Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
11.04.2014 19:04

Локи и Моль. Вампирология по Джармушу

Детройтская ночь с привкусом железа на языке... Конспирологический бред Кристофера Марло, скрипичный квинтет Шуберта, беспросветный эгоизм Байрона. Да уж, у неискушенного зрителя новый фильм ну очень независимого режиссера Джима Джармуша может вызвать зевоту или комплекс неполноценности.

Но есть же такие синефилы, которых распирает жгучее любопытство: куда двигаться состоявшемуся 61-летнему художнику, всем и все давно доказавшему? Чем еще он может удивить и может ли вообще? Так вот, фильм «Выживут только любовники» — для них. А также для зрителей, которые не стесняются того, что не перечитали всю мировую литературу, и страстно желают разбавить бесконечный марафон просмотра голливудщины чем-нибудь изысканным и нежным.

Честно скажем, поклонницам Тома Хиддлстона в этом фильме поживиться особо нечем. Всенародно любимый Локи предоставил творцу в полное распоряжение лишь свою природную способность готично «торчать, избежав укола», и ничего экстраординарного играть ему не понадобилось. За него сыграл контраст, который они образовали с похожей на тысячелетнюю гигантскую моль Тильдой Суинтон. Здесь запротоколированная сексисткими журналами «некрасивость» актрисы выведена на такой запредельный уровень, что ее Ева притягивает взгляд как кровь на снегу или игуана в метро.

Да и любителям модных киноисторий про вампиров тонкое обыгрывание Джармушем быта и образа жизни кровососущих покажется не смешным. Смешно — это когда homevideo Кэмерон Диаз распространяется через «облако», а для расшифровки культурного бэкграунда надо напрягаться. Или гуглить всех этих докторов Калигари и Стивенов Дедалов, что, в сущности, сегодня для многих и значит напрягаться.



Как и в большинстве фильмов этого режиссера, главные герои картины просто живут своей немного странной жизнью. Предметы занимают свое место, музыканты играют свою музыку, а сюжет не обременен захватывающими поворотами. И описывать его бессмысленно, получится что-то вроде «жили-были два вампира, а потом к ним приехала родственница».



Но, как всегда у Джима, на выходе мы почему-то получаем цельную картину, визуально безупречную и пронизанную смыслами. Взяв двух самых холодных в мире существ — бледных усталых вампиров — и сделав их в мире людей этакими добровольными изгнанниками, Джармуш снял, пожалуй, свой самый теплый, душевный, сентиментальный фильм.

Ведь по сути не влюбленные, а именно те, кто любит друг друга годами (или как в случае с вампирами — веками), будто невидимым куполом отделены от всех остальных. От оптимистов, которые все еще ищут свою любовь, и бедолаг, что уже отчаялись ее найти. «Любовники» живут по своим правилам, говорят о том, что понятно только им, и очень болезненно переживают вторжение под их купол чужеродных элементов. Пусть даже и таких очаровательно капризных, как Миа Васиковска. И когда закончится еда, вода, солнечный свет и здравый смысл, «любовники» станут донорами и вампирами друг для друга, и так выживут. Совсем не то настроение было у «Сломанных цветов», не правда ли?

«Выживут только любовники» очаровывает своим усталым смирением по отношению к, мягко говоря, несуразности человеческого бытия. Он говорит нам о принятии своего, каким бы оно ни было, места в мире людей-зомби. Это не вампиры — мертвецы, а те, кто гнобил величайших ученых и превращал театры в парковки. Так что всем и все доказавший творец остался верен своим идеалам: он по-прежнему снимает остроумные, философские, ностальгические, трогательные, немного старомодные фильмы.



Однако и удивить он сумел: этой своей лентой Джармуш прямо-таки облагородил, придал поэтичности и символичности заезженной вампирской теме. А заодно и сам погрустил немного. Ведь кого, как не инди-режиссера, олицетворяет этот аналоговый вампир Адам, который не приемлет современные технологии и прячет в сейфе свое творчество? Именно эти аспекты, а вовсе не очередная инвентаризация музыкальных и литературных пристрастий Джима, заставляют картину пульсировать в своем ритме, делают ее живой и даже живительной. И привкус железа на языке уже не кажется таким неуместным...

Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия,
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
8
Список Шиндлера
Schindler's List (8.90)
11
Начало
Inception (8.80)
12
Властелин колец: Братство Кольца
The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (8.80)
14
Пролетая над гнездом кукушки
One Flew Over the Cuckoo's Nest (8.80)
15
Бойцовский клуб
Fight Club (8.80)
16
Славные парни
Goodfellas (8.80)
весь топ