Авторская рецензия на фильм Жауме Серра Неизвестный
Сегодня 17 февраля 2011 года в широкий российский прокат выходит картина культового испанского режиссера Жауме СерраНеизвестный.
Многие и уже неоднократно оценили картину как неофициальный ремейк На грани безумия (2009 год) режиссера Романа Полански («Ребенок Розмари», «Китайский квартал»), который в свою очередь использовал манеру Альфреда Хичкока (Птицы, Психо) – начиная с названия картины (Frantic - «Неистовый», в точном переводе), перекликающегося с заголовками фильмов «мастера хоррора», и заканчивая хичкоковским саспенсом внутреннего мира героев - смятение, страх, наваждение, паранойя, исступление.
Сюжеты схожи, но режиссерская подача Жауме Серра, доказавшего в прошлой картине «Дитя страха» умение вести зрителя по одному ему известному маршруту, обещает массу неожиданных поворотов и, самое главное, обман зрительского ожидания. Шестое чувство, На грани безумия, хичкоковские новеллы – всего лишь подложка для смешения разных жанров. Так саспенс с шатаниями по заснеженному городу превращается в экшен с отточенными сценами рукопашного боя, пиротехникой и иронией как фирменным блюдом режиссера. Париж трансмутируется в Берлин, а профессор – в последнего героя боевика.
Пожалуй, это случай, когда количество неожиданностей становится более значимым, нежели их эффектность, а виртуозное жонглирование штампами оставляет «обманутого» зрителя с носом.
Герой Лиама Нисона (Заложница, Список Шиндлера) американский биолог Мартин Харрис приезжает в Берлин на конгресс вместе с женой Лиз – а-ля хичкоковской блондинкой в исполнении Дженьюэри Джоунс (Люди Икс: Первый класс, Безумцы), попадает в автокатастрофу, теряет память, затем обнаруживает, что его личность, жену, положение, жизнь забрал другой человек, чье лицо в отличие от его собственного совпадает с фотографией в паспорте... Есть югославская беженка, которая верит, что «личность могут украсть», есть последние 50 евро, чтобы нанять отставного ветерана Штази (Бруно Ганц – Бункер, Пыль времени) и выяснить наконец-то, действительно ли он сумасшедший или мир перевернулся вверх дном.
Фильм, безусловно, нацелен на подготовленного зрителя, способного адекватно воспринимать эстетику авторского кино. На проходящем в эти дни Берлинском кинофестивале показ фильма заявлен во внеконкурсной программе.