«Это был невероятный роман. Он — деревенский парень, она — горожанка. У ее ног лежал весь мир, а у него за душой не было ни цента» (Дюк, «Дневник памяти»).
Мы берем с полки DVD и зная, чем все начнется и закончится, смотрим «Дневник памяти» снова и снова… Мы смотрим любимую сцену на озере под дождем, мы смотрим как Ной и Элли танцуют на улице, как пожилая женщина с прекрасным лицом слушает рассказ пожилого мужчины о давней истории любви...
История из этого фильма казалась такой простой и незамысловатой. В наши дни очень немолодой мужчина Дюк в доме для престарелых рассказывает тяжело больной пожилой даме историю любви, которая началась перед Второй мировой войной. Любви простого паренька по имени Ной и городской девушки из богатой семьи Элли. Случайная встреча, любовь с первого взгляда, романтические свидания... Но реальность вмешивается в жизнь юноши и девушки. А реальность — это классовое общество. И девушка в 17 лет поддается на уговоры родителей. Разлука. Война. Другие романы. Но есть отношения, которые нельзя просто забыть и стереть из памяти. И когда, уже после войны, Ной и Элли снова встречаются, все начинается с начала... И продолжается всю жизнь.
И немолодая, но еще очень красивая женщина, слушая этот рассказ, в какой-то момент вспоминает, что это история о ней, и что мужчина, который каждый день рассказывает ей о прошлом, это ее муж, ее Ной.
Роман Николаса Спаркса «Дневник памяти» вышел в 1996 году и сразу стал бестселлером. Спаркс написал книгу, вдохновленный историей жизни и любви своих бабушки и дедушки.
Студия New Line Cinema сразу же выкупила права на экранизацию, но прошло семь лет, прежде чем начались съемки. В самом начале на роль Элли планировалось пригласить Эшли Джадд, но время внесло коррективы. В 2003 году режиссером был утвержден Ник Кассаветис. Это был его четвертый фильм. У Кассаветиса имелся свой источник вдохновения — прекрасный роман его родителей, великого режиссера Джона Кассаветиса и ослепительной и необыкновенно талантливой актрисы Джины Роуландс. Он пригласил свою мать на роль пожилой Элли.
Кассаветис искал на роль Ноя какого-нибудь малоизвестного актера, и его выбор пал на 23-летнего Райана Гослинга. Гослинг был удивлен, но возможность сыграть персонажа в разные возрасты его жизни, на протяжении десяти лет, ему очень понравилась. Актрису на роль Элли искали долго, но когда на пробах появилась Рэйчел Макадамс, Кассаветис сказал: «Это она». Между Гослингом и Макадамс сразу возникла такая химия, что съемочная площадка задымилась.
На роль отца Ноя, Фрэнка Кэлхауна, и матери Элли, миссис Гамильтон, были приглашены известные актеры Сэм Шепард и Джоан Аллен.
Съемки фильма проходили в маленьком городке в Южной Каролине. Ожидали ли его создатели большого успеха, трудно сказать. Актеры были малоизвестные, у режиссера была только громкая фамилия его отца, сюжет был хороший, но сколько мелодрам выпустил Голливуд за сто лет... И, возможно, грандиозный успех стал неожиданностью. «Дневник памяти» стоит на 12-м месте в списке самых кассовых мелодрам всех времен.
Фильм не собрал больших наград, но он получил гораздо большее — безграничную любовь зрителей. В чем секрет очарования «Дневника памяти»?
Гослинг и Макадамс стали идеальным выбором — они были естественны, они поражали шармом старого времени, тем, что американцы называют old charm. Они смотрелись легко, и казалось, что они играют, не чувствуя кинокамеру. Их диалоги были и романтичны, и остроумны. Операторская работа Робера Фрэсса оказалась безупречна. Джина Роуландс в роли пожилой Элли завораживала. Вместе все эти факторы действовали на зрителя просто опьяняюще.
Фильму удалось избежать слащавости и излишней сентиментальности, присущей такому, на самом деле, непростому жанру как мелодрама. «Дневник памяти» стал входить во все топы мелодрам всех времен не только из-за кассового успеха. В нем есть какое-то неуловимое очарование, которое трудно поймать словами. «Дневник памяти» принадлежит к тем редким мелодрамам, которые любят не только женщины, но и мужчины.
И пусть мы знаем, чем начнется и закончится эта история, мы все равно берем с полки DVD и оказываемся в маленьком городке в южных штатах, и с наслаждением смотрим в сотый раз, как светловолосый голубоглазый паренек окликает рыжеволосую девушку, и мы, затаив дыхание, ждем, что у них получится.
Если вы по каким-то причинам пропустили «Дневник памяти», исправьте это досадную ошибку. Вы не пожалеете.
— Теперь скажи, что и ты птица.
— Если ты птица, то и я...
Этой статьей мы продолжаем проводить ревизию фильмов из Топа 250. Рецензия-аннотация на «Реквием по мечте» лежит здесь, и впереди у нас еще 248 шедевров.