Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
25.08.2011 12:10

Рецензия на фильм «Джейн Эйр»

Вчера в петербургском кинотеатре «Кристалл-Палас» состоялся пресс-показ картины молодого американского режиссера с японскими корнями Кэри Фукунаги «Джейн Эйр», организованный дистрибьютором «Вольга». Экранизация одноименного английского романа Шарлотты Бронте, давно ставшего классикой, выйдет в российский прокат 1 сентября. А пока LostFilm.INFO делится со своими читателями первыми впечатлениями от просмотра.

Роман «Джейн Эйр» экранизировали столько раз, что вы можете легко сбиться со счета. Кино- и телеверсии пестрят перед глазами — на любой, самый взыскательный вкус. Однако давно ставшая классической история о Золушке и принце, о «первой ласточке» в литературе, утверждающей ценность и равноправие женщины в мире духовном и в мире чувств, привлекает внимание режиссеров неспроста.

Сюжет романа Бронте, на первый взгляд кажущийся простым и даже где-то тривиальным, обладает волшебным свойством настоящей литературы — он, в отличие от многих поздних подражательных историй о «бедной, но гордой девушке, которая оказывается в неблагоприятных обстоятельствах и только благодаря своей моральной цельности, стойкости, уму и характеру преодолевает жизненные невзгоды», воспевает романтику труда, а не романтизирует успех.

Поэтому судьба подражательных историй незавидна — материальный успех и слащавость в чувствах превращает восприятие судьбы такой «Джейн Эйр в кавычках» в заманчивое «как ей повезло». Героиня Шарлотты Бронте — настоящая Джейн Эйр! — остается интересной для читателей и кинематографистов в силу своей истинной природы — свободолюбивой, независимой, равной мужчине по интеллекту и силе характера.

В этом отношении Кэри Фукунаге удалось главное — не растерять в пространстве фильма ощущение того, что перед нами — настоящая героиня, вызывающая чувство восхищения, которая создает атмосферу «романтики труда».

Выбор актрисы на главную роль в экранизации любого классического произведения — дело первостепенное; каждый режиссер видит «свою Джейн», неяркая внешность которой должна компенсироваться сильным внутренним светом. Австралийская актриса польского происхождения Миа Васиковска, уже знакомая зрителям по сказке Тима Бертона «Алиса в стране чудес», стала «птицей удачи» для Фукунаги. Мие удалось передать принципиальный характер Джейн и ее невозмутимость. К тому же, это первая актриса, которая наиболее близка по возрасту к литературной героине, что немаловажно.

По словам юной актрисы, роль Джейн стала для нее «большой честью».

«Мне нравится в ее характере то, что, несмотря на все трудности, которые подбрасывает ей жизнь, ее природное чувство самоуважения помогает ей делать все правильно», — призналась Миа в одном из интервью.

Ее партнеры по фильму — известные актеры, чьи имена говорят сами за себя. Роль Эдварда Рочестера сыграл актер с немецкими и ирландскими корнями — 34-летний Майкл Фассбендер, известный по фильмам «Голод», «300 спартанцев», «Бесславные ублюдки» и «Люди Икс: Первый класс».

По словам Майкла, в «Джейн Эйр» он сыграл «байронического персонажа», пресыщенного жизнью, но с добрым сердцем, открытым для новых чувств.

«Эдвард равнодушен к суждениям аристократии и готов перейти границы того, что считается не дозволенным в высшем обществе. Низкое социальное положение Джейн его не смущает, и он не боится осуждения подобного брака. Джейн была его последней надеждой на любовь в жизни, правда! Эдвард видит ее, тогда как для остальных она словно невидимка; она вдохновляет его, возвращая в те моменты жизни, когда он был чище и добрее, когда еще не стал циничным и высокомерным. Он замечает ее скрытую пылкость, которую Джейн пытается подавить. Все это интригует Эдварда. Зрители по ходу фильма начнут понимать, что эти два человека смогут излечить душевные раны друг друга и быть вместе».

Более чем исчерпывающий комментарий к образу Рочестера трудно подобрать.

Выбор Джуди Денч на роль миссис Ферфакс, экономки Торнфилд-Холла, также стало большой удачей для картины. Кэри Фукунага лично попросил актрису принять участие в его картине. По словам режиссера, когда Джуди Денч ответила на его письмо согласием, «процесс съемки фильма стал еще более волнительным и интересным». Сама актриса утверждает, что читала произведение Бронте еще в школе и всегда считала, что эта история — замечательна.

По мнению 24-летнего британского актера Джейми Белла, исполнившего роль Сент-Джона, его герой «специально подавляет в себе всяческие проявления чувств, потому что считает это слабостью. Он принимает решения, полагаясь всецело на разум, но не на эмоции, он полная противоположность Эдварда Рочестера».

Будучи англичанином, Белл не очень любит костюмированные драмы (в силу перегруженности британского телеэфира классическими произведениями) и, по его словам, не был знаком (и даже не слышал) с первоисточником Бронте до съемок фильма. Такое тоже бывает!

И напоследок, отдельное спасибо автору сценария Мойре Буффини, оператору Адриано Голдману и композитору Дарио Марианелли за адекватность восприятия классики и чуткое отношение к давно ушедшей эпохе с ее героями. Неспешность повествования, без резких переходов и обрывочности, сопровождается мелодией, настраивающей зрителя на нужный лад, — и погружает нас в атмосферу викторианской холодной Англии, наполненной одинокими страдающими людьми, которые вопреки всему надеются заглянуть когда-нибудь за горизонт.
Рубрика: Рецензия
Теги: , рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
1
Побег из Шоушенка
The Shawshank Redemption (9.20)
2
Крестный отец
The Godfather (9.20)
3
Темный рыцарь
The Dark Knight (9.00)
4
Крестный отец 2
The Godfather: Part II (9.00)
5
Хороший, плохой, злой
Il buono, il brutto, il cattivo. (9.00)
6
Криминальное чтиво
Pulp Fiction (8.90)
7
Властелин колец: Возвращение короля
The Lord of the Rings: The Return of the King (8.90)
8
Список Шиндлера
Schindler's List (8.90)
весь топ