Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
09.07.2014 20:03

О рядовом Райане замолвите слово. Часть 1

Сегодня свой день рождения отмечает всеобщий любимец Том Хэнкс. Самое время вспомнить один из лучших фильмов с его участием. «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга считается шедевром: это и самые пронзительные сцены военных действий в истории кино, и убедительное изображение человечества перед лицом безумия.

Стивен Амброз — военный историк и ветеран, чьи мемуары стали источником вдохновения для Спилберга. Когда он пришел смотреть «Рядового Райана», «продержался» около 20 минут. Потом махнул рукой, чтобы фильм остановили, и вышел на улицу. Ему нужно было взять себя в руки, чтобы противостоять нахлынувшему на него потоку эмоций и воспоминаний. Затем он вернулся в кинотеатр и досмотрел фильм до конца — без перерыва.



Картина начинается со сцены военных действий, правдоподобность которой в истории кино просто беспрецедентна. Высадка американских войск на пляж «Омаха» в Нормандии в злополучный день 6 июня 1944 года выглядит настолько реалистично, что волосы становятся дыбом: кругом в буквальном смысле кровь и кишки. Эта по-настоящему страшная бойня снималась ручной камерой.

В кинотеатре Амброзу пришлось заново пережить этот кошмар, потому его реакция была настолько сильной. Он увидел, как под немецким огнем людей терзают осколки гранат, отрываются головы, руки и ноги, смертельный ужас вызывает рвоту. Увидел, как раненые солдаты хватаются за вываливающиеся внутренности и зовут матерей, а море становится красным от крови. Эта почти документальная сцена неподдельного кошмара длится 24 минуты. И снял ее режиссер «Инопланетянина».



До «Рядового Райана» американский зритель уже видел в кино Вторую мировую войну, и то, как несчастную Европу вырывают из лап беспощадных нацистов. Это было по-настоящему великолепно, эпично, но красный цвет крови можно было наблюдать только на полосках национального флага на американских орденах. Спилберг же говорит нам, что высадка на пляж «Омаха» оказалась сущим кошмаром. Она была плохо спланирована, и потому стоила множества жизней. О героизме не могло быть и речи. Он заключался лишь в том, чтобы просто остаться на ногах и не сойти с ума. Человеческие потери и психологические травмы не имели числа, — вот о чем идет речь в «Рядовом Райане».



Ключом к успеху стало приглашение в проект Тома Хэнкса. Он действительно всеобщий любимец, единственный в своем роде, обладатель кудрявых волос и милых щечек — в общем, полная противоположность образу сурового воина. Однако война меняет всех, и капитан Миллер — не исключение. Хэнкс играет строгого офицера, чувства которого запрятаны глубоко-глубоко.

Отряд Миллера направлен во вражеский тыл, где он должен спасти последнего из четырех братьев Райанов. Командование армией стремится сохранить свое лицо и оправдать себя за жизни, принесенные в жертву свободе. Однако солдаты Миллера совсем не в восторге от того, что восемь человек отправляются спасать одного.

На другом конце Земли, вдалеке от арены военных действий Западной Европы, воссозданной декораторами за бывшим аэродромом в Хартфордшире, актеры спрятались в помпезном отеле «Pasadena», построенном в начале XX века. В этом украшенном керамикой историческом здании царит тишина. Здесь в изысканных интерьерах расположились красиво одетые люди... Задача актеров — «прорваться» сквозь «шквальный огонь» интервью. Однако им действительно есть что рассказать: съемки в «Рядовом Райане» — это, вопреки обыкновению, совсем не то, что называется «сыграл и забыл». Избалованные красивой жизнью актеры прикоснулись во время съемок к истории и по очереди с гордостью рассказывают о гениальности режиссера, серьезности темы и ужасах лагерей для новобранцев.



Вместо репетиции Спилберг заставил своих «солдат» отправиться в «лагерь для новобранцев» и таким образом познать всю прелесть военного быта. Руководил этим лагерем Дэйл Дай — капитан, бывший морской пехотинец, побывавший во Вьетнаме, Бейруте и Персидском заливе, привлеченный в качестве консультанта. Актеры трудились на износ: приходилось бегать по 10 километров с тяжелыми тюками за спиной, терпеть отсутствие удобств. Иными словами, актеров ждал «полный комплект» настоящих тягот военной жизни, в число которых входили и холод, и тошнота, и полное физическое и эмоциональное изнеможение.

Дай — человек, равнодушный к голливудскому гламуру, он относился к звездам без придыхания. «Эй, говнюк!», — так он к ним обращался. Но ведь его «солдаты» несли ответственность за память о тех, кто сражался и погиб на берегах Нормандии более полувека назад. И актерам пришлось перенести в лагере столько лишений, что в их рядах назрело недовольство — пришлось созывать собрание.

Актеры были недовольны: вместо того, чтобы играть, им приходится терпеть столько мучений! Решили голосовать: два пальца — «еду домой», один — «остаюсь на месте». Почти все проголосовали за то, чтобы собрать вещи и направиться в сторону ближайшего пятизвездочного заведения с горячей ванной и едой прямо в номер. Все, кроме одного: «бунтарем» оказался Том Хэнкс. И актеры решили остаться.



