«Дорогой папа, ты всегда говоришь, что честному человеку бояться нечего. И я делаю все, чтобы побороть свой страх» (Фрэнк Эбигнейл-мл.).
Рождество в маленьком французском городке. Старая полупустая типография. Усталый агент ФБР и бегающий по типографии в состоянии какой-то эйфории смертельно напуганный парень. Он должен или поверить агенту, или нет. Или позволить заковать себя в наручники, или попытаться снова сбежать.
И мы ждем, что он выберет. Мы напуганы не меньше его. Как будто речь идет о нашем будущем. «Поймай меня, если сможешь» захватывает нас, ловит и заставляет смотреть эту совершенно правдивую историю снова и снова.
Еще несовершеннолетний, но очень многогранный мошенник Фрэнк Эбигнейл-мл. разводит бурную деятельность — в возрасте 17 лет успевает поработать пилотом, ночным дежурным врачом, помощником прокурора в Новом Орлеане. Фрэнк очень умело фальсифицирует документы и обналичивает поддельные чеки на миллионы долларов.
Агент ФБР Карл Хэнретти решает посвятить себя благому делу — поймать юного нахала и посадить за решетку. Но Фрэнк всегда испаряется до того, как Карл успевает его схватить. А когда долго за кем-то бегаешь, то невольно возникают признаки «стокгольмского синдрома» — взаимная привязанность. Звонки по телефону на Новый год. «Ты звонишь мне, потому что тебе больше некому позвонить»... И история совершает новый поворот. Убегание от Карла становится для Фрэнка гораздо более интересной забавой, чем мошенничество.
— У него нет паспорта.
— За последний месяц он умудрился закончить и Гарвард, и Беркли. Так что паспорт он точно достанет.
Экранизация автобиографического романа реального Фрэнка Эбегнейла мл.«Поймай меня, если сможешь», написанного им в соавторстве со Стэном Риддингом, была в планах Голливуда с 1980 года. Но окончательно к реализации этой идеи приступили только в 1997 году, когда права на адаптацию выкупила студия Стивена СпилбергаDreamWorks.
Студия очень долго искала режиссера, и когда определенный на этот пост Дэвид Финчер покинул проект, его заменил сам Спилберг. Сценарий написал Джефф Нэтансон.
Актера на роль Фрэнка выбрали без кастинга — Леонардо ДиКаприо был единственной кандидатурой. Роль Карла Хэнретти досталась Тому Хэнксу только с приходом в проект Спилберга. Первым претендентом на эту роль был Джеймс Гандольфини. Фрэнка Эбигнейла-старшего сыграл Кристофер Уокен. На роль матери главного героя Спилбергу нужна была французская актриса, и ему посоветовали Натали Бэй.
На роль девушки Фрэнка, Бренды Стронг, нашли свежее лицо, начинающую актрису Эми Адамс. А Мартин Шин сыграл ее отца, юриста Роджера Стронга. В небольшой роли модели Шерил Энн снялась Дженнифер Гарнер.
Настоящий Фрэнк Эбигнейл мл. тоже сыграл в одной из сцен — появился в образе полицейского. Он не хотел принимать большое участие в проекте, чтобы потом посмотреть фильм с чистого листа. Результатом мистер Эбигнейл остался весьма доволен.
Фильм «Поймай меня, если сможешь» вышел на экраны в 2002 году и шестикратно окупил в прокате свой бюджет. Лента получила две номинации на «Оскар» — Кристофер Уокен за «Лучшую мужскую роль второго плана» и композитор Джон Уильямс за «Лучшую музыку». На «Золотой глобус» был номинирован только Леонардо ДиКаприо. Кристофер Уокен выиграл номинацию за «Лучшую мужскую роль второго плана» в Британской кинокадемии (BAFTA).
Может быть, это была не лучшая работа Спилберга, потому что она выбивалась из общего фона его творчества, но, тем не менее, фильм получился. Во многом благодаря прекрасному актерскому ансамблю.
Скорее всего, Том Хэнкс с тех пор зарекся играть рядом с Леонардо — его персонаж стал просто фоном для блистательного ДиКаприо.
Роль Фрэнка Эбегнейла мл. ознаменовала возвращение на экраны прежнего ДиКаприо. После шумихи, связанной с «Титаником», в его карьере на несколько лет наметился легкий спад, но в фильме «Поймай меня, если сможешь» все встало на свои места. Это был прежний Лео из 90-х, легкий, безумно талантливый, абсолютно очаровательный, и при этом уже зрелый профессионал. Соревноваться с ним смог только Кристофер Уокен, который, видимо, был морально готов играть рядом с Лео, в отличие от Хэнкса.
Фильм очень хорошо передал эпоху 60-х годов, детально воссоздав атмосферу того времени. И прекрасный саундтрек Джона Уильямса очень красиво вписался в видеоряд.
Открытием ленты стала Эми Адамс, сыгравшая немного странную девушку Фрэнка, медсестру Бренду. С этого фильма началась звездная карьера актрисы.
«Поймай меня, если сможешь» никогда не относился к жанру чисто развлекательного кино. Трагикомедия с уклоном в детектив не может не поднимать серьезных вопросов. Трагикомедия — это вообще самый серьезный жанр. Важную часть фильма занимают сложные взаимоотношения Фрэнка с его отцом и матерью. Отец фактически дал толчок к криминальным наклонностям Фрэнка, но никогда не поощрял их. Фрэнк Эбегнейл-ст. в филигранном исполнении Кристофера Уокена — самая трагическая фигура в фильме. Юному Фрэнку при разводе родителей приходится выбирать, с кем остаться. И он просто сбегает от обоих. Принято считать, что Спилберг, который вырос с разведенными родителями, особенно трепетно относился к этой части повествования.
Мы должны осуждать преступника, не так ли? Но в «Поймай меня, если сможешь» это абсолютно не работает. Мы не можем осуждать Фрэнка. Он очаровывает нас так же, как своих «жертв», он обводит нас вокруг пальца, как Карла, и мы сочувствуем ему. Мы боимся, что его могут поймать, и справедливость восторжествует. Нет уж, не в этот раз, пожалуйста.
Ослепительный мужчина в форме пилота гражданской авиации США в окружении шести шикарных стюардесс идет по аэропорту Майами. Эта сцена несомненна вошла, пусть неофициально, в историю кино.
Но мы не расскажем вам, чем закончилась эта история. Трудно поверить, но, наверно, есть зрители, которые по каким-то причинам пропустили это необыкновенно сильное зрелище, которое подарили нам ДиКаприо, Уокен, Адамс, Том Хэнкс и, конечно, маэстро Спилберг.
«Ты попадешься. В любом случае. Это простая математика, все как в Вегасе. В выигрыше всегда остается казино» (Карл).
Предыдущие рецензии-аннотации на фильмы из Топа 250: