Представьте, что с самого детства вы любили комиксы и фантастику, играли в приставку, с каждым разом набирая все больше очков за убитых зомби, проводили время с отличными друзьями, которые любили то же самое, что и вы. И все это вам удалось пронести через молодость во взрослую жизнь.
Но вдруг оказалось, что 30 лет не за горами, окружающие считают вас неудачником, ваши интересы — инфантильными, а ваших друзей — идиотами. Ведь, по их мнению, в этом мире положено делать карьеру, покупать дорогие авто и презирать тех, кто ниже по социальному статусу. Но вы так любите свою жизнь и совершенно не видите причин что-то менять. И тут к вам приходит понимание: да все вокруг просто зомби!
Собственно, это и происходит с главным героем фильма «Зомби по имени Шон». Шон (Саймон Пегг) работает продавцом-консультантом в магазине бытовой техники, а каждый вечер проводит в пабе рядом с домом с кружкой пива и незадачливым лучшим другом Эдом (Ник Фрост). Они любят зависать в игровых автоматах, смотреть телек и стрелять в компьютерных монстров. Все хорошо, но однажды Шона бросает его девушка Лиз (Кейт Эшфилд). Кроме того, на работе его унижают малолетние подчиненные, отчим достает упреками, сосед сверху ругает за беспорядок... В это время по телевизору сообщают, что улицы наводнили зомби. Герои, наконец, отрывают глаза от экрана и замечают, что компьютерные игры ожили. Теперь им придется в реальности защищаться от мертвецов, лучший способ победить которых — «отделить голову от тела или уничтожить мозг»…
«Зомби по имени Шон» — первый фильм неофициальной трилогии Эдгара Райта «Три вкуса "Корнетто"», за которым последовали «Типа крутые легавые» и «Армагеддец». Наименование происходит от названия мороженого, которое во всех трех фильмах едят главные герои (в «Зомби по имени Шон» — земляничное, красный цвет намекает на обилие крови). В общем-то, в этой безобидной идее с мороженым заключена сама идея трилогии — непробиваемый и умопомрачительно смешной инфантилизм ее героев и, судя по всему, создателей.
Дуэт Саймона Пегга и Ника Фроста под режиссурой Райта вырос из сериала «Долбанутые» (Spaced), где они впервые сработались вместе. По сути, «Шон» — это полнометражный духовный сиквел сериала, также рассказывающий про английскую молодежь 25-30 лет, которая без успеха, но с изрядной долей самоиронии преодолевает прессинг реальности. Зритель как будто попадает в мир таких привычных собственных проблем.
А тут еще и знакомый актерский состав: Дилан Моран, Питер Серафинович, Билл Найи, Мартин Фриман — эти британские комики из сериалов уже не раз играли вместе, а их новая коллаборация на экране время от времени перекликается с предыдущей. Так, в финале киноленты всех спасает старая подруга Шона — Ивонна. Ее образ воплотила Джессика Хайнс, исполнившая в «Долбанутых» главную женскую роль — девушку Дэйзи. Это прямая отсылка к сериалу: в фильме герои встречаются как старые друзья, и даже отношения между ними все такие же дружески недосказанные.
Многие сюжетные детали также имеют свою предысторию в «Долбанутых». Паб «Винчестер», в котором зависают Шон с Эдом, уж очень похож на тот, в котором проводят время герои сериала. Фильм начинается с того, что Шона бросает девушка, и этот же лейтмотив проходит через эпизоды Spaced. Шона, как и сериального Тима, воспитывает отчим. Даже военная тема, на которой в сериале помешан Майк, находит в фильме свое отражение — в образе Ивонны. Кроме того, роли уличных зомби исполнили многочисленные поклонники «Долбанутых».
Особое внимание заслуживает музыкальный контекст фильма. Пластинки, которыми герои защищаются от зомби, несомненно порадуют зрителей-меломанов: в головы врагов летят "Blue Monday" от New Order и "Purple Rain" от Prince. Все это, впрочем, наряду с Шаде и саундтреком к «Бэтмену». А композиция "Ghost Town" в исполнении The Specials, проходящая через весь фильм, выражает его суть: правительство не думает о молодежи, и ей приходится выживать в этом городе, который превратился в город призраков. Кругом слишком много агрессии, люди устали, нет нормальной работы и так далее...
Современный мир зомбирует всех. Но речь в фильме идет не о том, как сохранить себя в обществе потребления. Чуть-чуть отточить движения — и герои сами легко сойдут за зомби, а Эд даже мертвый будет играть в приставку. Это всего лишь добрый стеб в лучших традициях английского юмора над ребятами, живущими в мире комиксов и компьютерных игр. Они веселятся и не взрослеют, пьют пиво и грызут орешки, сражаются с зомби ночи напролет. Только в этом мире они могут доказать девушке, на что способны, стать настоящими королями (мертвецов) и послать всех подальше. А больше самоутверждаться им не надо.
Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250: