионы лет. Человек как матрешка хранит в себе опыт множества предыдущих жизней, травмы и ошибки, прожитые в прошлых столетиях. Чтобы отправиться навстречу успеху, необходимо «открыть» эти предыдущие жизни, и тогда твоим возможностям не будет предела».

Второй герой — альтер эго Мастера, демобилизовавшийся моряк Фредди Куэлл (его роль исполнил Хоакин Феникс).

Куэлл с первых кадров вызывает к себе глубокое отвращение. Он не просто необразованный, нищий, голодный, сексуально озабоченный, потерянный для общества, скособоченный бродяга-алкоголик с признаками бесконтрольной агрессии — он суть того, каким быть не надо. Вернувшись в послевоенную Америку 50-х, Фредди не нашел ничего лучше, чем встать на путь разврата, алкоголизма и девиации. Разумеется, последствиями такого образа жизни и стали все вышеперечисленные признаки. Встреча с Доддом становится для Фредди единственно возможным спасением.

Как любой религиозный культ, учение Додда приобретает статус пристанища для нищих, обездоленных и убогих. Именно в таком качестве поступает на работу к Учителю бывший военный моряк, и именно этим он вызывает симпатию, в отличие от других послушников. Остальная масса приспешников слащава и обезличена, а потому малоинтересна. Отдельного внимания заслуживает разве что властная жена ДоддаПэгги (Эми Адамс), истинная роль которой становится понятной не сразу.

«Сотрудничество» с Фредди стало своего рода курсом повышения профессиональной квалификации Ланкастера Додда. Одно дело обуздать замыленные телесериалами мозги домохозяйки, совсем другое, когда перед тобой военный моряк-мизантроп, искренне ненавидящий себя и окружающих. Закономерным следствием этой «дружбы» стало зарождение внутренней симпатии к моральному уродцу со стороны Учителя. Додд относится к Фредди как к другу: он смеется над его пошлыми шутками, хвалит и пьет его убийственный коктейль, смешанный из ракетного топлива, фотореактивов, технического спирта и прочих ядов.

Что касается самого учения, то Ланкастер и его квазирелигиозный культ был в какой-то части списан с саентологии Л. Рона Хаббарда. И хотя данный термин ни разу не упоминается в картине, и сам Андерсон решительно отрицает «причастность» саентологии к его творению, по косвенным признакам уловить отголоски учения все-таки можно. В частности, серия психологических тестов под названием «обработка» есть не что иное, как «одитинг» — своего рода «авторитетный», или «командный» гипноз, основанный на практике многократного повторения простых, но жестких вопросов, требующих молниеносного ответа на них. Однако в целом учение Ланкастера все-таки является продуктом собирательного образа.

Отдельного внимания заслуживает операторская работа Михая Милаймара-младшего. Обилие крупных планов, потрясающие пейзажные съемки идеально дополняют концепцию сценария. 70-миллиметровый формат пленки воссоздает и подчеркивает образы пышного визуального великолепия лучших мелодрам середины 50-х.

Вместе с героями мы проезжаем через всю восточную часть послевоенной Америки с севера на юг. Перед нами возникают то снобистские образы величественного Нью-Йорка, то одноэтажная Америка с ее немного отвязной Филадельфией. Апофеозом путешествия становится конечный пункт назначения — раскаленная пустыня в Аризоне.

Напомним, что релиз картины намечен на 16-е февраля.
Рубрика: Рецензия
Теги: , рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
25
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs (8.70)
26
Подозрительные лица
The Usual Suspects (8.70)
28
Психо
Psycho (8.70)
29
Ход королевы
The Queen’s Gambit (8.70)
30
Окно во двор
Rear Window (8.70)
31
Эта замечательная жизнь
It's a Wonderful Life (8.70)
33
Помни
Memento (8.60)
34
Красота по-американски
American Beauty (8.60)
весь топ