«Мне понравилось! — громко и с широченной улыбкой заявляет обладатель двух «Оскаров», — Они все хотели бросить, а я сказал: “Нет!”. В самом лагере было очень холодно и мерзко… И вообще, это было унизительно. Все время сказывалась усталость, ведь мы не высыпались. Мы беспокоились, что можем заболеть или получить ранение, но о том, что это не пойдет нам на пользу, тревожиться не приходилось. Эти шесть дней были нашей подготовкой, репетицией».

«Это сплотило нас, — продолжает актер, — И отразилось практически на всем, что касалось фильма. С самого первого дня съемок нам не нужны были костюмеры или консультанты по оружию. Нам все было знакомо, и перед камерой мы уже стояли строем. Так что капитан Дай все делал правильно: он дал нам понять, каково это, когда ты так устал, но продолжаешь идти, продолжаешь наступать. И спишь всего по два часа. Вот оно как — быть солдатом. Жаль, что подготовка заняла всего шесть дней, а не две недели».



Дэйл Дай находится во главе компании Warriors Incorporated. До этого они проверяли достоверность военных действий в фильмах «Взвод», «Эпидемия» и «Форрест Гамп». Их основная задача — искоренить «липу» и сделать изображение войны в кино максимально правдоподобным. Вот почему его подготовка оказалась настолько суровой: «Солдатам все время приходится терпеть лишения». Поэтому члены спасательного отряда, которых играют Том Хэнкс («Говнюк номер один»), Том Сайзмор, Эдвард Бернс, а также Джереми Дэвис, Вин Дизель, Барри Пеппер, Адам Голдберг и Джованни Рибизи, оказались посреди мокрого от дождя английского леса. Чтобы они узнали, что приходится терпеть настоящим солдатам, с актерами обращались как с последними подонками.

«Мы прибыли туда, расставили палатки, и тут пошел дождь, который не прекращался семь дней, — вспоминает Эдвард Бернс, житель Нью-Йорка, сыгравший рядового Райбена, также жителя Нью-Йорка и главного бунтаря отряда, — Ночью температура опускалась до нуля, а мы были в мокрых насквозь палатках, в мокрой форме, и одеяла наши тоже были насквозь мокрые».

Дай мог совершенно неожиданно приказать делать быстрые приседания и как-нибудь по-особенному отжиматься, устраивал тренировочные атаки фашистов — иногда как раз в то время, когда «говнюки» только-только улягутся спать. Если кто-то обращался к своему коллеге не по имени его персонажа, приходилось отжиматься. Если кто-то говорил о кино — отжимания. Как-то неправильно называл свое оружие — отжимания. «Ружье нужно было держать где-то на расстоянии метра от себя, — рассказывает Бернс, — Если кто-то уходил к кому-то поболтать, просто так, без оружия, капитан Дай начинал кричать».



Актеры трудились из последних сил. Подготовки им хватило по самое «не хочу». В итоге получилось просто «не хочу». «Никакого домашнего комфорта не было, — горюет Пеппер (набожный снайпер Джексон), — Это же сороковые годы. А порции еды, которые люди тогда получали, вообще напоминали кошачьи, такими маленькими они были». Так что бунт был неминуем. Как и голосование, чтобы положить конец этому аду. Актеры думали, что если так и дальше будет продолжаться, они не смогут играть в фильме. Но «Говнюк номер один» решил остаться.

«Тогда мы по-настоящему зауважали его, — рассказывает Дизель (рядовой Капарзо), — Мы устали до смерти, и все до одного хотели уехать. Но нашелся один человек, голливудский актер, которому вообще не место в глуши и в таких условиях... И вот он проголосовал за то, чтобы остаться. Вот тогда-то он и стал нашим капитаном. Он сказал: “Ребят, 20 лет спустя вы будете вспоминать это и жалеть, что не довели дело до конца”. Сейчас мы очень благодарны Тому Хэнксу за то, что сделали это».

Так в актерах проснулся боевой дух, и они начали работать вместе как сплоченная команда, чего, собственно, и добивался Спилберг. Во время съемок все считали себя не американскими звездами, а американскими солдатами. «Когда все только начиналось, мы были кучкой хилых артистов, — ухмыляется Бернс, — Но за семь дней стали почти что солдатами. Мы отлично поработали».



В последний день пребывания в лагере капитан Дай произнес речь. Все «солдаты» чувствовали себя уверенно, были в прекрасном настроении и даже незадолго до этого выпили пива. «Видите эти веревки? — сказал он, показывая на несколько тесемок, обвязанных вокруг руки, — Это память о солдатах, которых я потерял на войне. Мне до сих пор их не хватает. Усилия, которые вы приложили к тому, чтобы стать солдатами, чтобы все было по-настоящему, та гордость, с которой вы это делали, отчасти заполняют эту пустоту. Вы заговорили их голосами».



Продолжение следует...

Источник: Empire.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
229
Джуно
Juno (7.80)
230
Машинист
The Machinist (7.80)
231
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
232
Аэроплан
Airplane! (7.80)
233
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
234
Идентификация Борна
The Bourne Identity (7.80)
235
Суд над чикагской семеркой
The Trial of the Chicago 7 (7.80)
236
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
237
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
238
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
весь топ