От «Поющих под дождем» до «Ла-Ла Ленда»: 10 лучших номеров мюзиклов
Мюзикл «Величайший шоумен» продолжает уверенно шествовать по мировому прокату, застревая своими песнями в головах зрителей по обе стороны Атлантики. Самая энергичная и лиричная из них, “This is Me”, уже удостоилась «Золотого глобуса» и является наиболее вероятным претендентом на «Оскар» в аналогичной категории. По случаю очередной хлесткой пощечины всем скептикам, регулярно трубящим о предсмертных судорогах жанра, мы решили вспомнить десятку лучших номеров из славных фильмов-предшественников «Величайшего шоумена».
«Поющие под дождем» Музыкальный номер “Singing in the Rain”
Ну разве мы могли начать с чего-то другого? Если в американской телеигре Family Feud, российским ответвлением которой является «Сто к одному», попросить игроков предсказать самый популярный ответ на вопрос «Какая песня ассоциируется у вас с жанром мюзикл?», то любой участник, не задумываясь, вспомнит “Singing in the Rain” и даже взгляда не кинет на табло, чтобы убедиться в своей правоте. Секрет неугасающей популярности композиции, да и всей сцены с лихо отплясывающим под дождем Джином Келли, кроется в ее безграничной жизнерадостности, оптимизме и искренней дурашливости. Отдельным аттрактивным фактором стала ярко выраженная антитеза заезженному кинематографическому штампу о том, что дождь на экране — непременный спутник драматических событий.
«Вестсайдская история» Музыкальный номер “America”
И по сей день не растерявшая ни грамма своей актуальности и злободневности картина Роберта Уайза и Джерома Роббинса в свое время напела и натанцевала на десять «Оскаров». Самым же резонансным и зрелищным стал номер под названием “America”. В нем в формате межгендерной вокально-хореографической битвы стенка на стенку поднимается тема иммиграции — от идеализма, под парусом которого иноземцы плывут навстречу новой жизни в Америке, до горького разочарования от неоправдавшихся надежд.
«Звуки музыки» Музыкальный номер “The Sound of Music”
Многие мюзиклы приберегают свои лучшие заготовки на сладкое, но только не «Звуки музыки». Лента Роберта Уайза сразу предстает во всей красе, выдавая роскошную открывающую сцену, которая поражает своим размахом и живописностью. Создается ощущение, что величественные холмы Австрии действительно оживают благодаря волшебному голосу Джули Эндрюс. Глядя на то, как современные производители мюзиклов одержимы клиповой манерой, легко догадаться, что именно «Звуки музыки» своим пионерским начинанием дали толчок к сдвигу ориентиров.
Если вдруг предположить, что строительство Вавилонской башни и Божья кара за рвение людей приблизиться к небесам действительно были, то стоит признать, что один универсальный язык Всевышний все же оставил — язык музыки и танцев. Как наглядное доказательство тому — номер под названием “Lechaim” из фильма «Скрипач на крыше» Нормана Джуисона. Русские и евреи, соседствующие в украинской деревушке Антеевке, пересекаются в местной таверне и постепенно сливают свои национальные идентичности в единый плясовой поток. Судя по тому, как бойко камера отбивает ритм в унисон с танцорами, оператор в этой сцене не был лишь сторонним наблюдателем.
Что обычно делают молодые люди, когда понимают, что по уши влюбились с приятным бонусом в виде взаимности? Конечно же, во всех подробностях рассказывают об обретенной второй половинке своим друзьям. Именно это и происходит в самой запоминающейся сцене суперхита Рэндала Клайзера «Бриолин». Главные герои в исполнении Джона Траволты и Оливии Ньютон-Джон с явным удовольствием провоцируют уточняющие вопросы, каждый из которых по итогу остается открытым, и плавно отпочковываются от своих свит, как бы намекая на смену приоритетов.
«Мулен Руж» Музыкальный номер “El Tango De Roxanne”
Контрастный душ из красочных эмоций за авторством База Лурмана отложился в памяти в первую очередь чувственным и напрочь опустошающим номером “El Tango De Roxanne”. Сыгранный на разрыв аорты и безукоризненно смонтированный эпизод швыряет нас между несколькими локациями: пока прекрасная куртизанка Сатин проводит вынужденное свидание с ненавистным герцогом, ее возлюбленный Кристиан, который виноват лишь тем, что беден, наблюдает за выразительным метафорическим танго, рассказывающим о любви и неверности. Градус напряжения растет, выводя события из-под контроля. И вот уже на последних аккордах зритель жмет на паузу и отправляется на кухню пить «Корвалол».
Гимн победившего феминизма как он есть. Когда героиня Рене Зеллвегер, Рокси Харт, попадает в женскую тюрьму, первой же ночью ее будят повторяющиеся звуки и голоса, которые складываются в единую признательную композицию. Подруги Рокси по несчастью рассказывают свои истории попадания за решетку, соревнуясь, чей панчлайн окажется наиболее хлестким и саркастичным: «Я сняла со стены дробовик и сделала два предупредительных выстрела прямо ему в башку», «Оказывается, некоторые парни не переносят мышьяк», «И он напоролся на мой нож. Десять раз». В общем, женщина всегда права. А если нет, то пеняйте на себя.
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Музыкальный номер “By the Sea”
Хотя «Суини Тодд» содержит несколько по-настоящему сильных драматических номеров (например, “Epiphany” и “Pretty Women”), мы остановили выбор на “By the Sea” как на самом нехарактерном. Эта сцена выбивается как из общего настроения, так и из холодной серо-синей цветовой гаммы, окутывающей остальную часть повествования. Меж тем при всей своей легковесности и потешности именно “By the Sea” дает нам окончательное представление о том, что Суини Тодд обречен быть несчастным и настраиваться на хэппи-энд, в общем-то, бесполезно.
За почти 160 минут экранного времени все основные действующие лица фильма Тома Хупера получили возможность постоять в лучах прожектора зрительского внимания с сольными номерами. Однако место на верху списка, по нашему мнению, заслужила ансамблевая композиция “One Day More”, которая знаменует собой сюжетную летучку, своеобразную сверку планов и часов перед решающей битвой. Когда же все голоса сливаются в один, провозглашая: «Tomorrow is the Judgment Day», — армия мурашек не заставляет себя долго ждать.
Хотя применительно к «Ла-Ла Ленду» наиболее яркими номерами в массовом восприятии остались “City of Stars”, “Audition” и “Epilogue”, мы бы хотели отметить именно “A Lovely Night” как сцену, в которой искра взаимной симпатии между Мией и Себастьяном перерастает в фейерверк. И пусть герои все кокетливо отрицают, повторяя друг за другом слова о бездарной трате столь чудесной ночи, но взгляды и движения их предательски выдают. А еще благодаря “A Lovely Night” нам посчастливилось узнать, как выглядит чечеточный флирт.
Надеемся, что наш топ разбудит интерес к мюзиклам у тех киноманов, кто относился к этому жанру безразлично, и откроет новые горизонты для симпатизирующих.