Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
17.09.2014 19:22

Камера, повтор, «Люси»…

«Все новое — хорошо забытое старое»… Предположим, кинолюбы достаточно доверчивы, чтобы всецело принимать сию истину. Но, господа голливудские функционеры, давайте же договоримся о сроках, определяющих лимит зрительской памяти. Не то чтобы кто-то жаловался, но кормить своих благодарных, с каждым годом все менее притязательных клиентов одними и теми же историями — это смело…

Когда несколько месяцев назад вышел первый трейлер к новому фильму мастера инфантильного боевика и грамотного экшена Люка Бессона «Люси», поклонники режиссера по всему миру едва не лишились чувств. Стоически перенеся всех до единого минипутов, они предвкушали возвращение того самого француза из 90-х. Впрочем, именно в этом зрители обмануты не были: «Люси» — задорный, глупый, лаконичный и темповый коллаж из копий и самопародий, выполненный в лучших традициях постмодернизма. Его можно смотреть, начиная с любого места и без зазрения совести бросить в любую минуту, остальное дополнят память или воображение.



Режиссер, пугавший заявлениями о том, что ему больше нечего сказать с большого экрана, представил миру свою новую богиню. Она — крашеная неудачница с облупившимся маникюром, в леопардовом кардигане и с невозможно наивным личиком, которое очень быстро омрачилось бескрайними знаниями обо всем сущем и кровью ею же растерзанных корейцев-гангстеров. А случилось это потому, что, будучи ненадежным контейнером для перевозки опасного забористого наркотика, Люси (тезка первой мыслящей женщины-австралопитека) превращается в асексуальное совершенство или попросту в сверхчеловека.



Аттракцион получился богатым, занимательным и бессовестно вторичным. Ведь если героя Брэдли Купера, ломающего преграды в своей голове не без помощи удивительно похожего по эффекту доппинга, впечатлительные зрители уже успели подзабыть, то недавнего компьютерного божка с аватаром унылого Джонни Деппа они помнить должны. Более того, Люк не просто взгромоздился на волну модной нынче рефлексии о суперсуществе, но и напичкал картину призраками собственных героинь. Из-за каждого угла выглядывают Лилу и Никита, а сцена погони по Парижу и вовсе заставит усомниться, уж не «Такси» ли вы смотрите.



Такая обескураживающая компиляция с косметическим ремонтом в лице прибывшей в бессоновский стан Скарлетт Йоханссон, конечно, не претендует на звание сколько-нибудь значимого кино. Но и проходным блокбастер не назовешь хотя бы потому, что, несмотря на жанровую лихорадку и отсутствие новизны, ему не откажешь в обаянии, остроте и динамике. И хотя сюжет ленты ухабист, как трасса «Вологда — Санкт-Петербург», а мотивация героев (в особенности новоиспеченной чудо-женщины) приказала долго жить в самом начале, здесь есть где отвести душу.



Люк Бессон со свойственным ему чувством вкуса и меры создал кинематографическую лекцию о расхожем мифе, будто человек использует свой мозг лишь на десять процентов. Причем временами в фильме вырисовывается интересная и хорошо считываемая метафора, которая могла вылиться в философскую притчу о сущности homo sapiens и о том фундаментальном потенциале, который заложила в него природа. Но Люк предпочел вывернуть свои размышления на путь боевика, в рамках которого он чувствует себя более комфортно, предоставив зрителю возможность расслабиться, задействуя собственные 4-5 процентов. От силы.

В упрощенном виде лекция приняла причудливые очертания, в которых Морган Фриман на привычном посту толкователя нелепиц рассказывает на манер канала Discovery о неполноценности функционирования человеческого мозга. В то время, как Скарлетт Йоханссон, прокачивающая собственное серое вещество до сотого уровня, практикует бесконтактный бой и небезопасное вождение.

Все это сопровождается редкими, но меткими шутками, талантливо выстроенной картинкой и стремительным экшеном, большая часть которого уместилась в трейлерах, но не потеряла от этого своего драйва. Даже единственная драматическая сцена разговора титульной героини по телефону с матерью вписалась невероятно органично, создав своей трогательностью контраст с хладнокровным убийством пациента прямо на операционном столе.

Хороша и сама суперфлешка Люси, лайт-версия любой бессоновской героини со стальным стержнем. Блестяще воплощенная Йоханссон, она могла бы стать очередной «Нефертити из космоса», но, несмотря на весь глобальный антураж, осталась во втором эшелоне. Возможно, все из-за того, что ее невероятная крутизна обесценивалась отсутствием достойного соперника. Ну не считать же врагами мистера Чана (Чой Мин-сик) с приспешниками, которых она при желании могла бы уложить одним мизинчиком. Да и весь конфликт, представленный в картине, локализовался внутри самой героини и, по сути, заключался в том, успеет ли она передать свои безграничные знания до окончания полного физического разрушения. Кстати, к вопросу о поиске того самого адресата Бессон подошел красиво, хотя и предсказуемо.



В остальном же «Люси» — это обмельчавшая версия собственных режиссерских изысканий с замахом на «Космическую одиссею» и «Солярис». Если бы не нарраторское мастерство своего создателя, картина неминуемо скатилась бы в бесцветность «Превосходства». Но Люк Бессон мастерски использовал все те формулы, которые работали тысячу раз до этого, нагрузив их важным, но в данном случае неуместным философско-фантастическим контекстом. В итоге получилась та самая лента, после просмотра которой остается вопрос: «Для чего это было снято?»

Возможно, для так называемого триумфального второго пришествия, хотя на самом деле Бессон со своей EuropaCorp никуда и не исчезал. С другой стороны, подсказка может быть куда более прагматичной: французский режиссер всегда обладал уникальным чутьем, позволявшим ему творить в унисон с общественными запросами. И пока владычица умов и рынка кинопроката, студия Marvel, решала спорный вопрос о сольном проекте для Черной вдовы, хитрец Люк успел представить свою версию самодостаточной и суровой супервумен, без перманента и латекса.



Зрители остались довольны и с готовностью обеспечили «Люси» кассу. Стало быть, нет ничего плохого в том, чтобы поставить на повтор «Леона», которому совсем недавно исполнилось 20 лет, и, выжав все возможные соки из своих же эталонов, начать по новой. Вот только никого таким ловкачеством уже не удивишь.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
125
Игры разума
A Beautiful Mind (8.10)
126
Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2
Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2 (8.10)
127
Малышка на миллион
Million Dollar Baby (8.10)
128
Двенадцать обезьян
Twelve Monkeys (8.10)
129
Марсианин
The Martian (8.10)
130
Город грехов
Sin City (8.10)
131
Терминатор
The Terminator (8.10)
132
Нефть
There Will Be Blood (8.10)
133
Взвод
Platoon (8.10)
134
Суперсемейка
The Incredibles (8.10)
весь топ